Объект, субъект, деятельность: анализ их взаимодействия применительно в разработке систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: определение взаимосвязи в управляющих системах.
Задачи исследования:
анализ категорий «достаточно общей теории управления»;
выявление взаимосвязи теории управления с практической деятельностью.

Содержание

1.Введение 3
2.1.Система управления 6
2.2.Взаимодействие объекта, субъекта их деятельность 20
2.3.Объект, предмет, деятельность в системе муниципального управления 24
3.Заключение 29
Список использованных источников и литературы 31
Приложение 33

Работа состоит из  1 файл

курсовая Microsoft Office Word.docx

— 331.86 Кб (Скачать документ)

Эта особенность психики человека придаёт  особую общественную значимость общей  теории управления в практике жизни: если какие-то категории оказываются  пустыми  и (или) поведение объекта неустойчиво в смысле предсказуемости его поведения, то это означает, что человек, претендующий им управлять (равно ввести в приемлемый ему режим самоуправления) не готов — не то что к решению, но даже к постановке задачи, с которой столкнулся или за которую взялся; и потому он, обнаружив “пустоту” или неопределённость некоторых из перечисленных категорий, может осознанно заблаговременно остановиться и переосмыслить происходящее, чтобы не сотворить беды.

В противном  случае он вероятностно предопределённо  обречён стать тупым орудием  в руках того, кто решил задачу о предсказуемости поведения в отношении него самого.

Управление  всегда концептуально определённо: 1) в смысле определённости целей и иерархической упорядоченности их по значимости в полном множестве целей и 2) в смысле определённости допустимых и недопустимых конкретных средств осуществления целей управления. Неопределённости обоих видов, иными словами, неспособность понять смысл различных определённых частных и объемлющих концепций управления, одновременно проводимых в жизнь, порождают ошибки управления, вплоть до полной потери управляемости по провозглашаемой концепции (чему может сопутствовать управление по умолчанию в соответствии с некой иной концепцией, объемлющей или отрицающей первую).

В обыденном  же понимании достаточно общая теория управления — мера осознанного восприятия и осмысления управления как такового. Она необязательна для индивидов управленцев-практиков, чьи бессознательные уровни психики достаточно хорошо справляются с моделированием, выбором и осуществлением возможностей управления. Но она необходима для восстановления и обеспечения единства бессознательного и сознательного в процессах управления, каковыми являются все события жизни человека. Те же, кому она неприемлема, могут жить с той мерой единства и рассогласования сознательного и бессознательного, какая «сама собой» сложилась в их психике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Взаимодействие  объекта, субъекта их деятельность

 

Любому руководителю приходиться  сталкиваться со всеми процессами, что происходят в обществе (рис.3 - приложение). Все процессы взаимозависимы взаимообусловлены. И если «чем-то» пренебрег и не учел, то это «что-то» все равно действует на его дело, семью или фирму, и тогда результат такого воздействия будет неожиданным, а подчас просто губительным.

Такой пренебрежительный  подход и отношение ко многому  происходящему вокруг очень характерен для наших отечественных бизнесменов и руководителей. И когда их дела оказываются плохи, только тогда они начинают задумываться о причинах. Они не включают в своих головах свои внутренние предикторы-предуказатели.

Поэтому необходимо разбираться  не только во всем, что принято считать  управлением, но и разбираться в  психологии, в религии, в философии, в истории, в экологии, конечно в политике и в экономике, и во многом другом.

Каждая схема на рисунке 1; 2; (приложение) иллюстрирует процесс управления чем-либо (кем-либо):  лошадь, автомобиль, ребенок, область, страна, человечество. Все схемы очень похожи между собой. А раз похожи, значит, процесс управления можно изобразить одной схемой, которую можно применить для любого случая. Такая общая схема управления изображена самой последней на рисунке 1(приложение), а более детально представлена на рисунке 4(приложение).

Рассмотрим все элементы такой, общей для всех случаев, схемы управления

Самый общий и доступный  для понимания всех людей - это  пример управления автомобилем. Водитель управляет автомобилем. По-научному автомобиль в этой схеме называется объектом управления, а водитель называется субъектом управления.

Объект управления -  это  то, чем управляют. Объектами управления могут быть лошадь, завод, рота солдат, город, область, страна, все человечество…

Субъект управления – это  тот (то), кто (что) управляет объектом. Проще всего представить себе субъектом управления человека. Водитель управляет автомобилем – это  понятно.

Государственные органы (президент, правительство, дума, суды) управляют  страной. В этом случае страна, а  это миллионы людей, отрасли производства, экономика, армия, образование  и  т.д.,   и  т.п., это все вместе – объект управления.  А государственные органы – субъект управления страной5.

