Совершенствования процесса управления лидерством на хлебокомбинате «Рассвет»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:51, курсовая работа

Описание

Лидерство отличается от руководства, которое предполагает достаточно жесткую и формализованную систему отношений господства – подчинения. Лидер – это символ общности и образец поведения группы. Он выдвигается, как правило,cнизу, преимущественно стихийно и принимается последователями. Людей, имеющих власть в организации, можно разделить на три категории: формальный руководитель, неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех. Анализ природы лидерства показывает, что оно проистекает из определенных потребностей людей и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы лидерства
1.1 Понятие и сущность лидерства
1.2 Типология лидерства
1.3 Управление лидерством в организации
2. Анализ управления лидерства на примере хлебокомбината «Рассвет»
2.1 Анализ менеджмента на хлебокомбинате «Рассвет»
2.2 Методы управления коллективом на хлебокомбинате «Рассвет»
2.3 Анализ выявления и управления лидерством на хлебокомбинате
«Рассвет»
3. Предложения по совершенствованию процесса управления лидерством на хлебокомбинате «Рассвет»
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая на тему лидерство переделка.doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

цели задания  и способах его выполнения. Индивидуальные представления членов группы относительно их роли и влияния, а также о характере групповой деятельности не сбываются. Мало того, усилия группы сконцентрированы на борьбе за власть и влияние в группе, а не на выполнении задания. Расхождение между индивидуальными ожиданиями и

реальностью выражается в росте разочарования  и недовольства членов группы результативностью ее деятельности и эффективности лидерства. Это недовольство выплескивается в претензиях к официальному руководителю, организатору группы, ее членам и сопровождается взаимными обвинениями. Неосознанное желание каждого избавить себя от персональной ответственности за отсутствие удовлетворенности групповым взаимодействием и результативностью деятельности приводит к поиску виноватого, так называемого «козла отпущения». Им и становится в глазах большинства членов группы групповой лидер. Его поведение и деятельность по установлению целей и задач, а также по управлению группой подвергаются критике. В этой ситуации, если лидер проявит неуверенность и, признавая законность критики, принимает обвинения в свой адрес, меняя тактику или задачи группы по выполнению задания, то он неизбежно теряет авторитет и влияние в группе. Одновременно происходит возврата группы к первой стадии своего развития. Если лидер продолжает контролировать ситуацию, последовательно осуществляя воздействие на членов группы (дабы прояснить их индивидуальные роли и задачи, а также согласовать групповую деятельность), то постепенно атмосфера в коллективе начинает меняться по мере сближения мнений и проявления готовности членов группы к компромиссам. Задачами управленческого лидера на этой стадии

развития  группы являются:

·           обеспечение устойчивой и ясной связи между индивидуальными

интересами  членов группы и целями группы;

·           проявление интереса к потребностям и особенностям членов группы

·           определение критериев групповой  деятельности, ценностей и норм;

·           мотивация членов группы к достижениям;

·           разрешение конфликтов и противоречий;

·     проявление отношения к процессам  распределения неформальной власти;

·           прояснение индивидуальных и групповых  задач.

Конфликты и проявления индивидуальных мотивов  подводят членов группы к пониманию важности согласия и групповой сплоченности как факторов эффективности групповой деятельности. В группе возрастает персональная ответственность членов за конечный результат групповой деятельности. В этой ситуации группа переходит к третьей стадии развития – выработке групповых правил взаимодействия и норм деятельности. Фиксируется сложившийся баланс силы и влияния членов группы, их социальные роли и статус в группе. Внимание группы постепенно переключается с проблем групповой динамики на проблемы выполнения задания. В этой связи перед формальным лидером возникают следующие задачи:

·           обеспечение связи декларируемых  ценностей и норм с практикой;

·           мотивация развития взаимоотношений  и взаимодействия;

·           уточнение задач и заданий;

·           подчеркивание статуса группы и  ее членов;

·           развитие мотивации к достижениям;

·           поощрение инновации и самостоятельности;

·           поощрение развития групповой сплоченности и сработанности.

