Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:35, контрольная работа
Структура организации – это устойчивые взаимосвязи, которые существуют между подразделениями и работниками организации.
Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга:
- сложностью, т.е. степенью разделения деятельности на различные функции;
- формализацией, т.е. степенью заранее установленных правил и процедур;
- соотношением централизации и децентрализации (количеством уровней, на которых принимаются решения).
Структурный подход – один из методов, обеспечивающих функционирование основных видов деятельности и взаимосвязи между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализацию и департаментализацию.
1. Структурный подход к организациям. Централизация и децентрализация. Формирование горизонтальных связей………………………………………….3
1.1 Сущность структурного подхода…………………………………………...3
1.2 Централизация и децентрализация: понятие, сущность…………………....7
1.3 Формирование горизонтальных связей……………………………….……13
2. Организационно-экономические основы унитарных предприятий…….…15
Список использованной литературы…………………………………………...20
Содержание
Вариант 3
1. Структурный подход к организациям. Централизация и децентрализация. Формирование горизонтальных связей………………………………………….3
1.1 Сущность структурного подхода…
1.2 Централизация и
1.3 Формирование горизонтальных связей……………………………….……13
2. Организационно-экономические
Список использованной литературы…………………………………………...
1. Структурный подход к организациям. Централизация и децентрализация. Формирование горизонтальных связей.
1.1 Сущность структурного подхода
Структура организации – это
устойчивые взаимосвязи, которые существуют
между подразделениями и
Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организаций отличаются друг от друга:
- сложностью, т.е. степенью разделения
деятельности на различные
- формализацией, т.е. степенью заранее установленных правил и процедур;
- соотношением централизации и
децентрализации (количеством
Структурный подход – один из методов, обеспечивающих функционирование основных видов деятельности и взаимосвязи между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализацию и департаментализацию.
Структура организации – схема
взаимосвязей отделов, секторов, линейных
единиц. Оргструктуру коммерческой фирмы,
банка, больницы, вуза, правительственного
учреждения и т.п. следует рассматривать
с учетом разных критериев. Рациональная
структура организации
1. Реальные взаимосвязи между конкретными людьми.
2. Политика руководства и методы управления.
3. Полномочия и функции
Структурный подход к организации предусматривает описание:
- формальных и неформальных организаций;
- вопросов разделения труда;
- вопросов контроля;
- вопросов департаметализации.
Формальная организация – это вид организации, в которой предварительно спланирована и закреплена документально структура полномочий и функций.
Структура формальной организации устанавливается на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации, она определяет набор функций, позволяющих достигать цели организации.
Формальная организация
Степень формализации в разных организациях различна. Однако многие виды взаимодействий не вписываются в схему, поэтому существуют неформальные организации.
Неформальная организация –
вид организаций, в которых взаимоотношения
не носят заранее
Формируется такая организация на основе общих интересов группы работников, вопросов личной безопасности и т.д. Отсюда вытекает, что структурный подход к организации описывает, прежде всего, вертикальное разделение труда в управлении организацией.
Руководитель верхнего уровня управляет
деятельностью руководителей
Горизонтальное разделение труда отражает степень разделения его между отдельными структурными единицами. Чем больше в организации сфер, требующих специализированных знаний, тем она сложнее. Горизонтальная специализация направлена на дифференциацию функций.
Руководитель высшего уровня имеет прямой контроль над тремя руководителями среднего уровня (например, по производству, бухгалтерскому учету и маркетингу). Руководители среднего уровня имеют прямой контроль над соответствующими руководителями низшего уровня, последние – над определенным числом исполнителей
Рассматривая вопросы
В теории и практике управления в
течение десятилетий
Структурный подход к организации требует рассмотрения модели охвата контролем. Известно, что сокращение числа лиц, подчиненных одному руководителю, порождает структуру управления в виде высокой пирамиды с узким основанием. В литературе много описаний моделей охвата контролем, одно из наиболее глубоких – описание оргструктуры управления авиакосмической компанией «Локхид» (США). Для этого было выделено семь переменных:
1 – сходство функций,
2 – географическая близость подчиненных,
3 – сложность функций,
4 – контроль, требуемый подчиненными,
5 – координация деятельности подчиненных,
6 – планирование времени,
7 – помощь руководителя.
