Организационно-правовые формы предприятий и их особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 15:31, реферат

Описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:
установление сущности, видов и функций коммерческих организаций;
определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования коммерческих предприятий;
оценка эффективности организационно-правовых форм коммерческих предприятий;
выявление мер проводимых государством для регулирования деятельности коммерческих организаций. Поставленные задачи были выполнены путём анализа экономической литературы.

Содержание

1.Теоретическая часть
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………………………5
Понятие, сущность и виды коммерческих организаций……………….5
Создание и деятельность коммерческих фирм…………………………7
Глава 2.СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ФИРМ…………………………………………………...15
Индивидуальные предприятия………………………………………….15
Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества……………16
Корпорации……………………………………………………………….29
Производственный кооператив………………………………………….32
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………….35
3.1.Кредитно-денежная и фискальная политика государства.…………….35 3.2.Инвестиционная, научно-техническая и амортизационная политика государства……………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39

2.Расчетная часть
ЗАДАНИЕ № 1…………………………………………………………………...41
ЗАДАНИЕ № 2…………………………………………………………………...48
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...55

Работа состоит из  1 файл

Коммерческие организации в экономике.doc

— 218.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.Теоретическая  часть

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………………………5

    1. Понятие, сущность и виды коммерческих организаций……………….5
    2. Создание и деятельность коммерческих фирм…………………………7

Глава 2.СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ФИРМ…………………………………………………...15

    1. Индивидуальные  предприятия………………………………………….15
    2. Хозяйственные товарищества и хозяйственные общества……………16
    3. Корпорации……………………………………………………………….29
    4. Производственный кооператив………………………………………….32

Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ……………………………………….35

     3.1.Кредитно-денежная и фискальная политика государства.…………….35    3.2.Инвестиционная, научно-техническая и амортизационная политика государства……………………………………………………………………37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...39

 

2.Расчетная  часть

ЗАДАНИЕ № 1…………………………………………………………………...41

ЗАДАНИЕ № 2…………………………………………………………………...48

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...55

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Центральным звеном рыночной экономики, в котором принимаются  и осуществляются решения об использовании  ограниченного количества благ с  учётом обстоятельств внешней среды, выбора вариантов решения проблем ,направленных на достижение желаемых конечных результатов, являются хозяйствующие субъекты (организации, предприятия, домашние хозяйства).

Вид и способ структурного построения предприятия (фирмы, компании и т.п.), предусмотренные законами и другими нормами хозяйственного права, зависящие от формы собственности, объёма и ассортимента выпускаемой продукции, формирования его капитала, характера и содержания деятельности, различающиеся по способу вхождения в различные межфирменные союзы, по методу ведения конкурентной борьбы и т.д., представляют собой организационно-правовые формы хозяйствования.

Организационно –  правовые формы отличаются крайним  разнообразием: к этой категории  относятся как гигантские корпорации, подобные General Motors, так и местные специализированные магазины или семейные продуктовые лавки с одним-двумя служащими и ежедневным небольшим объемом продаж. Такое разнообразие порождает необходимость классифицировать фирмы по некоторым критериям, таким, например, как правовой статус.

Принимая решение о  выборе организационно-правовой формы, предприниматель определяет требуемый уровень и объем возможных прав и обязательств, что зависит от профиля и содержания будущей деятельности, возможного круга партнеров, существующего в стране законодательства.

Правовая форма предприятия  представляет собой комплекс правовых и хозяйственных норм, которые определяют характер, условия и способы формирования правовых и экономических отношений между работниками и собственником предприятия, между предприятием и другими, внешними по отношению к нему хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. Этими правовыми нормами регулируются внутренние и внешние отношения, порядок устройства и деятельность предприятий.

Наличие организационно-правовых форм хозяйствования, как показала мировая практика, является важнейшей предпосылкой для эффективного функционирования рыночной экономики в любом государстве, в том числе и в России. Все предприятия в соответствии с ГК РФ в зависимости от основной цели делятся на некоммерческие и коммерческие. Некоммерческие предприятия отличаются от коммерческих тем, что извлечение прибыли у первых не является основной целью, и они не распределяют её между участниками.

Цель данной работы заключается  в рассмотрении организационно-правовых форм предприятий и их особенностей.

