По мнению Е.Ф. Яськова
можно подразделить организационно-распорядительные
методы на две альтернативные группы -
бюрократические административные методы
и демократические. Под демократическими
административными методами в этом случае
имеется в виду осуществление властных
управленческих воздействий с учетом
интересов управляемых, с ориентацией
на их потребности, цели, стимулы и т.д.
Условием преобладания демократических
административных методов является изменение
системы управления, ее бюрократизированной
сущности.
Административно-организационные
методы выражаются в совершении
субъектом управления непосредственных
организационных действий, мероприятий,
которые основываются на авторитете
органа, руководителя или иного
лица, от чьего имени организуется
деятельность управляемых.
К наиболее распространеннымадминистративно-организационным
методам, применяемым в органах внутренних
дел, относятся: согласование, взаимодействие,
координация, контроль и проверка исполнения,
инспектирование, инструктирование и
др.
По юридическим свойствам
административные методы управления
могут быть нормативными (рассчитаны
на неопределенное число объектов
управления, которые при наличии
условий, предусмотренных гипотезой
нормы права, содержащейся в
предписании, обязаны действовать
в строгом соответствии с правилом
нормы) и индивидуальными (выражаются
в виде прямых распоряжений, адресуемых
конкретным исполнителям).
По способу воздействия
на поведение объектов управления
административные методы подразделяются:
обязывающие на совершение определенных
действий; уполномочивающие совершение
определенных действий; поощряющие совершение
социально-полезных действий; запрещающие
совершение тех или иных действий.
По форме предписания
административные методы могут
быть подразделены на категорические
(однозначность предписаний, в
которых непосредственно определено
поведение объекта управления), поручительные
(обязывают управляемого к разрешению
того или иного вопроса или
к совершению конкретных действий),
рекомендательные (содержат определенные
советы, рекомендации о целесообразности
совершения управляемыми тех
или иных действий) и диспозитивные
(содержат предписания, которые
представляют управляемым по взаимной
договоренности самим определять взаимные
права и обязанности, связанные с выполнением
предписания субъекта управления).
Также выделяют следующие
методы управления - экономические и социально-психологические.
Важная роль в повышении
эффективности управления экономикой
и обществом в целом принадлежит
экономическим методам управления, под
которыми понимаются – способы, приемы
и средства достижения целей управления
на основе реализации экономических закономерностей,
позволяющие организовать производственную
деятельность, а также прямо и косвенно
стимулировать заинтересованность коллективов
и отдельных работников в достижении результатов
всей системы.
Экономический метод организационного
воздействия иногда путают с одним лишь
материальным поощрением. Этот метод имеет
свою особенность, состоящую в возможности
определения соотношения между интенсивностью
труда и его результатом.
Экономический метод является
разновидностью стимулирования – создание
условий материальной заинтересованности
в качественном и своевременном выполнении
задания. В органах внутренних дел существует
система материального стимулирования:
«вилка» должностного оклада, дифференциация
доплаты за специальное звание, выслугу
лет, а также доплата за сложность и напряженность,
секретность работы, особые условия труда
и т.д. В целом экономический метод стимулирования
имеет определенные границы применения.
Практикой установлено, что он хорошо
сочетается с моральным стимулированием
и некоторыми другими методами.
Применение экономических
методов управления требует действенной
системы контроля их эффективности. Известно,
что повышение размера материального
вознаграждения, особенно индивидуального,
если оно правильно выбрано, обычно обеспечивает
желаемый результат.
Вместе с тем неправильное
применение экономических методов
может привести к тому, что материальное
вознаграждение не обеспечит достижение
желаемого эффекта.
Некоторые экономические
методы имеют ограниченную сферу применения
в ОВД, так как органы внутренних дел производственной
деятельностью занимаются постольку,
поскольку это необходимо для обеспечения
надлежащих условий их работы. Они финансируются
за счет государственного бюджета, в связи
с этим не имеют объективных условий для
внедрения таких методов, как кредит, налогообложение,
прибыль, цена и др. Вместе с тем экономические
методы управления в полном объеме применяются
в деятельности производственных предприятиях
и объединений, входящих в систему МВД
России.
