Автор работы: d********@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа
Первые попытки теоретического обобщения накопленного управлением опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производства способствовала росту размеров предприятий, их ориентации на массовое производство и сбыт, а следовательно, и на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами и нормами.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Исторические условия, способствовавшие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки………………………………………...…5
2. Возникновение и основные положения научного менеджмента. Ф. У. Тейлор и его последователи……………………………………………………….9
3. Формирование классического направления в менеджменте. А. Файоль..12
4. Использование психологии в управлении. Школы человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо………………………………….…14
5. Становление и развитие количественной школы……………………....……19
Заключение……………………………………………………………………...23
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский
государственный университет
Факультет социологии
и управления.
Курсовая
работа
Тема:
«Общая характеристика
зарубежного управления»
Выполнил: Ларионова И.М. студентка 2 курса
Оценка_______
Рязань 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Исторические условия, способствовавшие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки………………………………………...…5
2.
Возникновение и
основные положения
научного менеджмента.
Ф. У. Тейлор и его последователи……………………………………………
3. Формирование классического направления в менеджменте. А. Файоль..12
4. Использование психологии в управлении. Школы человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо………………………………….…14
5. Становление и развитие количественной школы……………………....……19
Заключение……………………………………………………
Список
литературы
Введение
Первые попытки теоретического обобщения накопленного управлением опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производства способствовала росту размеров предприятий, их ориентации на массовое производство и сбыт, а следовательно, и на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами и нормами.
На всем протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления. Ответом на эти потребности за рубежом были работы Ф. У. Тейлора, А. Файоля и их последователей, сформировавших первые школы менеджмента.
Основатель школы научного менеджмента Ф.У.Тейлор доказывал, что лучший менеджмент — это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование, по его мнению, дает удивительные результаты и является средством сократить потери, возникающие из-за низкой производительности.
Другой известный специалист в области менеджмента — Анри (Генри) Файоль первым предложил формализованное описание работы управляющих в организациях по их функциональным признакам и сформулировал принципы управления, ограничив их число лишь теми, которые наиболее часто использовал в собственной практике. Практическое применение принципов управления, которые традиционно рассматриваются как научная основа менеджмента, — это большое искусство, которое достигается только через опыт и практическую деятельность.
Важным итогом теоретических разработок явилось формулирование принципов управления, то есть общих правил, отражающих требования к управлению в определенных условиях общественного развития. Практическое использование этих правил обеспечивает единство подходов к формированию систем управления организациями.
Эффективность любой системы управления во многом зависит от применяемых ею инструментов управления. В связи с этим можно отметить, что за свою историю человечество выработало три принципиально различных инструмента управления. Первый — это иерархия, где основным средством воздействия являются отношения власти подчинения, принуждение человека сверху, контроль над распределением благ. Второй — культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом ценности и социальные нормы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе. Третий — это рынок, т.е. сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, свободы и демократии.
Целью курсовой работы является изучение общей характеристики зарубежного управления.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
-рассмотреть исторические условия, способствовавшие выделению управленческой мысли как самостоятельной науки;
-проанализировать возникновение и основные положения научного менеджмента. Ф. У. Тейлор и его последователи;
-охарактеризовать классическое направления в менеджменте и теорию Файоля;
-раскрыть роль использования психологии в управлении. Рассмотреть школы человеческих отношений и поведенческих наук. Э. Мэйо;
-рассмотреть
становление и развитие количественной
школы.
1. Исторические условия,
способствовавшие
выделению управленческой
мысли как самостоятельной
науки
Хотя само управление как вид деятельности и управленческая мысль, обобщающая его достижения, возникли много сотен и тысяч лет назад, управление как научная дисциплина относительно молодо. Причина в том, что мощные организации, позволившие выделиться управленческому персоналу как социальной группе, отделить управленческую работу от неуправленческой деятельности, возникли только в XIX в. Современные крупные организации и необходимость внедрения достижения НТР потребовали использования новых принципов управления в этот период, обеспечивающих:
Формирование научных основ управления производством началось в XX в. стараниями таких ученых, как А. Маршалл (1842—1924), Лонглин (1835 г., исследования функций менеджера), Джозеф (1850 г., принципы единоначалия и контроля), Вар-тон, Меткалф, Халси и др. Питательной средой этого процесса, его почвой, на которой он мог успешно произрастать, явилось промышленное производство.