Управляющее воздействие  (прямая связь)

В процессе выдачи «команд» субъект может удерживать объект «в повиновении», то есть «заставлять» его делать то, что хочет субъект.

Но можно воздействовать на объект и «чисто» «информационно».

При передаче информации от человека к человеку происходит следующее:  передаваемое сообщение несет в себе какой-либо смысл (информацию), это сообщение (информация) наделено соответствующей мерой, оно раз-мере-но, то есть, изложено словами, состоящими из букв. (А любое слово – это определенный код, т.е. определенная мера),и эта размеренная информация «держится» на материальном носителе – на бумаге (книга, газета), «на воздухе» (звуки-слова-это колебания, звуки  в вакууме не распространяются, звуки распространяются в воздухе, в воде, в металле…), на экране телевизора, на экране компьютера и т.д.

Когда один человек передает информацию другому, то эта новая  «попавшая в мозг человека» информация каким-либо  образом неизбежно  изменяет весь тот объем информации, который « сидел» в его голове ранее, «до того». Раз изменилась информация, «сидевшая» в человеке, то это изменение неизбежно и вполне определенным образом приводит и к изменению его меры (в самом общем смысле - к изменению меры понимания о каком либо явлении, предмете, мнении и т.д.). А раз изменилась информация и мера, то неизбежно изменится и «материальный носитель»

Понимание триединства «материя-информация-мера» - позволяет понять смысл любого процесса управления.

Процесс передачи любой информации от одного элемента к другому есть процесс управления, поскольку переданная информация изменяет информационное состояние этого другого элемента (приемника) , что неизбежно приводит к изменению его меры, а это в свою очередь приводит к изменению материального состояния этого другого элемента (приемника).

Таким образом, управляющее  воздействие – это передача информации (наделенной мерой и на определенном материальном носителе) от субъекта управления к объекту управления. В результате такого управляющего воздействия меняется состояние объекта управления (изменяется его триединство «материя-информация-мера», которое было у него до момента получения управляющего воздействия).

Управляющее воздействие  называется «прямая связь»: связь от субъекта  к  объекту6.

Обратная связь

Есть и «обратные связи».  Приборы автомобиля (объекта) дают информацию водителю (субъекту) о скорости, наличии масла, бензина и т.п.

Все это информация о том, что надо корректировать управление: залить бензин и т.п. Если этого «субъект» управления не будет делать, то объект управления придет в негодность, «сломается». Сигналы от объекта управления к субъекту и есть обратная связь.

Чтобы процесс управления проходил без сбоев, был бы устойчивым, обратная связь от объекта к субъекту должна быть обязательно.

Среда

«Субъект» и «объект» существуют не изолированно от всего, что их окружает, и от всего, что происходит вокруг них. Тот же водитель, ведя свою машину, сталкивается со множеством для него как хороших, так и опасных ситуаций. Светофор сигнализирует ему то зеленым, то красным цветом, подростки на дорогу выбежали, рабочие дорогу ремонтируют - надо ехать в объезд, дождь пошел или гололед на дороге и т.д. Все это называется среда.

И водитель вынужден реагировать  на влияние этой среды. Т.е. среда  – это своего рода субъект управления по отношению к водителю машины (субъекту управления машиной). А информация, получаемая водителем от среды, с  одной стороны является для него управляющей, а с другой стороны такую информацию можно считать информацией обратной связи, поскольку она есть следствие результата управления машиной водителем. Но это информация не о состоянии объекта управления , а состоянии того, что происходит вокруг и объекта и субъекта

 

 

 

 

2.3.Объект, предмет,  деятельность в системе муниципального  управления

 

“Система управления представляет совокупность всех элементов, подсистем  и коммуникаций между ними, а также  процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации”7.

Для муниципального управления системное представление его  компонентов, элементов и их взаимосвязей имеет принципиальное теоретическое и методологическое значение, от того, что понимается под системой муниципального управления, какие и в каком порядке включаются в нее управленческие проявления, как они соотносятся между собой и реально взаимодействуют, следует, что является муниципальным управлением.

Прежде всего, имеется  в виду, взаимосвязь субъекта муниципального управления (органов муниципального управления) с управляемой подсистемой (муниципальным образованием). Однозначно можно сказать, что определенный субъект муниципального управления не может существовать без соответствующих управляемых объектов (просто теряется смысл их существования вообще) и только в совокупности они образуют систему муниципального управления. Она охватывает:

а) организацию и функционирование субъекта управления – органов муниципального управления (управляющую подсистему);

б) структуру взаимосвязей управляющей системы с управляемым  объектом – муниципальным образованием (прямые и обратные связи);

в) компоненты управляемой  подсистемы и их отдельные элементы, которые создают во взаимосвязи  структуру управляемой подсистемы и непосредственно воспринимают управленческие воздействия.

