Статика и динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:51, контрольная работа

Описание

Понятие статика и динамика, которые сегодня используются для характеристики социальных организаций, заимствованы из механики.

Статистическое и динамическое состояние организации определяется этапами жизненного цикла организации, которое можно определить в две группы – статическую и динамическую.

Работа состоит из  1 файл

динамика и статика1.docx

— 275.93 Кб (Скачать документ)

  Понятие статика и динамика, которые сегодня  используются для характеристики социальных организаций, заимствованы из механики.

  Статистическое  и динамическое состояние  организации определяется этапами жизненного цикла организации, которое можно определить в две группы – статическую и динамическую.

  СТАТИКА – уравновешенное состояние организации, в котором она находится независимо от негативных или позитивных изменений, происходящих во внешней среде. При этом все параметры организации, отражающие ее деятельность, остаются неизменными в течение длительного времени. Статическая организация удовлетворяется достигнутым и стремится к спокойной жизни без проблем.

  А если нет изменений, то нет и развития. Такая организация в современное  и сложное время не сможет долго  держаться «на плаву»

  ДИНАМИКА  – развитие организации и ее поступательные движения вперед к новым целям под влиянием воздействий (например, 1-й закон Ньютона: изменить состояние инерции может только сила). Для динамически развивающейся организации характерно стремление постоянно наращивать темпы своего развития, осваивать новые технологии, увеличивать выпуск продукции, расширять круг решаемых задач, осваивать новые рынки для увеличения прибыли, стремясь к состоянию устойчивого равновесия.

  Динамическое  состояние включает этапы рождения, роста, зрелости, старения и возрождения. Они характеризуются решением внутренних и внешних проблем во взаимосвязи. Статическое состояние характеризуется  нечувствительностью. К нему относится  этап ликвидации (утилизации), когда  организации занимаются решением внутренних проблем, причем внутренние и внешние  отношения рассматриваются в  отдельности (рис. 14).

 

  Рис. 14. Состояние организации

 

  Войти в статическое состояние можно  из любого этапа жизненного цикла  двумя путями (рис. 15).

 

  Рис. 15. Пути входа в статическое состояние 

  

  Выделяют  следующие принципы динамической организации:

  1) Принцип  направленности предусматривает,  что организационные процессы  должны осуществляться в каком-либо  одном четко определенном направлении.  Направленность процесса устанавливается  системой ориентации. Поэтому однонаправленность предполагает взаимосогласованность и единство всей совокупности целевых ориентиров процесса. Целевые ориентиры и общее направление осуществления процессов определяется целями субъекта, управляющего процессом и обеспечивающего данную процессуализацию. Равнонаправленные процессы труднореализуемы и нерациональны. Причинами равнонаправленностиявляются:

  · рассогласованность разных целей субъекта, управляющего процессом;

  · противоречия между целями разных управляющих  субъектов, если таких субъектов  несколько;

  · несоответствие между целевой ориентацией управляющих  субъектов и ориентацией, формируемой  факторами неуправленческого регулирования.

  2) Принцип прямоточности. Рациональный процесс - это прямоточный процесс, ведущий к намеченной цели по кратчайшему пути. Все отклонения от прямого пути к цели должны быть сведены к минимуму. Из существующих вариантов реализации процесса должен выбираться вариант с наименьшей деятельность цикла.Должны быть исключены излишние возвратные движения. Следовательно, излишнее дробление процесса на множество стадий снижает уровень прямоточностипроцесса и делает его менее рациональным. Уровень прямоточности определяется ясностью и однозначностью ориентации процесса, четкостью и рациональностью его реализации.

  3) Принцип  результативности. Реализация процесса  должна обеспечивать получение  результата, соответствующего целевой  ориентации процесса. Результат  обладает определенными количественными  и качественными характеристиками  и должен быть позитивен для  субъекта, управляющего процессом  и осуществляющего его целевую  ориентацию. Правильная ориентация  процесса является необходимым  условием получения позитивных  результатов. Областью формирования  результата является состояние  системы, осуществляющей данный  процесс, и других взаимодействующих  с ней систем, а также состояние  самого процесса как такового.