Наиболее благоприятные условия для формирования научного подхода к проблемам управления производством сложились в США. Концентрация производства способствовала созданию новой техники в США и других странах.
К концу XIX столетия США прочно заняли место в ряду развитых стран. К ранее существовавшему Гарвардскому университету добавились Йельский, Чикагский, Мичиганский и др. Намного расширилась сеть научных учреждений. В 1848 г. была создана Американская ассоциация развития наук, в 1863 г. — Национальная академия наук, в 1902 г. — Институт Карнеги.
В США с конца XIX в. при крупнейших университетах начали появляться школы бизнеса. Эти школы явились основой для создания впоследствии широкой сети учебных заведений разного уровня для подготовки специалистов-менеджеров [6,с.149]
Первое десятилетие XX в. было периодом, так сказать, еще внутриутробного развития идей научного управления производством. Ф. У. Тейлор и его единомышленники фактически ухе сформировали основные принципы управления и даже довольно широко использовали их на практике, но их методы применялись еще только на отдельных предприятиях. Отношение основной массы предпринимателей было преимущественно отрицательным к идеям научного менеджмента. И неудивительно: они видели в них посягательство на «священное право частного собственника поступать на своем предприятии так, как ему заблагорассудится».
Однако жизнь брала свое. Само по себе развитие капиталистического производства — общественного по существу, но остающегося в частных руках, приводило к необходимости внедрения управления, основанного не на интуиции, а на точном исследовании и расчете. И даже самые рьяные аутсайдеры и поборники идей абсолютной «свободной воли хозяина» на своем предприятии начали понимать это.
Дело «Истерн Рейте» и последовавшие за ним расследования знаменовали собой победу здравого смысла предпринимателей над наиболее консервативными их представителями.
А дело «Истерн Рейте» заключалось в следующем. В 1910 г. произошел конфликт между железнодорожной компанией «Истерн Рейте» и грузоотправителями по вопросу о повышении тарифов на перевозки. Конфликт сразу принял сенсационный характер. Железные дороги были национальной гордостью страны.
Грузоотправителем являлась вся промышленность. Дело было передано в международную торговую комиссию. Руководитель комиссии Брендейс привлек в качестве экспертов многих известных специалистов в области организации и управления: X. Хатауэя, Г. Тауна, Г. Эмерсона, Г. Гантта.
Особую роль в успешной работе экспертов, привлеченных к делу «Истерн Рейте», сыграл Г. Эмерсон. Он начал свою работу с изучения состояния железной дороги и нашел его неудовлетворительным. С точки зрения научного менеджмента в результате тщательного изучения всего дела Г. Эмерсон дал заключение, ошеломившее Америку: «Железные дороги могут ежедневно экономить 1 млн долл. за счет введения научного управления».
Теперь
1911 г. может по праву считаться годом «рождения», признания менеджмента как науки. Именно в этом году прошла первая международная научно-практическая конференция по менеджменту, инициатором и организатором которой был X. Персон. В 1911 г. вышла книга основоположника научного менеджмента Ф. У. Тейлора «Принципы научного управления» [12].
Движение за научное управление пошло и вширь, и вглубь, все более овладевая умами бизнеса.
Вся система подготовки управляющих и повышения квалификации в США стала своего рода мостом между, с одной стороны, научными исследованиями в области анализа, техники, форм и методов управления, а с другой стороны, практикой управленческой деятельности в разных сферах экономики. Эта система постоянно приспосабливается к увеличивающейся сложности управления промышленными комплексами, непроизводственными организациями, национальными программами, рыночной конъюнктурой. Изменяются и совершенствуются методы, организационные формы, учебные планы. Американские школы бизнеса, ассоциации по управлению, учебные центры промышленных корпораций прочно утвердились в качестве лидеров в деловом мире в области разработок научно-методических основ и организации обучения управляющих. Организация и методы обучения управленческого персонала давно стали предметом американского экспорта в другие страны. Американские школы бизнеса организуют по своему подобию школы в Западной Европе, Латинской Америке, Японии и других странах. В этих школах преподают американские профессора, используются американские методические разработки и учебные материалы. Преподаватели большинства школ проходят стажировку в США либо в специальных учебных центрах, организуемых США в других странах.
Информация о работе Общая характеристика зарубежного управления