Молодежная политика муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 05:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать молодежную политику муниципального образования.
Поставленная цель предполагает следующие задачи исследования:
изучить понятие и сущность муниципальной молодежной политики;
рассмотреть муниципальные органы молодежной политики;
дать характеристику Комитету по делам молодежи;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………..……3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ………..6
Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы…………..6
Муниципальный уровень реализации молодежной политики в РФ……16
ХАРАКТЕРИСТИКА КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ………32
2.1 Общая характеристика комитета……………………………………………32
2.2 Особенности молодежной политики в УГО………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..48

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 81.81 Кб (Скачать документ)

     Но  большинство авторов все же склоняются к возрастному промежутку в 14-30 лет, поэтому классификация В.В. Павловского  представляется предпочтительной при  проведении исследования в молодежной среде.

     Важнейшей целью современной России является обеспечение своей глобальной конкурентоспособности, как решающего фактора национальной безопасности и успешного развития. Молодое поколение выполняет  особые социальные функции, которые  никто другой выполнить не может. Всего выделяют от трех до десяти функций, здесь представлены основные, которые  актуальны в РФ.

     а) молодёжь наследует достигнутый  уровень развития общества и государства  и формирует в себе образ будущего, несёт функцию социального воспроизводства, преемственности развития общества.

     б) молодёжь имеет собственные цели и интересы.

     в) молодёжь отличает несформированность духовно-нравственных, ценностных ориентиров и недостаток жизненного опыта, что  увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ответственных  решений. С другой стороны, вступая  в трудовую и общественную жизнь, молодёжь является главным объектом и субъектом образования, социализации, воспитания и адаптации.

     г) молодёжь является главным участником социальной мобильности и экономической  инициативы, ей также присуще неполное включение в существующие социально-экономические  и политические отношения.

     д) молодёжь является социальным слоем  общества, который с одной стороны  является источником социально-экономического и духовного возрождения России, а с другой - источником увеличения социальной напряжённости [17].

     В зависимости от качества реализации этих функций, молодёжь может явиться  фактором как ускорения, так и  торможения общественного развития. Это зависит от того, насколько  молодёжь:

  • знает, разделяет и принимает цели и задачи государственного и общественного развития, связывает с ними свои жизненные перспективы;
  • обладает необходимыми качествами (физическими, личностными, образовательными, профессиональными) для решения поставленных задач;
  • обеспечена необходимыми ресурсами и возможностями для активного включения в решение задач повышения конкурентоспособности страны [7, c.35].

     С начала XX столетия в России политика государства по отношению к молодому поколению выдвигается в число  актуальных задач наравне с программами  о социально-экономическом развитии. По данным ежегодного Доклада Государственного комитета РФ по делам молодежи можно  прийти к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень  рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводит к ухудшению генофонда  нации, что, в свою очередь, может  составить угрозу для национальной безопасности страны. Реализация эффективной  молодежной политики в государстве  невозможна без четкого уяснения, прежде всего субъектами реализации, самого понятия "молодежная политика" [18].

     Понятие "политика" в переводе с греческого означает "государственные дела", "искусство управления государством".Р. Арон определяет политику как "программу, метод действия или сами эти действия, осуществляемые человеком или группой  людей по отношению к одной  проблеме или совокупности проблем, стоящих перед обществом". Понятие "политика" является родовым по отношению к понятию "молодежная политика". В свою очередь молодежная политика - это сложная, многогранная система отношений [15, c.70].

     В "Основных направлениях государственной  молодежной политики в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Верховного совета РФ от 3 июня 1993 г. N 5090-I содержится следующее определение: "Государственная молодежная политика является деятельностью государства, направленной на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика выражает в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на формирование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, на соблюдение прав человека" [20].

     Государственная молодежная политика - это важнейшее  направление деятельности государства. Социальная незащищенность, недостаток внимания общества предопределяет эту социальную группу как дестабилизирующую общественную силу, а в это же время на молодежи лежит ответственность за будущее страны, за созидание в этом мире. И государственная политика должна быть направлена на использование созидательного потенциала молодежи.

     Государственная молодежная политика - одно из специфических  направлений деятельности законодательных  и исполнительных органов власти с целью реализации творческого  потенциала молодежи и успешного  вхождения ее в самостоятельную  жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений [17].

     Объектом  государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан  и лиц без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет, молодые семьи, а также  молодежные объединения.

     К ее субъектам относятся государственные  органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации, а также  сами молодые граждане.

     Система становления и реализации государственной  молодежной политики представляет собой  специальное законодательство о  государственной молодежной политике, государственное регулирование  молодежной политики, плановое и финансовое обеспечение государственной молодежной политики, формирование и реализация государственной молодежной политики осуществляется на двух уровнях: федеральном и региональном. На муниципальном уровне происходит реализация муниципальной молодежной политики.