Лидерство в условиях групповой динамики и его эффективность определяется способностями лидера воспринять и удовлетворить специфические потребности группы на каждой стадии и выбрать стиль воздействия (модели поведения) в соответствии с готовностью членов группы подчиниться и выполнить задание. Эффективная групповая деятельность возможна лишь при гармоничном сочетании индивидуальных и групповых потребностей с обеспечением необходимых условий для выполнения задания. Даже небольшой опыт работы позволяет лидеру заметить различия подчиненных в проявлении склонности к определенному типу задания и реакции на усилия руководителя по контролю и обеспечению обратной связи. Специалисты выделяют два разных типа подчиненных:

·                подчиненных, ориентированных на цель;

·                подчиненных, ориентированных на задание.

Сотрудник, относящийся к первому типу подчиненного, предпочитает совместно с лидером прояснить конечную цель, свои ресурсы и возможности (полномочия и ответственность) и оставляет за собой право самостоятельно доработать план мероприятий по выполнению задания. Он с энтузиазмом принимает вызов постоянно изменяющейся среды и воспринимает себя как агента перемен.

Подчиненный второго типа предпочитает получить от управленческого лидера детальную инструкцию по выполнению задания, включающую сроки выполнения, описание ресурсов и т. д. Он комфортно ощущает себя в стабильной обстановке, при устоявшихся правилах и процедурах.

     Типы подчиненных и особенности  управления                   

      Особенности управления:                         

      подчиненным, ориентированным на цель                     

·   Демонстрировать  статус и власть

·   Предоставлять  право свободного графика работы

·   Находить обратную связь и проводить оценки деятельности подчиненного по результатам работы

·   Обеспечить материальное стимулирование и выработать критерий оценки

эффективного  достижения цели

·   Поручать задания, требующие творческого  подхода и самостоятельности

·   Дать право на ошибку подчиненным, ориентированным на задание

·   Избегать подчеркивания статуса и власти

·   Обеспечить нормированный рабочий день

· Демонстрировать  одобрение индивидуальных усилий по работе над заданием

·   Дать ясные критерии стимулирования, разработать  систему материального и нематериального поощрения за выполнение задания

·   Поручать рутинную работу, не предполагающую инновационные  решения

·   Обеспечить обсуждение деталей выполнения задания

     Каждый тип подчиненного требует  от лидера специфического подхода для максимально эффективного использования индивидуального потенциала

любого сотрудника.

Если лидер  не предпринимал специальных мер  по отбору персонала, отвечающего определенным требованиям, то, скорее всего, в составе группы будут представители обоих типов подчиненных. В данном случае эффективность лидера и групповой работы будут определяться тем, в какой степени он способен обеспечивать лидерство всеми типами подчиненных. Ведь основная проблема лидерства – поддержание консенсуса и единства группы на основе общей цели и групповых ценностей. В результате взаимодействия членов организации закономерно возникают противоречия и конфликты. Социальный конфликт – это особый вид взаимодействия двух и более индивидов, между которыми возникло какое-либо противоречие. В силу природы человека и социально-психологических закономерностей взаимодействия людей невозможно полностью избежать социальных конфликтов. Поэтому задачей управленческого лидера является  минимизация его деструктивного потенциала. В зависимости от характера конфликта, мотивов участников и влияния, которое он оказывает на организационную деятельность, определяется роль управленческого лидера в его урегулировании. Лидер может выполнять роль посредника между противоборствующими сторонами или судьи. В первом случае он сосредотачивает свои усилия и усилия других конструктивно настроенных членов организации на сближении позиций сторон, достижении согласия по спорным вопросам. Лидер вмешивается в конфликт или переговоры с целью оказать помощь в достижении оптимального решения по предмету конфликта.