В соответствии с поставленной целью курсовой работы рассматриваются следующие задачи:

  • установление сущности, видов и функций коммерческих организаций;
  • определение и выявление основных принципов организационно-правовых форм функционирования коммерческих предприятий;
  • оценка эффективности организационно-правовых форм коммерческих предприятий;
  • выявление мер проводимых государством для регулирования деятельности коммерческих организаций. Поставленные задачи были выполнены путём анализа экономической литературы.

Данная курсовая работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка литературы.

 

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И  ФУНКЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 

1.1.Понятие,  сущность и виды коммерческих  организаций

Коммерческая организация, как указывает статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, является юридическим лицом и имеет единственный существенный отличительный признак: основная цель ее деятельности - извлечение прибыли. Понятие "коммерческая организация" равнозначно понятию "предпринимательская организация", точно так же как термин "предпринимательская деятельность" идентичен термину "коммерческая деятельность". В широком смысле слова любой предприниматель является коммерсантом. Именно такое понимание коммерческой деятельности и коммерсанта заложено в торговых кодексах ряда государств.

Предпринимательской деятельностью  вправе заниматься граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями, юридические лица - коммерческие и  некоммерческие организации (последние  в ограниченных пределах). Деление  на коммерческие и некоммерческие организации дает возможность обеспечить четкое направление общественной, благотворительной и иной подобной деятельности через специальную правоспособность некоммерческих организаций. С другой стороны, общая правоспособность коммерческих организаций соответствует главной цели их существования - извлечению прибыли любыми непротивоправными методами.

Гражданский кодекс Российской Федерации установил закрытый перечень организационно - правовых форм коммерческих организаций - хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия (п. 2 ст. 50 ГК РФ). Такая последовательность не случайна. Ее нельзя назвать случайной. Законодатель исходил из экономической значимости каждой из указанных форм в системе свободной рыночной экономики. Определяющими должны быть те формы коммерческих организаций, которые создают возможность нестесненного проявления предпринимательской инициативы.

Коммерческие организации, по сути, являются становым хребтом  российской экономики. Поэтому для того, чтобы гарантировать права самих организаций, обеспечить интересы каждого контрагента в правоотношениях с коммерческими организациями, особенно важно четко определить участников гражданского оборота. Не имея возможности в деталях урегулировать весь комплекс отношений с участием коммерческих организаций различных организационно-правовых форм, Гражданский кодекс предусмотрел издание ряда специальных законов, оставив за собой основные общие положения о юридических лицах и отдельных видах коммерческих организаций.

Применительно ко всем юридическим  лицам Гражданский кодекс установил, что их правосубъектность возникает  с момента государственной регистрации, осуществляемой органами юстиции. Какие  именно органы, юстиции и в каком порядке должны осуществлять регистрацию юридических лиц, Гражданский кодекс не определил, указав, что по этому поводу должен быть принят специальный закон о регистрации юридических лиц (ст. 51 ГК РФ). Очевидно, что на всей территории Российской Федерации необходима единая система органов регистрации, единый перечень и порядок оформления документов, представляемых для регистрации, различающийся по организационно - правовым формам коммерческих организаций. Единый государственный реестр коммерческих организаций должен обеспечивать защиту интересов как включенных в реестр юридических лиц, так и их контрагентов. Но Закон о государственной регистрации юридических лиц, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации в декабре 1995 года, не был подписан Президентом и не вступил в силу. В связи с этим действуют статьи 34 и 35 Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности, согласно которым сохраняется регистрация, осуществляемая, главным образом, местными органами власти и управления на основании местных правил.

Существенным условием индивидуализации коммерческой организации  закон считает присвоение ему  фирменного наименования, фиксируемого при государственной регистрации. Пункт 4 статьи 54 Гражданского кодекса  Российской Федерации обязывает  коммерческую организацию иметь фирменное наименование, а пункт 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации относит его к данным государственной регистрации. Право на фирменное наименование - абсолютное, неотчуждаемое право юридического лица. Однако по договору коммерческой концессии оно может быть предоставлено правообладателем в пользование пользователю (ст. 1027 ГК РФ).