Важную роль в решении
сложных проблем управления призваны
сыграть и социально-психологические
методы, представляющие собой конкретные
способы и приемы воздействия
на процесс формирования и
развития коллектива, на социальные
процессы, протекающие внутри него.
Данные методы не
представляют собой однородной
группы, поэтому возникает проблема
их классификации. В литературе
по социальному управлению по-разному
подходят к решению этого вопроса.
Есть классификации, основанные
на выделении однородных групп
социально-психологических методов
в зависимости от направленности
их действия. Например, различают такие
группы: методы повышения социально-производственной
активности (обмен опытом, почин, новаторство
и т.д.), методы социальной преемственности
(посвящение в профессию, присяга, чествование
ветеранов, торжественные собрания, смотры
и т.д.), методы социального нормирования
(устав общественных организаций, различные
кодексы чести и т.д.).
Примером другого подхода
к классификации может служить
выделение методов в зависимости
от характера объекта их воздействия.
На основании этого признака
классификации различают: методы
управления социально-массовыми
процессами, методы управления группами,
методы управления внутригрупповыми
явлениями и процессами и методы
управления индивидуально-личностным
поведением. Иногда данные методы
называют чисто социологическими.
Применение социологических
методов управления может быть
эффективным только в том случае,
когда имеется полная и достоверная
информация о происходящем в
коллективе процессах. Важно знать
состав коллектива органа, интересы,
склонности и поступки работников,
причины многих явлений, мотивы
поведения, положительные и отрицательные
тенденции в развитии коллектива.
Психологические методы
управления воздействуют на взаимоотношения
между людьми путем создания
работоспособного коллектива с
оптимальным психологическим климатом.
К числу психологических
методов управления относятся:
1) методы комплектования
малых групп и коллективов
(позволяют определить оптимальные
количественные и качественные
соотношения между работниками
коллектива),
2) метод гуманизации труда
(внесение элементов творчества в трудовой
процесс, исключении монотонности, однообразия
труда, использовании психологического
воздействия цвета, музыки и др.,
3) методы психологического
побуждения (мотивации). Среди них
выделяют: убеждение, внушение, подражание,
вовлечение, оказание доверия, принуждение.
4) методы профессионального
отбора и обучения (отбор работников,
обладающих такими психологическими
характеристиками, которые наиболее
соответствуют выполняемой работе
или занимаемой должности; развитие
необходимых психологических характеристик
для успешного выполнения порученного
задания).
Социально-психологические
методы управления призваны воздействовать
на взаимоотношения между людьми,
содействовать созданию в коллективе
наилучшего психологического климата.
Способность коллектива эффективно
трудиться в немалой степени
зависит от соотношения его
формальной и неформальной структуры.
Неформальная структура может
содействовать успешному функционированию
формальной структуры, а может
стать препятствием. Поэтому хороший
коллектив отличает правильное
соотношение формальной и неформальной
структур. Объект приложения социально-психологических
методов - это неформальные отношения,
воздействуя на которые в нужном
направлении, обеспечивается сплоченность
коллектива.
Социально-психологический
климат зависит во многом от
общности интересов работников,
потребностей, ценностных ориентаций,
профессионального уровня и отношения
к труду. Эти факторы должны
учитываться при формировании
коллектива, в особенности малых
групп для выполнения тех или иных
служебных задач.
Важная роль в решении
этих вопросов принадлежит руководителям,
особенно первичных коллективов.
Поэтому при их подборе следует
учитывать не только деловые,
но и личные качества, стиль
работы с людьми, умение правильно
строить отношения. Введение системы
выборности руководителей значительно
облегчает решение этой задачи.
