Теории мотивации

Автор работы: s********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 21:46, контрольная работа

Описание

Перед Россией, как и в период становления советской власти, стоит проблемма развития экономики страны до уровня высокоразвитых стран. В те времена проблема решалась с помощью спецефических методов принуждения. Сейчас ситуация изменилась, и на пердний край выходят экономические методы ведения хозяйства. В такой ситуации, я считаю, особое место принадлежит сознательной деятельности людей труда: рабочих, слажащих, специалистов и менеджеров всех уровней. На государственный уровень выходит проблема постановки приоритетных целей развития общества и экономики в целом.

Содержание

Введение
1. Понятие мотивации
2. Содержательные теории мотивации
2.1. Иерархия потребностей А. Маслоу
2.2. Двухфакторная теория Ф. Герцберга
2.3. Теория мотивации Д. Мак Клеланда
3. Процессуальные теории мотивации
3.1. Теория ожиданий В.Врума
3.2. Расширенная модель ожидания.
3.3. Теория справедливости
3.4. Теория усиления.
4. Деньги как мотиватор.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Теория организации2.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)

    3.2. Расширенная модель ожидания.

 

    Психологи Лайман Портер и Эдвард Лоулер разработали модель мотивации, которая соединила в себе основные идеи содержательных теорий Маслоу, Герцберга и МакКлеланда с идеями процессуальными теории Врума. Как показано на рис. 5, их интегрированный подход, который называется «расширенной моделью ожидания», включает в себя рассмотрение взаимосвязи между выпонением работы и удовлетворением. Цифры, поставленные в квадратиках показывают направление мотивации и её эффект. В теории модель работает следующим образом. Человек соединяет ценность ожидаемого вознаграждения (1) со своим восприятием того, какие усилия должны быть приложены, чтобы добиться этого вознаграждения (2). В результате комбинации этих факторов получаются реально приложенные усилия (3). Они, в свою очередь, комбинируются со способностями и навыками человека (4) и восприятием роли, которую он должен сыграть (5) при выполнении данного ему задания (6). Эта работа связана с получением как внутреннего, так и внешнего вознаграждения. Внутреннее вознаграждение - это то,что заключено в самом выполнении задания, например, чувство гордости или чувство выполненного долга. Внешнее вознаграждение предполагается руководством и является прямым следствием выполнения служащими поставленной перед ними задачи. 
 
 

  
 

  
 

 
 
 

  
 

 
 
 

 

 

  
 
 
 
 
 
 

Рис. 5. Модель Портера-Лоулера. 

     После этого, если комбинация этих двух типов  вознаграждения (8) воспринимается человеком  адекватной затраченным им усилиям, она переходит в чувство удовлетворения (9). Позже, используя приобретённый опыт, человек оценивает ценность награды, которую он ожтдает получить в будущем за свою хорошую работу.

     Идея, что работа ведёт к удовлетворению, наверное, наиболее важный вывод, сделанный  Портером и Лоулером. Их работа резко отличается от работ учёных ранней поведенческой школы, в частности, Герцберга, который утверждал, что удовлетворение ведёт к более хорошей работе. Его принцип - «чем счатливее служащие, тем лучше они работают». Однако исследования подтаердили идею Портера и Лоулера о том, что «чем лучше служащие работают, тем сильнее у них чувство удовлетворённости». Это утверждение сегодня поддерживают большинство исследователей и менеджеров-практиков.

    3.3. Теория  справедливости.

 

     Теория справедливости, популяризированная Дж. Стэйси Адамсом, постулирует, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Эта теория базируется на утверждении, что при определении фокуса своего целенаправленного поведения служащие учитывают две фундаментальные оценки,

          1. «Что я даю организации?» этот вклад включает в себя усилия, опыт, образование, навыки и подготовку.
          2. «Какое вознаграждение я получу, особенно по сравнению с вознаграждением других служащих, выполняющих такую же работу?» вознаграждение в данном случае может иметь разнообразную форму: заработная плата, дополнительные льготы, премии, условия работы и показатели статуса.

     При проведении этих двух оценок, человек в уме выводит определённое соотношение, характеризующее справедливость руководства по отношению к нему. Человек чувствует, что к нему относятся справедливо, если отношения вознаграждений к затратам равны между собой.