     Координируют  и направляют усилия всех государственных  и внеправительственных организаций  в решении молодежных проблем  Комитет по делам молодежи при  Правительстве России и комитеты, управления, отделы по делам молодежи в составе администраций краев, областей, республик в составе РФ [18].

     В поле их деятельности находятся следующие  основные проблемы: занятости молодежи, в том числе выпускников учебных  заведений и демобилизованных военнослужащих; включенности молодежи в производственные формы деятельности, в том числе  предпринимательство и фермерство; формирования системы социальных служб  для индивидуальной работы с подростками  и молодежью; профилактики преступности и безнадзорности среди несовершеннолетних; поддержки социально значимых программ молодежных и детских организаций; участия в организации досуга, развития творчества, организации летнего отдыха детей и подростков [20].

     Основными целями государственной молодежной политики являются:

  • содействие социальному, культурному, культурному и физическому развитию молодежи;
  • недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
  • создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;
  • расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
  • реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи;

     Государственная молодежная политика в Российской Федерации  основывается на конституционных гарантиях  равенства прав и свобод граждан, реализация которых в отношении  молодежи осуществляется на некоторых  принципах. Принцип участия: привлечение  молодых граждан к непосредственному  участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом. Принцип социальной компенсации: обеспечение  социальной и правовой защищенности молодых граждан, необходимой для  восполнения обусловленной возрастом  ограниченности их социального статуса. Принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому  развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды, и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной  жизни. Принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам  по сравнению с соответствующей  деятельностью государственных  органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики [1].

     Социальное  назначение систем информационного  обеспечения молодежи определяется расширением возможностей молодежи для самостоятельных и осознанных действий по защите своих прав и  законных интересов, выбору профессии, видов учебы, трудоустройству, организации  отдыха, решению бытовых вопросов.

     Работа  по созданию единой общероссийской информационной системы для молодежи ведется  несколько лет рядом федеральных  ведомств совместно с органами по делам молодежи субъектов РФ и  при участии молодежных и детских  общественных объединений, научных  коллективов. Впервые в практике России предусматривается создание обширной системы социальной информации не только для ведомственных целей, но и для самих граждан - молодых  людей, их родителей, учителей, исследователей молодежных проблем и так далее. Ведется работа по подключению российских информационных центров к европейской компьютерной информационной сети [7, c. 82].

     В ряде европейских государств молодежная политика является самостоятельной  частью государственной политики с  четкой структурой и тесным взаимодействием  составляющих. И каким бы ни был  Федеральный закон о молодежной политике, он в той или иной степени  должен опираться на следующие теоретические  предпосылки:

  • молодежная политика является самостоятельным направлением деятельности государства;
  • государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность самой молодежи;
  • эффективность реализации молодежной политики зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг [14, c. 37].

     Таким образом, проанализировав все вышесказанное, можно дать общее определение  понятию "молодежь".

     Молодежь - это социально-демографическая  группа общества, выделяемая на основе совокупности характеристик, особенностей социального положения и обусловленных  теми или другими социально-психологическими свойствами, которые определяются уровнем  социально-экономического, культурного  развития, особенностями социализации в российском обществе.

     Государственная муниципальная политика в РФ реализуется  всеми уровнями власти и является самостоятельной, ориентированной  на конкретные проблемы молодежи системой мер и программ. 

    1. Муниципальный уровень реализации молодежной политики в РФ
 

     В Российской Федерации молодежная политика реализуется не только на федеральном  и региональном уровнях, но и на муниципальном  уровне. Разграничение компетенции  между органами государственной  власти Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации и органами местного самоуправления в области  молодежной политики осуществляется на основе законодательства Российской Федерации  о разграничении предметов ведения  между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

     Муниципальная молодежная политика - это совокупность целей и мер, принимаемых органами местного самоуправления в целях  создания и обеспечения условий  и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений, инициатив [17].

     Муниципальная молодежная политика реализует основные задачи государственной молодежной политики и предполагает поэтапные  действия в следующих основных направлениях:

  • обеспечение соблюдения прав молодежи;
  • обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
  • содействие предпринимательской деятельности молодежи;
  • поддержка молодой семьи;
  • гарантированное предоставление социальных услуг;
  • поддержка талантливой молодежи;
  • формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;
  • поддержка деятельности молодежных и детских объединений;
  • вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;
  • интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества;
  • создание условий для более полного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь государства и общества;
  • воспитание молодых граждан в духе патриотизма, уважения общепризнанных принципов и норм международного права;
  • расширение возможностей молодых граждан в выборе жизненного пути, достижении личного успеха;
  • профилактика асоциальных явлений и экстремизма в молодежной среде;
  • поддержка и развитие молодежных общественных объединений;
  • поддержка и развитие молодежных совещательных органов;
  • развитие международного молодежного сотрудничества [16, c. 51].

Информация о работе Молодежная политика муниципального образования