Структура управления организацией. Типы организационных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:14, доклад

Описание

Управляющая система организации, реализующая функции управления, состоит из многих взаимодействующих звеньев. Для обеспечения порядка их взаимодействия определяются соответствующие связи между ними, распределяются ответственность и подчинение управленческого персонала. Основным принципом построения любых организационных систем — биологических, технологических, социальных — является иерархия. Термин «иерархия» в буквальном переводе с греческого — священная власть (hierarchia = hieros + arhe) — был введен в употребление полтора тысячелетия назад, в V веке нашей эры.

Работа состоит из  1 файл

то.docx

— 38.60 Кб (Скачать документ)

  Основная сложность борьбы  с указанными недостатками заключается  в том, что они носят объективный  характер и присущи любой иерархической  системе управления. Тем не менее,  удалось выделить основные направления  преодоления развития патологий  организационных систем.

   Среди них можно выделить  два главных направления стратегического  характера. Первое связано с  необходимостью совершенствования  органов государственного контроля, в том числе деятельности судебной  системы, и усилением их позитивного  влияния на работу деловых  организаций. В рамки этого  направления входит разработка  законодательных актов, регулирующих  экономическую деятельность. Второе  — с введением в иерархическую  систему управления деловых организаций  методов управления, характерных  для общественных организаций.

  В качестве примера использования  в структурах управления деловых  организаций приемов, характерных  для общественных организаций,  можно привести устав акционерного  общества, где оговорены права  общего собрания при решении  некоторых ключевых вопросов  управления организацией и предусмотрена  выборность руководителя.

  При устранении недостатков  иерархических структур особое  значение приобретает разработка  методов выявления отклонений  от нормы в работе деловых  организаций уже на начальном  этапе их развития и реорганизация  системы управления. Основополагающие законы организации

1.4.1. Понятия о зависимостях и законах организации

Деятельность каждой организации  основана на зависимостях, законах и закономерностях.

Зависимость – основа формирования закона, показывающая связь между  входным воздействием и результатом  его преобразования. Зависимости  делятся на объективные (формируется  независимо от воли и сознания людей) и субъективные (вырабатываются руководителем  или специалистами на какое-то ограниченное время для реализации корпоративных  целей). Зависимости могут быть кратковременными (например, зависимость сверхурочной производительности труда от величины оплаты) и долговременными (например, зависимость заработной платы работника  от его личной производительности).

Также зависимости можно разделить  на моральные (связаны с соблюдением  в обществе норм поведения) и аморальные (связаны с обычаями, которые нарушают международные права человека). Иногда зависимости подразделяют на общие  и частные, детерминированные и вероятностные.

Понятие закона вытекает из понятия  зависимости. Условия перерастания зависимости в закон: 1) фиксация зависимости в законодательных  документах; 2) приобретение зависимостью статуса общепринятой для большого количества организации; 3) признание  и поддержка зависимости учеными.

Закон – это устойчивая объективная  связь явлений или событий, которая  присуща достаточно большому числу  организаций и обладает повторяемостью в сходных условиях.

Социальные законы определяют отношения  между работниками и группами и проявляются в процессе их деятельности. В соответствии с социальными  законами складываются отношения между  организациями и людьми, работающими  в этих организациях. В отличие  от законов материального мира действие одного и того же социального закона может обладать различной степенью интенсивности в однотипных ситуациях, что вынуждает рассматривать  его не как постоянную характеристику, а как некоторую тенденцию, имеющую  определенную степень достоверности. Проявление действия законов социальных организаций всегда содержит элемент  неопределенности, так как развитие организации связано с деятельностью  людей. Типы неопределенностей: неизвестность (для вновь созданной организации изменения в политической ситуации: обвал цен, войны), случайность (факторы, подчиняющиеся социальным законам) и расплывчатость (формулировка закона, допускающая неоднозначность толкования). Неопределенность характеризуется понятием «риск». Менеджмент – это управление рисками, которое невозможно без знания законов, регламентирующих функционирование социальных организаций.

Законы имеют большое значение для деятельности организации, так  как формируют теоретический  фундамент теории организации, способствуют переходу от эмпирического подхода  к профессиональному, позволяют  оценивать возникающие ситуации, позволяют анализировать накопленный  опыт, способствуют повышению управленческой культуры в компаниях. Законы, также  как и закономерности, можно разделить  на объективные (законы организации) и  субъективные (законы для организаций).

Законы и закономерности имеют  механизм действия (формирование зависимости  выходных параметров от входных) и механизм использования (набор правил и норм для работника, реализующего механизм действия). Для эффективной деятельности организации необходимо, чтобы данные механизмы были согласованы между  собой.

1.4.2. Классификация законов организации

Существуют различные точки  зрения на классификацию законов  организации, которые близки по своему назначению, но имеют разночтения  в названиях (например, классификация  Э.А. Смирнова и классификация А.А. Беляева и Э.М. Короткова) (рис. 12).

Рис. 12. Классификация законов организации

Итак, законы организации бывают общие (основные – действуют во всех организациях), специфические (действуют в социальных организациях) и частные (действуют  в конкретных ситуациях и видах деятельности) (рис. 13).

Кроме этого ученые выделяют:

– Законы строения организаций: целостности, пропорциональности и композиции, иерархичности.

– Законы функционирования и развития организаций: необходимого разнообразия, самоорганизации, самосохранения, синергии, информированности-упорядоченности, развития.

– Законы, регламентирующие функционирование социальных организаций: социальной гармонии, оптимальной загрузки, эффективного восприятия и осмысления, установки, устойчивости и доходчивости информации и др.

Рис. 13. Законы, действующие в организации

1.4.3. Общие законы организации

– Закон синергии: для любой  организации существует такой набор  элементов, при котором ее потенциал  всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов, либо существенно меньше.