Гражданский кодекс предусматривают  возможность создания коммерческих организаций в виде индивидуальных предприятий, хозяйственных товариществ и  обществ, а также производственных кооперативов. Правовое регулирование создания и деятельности коммерческих организаций в соответствии с нормами Гражданского кодекса должно осуществляться в соответствии с базовыми законами, которые должны быть приняты по акционерным обществам, обществам с ограниченной ответственностью, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям. К сожалению, на данный момент приняты лишь Закон об акционерных обществах, Закон о сельскохозяйственной кооперации и Закон о производственных кооперативах.1

 

1.2.Создание  и деятельность коммерческих  фирм

Анализ действующих  нормативных правовых актов позволяет  сделать вывод, что в российском законодательстве отсутствует легальное  определение понятия «создание коммерческой организации». Между тем беспробельность правовой регламентации процедуры создания коммерческих организаций во многом зависит от верного понимания сущности рассматриваемого явления, его понятия и особенностей.

Проанализируем употребление термина «создание юридического лица» в научных публикациях. По мнению И.В. Ершовой: «Под созданием коммерческих организаций понимается совершение юридически значимых действий и принятие соответствующих актов, направленных на придание лицу правового статуса субъекта предпринимательского права»2.

По мнению С.В. Борисовой: «Процесс создания субъектов предпринимательской деятельности представляет собой выполнение будущими предпринимателями, реализующими свое конституционное право, ряда юридически значимых действий, характеризующихся единой организационной канвой и осуществляемых в соответствии с правилами, установленными действующим законодательством. Он выполняет функцию правового механизма «перевода» граждан в участников предпринимательских отношений, включающего в себя ряд элементов: правосубъектность предпринимательских образований, их правовой статус, средства государственной легитимации и др.».

По мнению В.А. Горлова: «Создание юридического лица — это совокупность взаимосвязанных и последовательно осуществляемых учредителями юридических действий, закрепленная в законе и отраженная в учредительном договоре».

Ряд исследователей определяет создание юридического лица через стадии его создания.

Сформулируем признаки создания коммерческой организации.

  1. Создание коммерческой организации всегда представляет собой деятельность. В основе создания юридического лица лежат правомерные действия — соглашения учредителей, акты регистрирующего органа.
  2. Содержанием деятельности по созданию коммерческой организации являются учреждение коммерческой организации и ее государственная регистрация.
  3. Направленность на конечный результат придание лицу статуса субъекта предпринимательской деятельности.

Субъектами правоотношений по созданию коммерческой организации являются:

- учредители: граждане, юридические  лица, государственные и муниципальные  органы;

-государство в лице  регистрирующих органов.

Таким образом, создание коммерческой организации — это деятельность граждан и (или) юридических лиц, государственных и муниципальных органов по учреждению и государственной регистрации коммерческой организации, направленная на придание лицу статуса субъекта предпринимательской деятельности.

Институт создания коммерческих организаций строится и функционирует  на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение.

Принцип законности. Применительно к созданию коммерческих организаций принцип законности означает, что: во-первых, учредительные документы коммерческой организации должны соответствовать требованиям законодательства, во-вторых, учредители обязаны соблюсти установленный законодательством порядок учреждения коммерческой организации.

Относительно принципа законности необходимо отметить, что Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ освобождает регистрирующий орган от необходимости проверять факты соответствия учредительных документов требованиям законодательства и соблюдения учредителями установленного порядка регистрации (ст. 12). В соответствии с этой позицией законодателя ст. 51 Гражданского кодекса РФ в новой редакции от 21 марта 2002 г.3 уже не указывает, как раньше, на то, что нарушение установленного законом порядка образования юридического лица или несоответствие его учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации. Принцип законности, лежавший в основе указанной нормы Гражданского кодекса РФ, предполагал экспертизу учредительных документов и проверку порядка создания коммерческой организации со стороны регистрирующего органа. Законность означала контроль со стороны регистрирующего органа при создании коммерческой организации. Таким образом, коммерческая организация (считалась созданной законно, а ее учредительные документы — соответствующими законодательству, только если это было подтверждено регистрирующим органом, который выполнял функцию гаранта законности6. Сейчас эта функция снята с регистрирующего органа. Закон о государственной регистрации юридических лиц не исключает принципа законности, а лишь возлагает обязанность по его соблюдению на ее учредителей, а не на регистрирующий орган.

Информация о работе Организационно-правовые формы предприятий и их особенности