Во втором случае лидер, опираясь на статусную  власть и/или власть личностного авторитета, оценивает ситуацию и принимает решение о прекращении конфликта конкретным способом. Он выносит окончательное решение об оценке действий участников и мерах по стимулированию (отрицательному и положительному) поведения заинтересованных сторон.

Четыре ситуационные модели, которые помогли разобраться  в сложностях процесса руководства:

1. Ситуационная  модель руководства Фидлера

2. Подход  Митчела и Хауса «путь-цель»

3. Теория  жизненного цикла Херси и Бланшара

4. Модель  принятия решений руководителем  Врума-Йеттона. 

Модель Фидлера  явилась важным вкладом в дальнейшее развитие теории, так как она сосредоточила  внимание на ситуации и выявила три  фактора, влияющие на поведение руководителя. Этими факторами являются:

  1. Отношения между руководителем и членами коллектива подразумевают лояльность, проявляемую подчиненными, их доверие к своему руководителю и привлекательность личности руководителя для исполнителей.
  2. Структура задачи подразумевает привычность задачи, четкость ее формулировки и структуризации, а не расплывчатость и бесструктурность.
  3. Должностные полномочия - это объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждение, а также уровень поддержки, который оказывает руководителю формальная организация.

Фидлер считает, что хотя каждой ситуации и соответствует  свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается в целом постоянным. Фидлер исходит  из предположения, что человек не может приспособить свой стиль руководства к ситуации, но предлагает помещать руководителя в такие ситуации, которые наилучшим образом подходят к стабильному стилю руководства. Это обеспечит баланс между требованиями, выдвигаемыми ситуацией, и личными качествами руководителя, а это ведет к высокой производительности и удовлетворенности.

Поход «путь-цель»  Митчела и Хауса. Модель лидерства  во многом аналогичная модели Фидлера. Их подход указывает руководителям  на необходимость применять стиль руководства, наиболее сообразный ситуации. Приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути или средства достижения целей:

  1. Разъяснение того, что ожидается от подчиненного.
  2. Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех.
  3. Направление усилий подчиненных на достижение цели.
  4. Создание у подчиненных таких потребностей, находящихся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить.
  5. Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.

Теория жизненного цикла. Херси и Бланшар разработали модель, согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от «зрелости» исполнителей. Зрелость подразумевает способность нести ответственность за свое поведение, желание достичь поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона. Модель концентрирует внимание на процессе принятия решений, она аналогична предыдущим моделям тем, что подчеркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений .Дальнейшее изучение процесса эффективного лидерства привело к созданию системной модели. Она в значительной степени впитала в себя в идеи рассмотренные выше и существенно расширила взгляд на лидерство. В конце 1995 г в США на основании проведенных исследований, широких опросов практиков, ученых разработала модель лидерства.Модель «Основы эффективного лидерства» разрабатывалась в рамках единой государственной программы в течение пяти лет специальной комиссией под руководством вице-президента Горна. Перед программой ставились следующие задачи:

  1. создание гибкой и надежной системы найма;
  2. преобразование квалификационной системы;
  3. улучшение системы исполнения решений;
  4. совершенствование системы обучения и развития служащих;обеспечение равных возможностей для всех работающих сотрудников;
  5. сокращение бумажных потоков;
  6. формирование партнерских отношений между служащими и руководителями.

Разработанная модель лидерства является иерархической, ориентирована на стратегический, оперативный и тактический уровни руководства. Кроме того, она является ступенчатой, позволяет последовательно развивать и совершенствовать качества персонала (приложение 1). Приведенное определение каждого из качеств, раскрывает его основное содержание.

Анализ приложения 1 показывает, что для каждого уровня руководства существует свой характерный набор деловых качеств и уровень компетентности. При этом более высокий уровень управления организацией требует и большей компетентности. Отметим также, что для предпринимательской малой или средней организации руководитель должен объединять в себе все эти качества. Такие требования предполагают не только наличие таланта, но и значительного запаса специальных знаний.

Информация о работе Совершенствования процесса управления лидерством на хлебокомбинате «Рассвет»