Синергия – процесс существенного  изменения потенциала, который происходит пропорционально привлечению ресурсов либо скачкообразно. Смысл эффекта  синергии заключается в том, что  привлекаемые ресурсы либо усиливают, либо ослабляют друг друга, и в  связи с этим общий потенциал  организации становится больше или  меньше суммы потенциалов всех используемых в деятельности ресурсов:

1) повышенный потенциал организации (формула 1)

Р1 = Пк – (П1 + П2 + П3), (1)

2) пониженный потенциал организации (формула 2)

Р1= (П1 + П2 + П3) – Пк, (2)

где Пк – общий потенциал компании,

П1, П2, П3 – потенциалы 1, 2 и 3-го ресурсов.

Благоприятным закон синергии будет, если руководитель и подчиненные  знают о нем. Признаки достижения синергии в организации: благоприятный  климат в коллективе, сокращение технологического цикла, активное приобретение акций  своего предприятия, пониженная усталость  работников, постоянный спрос на продукцию  или услуги, благотворительная деятельность.

– Закон самосохранения: каждая организация  стремится сохранить себя и для  этого использует весь своей потенциал. Закон в аналитическом виде (формула 3)

где R1i, R2i – внутренние и внешние  созидательные факторы организации, V1, V2 – внутренние и внешние разрушительные факторы,

i – область, в которой расположен определенный фактор.

При этом сумма потенциалов созидания  должна быть больше суммы потенциалов разрушения.

Важный показатель для анализа  положения организации – уровень  самосохранения – Сс – разность между потенциалами созидания и разрушения, деленная на суммарный объем ресурсов созидания (формула 4)

Сс = (С – Р / С )×100 %. (4)

– Закон развития: каждая организация  стремится достичь наибольшего  суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла

где Rj – потенциал системы на j-м этапе развития,

Rij – потенциал системы в I области и на j-м этапе,

Rmax – запланированные результаты по конкретным видам деятельности.

– Закон информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает  организация о внутренней и внешней  среде, тем выше вероятность ее успешного функционирования (формула 5)

где k1 k2 k3 k4 k5   – коэффициенты пропорциональности влияния уровней характеристик информации друг на друга,

Vi, Ci, Вi, Нi, Оi  – соответственно уровни характеристик информации: объем, ценность, достоверность, насыщенность и полнота в области I.

Следствие закона информированности-упорядоченности: информированность работника после  достижения критического уровня переходит в его компетентность.

– Закон единства анализа и синтеза: каждая организация стремится настроиться  на наиболее экономичный режим деятельности за счет постоянного изменения своей  структуры или выполняемых функций. Скорость и результат преобразований зависят от диапазона изменения  внешней или внутренней среды. Математически  этот закон можно записать (формула 6)

где Ru, R21 – внутренние и внешние созидательные факторы организации,

Vn, V2i – внутренние и внешние разрушительные факторы, i – область, в которой расположен определенный фактор. Следствия закона единства анализа и синтеза:

1) если V1i + V2i меньше, чем R1i + R2i, т.  е. отсутствуют внешние и внутренние  возмущающие воздействия, то организация  идет к полному истощению ресурсов. Данная ситуация показывает, что  потребности в продукции организации  не существует или общество  не информировано о ее деятельности;

2) если R1i + R2i меньше, чем V1 + V2, то  практически отсутствуют внешние  и внутренние созидательные ресурсы,  что ведет к банкротству организации;

3) если R1i больше, чем R2i, т. е. отсутствуют  внешние созидательные ресурсы,  то организация не занимается  общественно полезной деятельностью;

4) если R2i больше, чем R1i, т. е. отсутствуют  внутренние созидательные ресурсы,  то организации требуются внешние субсидии или дотации;

5) если V1i больше, чем V2i, то созидательные  ресурсы организации тратятся  на преодоление внутренних возмущений, например на страхование ресурсов, удовлетворение потребностей сотрудников, компенсацию ущерба и т. п.;

6) если V2i больше, чем V1i, то созидательные  ресурсы организации тратятся  на преодоление внешних возмущений, например на компенсацию ущерба от внешних источников, создание службы безопасности.

– Закон пропорциональности-композиции: каждая организация стремится приобрести, создать или сохранить в своей  структуре все необходимые ресурсы, которые находятся в заданной пропорции (формула 7)

где R – набор ресурсов,

N – пропорциональность (композиция),

KI – коэффициент пропорциональности,

RI – конкретный ресурс.

Закон пропорциональности обеспечивают положения:

1) каждая организация должна  следить за стратегическими, тактическими  и оперативными изменениями и  вносить соответствующие изменения  в набор и пропорции ресурсов;

2) изменение содержания набора  ресурсов и их пропорций не  должно выходить за пределы нормативного уровня;

3) в каждой организации должен  быть обоснованный план деятельности и развития;

4) набор ресурсов и их пропорции  должны быть ограничены рациональными  рамками для их эффективного использования;

5) каждая организация должна  выполнять весь набор функций  на своем участке деятельности  вне зависимости от коллектива постоянных работников;

6) планируемые к использованию  ресурсы должны подходить друг  другу по всем характеристикам.

1.4.4. Специфические законы социальной организации

– Закон своеобразия: для каждой организации существует специфическая, наилучшая и только ей присущая структура производства и управления.

– Закон социальной гармонии: в  каждой организации развитие социальной сферы увеличивает производительность труда за счет повышения эмоционального уровня работников и активизации их трудовой деятельности.

– Закон социальной загрузки: для  каждого работника существует объем  оптимальной загрузки работой, при  котором в полной мере могут раскрыться его способности и возможности (найти область эффективной деятельности можно методом определения квалификации по результатам работы).

Информация о работе Структура управления организацией. Типы организационных структур