Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:53, курсовая работа
Цель данной работы: определение взаимосвязи в управляющих системах.
Задачи исследования:
анализ категорий «достаточно общей теории управления»;
выявление взаимосвязи теории управления с практической деятельностью.
1.Введение 3
2.1.Система управления 6
2.2.Взаимодействие объекта, субъекта их деятельность 20
2.3.Объект, предмет, деятельность в системе муниципального управления 24
3.Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение 33
Эта особенность психики человека придаёт особую общественную значимость общей теории управления в практике жизни: если какие-то категории оказываются пустыми и (или) поведение объекта неустойчиво в смысле предсказуемости его поведения, то это означает, что человек, претендующий им управлять (равно ввести в приемлемый ему режим самоуправления) не готов — не то что к решению, но даже к постановке задачи, с которой столкнулся или за которую взялся; и потому он, обнаружив “пустоту” или неопределённость некоторых из перечисленных категорий, может осознанно заблаговременно остановиться и переосмыслить происходящее, чтобы не сотворить беды.
В противном случае он вероятностно предопределённо обречён стать тупым орудием в руках того, кто решил задачу о предсказуемости поведения в отношении него самого.
Управление всегда концептуально определённо: 1) в смысле определённости целей и иерархической упорядоченности их по значимости в полном множестве целей и 2) в смысле определённости допустимых и недопустимых конкретных средств осуществления целей управления. Неопределённости обоих видов, иными словами, неспособность понять смысл различных определённых частных и объемлющих концепций управления, одновременно проводимых в жизнь, порождают ошибки управления, вплоть до полной потери управляемости по провозглашаемой концепции (чему может сопутствовать управление по умолчанию в соответствии с некой иной концепцией, объемлющей или отрицающей первую).
В обыденном же понимании достаточно общая теория управления — мера осознанного восприятия и осмысления управления как такового. Она необязательна для индивидов управленцев-практиков, чьи бессознательные уровни психики достаточно хорошо справляются с моделированием, выбором и осуществлением возможностей управления. Но она необходима для восстановления и обеспечения единства бессознательного и сознательного в процессах управления, каковыми являются все события жизни человека. Те же, кому она неприемлема, могут жить с той мерой единства и рассогласования сознательного и бессознательного, какая «сама собой» сложилась в их психике.
2.2.Взаимодействие
объекта, субъекта их
Любому руководителю приходиться сталкиваться со всеми процессами, что происходят в обществе (рис.3 - приложение). Все процессы взаимозависимы взаимообусловлены. И если «чем-то» пренебрег и не учел, то это «что-то» все равно действует на его дело, семью или фирму, и тогда результат такого воздействия будет неожиданным, а подчас просто губительным.
Такой пренебрежительный подход и отношение ко многому происходящему вокруг очень характерен для наших отечественных бизнесменов и руководителей. И когда их дела оказываются плохи, только тогда они начинают задумываться о причинах. Они не включают в своих головах свои внутренние предикторы-предуказатели.
Поэтому необходимо разбираться не только во всем, что принято считать управлением, но и разбираться в психологии, в религии, в философии, в истории, в экологии, конечно в политике и в экономике, и во многом другом.
Каждая схема на рисунке 1; 2; (приложение) иллюстрирует процесс управления чем-либо (кем-либо): лошадь, автомобиль, ребенок, область, страна, человечество. Все схемы очень похожи между собой. А раз похожи, значит, процесс управления можно изобразить одной схемой, которую можно применить для любого случая. Такая общая схема управления изображена самой последней на рисунке 1(приложение), а более детально представлена на рисунке 4(приложение).
Рассмотрим все элементы такой, общей для всех случаев, схемы управления
Самый общий и доступный для понимания всех людей - это пример управления автомобилем. Водитель управляет автомобилем. По-научному автомобиль в этой схеме называется объектом управления, а водитель называется субъектом управления.
Объект управления - это то, чем управляют. Объектами управления могут быть лошадь, завод, рота солдат, город, область, страна, все человечество…
Субъект управления – это тот (то), кто (что) управляет объектом. Проще всего представить себе субъектом управления человека. Водитель управляет автомобилем – это понятно.