Каждая организация должна самостоятельно разрабатывать свою модель управляемости с учетом квалификации персонала, т.е. прорабатывать варианты широких и узких норм управляемости.
Как мы уже определяли, в интересах
повышения эффективности
1. Функциональный состав
2. Другой часто встречающийся
подход – создание группы на
территориях, где за
3. С увеличением масштаба
4. Следующий вид называется
У каждого из названных видов есть достоинства и недостатки. Поэтому часто в организациях вводится смешанные структуры. Универсальной структуры нет.
Таким образом, рассмотренные подходы к построению организаций, а именно разделение труда, охват контролем, департаментализация, свидетельствует о взаимосвязи между структурой и моделью управления.
1.2 Централизация и децентрализация: понятие, сущность
В некоторых организациях высшие руководители принимают все решения, а управляющие низшего уровня лишь выполняют их директивы. В других организациях процесс принятия решений перемещается вниз к руководителям, наиболее тесно связанным с конкретными проблемами, по которым принимаются решения. Первый случай известен как централизация, второй – как децентрализация.
Суть централизованных организаций – разделение процесса принятия решения и процесса его реализации: высшие руководители принимают решения, управленцы среднего звена передают и согласовывают их, работники – выполняют. Анализ показывает, что такие организации весьма затратны, медленно приспосабливаются к изменениям рынка, персонал ограничен в творчестве и инициативе.
Факторы, определяющие условия деятельности и стратегию современной организации, совершенно отличны от существовавших в прошлом. Изменения на рынках конечной продукции требуют оперативной и целенаправленной ответной реакции фирмы. Возрастают объемы и значимость выпуска наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Технологические возможности получать, обрабатывать и передавать информацию с помощью электронно-вычислительной техники и телекоммуникаций сделали реальным распределение принятия решений без потери контроля. Современные работники лучше образованны и требуют большего участия в творческой работе и разнообразия последней. Стратегия фирмы все больше смещается от конкурентных условий, основывающихся на ценах и объеме производства, к целям увеличения ценности для потребителей. Конкурентная позиция фирмы зависит от квалификации персонала, оперативности, специфичности и уровня предоставляемых клиентам услуг. Вместе с тем хозяйствующие субъекты сталкиваются с тем, что принципы «команд и контроля» ведут к снижению их конкурентоспособности. Их сменяет новый набор организационных принципов, ориентированных на создание предпринимательских организаций, где работники всех уровней сосредоточены на удовлетворении потребностей клиентов. В таких организациях традиционная иерархическая структура управления больше не является единственной или доминирующей. В соответствии с функциями члены организации объединяются в команды, осуществляют перекрестное обучение и обеспечиваются коммерческой информацией, дающей им возможность выполнять несколько функций и оперативно реагировать на изменение потребностей клиентов.
Такие процессы, как групповое решение проблем, последовательные усилия по обновлению производства и т. д., создают условия для интеграции функций и обеспечивают базис для регулярной адаптации структур к меняющимся потребностям клиентов.
Децентрализация требует
такой организации
Процесс децентрализации требует принятия определенных организационных и экономических мер, в том числе и несение расходов. Приходится, в частности, разрабатывать и осуществлять программы обучения руководителей, преодолевать сложившиеся стереотипы работы в централизованных структурах и сопротивление работников переменам. Изменения претерпевают системы бухгалтерского учета и отчетности, что влечет за собой рост административных расходов.
Более высокая степень
децентрализации в
- большее количество решений принимается на низших уровнях управленческой иерархии;
- решения, принятые на низших уровнях, более важны;
- различные организационные функции подвергаются большему влиянию решений, принятых на низших уровнях;
- уменьшается объем централизованного контроля за решениями, принятыми управленческим персоналом.
Такой подход приводит к повышению
автономности в принятии решений
в отдельных подразделениях, сокращению
сферы централизованного
На соотношение централизации и децентрализации в управлении непосредственное влияние оказывают следующие факторы:
- размер организации;
- технология производства товаров и услуг;
- внешняя среда.
Размер организации влияет на сложность управления. Чем больше персонала, тем выше уровень горизонтальной дифференциации, необходимой для координации горизонтальных подразделений.