Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:08, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение особенностей планирования на малых, средних и крупных предприятиях. Задачами данной работы являются:
1. рассмотреть роль планирования в системе управления предприятием;
2. охарактеризовать особенности планирования на предприятии в зависимости от его размеров;
Введение……………………………………………………………………….…….3
Глава 1 Планирование на малых, средних и крупных предприятиях………….. .5
1.1 Планирование в системе управления предприятием………….…………...….5
1.2 Особенности планирования на малых, средних и крупных предприятиях..13
Глава 2 Финансовое планирование на малых и средних предприятиях ………22
2.1 Малые и крупные предприятия, их взаимодействие………………………...22
2.2 Финансовое планирование на малых и средних предприятиях …………....24
Заключение…………………………………………………………………….........31
Библиографический список … … ………………………………..…….………....32
К крупным предприятиям относятся как отдельные компании, так и интегрированные структуры. К последним относятся объединения предприятий в виде концернов, финансово-промышленных групп (ФПГ), холдингов, транснациональных корпораций (ТНК). Интеграция предприятий может быть вертикальной, когда объединяются предприятия от источников сырья до получения готовой продукции (заготовка, обработка, сборка), горизонтальной, когда интегрируются технологически однородные предприятия, отдельно заготовительные либо обрабатывающие, либо сборочные. В мировой практике широко используется диверсифицированная интеграция, когда объединяются разнородные по отраслевым признакам предприятия. Это достаточно эффективная форма интеграции, позволяющая не только эффективно управлять, но и избегать воздействия антитрестовского (антимонопольного) законодательства.
К формам интеграции относятся также картель, консорциум, пул, синдикат, трест, комбинат, концерн, конгломерат.
Картель представляет собой интеграцию отраслевой деятельности компаний различных стран (например, стран ОПЕК) на основе картельного соглашения с целью согласованного управления рынком сбыта.
Картельное соглашение определяет принципы взаимодействия юридически самостоятельных предприятий на рынках сбыта. Оно устанавливает квоты объемов продаж участников, цен на продукцию, согласовывает другие элементы деятельности в рамках соглашения (например, оплату труда, режим работы и т. п.). Нарушение картельного соглашения предполагает штрафные санкции.
На основе картельного соглашения работают также интегрированные формирования в виде консорциума и пула.
Консорциум — временное объединение юридических лиц для совместного выполнения крупных финансовых проектов (операций) на основе картельного соглашения, определяющего правила участия в реализации проекта и долевого распределения прибыли.
Пул — форма интеграции на основе картельного соглашения для достижения поставленных целей совместными усилиями (например, патентный пул для создания реализации новшества и использования патента).
Синдикат - интеграция совокупности предприятий на условиях централизации функций материально-технического обеспечения и сбыта продукции. Участники сохраняют юридическую и производственную самостоятельность, но утрачивают коммерческую.
Трест — объединение предприятий, при котором участники теряют производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются единому (централизованному) управлению. Управление осуществляется в форме контрольного пакета или особого доверительного сертификата (траста). Общая прибыль распределяется по долевому участию. Тресты, как правило, не выходят за отраслевые рамки и не включают в себя финансовые структуры (банки, фонды).
Концерн — многофункциональная организационная структура, представляющая собой, финансово-экономическое целое, обусловленное единством управления и финансового контроля. В рамках концерна интегрируются промышленные предпри5ггия, научно-технические центры, транспортные организации, образовательные учреждения, банки и т. д.
Концерн — наиболее совершенная форма концентрации капитала, обеспечивающая эффективное управление и финансовую устойчивость участникам.
Конгломерат — международная интеграция деятельности с целью монопольного влияния на мировой рынок, которая осуществляется в виде транснациональных компаний (т. е. международные компании под контролем одной страны) и многонациональных (под контролем совокупности стран, т. е. с распределением акционерного капитала между странами).
Малые, средние и крупные предприятия, а также различные формы интеграции предприятий требуют соответствующего их статусу механизма планирования при соблюдении общих принципов управления и требований к менеджменту.
Любой интеграции предприятий предшествуют работы по слиянию или поглощению необходимых предприятий. Это очень объемный и важный этап интеграции. Например, при разработке плана слияния компаний Hewlett-Packard (HP) и Compag менеджмент обеих компаний затратил миллион человеко-часов и при этом осталось еще немало проблем1. В процессе интеграции HP и Compag планируют уменьшить количество наименований продукции с 85 до 62 тыс., за счет дублирования, а также малорентабельных изделий. К 2004 г. слияние поможет HP снизить затраты не менее чем на 3 млрд. долларов в год, однако и численность сократится на 15 тыс. чел. (из 145 тыс. чел.).