  4) Принцип  эффективности. Организационные  процессы должны быть эффективными, то есть обеспечивать получение  наилучшего результата на единицу  затрат соответствующих ресурсов. Только достаточно эффективны процесс является целесообразным. По сути вопрос об эффективности - это вопрос о цене затрат, которые должны быть осуществлены для получения определенного результата. Это могут быть ресурсы материалов, технических средств, информации и т. д.

  5) Принцип  восприимчивости. Организационный  процесс должен обладать выраженной способностью воспринимать те воздействия, которые осуществляет на него субъект управления, и отражать их в изменении хода реализации, параметров и результативности. Восприимчивость процесса к целенаправленным воздействиям необходима для того, чтобы обеспечить его управляемость. Воздействуя определенным образом на восприимчивый процесс, субъект управления может получить требуемые изменения соответствующих характеристик процесса. Обеспечение восприимчивости процессов к целенаправленным воздействиям может идти в двух направлениях:

  1. формирование  процессов, соответствующих существующим  возможностям воздействия со  стороны субъекта управления).

  2. повышение  возможностей воздействия субъекта  управления на процессы (использование  совместной вычислительной техники)

  5) Принцип  информативности. Целенаправленная процессуализация возможна только по отношению к процессам, обладающим информативностью, то есть способным нести в себе информацию. необходимую для управления этими процессами, в форме, доступной для восприятия субъектом управления. Процессы, не обладающие информативностью, неуправляемы. Информативность процесса предполагает соблюдение следующих условий:

  1. Должна  быть обеспечена наблюдаемость  всех значимых характеристик  процесса.

  2. Процесс  должен быть наблюдаемым на  всех стадиях и во всех сферах  осуществления.

  3. Информация  о процессе должна быть точной  и достоверной. Искаженная и  недостоверная информация может  создавать у субъекта управления  ложное представление об управляемости  процессом.

  4. Информирование  о процессе должно быть своевременным.  Задержка информации значительно  снижает управляемость процесса.

  6) Принцип  надежности. Процессы, целенаправленно  осуществляемые для достижения  установленных ориентиров и необходимые  для нормального функционирования  организации, должны обладать  высокой степенью надежности. Гарантированным  должно быть само осуществление процесса как такового. Он должен быть организован таким образом, чтобы при любом состоянии факторов среды он не прекращался. Например, в вузе при любой ситуации должно быть гарантировано осуществление процессов обучения, методического обеспечения. Между надежностью и результативностью существует обратная зависимость: надежность достижения высоких результатов - ниже, низких - выше. Надежность процесс обеспечивается четкой информативностью процесса в режиме, обеспечивающем своевременность поступления информации субъекту управления; наличием страховых ресурсов, в том числе и ресурсов времени.

  7) Принцип  оперативности. Организационный  процесс должен осуществляться  без задержек, излишних временных  разрывов и не выходить за  пределы определенных временных  границ. Оперативным должно быть  само начало процесса. В ходе  реализации процесса не должно  быть излишних перерывов, потерь  времени. Безусловное значение  имеет принцип оперативности  для срочных процессов, тех,  которые должны быть реализованы  в четко фиксированных временных  границах. (1; с. 215). Оперативность процессов  обеспечивается ясностью целевых  ориентиров и реальностью задач;  своевременным и полным информированием  субъекта управления о состоянии  организации; достаточной гибкостью  процесса, осуществлением параллельного  выполнения отдельных частей  процесса.