Государственные органы (президент, правительство, дума, суды) управляют страной. В этом случае страна, а это миллионы людей, отрасли производства, экономика, армия, образование и т.д., и т.п., это все вместе – объект управления. А государственные органы – субъект управления страной5.
Управляющее воздействие (прямая связь)
В процессе выдачи «команд» субъект может удерживать объект «в повиновении», то есть «заставлять» его делать то, что хочет субъект.
Но можно воздействовать на объект и «чисто» «информационно».
При передаче информации от человека к человеку происходит следующее: передаваемое сообщение несет в себе какой-либо смысл (информацию), это сообщение (информация) наделено соответствующей мерой, оно раз-мере-но, то есть, изложено словами, состоящими из букв. (А любое слово – это определенный код, т.е. определенная мера),и эта размеренная информация «держится» на материальном носителе – на бумаге (книга, газета), «на воздухе» (звуки-слова-это колебания, звуки в вакууме не распространяются, звуки распространяются в воздухе, в воде, в металле…), на экране телевизора, на экране компьютера и т.д.
Когда один человек передает информацию другому, то эта новая «попавшая в мозг человека» информация каким-либо образом неизбежно изменяет весь тот объем информации, который « сидел» в его голове ранее, «до того». Раз изменилась информация, «сидевшая» в человеке, то это изменение неизбежно и вполне определенным образом приводит и к изменению его меры (в самом общем смысле - к изменению меры понимания о каком либо явлении, предмете, мнении и т.д.). А раз изменилась информация и мера, то неизбежно изменится и «материальный носитель»
Понимание триединства «материя-информация-мера» - позволяет понять смысл любого процесса управления.
Процесс передачи любой информации от одного элемента к другому есть процесс управления, поскольку переданная информация изменяет информационное состояние этого другого элемента (приемника) , что неизбежно приводит к изменению его меры, а это в свою очередь приводит к изменению материального состояния этого другого элемента (приемника).
Таким образом, управляющее воздействие – это передача информации (наделенной мерой и на определенном материальном носителе) от субъекта управления к объекту управления. В результате такого управляющего воздействия меняется состояние объекта управления (изменяется его триединство «материя-информация-мера», которое было у него до момента получения управляющего воздействия).
Управляющее воздействие называется «прямая связь»: связь от субъекта к объекту6.
Обратная связь
Есть и «обратные связи». Приборы автомобиля (объекта) дают информацию водителю (субъекту) о скорости, наличии масла, бензина и т.п.
Все это информация о том, что надо корректировать управление: залить бензин и т.п. Если этого «субъект» управления не будет делать, то объект управления придет в негодность, «сломается». Сигналы от объекта управления к субъекту и есть обратная связь.
Чтобы процесс управления проходил без сбоев, был бы устойчивым, обратная связь от объекта к субъекту должна быть обязательно.
Среда
«Субъект» и «объект» существуют не изолированно от всего, что их окружает, и от всего, что происходит вокруг них. Тот же водитель, ведя свою машину, сталкивается со множеством для него как хороших, так и опасных ситуаций. Светофор сигнализирует ему то зеленым, то красным цветом, подростки на дорогу выбежали, рабочие дорогу ремонтируют - надо ехать в объезд, дождь пошел или гололед на дороге и т.д. Все это называется среда.
И водитель вынужден реагировать на влияние этой среды. Т.е. среда – это своего рода субъект управления по отношению к водителю машины (субъекту управления машиной). А информация, получаемая водителем от среды, с одной стороны является для него управляющей, а с другой стороны такую информацию можно считать информацией обратной связи, поскольку она есть следствие результата управления машиной водителем. Но это информация не о состоянии объекта управления , а состоянии того, что происходит вокруг и объекта и субъекта
2.3.Объект, предмет,
деятельность в системе
“Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации”7.
Для муниципального управления системное представление его компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение, от того, что понимается под системой муниципального управления, какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления, как они соотносятся между собой и реально взаимодействуют, следует, что является муниципальным управлением.