В крупных компаниях для более эффективного управления, как правило, формируются стратегические хозяйственные центры (СХЦ), которые действуют самостоятельно в рамках своего направления, т. е. действует принцип умеренной децентрализации управления, в рамках принятой стратегии развития центральным органом управления интегрированной структуры. В такого рода компаниях важным является определение рационального соотношения между централизацией и децентрализацией управления компанией. Усиление каждого из данных принципов управления приводит к снижению эффективности управления.
В крупных компаниях трудности планирования обусловлены также многономенклатурностью продукции, динамикой ее обновления, что приводит к повышению степени неопределенности в управлении производственными системами, а это означает необходимость учета влияния хозяйственного риска при планировании деятельности компании как в стратегическом, так и в текущем периоде.
Особенностью планирования крупного бизнеса является также необходимость учета роста активов (имущества) как компании в целом, так и имущества СХЦ и соблюдение при этом прав всех собственников.
Крупные комплексы должны планировать:
- цели компании и СХЦ как стратегические, так и тактические;
- потенциал (рост возможностей) компании и ее составляющие;
- объемы и процессы (производственные, операционные, инновационные, инвестиционные);
- сводное планирование.
Крупные комплексы в большей степени подвержены внутрифирменным экономическим колебаниям в силу воздействия инновационных циклов, технологической и организационной цикличности развития. В связи с этим система планирования должна учитывать не только конкретные циклы, но и взаимосвязи между ними и их влияние на планируемые результаты.
Финансовое планирование как результирующая составляющая системы планов представляет определенные трудности, обусловленные необходимостью учета влияния всех направлений плановой деятельности на финансовые результаты. Особое место в финансовой деятельности комплексов принадлежит планированию денежных поступлений и выплат, формированию источников инвестиций в развитие компании.
Учитывая большую численность работников в интегрированных компаниях (десятки и сотни тысяч работающих), важнейшим направлением плановой работы является социальное планирование, предусматривающее рост возможностей социальной защиты работающих и создания благоприятных социально-психологических условий деятельности.
В крупном комплексе, как ни в каком другом, необходим контроллинг как формируемых, так реализуемых плановых решений. Связано это с возможностью больших материальных потерь от недостаточного уровня аналитической работы (учета наметившихся тенденций воздействия внешних и внутренних факторов) при принятии плановых решений.
Перечисленные и другие особенности планирования крупных компаний требуют соответствующих специалистов и условий для создания и функционирования системы внутрифирменного планирования и контроллинга.
Глава 2 Финансовое планирование на малых и средних предприятиях.
2.1 Малые и крупные
предприятия, их
Малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима их высокая эффективность. Малый бизнес способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
Несмотря на то что большая часть научного потенциала сосредоточена в крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработку малых предприятий в 3–4 раза выше, чем в крупных.
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений. Фактически они теряют свою независимость и превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя статистика учитывает их как самостоятельные единицы.
Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно несколько десятков сотен мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.
В последнее время во многих странах усилилась тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации и кооперации производства в крупные отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют на рынках с крупными компаниями и монополиями.
Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Выпуск товаров длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть небольших филиалов.
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран – основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда. Малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников сырья и обеспечивают при этом большую занятость.
Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют научно – технический прогресс, выполняют другие важные для хозяйства функции.
2.2 Финансовое
планирование на малых и
Управление финансами можно рассматривать как непрерывную череду принятия управленческих решений.
Сфера деятельности финансового менеджера определяется областью управленческих решений, вызывающих движение финансовых ресурсов (денежных потоков). Движение финансовых ресурсов происходит в результате принятия инвестиционных, операционных и финансовых решений.
Для оценки бизнеса существует множество методов анализа, включая использование разнообразных финансовых коэффициентов. Для формирования релевантной информации при принятии деловых решений необходимо определить:
- точку зрения, с которой надо оценивать бизнес;
- цели анализа;
- объекты сравнения.
Интересы менеджеров лежат в двух плоскостях:
1 Оценка эффективности (
2 Оценка эффективности
1. Операционный бюджет.
Под операционным бюджетом понимается совокупность спрогнозированных значений взаимоувязанных индикаторов, являющихся ключевыми для составления финансового бюджета как характеристики ожидаемого финансового и имущественного потенциалов фирмы по истечении планового периода.
Бюджет продаж.
Цель - рассчитать прогноз объема продаж в целом. Исходя из стратегии развития компании, ее производственных мощностей, и главное, прогнозов в отношении емкости рынка сбыта определяется количество потенциально реализуемой продукции в натуральных единицах. Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Расчеты ведутся в разрезе основных видов продукции.
Бюджет производства.
Цель - рассчитать прогноз объема производства, исходя из результатов расчета предыдущего блока и целевого остатка произведенной, но не реализованной продукции (запасов продукции). Расчет для каждого вида продукции выполняется в натуральных единицах.
Информация о работе Планирование на малых, средних и крупных предприятиях