Доминантой элементов  муниципального управления является его  самоуправленческая природа. Именно она воспринимает объективные основы и субъективный фактор муниципального управления, непосредственно связана с управляемыми объектами и в свою очередь влияет на элементы муниципального управления (цели, функции, организацию и т.д.) как напрямую, придавая им определенные качества, так и косвенно, через внутренние взаимозависимости самих элементов. В результате в муниципальном управлении создается логическая последовательность. Здесь законы, закономерности и принципы в отличие от других элементов муниципального управления олицетворяют определенные теоретические выводы и научные положения. Остальные элементы реализованы в самом муниципальном управлении.

При описании системных связей муниципального управления в таком виде надо учитывать, что перечисленные элементы сами обладают сложной, многоуровневой и иерархической организацией, проявляют себя в виде определенных подсистем: подсистемы целей и задач, функциональная структура, организационная структура, подсистема управленческой деятельности и, конечно, подсистема законов, закономерностей и принципов. Поэтому, во всем многообразии ее трудно изобразить схематически, но каждый, кто теоретически или практически связан с управлением, представляет, что с каким бы единичным элементом управления он не имел дело – компетенцией органов местного самоуправления, формами и методами их деятельности, их решениями или организационными мероприятиями – этот элемент вписан через группу соответствующих элементов в подсистему управленческих элементов муниципального управления.

Муниципальное управление –  это явление субъективное. Значит, проникая в объективное, стремясь способствовать его развитию, субъект управления использует для этого множество элементов, которые являются продуктом сознания людей. К ним можно отнести исходную информацию, знания и умения персонала, различные ресурсы, планы и их экспертизу, управленческие решения, определенные действия муниципальных служащих и других участников управленческого процесса, а также субъективные результаты управления, которые характеризуют не только объективное существование потребностей и интересов, но и их отражение в мыслях и чувствах людей. Все эти субъективные элементы проявляют себя в управлении в определенной логически последовательности.

В этой подсистеме субъективных элементов муниципального управления содержится логика управленческой деятельности, понимание и соблюдение которой помогает при решении конкретных управленческих задач. Исходная информация служит началом управленческого цикла, далее необходимо обладать соответствующими знаниями и умениями, ориентироваться на правовые нормы и процедуры, учитывать имеющиеся человеческие, материальные и финансовые ресурсы, организационные формы, оптимизировать планы через экспертизу, на их основе принимать окончательные решения, вызывающие необходимые действия и в конечном итоге – приводящие к желаемым результатам. И так каждый раз по множеству проблем, связанных с удовлетворением потребностей населения.

В совокупности и во взаимосвязи  система субъективно-объективных  зависимостей, система управленческих элементов муниципального управления, система субъективных элементов муниципального управления в механизме формирования и реализации муниципального управления создают достаточно полное представление о системном строении муниципального управления. Одновременно эти подсистемы и механизмы служат методологической основой его анализа, использования возможностей для совершенствования муниципального управления.

Системное содержание муниципального управления предполагает, что среди  элементов нет ни одного, который  мог бы сам по себе содержать сущность муниципального управления и решать какую-либо управленческую задачу. Чтобы понять и практически реализовать управленческий смысл любого элемента муниципального управления, следует изучить, с одной стороны, те элементы, которые ему предшествуют, на него влияют и которые оно как бы включает в себя и передает по цепи элементов, а, с другой, те, которые следуют за ним и в которых оно реализует свои потенциальные возможности.

Здесь, имеются в виду не только собственно управленческие характеристики элементов муниципального управления, но и их отражение в сознании участников управленческих процессов, их субъективный аспект. Последнее особенно актуально, поскольку по причине все еще низкой политической и управленческой культуры множества лиц, как в органах местного самоуправления, так и за их пределами, вследствие ограниченной управленческой информации и т.д., широко распространено непонимание содержания и назначение различных элементов муниципального управления, а иногда и превратное, извращенное их понимание (самоуправление подменяется государственным местным управлением, исполнительная становится над представительной властью). В результате используются не те элементы, которые пригодны для решения соответствующих управленческих задач, а если и используются, то не в рациональном и оптимальном их сочетании. В сущности муниципальное управление – это единство знаний, искусства и опыта.

Информация о работе Объект, субъект, деятельность: анализ их взаимодействия применительно в разработке систем управления