Прежде всего, имеется в виду, взаимосвязь субъекта муниципального управления (органов муниципального управления) с управляемой подсистемой (муниципальным образованием). Однозначно можно сказать, что определенный субъект муниципального управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов (просто теряется смысл их существования вообще) и только в совокупности они образуют систему муниципального управления. Она охватывает:
а) организацию и функционирование субъекта управления – органов муниципального управления (управляющую подсистему);
б) структуру взаимосвязей
управляющей системы с
в) компоненты управляемой
подсистемы и их отдельные элементы,
которые создают во взаимосвязи
структуру управляемой
Доминантой элементов муниципального управления является его самоуправленческая природа. Именно она воспринимает объективные основы и субъективный фактор муниципального управления, непосредственно связана с управляемыми объектами и в свою очередь влияет на элементы муниципального управления (цели, функции, организацию и т.д.) как напрямую, придавая им определенные качества, так и косвенно, через внутренние взаимозависимости самих элементов. В результате в муниципальном управлении создается логическая последовательность. Здесь законы, закономерности и принципы в отличие от других элементов муниципального управления олицетворяют определенные теоретические выводы и научные положения. Остальные элементы реализованы в самом муниципальном управлении.
При описании системных связей муниципального управления в таком виде надо учитывать, что перечисленные элементы сами обладают сложной, многоуровневой и иерархической организацией, проявляют себя в виде определенных подсистем: подсистемы целей и задач, функциональная структура, организационная структура, подсистема управленческой деятельности и, конечно, подсистема законов, закономерностей и принципов. Поэтому, во всем многообразии ее трудно изобразить схематически, но каждый, кто теоретически или практически связан с управлением, представляет, что с каким бы единичным элементом управления он не имел дело – компетенцией органов местного самоуправления, формами и методами их деятельности, их решениями или организационными мероприятиями – этот элемент вписан через группу соответствующих элементов в подсистему управленческих элементов муниципального управления.
Муниципальное управление – это явление субъективное. Значит, проникая в объективное, стремясь способствовать его развитию, субъект управления использует для этого множество элементов, которые являются продуктом сознания людей. К ним можно отнести исходную информацию, знания и умения персонала, различные ресурсы, планы и их экспертизу, управленческие решения, определенные действия муниципальных служащих и других участников управленческого процесса, а также субъективные результаты управления, которые характеризуют не только объективное существование потребностей и интересов, но и их отражение в мыслях и чувствах людей. Все эти субъективные элементы проявляют себя в управлении в определенной логически последовательности.
В этой подсистеме субъективных элементов муниципального управления содержится логика управленческой деятельности, понимание и соблюдение которой помогает при решении конкретных управленческих задач. Исходная информация служит началом управленческого цикла, далее необходимо обладать соответствующими знаниями и умениями, ориентироваться на правовые нормы и процедуры, учитывать имеющиеся человеческие, материальные и финансовые ресурсы, организационные формы, оптимизировать планы через экспертизу, на их основе принимать окончательные решения, вызывающие необходимые действия и в конечном итоге – приводящие к желаемым результатам. И так каждый раз по множеству проблем, связанных с удовлетворением потребностей населения.
В совокупности и во взаимосвязи
система субъективно-
Системное содержание муниципального управления предполагает, что среди элементов нет ни одного, который мог бы сам по себе содержать сущность муниципального управления и решать какую-либо управленческую задачу. Чтобы понять и практически реализовать управленческий смысл любого элемента муниципального управления, следует изучить, с одной стороны, те элементы, которые ему предшествуют, на него влияют и которые оно как бы включает в себя и передает по цепи элементов, а, с другой, те, которые следуют за ним и в которых оно реализует свои потенциальные возможности.
Здесь, имеются в виду не только собственно управленческие характеристики элементов муниципального управления, но и их отражение в сознании участников управленческих процессов, их субъективный аспект. Последнее особенно актуально, поскольку по причине все еще низкой политической и управленческой культуры множества лиц, как в органах местного самоуправления, так и за их пределами, вследствие ограниченной управленческой информации и т.д., широко распространено непонимание содержания и назначение различных элементов муниципального управления, а иногда и превратное, извращенное их понимание (самоуправление подменяется государственным местным управлением, исполнительная становится над представительной властью). В результате используются не те элементы, которые пригодны для решения соответствующих управленческих задач, а если и используются, то не в рациональном и оптимальном их сочетании. В сущности муниципальное управление – это единство знаний, искусства и опыта.