Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 22:31, курсовая работа
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании.
Введение. 3
Глава 1 «Теоретические основы управления мотивацией персонала» 4
Понятие мотивации и мотива. Виды мотивации. 4
Способы мотивации. 6
Мотивационный процесс. 7
Основные звенья механизма мотивации. 9
Глава 2. Управление мотивацией. 12
Содержательные теории мотивации. 13
2.1.1 Теория мотивации по А. Маслоу. 14
2.1.2 Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда. 17
2.1.3. Теория мотивации Фредерика Херцберга (теория двух факторов) 19
Процессуальные теории мотивации 24
2.2.1 Теория ожиданий В. Врума. 25
2.2.2 Теория справедливости Адамса. 29
2.2.3.Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера. 31
2.2.4. Теория мотивации Л. С. Выготского. 32
Глава 3. Современные формы стимулирования труда в практике муниципального управления. 33
Мотивационные технологии в системе государственной службы. 36
Удовлетворенность работой госслужащих. 37
Материальное вознаграждение госслужащих. 38
Заключение. 41
Список литературы 44
Потребности во власти, успехе и принадлежности проявляются в соответствующих мотивах. Основные мотивы устойчивы, и изменяются лишь в течение длительного промежутка времени. Вместе с тем они подвержены краткосрочным колебаниям.
Потребность
в успехе (по классификации Маслоу,
она находится между
Потребность в успехе подвержена развитию, что можно использовать для повышения эффективности работы. Люди, ориентированные на успех, чаще других добиваются его. В процессе мотивирования сотрудников менеджеры должны учитывать особенности людей с ярко выраженной потребностью в успехе, давая им соответствующие задания.
Потребность во власти выражается в желании влиять на других людей, контролировать их поведение, а также в готовности отвечать за других. Эта потребность выражается в стремлении к руководящей должности. Она положительно влияет на эффективность руководства. Вот почему на руководящие посты целесообразно отбирать людей с выраженной потребностью во власти. Такие люди обладают высоким самоконтролем. Они более преданы своей организации, увлечены делом, и работают, не считаясь со временем.
Большое влияние на поведение людей в организации оказывает потребность в принадлежности. Она проявляется в желании общаться, и иметь дружеские отношения с другими людьми. Сотрудники с острой потребностью в принадлежности достигают высоких результатов в первую очередь при выполнении заданий, требующих высокого уровня социального взаимодействия и хороших межличностных отношений. На основе своих исследований Мак Клелланд выделил три типа менеджеров:
Согласно выводам, менеджеры первых двух типов более эффективно управляют своими подразделениями главным образом благодаря своей потребности во власти. Однако для организации может быть полезно сочетание всех трех типов менеджеров.
Для улучшения мотивации менеджеров целесообразно широко использовать конкурентные методы достижения целей и отмечать людей, которые добиваются наивысшей эффективности в работе. Руководителям следует также ставить перед собой и подчиненными напряженные, но реальные задачи. Мак Клелланд пытался доказать ценность своей теории эмпирически, и прежде всего используя специально разработанные для этого тесты. Однако полного эмпирического подтверждения его теория не получила.
Широкий резонанс среди ученых и менеджеров вызвала теория двух факторов Ф. Херцберга. Он исследовал двести инженеров и бухгалтеров с целью выявления мотивационных факторов и их силы. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».
В результате исследования отчетливо выявились две группы факторов, явно не одинаково влияющие на мотивацию труда. Первую группу факторов Херцберг назвал факторами гигиены (гигиеническими факторами), вторую - мотиваторами. Термин «гигиена» употребляется здесь в его медицинском значении - гигиена как предупреждение, предотвращение болезни, а не как лечение ее. Сами по себе гигиенические факторы не вызывают удовлетворенности, но их ухудшение порождает неудовлетворенность трудом. При улучшении гигиенических факторов неудовлетворенность не ощущается, но когда такое улучшение воспринимается сотрудниками как естественное, само собой разумеющееся, то нет и удовлетворенности. К гигиеническим факторам относятся: отношения с коллегами, начальством и подчиненными; нравственный климат в организации; вознаграждение (в случае фиксированной зарплаты); способности руководителя; физические условия труда; стабильность рабочего места.
Вторую группу факторов составляют мотиваторы, которые непосредственно вызывают удовлетворенность трудом, высокий уровень мотивации и трудовых достижений. Они выступают стимуляторами эффективного труда. К ним относятся: достижение целей, признание, интересное содержание труда, самостоятельность (свой участок работы) и ответственность, профессионально-должностной рост, возможности личностной самореализации. Конечно, грани между отдельными гигиеническими факторами и мотиваторами относительны, подвижны. Так, деньги в форме фиксированной зарплаты относятся к факторам гигиены, в то же время такой мотиватор, как должностной рост, также подразумевает повышение зарплаты. Для того чтобы не появилась неудовлетворенность трудом, достаточно наличия гигиенических факторов в обычном объеме, повышение же производительности труда достигается с помощью мотиваторов.
