Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 11:42, реферат
Термин «культура» возник от латинского «cultura», то есть возделывание, воспитание, образование, развитие. Жан-Жак Руссо, представитель французского Просвещения, трактовал
культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Немецкие
просветители наоборот, считали, что культура – переход человека от
животного состояния к общественному укладу. И.Г.Гердер считал, что
культура – ступень совершенствования человека, прежде всего ступень
Термин «культура» возник от латинского «cultura», то есть возделывание, воспитание, образование, развитие. Жан-Жак Руссо, представитель французского Просвещения, трактовал
культуру как то, что отдаляет человека от естественной природы. Немецкие
просветители наоборот, считали, что культура – переход человека от
животного состояния к общественному укладу. И.Г.Гердер считал, что
культура – ступень совершенствования человека, прежде всего ступень
развития наук и просвещения. Культура Гердера – то, что сплачивает людей,
выступает стимулом развития. К.Маркс в конце ХIХ в. расширил понятие
культуры, включив в него не только духовные, но и материальные
составляющие.
Английский ученый Эдуард Тайлор впервые определил культуру как
сложное образование, состоящие из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и
привычек, усвоенных человеком как членом общества. Освальд Шпенглер
рассматривал культуру как динамичное явление, находящееся в развитии, и
имеющее определенные стадии жизненного цикла, как и биологический
организм. Зигмунд Фрейд определял культуру как продукт биологических
впечатлений, которые сублимируются (сноска) (1 Сублимация - психический процесс преобразования и переключение сексуальной и
аффективной энергий индивида на социальную деятельность и культурное творчество) Соответственно, чем больше
сублимация, тем выше уровень культурного развития. Таким образом в
понятие культуры была введена личность человека.
Философский словарь дает такое определение культуры: культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и
создаваемых человечеством, характеризующих исторически достигнутую
ступень в развитии общества. В более узком смысле принято говорить о
материальной культуре (техника, производственный опыт, материальные
ценности), и о духовной культуре (производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства, философии,
морали, просвещения и т.д.).
Рассматривая основные случаи и контексты употребления термина
«культура», мы сталкиваемся с современным пониманием культуры как
культуры исторической эпохи, национальной культуры, культуры
специфических сфер деятельности человека.
Культура включает в себя материальные (машины, здания и
сооружения и т.д.) и нематериальные з(нания, умения, навыки,
мировоззрение, нравственные и эстетические уровни развития и т.д.)
результаты деятельности людей.
Русский мыслитель Николай Бердяев в статье «Человек и машина»,
опубликованной в 30-е гг ХХ века писал, что существует 3 типа жизни
человека: природная, культурная, и связанная с техникой. При преобладании
первого типа общество остается на первобытном уровне, при преобладании
третьего - теряет духовность и гибнет, и только культура соединяет
природное и техническое, поддерживая гармонию. Все это можно сказать и
применительно к организации:
организации в современных
акцентировать внимание не только и не столько на технической стороне
(оборудование, технологии), сколько на своей культуре и людях, которые в
ней работают.
К пониманию сущности и содержания организационной культуры
существуют различные подходы. Все определения организационной
культуры можно разделить на три группы:
1-я группа: определения-характеристики деятельности организации и
ее членов;
2-я группа: определения, содержащие перечисление элементов
организационной культуры;
3-я группа: определения,
трактующие организационную
целостную категорию.
ТАБЛИЦА
Принципиальным является то, что организационная культура должна
быть воспринята всеми членами организации. Центральной составляющей в
большинстве трактовок организационной культуры являются ценности
организации.
Организационная культура — это идеология управления и
организации социально-экономической системы, направлена на повышение трудового потенциала системы и выражает основные ценности организации.
Под идеологией управления понимается система взглядов, идей,
связанных с управлением организацией, стратегией ее развития, способами и
методами достижения целей, с деловой этикой организации (то есть с
моральными принципами, нормами, правилами организации, связанными с поведением организации, отношениями с деловыми партнерами,
потребителями, обществом, и т.п.).
Пример 1.1.
Идеология управления Minnesota Mining and Manufacturing Company (3M)
(2000г.)
Идеология управления американской компании Minnesota Mining and Manufacturing Company, занимающейся производством более 60 тысяч наименований товаров в различных отраслях по всему миру, опирается на историю США. Компания была создана в начале ХХ века в достаточно холодном штате Миннесота, где основным населением являлись фермеры. Важнейшим фактором успеха и выживания служили инициативность, трудолюбие, командный дух, концентрация усилий на жизненно важных аспектах. Компания переняла эту систему духовных ценностей, и строит свою идеологию управления по аналогии с фермерами: проводит постоянные научно исследовательские и опытно-конструкторские разработки (ежегодные вложения в НИОКР превышают 1 млрд. долларов), поощряет инициативность работников и творческий подход. Прибыль компании реинвестируется в новый цикл «исследование – разработка – производство».