  8) Принцип  гибкости. Организационный процесс  должен обладать гибкостью, то  есть способностью к оперативным  изменениям в ходе своего существования.  Выделяется гибкость ориентации  и гибкость реализации процесса. Гибкость ориентации предполагает  способность процесса к смене  приоритетов и отдельных частных  целей, к пересмотру поставленных  задач, к корректировке состава  и содержания выполняемых функций.  Гибкость реализации предполагает  способность к изменениям форм  и способов реализации процесса, состава и последовательности  стадий. Гибкость позволяет обеспечивать  возможность действия механизмасаморегуляции, самонастройки процесса, большую надежность осуществления процесса и гарантированность получения соответствующих результатов. Она обеспечивается повышением уровня управляемости процесса, так как слабая управляемость затрудняет осуществление оперативных и целесообразных изменений; интервальностью значений деятельности процесса и его отдельных стадий, информативностью.

  9) Принцип  параллельности предполагает одновременное  осуществление отдельных частей  общего процесса. При этом возможны  два варианта схемы общего  процесса:

  а) сходящийся: совокупность параллельных процессов - конвергенция - единый процесс;

  б) расходящийся - сходящийся: единый процесс - дивергенция - совокупность параллельных процессов - конвергенция - единый процесс.

  Очевидно, что все параллельные процессы, составляющие общий процесс, должны быть ориентированы  в одном направлении и согласованы  между собой по параметрам реализации (скорости, длительности).

  10) Принцип  ритмичности. Ритмичность характеризует  равномерность осуществления процесса. Она предполагает четкое соответствие  между длительностью той или  иной стадии (этапа, периода) процесса  и происходящими в ходе ее  изменениями. В зависимости от  динамики скорости процесса можно  выделить:

  - Ритмичность  функционирования с равномерной  скоростью процесса, когда за  равные промежутки времени происходят  одинаковые изменения параметров;

  - Ритмичность  роста с равномерным ускорением  процесса, когда в равные промежутки  времени происходит одинаковый  прирост скорости процесса.

  В зависимости  от сферы изменений ритмичность  классифицируется:

  - Ритмичность  формирования результатов;

  - Ритмичность  расходования ресурсов;

  - Ритмичность  изменения параметров процесса (увеличение  мощности, интенсивности);

  - Ритмичность  воспроизводства процессов через  определенные промежутки времени.

  В наиболее полной мере ритмичность проявляется  в циклических процессах, так  как она выделяется в рамках отдельного цикла. Ритмичность процессов позволяет  обеспечить большую управляемость  и информативность, надежность в связи с большей устойчивостью равномерного процесса. Повышению уровня ритмичности процессов способствуют формирование циклических процессов, разработка четкой процедуры и равномерного осуществления процесса.

  11) Принцип  синхронности заключается в обеспечении  четкого временного соответствия  между отдельными составными  частями: фазами, периодами, операциями, действиями. Необходимо синхронизировать  между собой те части процесса, реализация которых разделена  по месту осуществления (например, стадии технологического процесса, идущие на разных участках), по  исполнителям (процессы, выполняемые  разными членами группы). К основным  видам синхронизации относятся:

  1. Стыковка  последовательных процессов. Обеспечивается  совмещение времени завершения  одной фазы и начала другой.

  2. Обеспечение  одновременности параллельных процессов  (начала, окончания, времени перерывов  в момент получения результатов).

  Синхронность  необходима практически для всех циклических процессов, осуществляемых живыми системами. Для многих систем она является важным условием существования. Синхронизация процессов позволяет  обеспечить: возможность функционирования сложных систем, большую упорядоченность  и управляемость процессов.

  12) Принцип  целевой адаптации - проблемы, задачи, решения, результаты адаптируются  к представлению цели.

  13) Принцип  адекватности воздействия - содержание  осуществляющихся действий обуславливается  состоянием организаций.

  14) Принцип  главного звена - адекватность  формирования и функционирования  организации определяется ее  универсальностью;

  15) Принцип  дерева цели - постановка и достижение  цели строится в логической  последовательности: частная - локальная  - оперативная - тактическая - стратегическая - глобальная.

Информация о работе Статика и динамика