Как
показано в табл.2.1. результаты проведённого
исследования на основе опроса служащих
можно использовать в качестве подтверждения
выводов Херцберга о различии между мотиваторами
и гигиеническими факторами.
мотиваторы | Гигиенические факторы | ||
Заставляют меня лучше работать, % | Делают работу более приятной, % | И то и другое, % | |
Факторы, повышающие производительность | |||
Возможность продвижения | 48 | 22 | 16 |
Хорошая зарплата | 45 | 27 | 22 |
Зарплата, зависящая от качества работы | 43 | 31 | 16 |
Признание | 41 | 34 | 17 |
Работа, дающая развивать способности | 40 | 27 | 20 |
Работа, позволяющая мне заниматься своими делами | 37 | 33 | 17 |
Высокая доля ответственности | 36 | 28 | 14 |
Интересная работа | 36 | 35 | 18 |
Работа, требующая творческого подхода | 35 | 31 | 20 |
Факторы, делающие работу более приятной | |||
Дополнительные льготы | 27 | 45 | 18 |
Справедливое отношение | 24 | 45 | 18 |
Информированность | 21 | 49 | 16 |
Гибкий график работы | 20 | 49 | 12 |
Хорошие отношения с начальством | 19 | 52 | 12 |
Работа с людьми, которые нравятся | 17 | 54 | 13 |
Работа без напряжения и спешки | 15 | 61 | 13 |
Чистое, тихое рабочее место | 12 | 56 | 12 |
Табл.2.1 оценка потенциальных мотиваторов и гигиенических факторов.
Обобщая результаты своих исследований, Херцберг сделал ряд выводов:
Значение теории Ф. Херцберга
Модель
Херцберга отличается от многих мотивационных
теорий тем, что она отрицает простую
альтернативность в воздействии
различных мотивационных
В отличие от теории человеческих отношений, мотивационная теория Херцберга при выяснении удовлетворенности трудом использует два различных измерения: по горизонтали - факторы гигиены и по вертикали – мотиваторы.
Главный практический вывод из теории Херцберга заключается в том, что руководители должны дифференцированно и весьма осторожно подходить к использованию различных стимулов. И только тогда потребности низшего уровня будут достаточно удовлетворены и можно будет не делать ставку на гигиенические факторы как на основные. И напротив, им не следует тратить время и средства на использование мотиваторов, пока не удовлетворены гигиенические потребности сотрудников.
Теория двух факторов Херцберга получила широкое распространение, хотя большинство исследований, проведенных для ее более глубокой проверки, не смогли однозначно подтвердить ее выводы. Рекомендации этой теории используют на практике многие компании. Так, с ее помощью ряд американских компаний (Procter & Gamble, IBM, U.S. Air Force, American Airlines) заметно повысили мотивацию служащих. В частности, они использовали выводы Херцберга о мотиваторах при разработке и реализации программ по обогащению труда, повышению его привлекательности. Например, на одном из заводов уборщикам помещений разрешили самостоятельно решать все проблемы по ведению хозяйства и поддержанию помещений в чистоте. Они сами стали распределять между собой обязанности, общаться с торговыми посредниками, и заказывать необходимый инвентарь, а также рассматривать поступающие на их работу жалобы. Это повысило ответственность работников, усилило их мотивацию, сократило текучесть кадров и количество прогулов. Причиной таких позитивных перемен явилось повышение удовлетворенности работников трудом и организационной идентификации.
В качестве практических рекомендаций для менеджеров, вытекающих из позитивного опыта использования программ по обогащению труда, можно назвать следующие:
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Процессуальные теории мотивации определяют не только потребности, но и являются также функцией восприятия и ожидания человека, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения. Имеются четыре основные процессуальные теории мотивации:
Большинство современных процессуальных теорий мотивации рассматривают мотивацию как процесс управления выбором. Такое определение мотивации впервые дал Виктор Врум. Он утверждал, что люди постоянно находятся в состоянии мотивации. Таким образом, согласно Вруму, для того, чтобы быть успешным менеджером, необходимо показывать подчинённым, что направление их усилий на достижение целей организации приведёт к скорейшему достижению их личных целей. Согласно теории ожидания Врума, подчинённые работают наиболее продуктивно, когда они уверены, что оправдаются их ожидания в трёх областях:
Информация о работе Теории мотивации и современные формы стимулирования труда