Особенность социально-психологических
методов управления состоит в
том, что в них как бы преодолевается
ограниченность и административных,
и экономических (материальных) методов
воздействия. Здесь главными стимулами
выступают интересы высшего порядка
-стремление личности к самореализации,
общественно-полезному труду, участию
в делах общества. Эти методы непосредственно
адресуются к сознанию, направлены на
то, чтобы "разбудить человека", вызвать
к жизни его творческую личностную сущность.
Здесь вступают в действие наиболее эффективные
моральные, духовные и нравственные стимулы
и нормы поведения. "Чем более квалифицированным
трудом занят человек, тем менее эффективны
властные воздействия на него и тем большей
должна быть роль стимулов и нравственных
само регуляторов... наряду с работой по
общему улучшению организации дела необходимо
создавать в административных коллективах
такую систему заинтересованностей, а
также такую нравственную атмосферу, такой
социально-психологический климат, при
которых каждый работник будет стремиться
к оптимизации своих действий с позиций
их социальной полезности".
Особым комплексным
методом управления является
социальное планирование, которое
получает в органах внутренних
дел все более широкое развитие.
Основными целями данного планирования
являются совершенствование социальной
структуры аппаратов органов
внутренних дел, сближение квалификации
различных категорий сотрудников,
повышение общеобразовательного
и профессионального уровня личного
состава, развитие его трудовой
и общественно-политической активности,
создание благоприятного социально-психологического
климата, улучшение условий труда,
быта и отдыха.
Большая однородность
социального состава коллектива
по содержанию, характеру труда,
профессиональной и образовательной
подготовке его членов скорее
обеспечивает тесное сплочение
коллектива. Эти цели социального
планирования в большой мере
связаны с работой по подбору,
расстановке, подготовке и воспитанию
кадров.
Значительную часть
планов социального развития
в органах внутренних дел образуют
мероприятия по развитию социальной
активности, включающие обычно вопросы
формирования научного мировоззрения,
идеологического обеспечения служебных
задач, нравственного и эстетического
воспитания, повышения эффективности
пропагандистской и агитационной
работы.
Планирование развития
трудовой активности связано,
главным образом, с задачей
воспитания и развития творческой
инициативы личного состава органов
внутренних дел. Специальный раздел
в этих планах посвящается
совершенствованию социально-психологических
отношений в коллективе путем
развития товарищеского сотрудничества
и взаимопомощи; изучения, закрепления
и развития хороших традиций,
сложившихся в коллективе; создание
условий для адаптации молодых
и вновь прибывших сотрудников;
предотвращения и снятия конфликтов
в коллективе, обучения руководителей
социально психологическим основам
управления и др.
Заключение
Учитывая изложенное
в данной работе, можно сказать,
что в процессе управления
используется множество разнообразных
способов, подходов и приемов,
позволяющих упорядочить, направить
и эффективно организовать выполнение
функций, этапов, процедур и операций
в деятельности органов внутренних
дел. В совокупности они выступают
как методы управления, под которыми
понимаются способы осуществления
управленческой деятельности, применяемые
для постановки и достижения
целей.
Методы занимают особое
место в управлении, так как
на их базе происходит взаимное
обогащение теории и практики.
Методы позволяют сформировать
систему правил, приемов и подходов
при решении стоящих задач,
в данном случае по охране
правопорядка и борьбе с преступностью.
При этом использование системы
методов в процессе изучения
новых проблем управления позволяет
увеличить знание об управлении
и о закономерностях, протекающих
в нем процессов и явлений,
способствующих развитию теории
управления.
Библиография
1. А.П. Коренев «Основы
управления в органах внутренних
дел», Учебник. М.:2001 год.
2. А.Г. Поршнев. З.П. Румянцева,
Н.А. Соломатин «Управление организацией».
Учебник. М.: 1999 год.
3. В.П. Сальников «Основы
управления в органах внутренних
дел», Учебник. М.:2002 год.