Идеология управления определяет и структуру фирмы: в ее составе 40 отделов, занимающихся различными направлениями НИОКР и производства. Каждый отдел наделен полномочиями в принятии самостоятельных решений: определении направлений исследований, объема инвестиций, численности персонала, в формировании системы оплаты, в работе с поставщиками и потребителями. Одновременно с полномочиями
отделам делегируется и ответственность за результат. Являясь лидером в производстве новых, только разработанных товаров, 3М минимизирует риски финансовых потерь в результате сокращения жизненного цикла
многих товаров за счет разработки технологий, позволяющих производить несколько товарных позиций. Если какой-либо товар не приносит прибыль, позволяющую покрыть расходы на его разработку и производство, компания может быстро перестроиться в рамках той же технологии на производство другого товара. Четкость, доступность для понимания основных положений идеологии сотрудниками всех уровней в любой стране, где 3М имеет свои представительства, позволяет добиться единой организационной культуры, и, как следствие – высокой управляемости подразделений компании при минимуме контроля.
Идеология управления проявляется в миссии и целях организации; она
оказывает существенное влияние на отношение работников к организации и
организации к своему персоналу (условия труда, социальные гарантии и др.),
на основные принципы деятельности (труда) работников и организации в
целом, на совокупность позиций организации относительно общества,
деловых партнеров, потребителей и т.п., то есть, на мировоззрение
организации по отношению к внешней и внутренней среде. Ценности
организации – это значение определенных материальных предметов,
действий, явлений для организации в целом и для ее работников. Они являются своеобразным ориентиром для работников и
организации в целом в процессе их деятельности, при принятии решений и
т.д.
Организационная культура тесно связана с такими понятиями, как
корпоративная культура, деловая этика, философия бизнеса,
организационное поведение.
Термин «корпоративная культура» возник в США, когда исследователи
стали изучать параметры деятельности американских корпораций, которые
делают их успешными и процветающими. Каждое из подразделений
корпорации, часто расположенных в различных географических регионах, и
каждый уровень в их структуре могут формировать собственную культуру.
Поэтому, в данном контексте, под корпоративной культурой следует
понимать культуру именно корпорации.
В то же время, в современной экономической теории возникло новое
понимание корпорации как объединения, сообщества во всех формах
организации бизнеса (предприятие, фирма, компания и т.п.) с определенными
нормами, принципами, положением в обществе и специфическими целями и
интересами.
Тем не менее, понятие «организация» является более емким, так как
включает в себя не только коммерческие организации, осуществляющие
предпринимательскую деятельность, но и различные некоммерческие
организации. В связи с тем, что культура присуща любым организациям, а ее
содержание, функции, механизм формирования является универсальным, мы
считаем термин «организационная культура» более общим, включающим в
себя и корпоративную культуру. Предметом этики, в том числе и деловой, является мораль. Мораль, в
свою очередь, выполняет функцию регулятора поведения человека,
общества. То есть, говоря о деловой этике, мы подразумеваем допустимые и
недопустимые нормы поведения в деловом сообществе. Подобные нормы,
правила определяются идеологией управления, то есть организационной
культурой.
Под организационным поведением понимается поведение индивида в
организации, групповое поведение, межгрупповые и межличностные
отношения, отношения группы и индивида. Предметные области
организационного поведения и организационной культуры пересекаются:
наука «организационное поведение» занимается поиском и установлением
общих законов поведения и отношений индивида, группы в организации,
организационная культура – устанавливает правила и нормы поведения,
формирует отношения и связи между работниками и подразделениями
организации.
Организационное поведение интересуют вопросы лидерства, власти в
организациях, структуры мотивации персонала. Организационная культура
формируется лидерами (формальными – руководителями организаций, и
неформальными), в то же время организационная культура оказывает
сильное воздействие на мотивацию работников.
Следовательно, организационное поведение является внешним
проявлением организационной культуры и во многом определяется ею.
Исходя из определения философии - науки о бытие, можно
утверждать, что философия бизнеса – это совокупность правил, по которым
должна существовать организация, то есть, идеология управления.
Следовательно, философия бизнеса и организационная культура по своей
сути являются тождественными понятиями
Важно также, что культура – категория чисто человеческая, и
организационная культура формируется в сознании человека – работника
фирмы, он является ее носителем и распространителем. Поэтому,