     Теория  справедливости, возможно, самая лёгкая для восприятия из всех мотивационных моделей, и она обладает наибольшей ценностью для менеджера, который хочет понять мотивацию своих подчинённых. Старое выражение «Обманул меня раз - позор тебе, обманул меня дважды - позор мне!» особенно хорошо подходит к отношениям между менеджером и служащими.

     Вот несколько ключевых моментов, которые  должен помнить каждый менеджер о  теории справедливости:

    • проблемы с подчинёнными возникают тогда, когда они чувствуют, что с ними несправедливо обошлись.
    • Очень трудно сказать, как подчинённые воспринимают зависимость между тем, что они вкладывают в свою работу и тем, что они получают от неё. Поэтому менеджеры должны систематически наблюдать за тем, считают ли их подчинённые, что к ним относятся справедливо.
    • Стандарты менеджеров для измерения вклада подчинённых в общую работу и для определения подходящего уровня их награды должны быть известны всем ещй до того, как работа началась, и должны быть представлены в как можно более сяной и понятной форме.
    • Служащих больше всего интересует не абсолютный уровень их награды, а по сравнению со своими коллегами.
 

Если  вклад превышает вознаграждение других, человек чувствует неудовлетворённость, злость и считает, что с ним поступили несправедливо.Если вознаграждение превышает вклад человека в достижение целей организации, он испытывает чувство вины, т.к. считает, что «обманывает» своего менеджера. Приаерженцы теории справедливости уверены, что каждое из этих двух негативных ощущений воздействует на мотивацию и заставляет человека действовать так, чтобы восстановить чувство справедливости. Такое поведение заключается в том, что человек или начинает работать менее усердно, или прилагает больше усилий, чтобы преодолеть чувство вины. Другие рабочие, ощутившие несправедливое отношение к  себе, могут пытаться изменить поведение своих товарищей по работе для того, чтобы восстановить справедливость. В конечном итоге, служащие могут просто изиенить свои взгляды на сравнительную ценность вкладов и вознаграждений или путём сознательной переоценки своих изначальных запросов, или с помощью такого умственного защитного мехенизма, как рационализация.

    3.4. Теория усиления.

 

     Согласно теории В.Ф.Скиннера, поведение людей обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. Т.е. служащие извлекают уроки из опыта предыдущей работы, и стараются выполнять те задания, которые ведут к желаемому результату.

      Данная  теория базируется на простой модели, состоящей из четырёх шагов: 
 

 
 

      Рис. 6. Теория усиления Скинера. 

     Для того, чтобы успешно применять теорию усиления, нужно понять необходимость управления последствиями поведения служащих. У менеджера есть три варианта действий:

    1. При положительном подкреплении менеджер поощряет определённое поведение, обеспечивая ожидаемые служащими последствия.
    2. При негативном подреплении  тоже поощряет определённое поведение, но на этот раз это делается иным способом. При нежелательном поведении наступают и нежелательные последствия. Это делается для того, чтобы в следующий раз человек избегал вести себя подобным образом.
    3. Используя эффект тушения, менеджер пытается ослабить нежелательное поведение тем, что не обеспечивает желаемого вознаграждения.
 
руководство комментарии
1.не  награждайте всех

одинаково

Награда лишь в  том случае будет эффективным усилием, если будет зависеть от

Деятельности  подчинённого. Награждение всех одинаково, наоборот, усиливает

Плохую  или среднюю работу,

2.Неполучение  награды

тоже  влияет на поведе-

ние подчинённых

Менеджеры могут  повлиять на своих подчинённых как  действием, так и бездейст-

Вием. Например, если человек, заслуживший похвалы, не получит её от своего

Начальства, в следующий раз он уже не будет  работать так хорошо.

3. скажите  людям, что

они должны сделать,

чтобы получить поощ-

рение

Установка стандартов деятельности позволяет людям понять, что они должны

Сделать, чтобы получить награду. В ответ  на это они могут улучшить свою

Работу.

4. скажите  людям, что

они делают неправиль-

но

Если менеджер лишает подчинённого награды, не объясняя причин этого, подчи-

Нённые  будут недоумевать о том, какие  их действия показались менеджеру неп-

Равильными. Кроме этого, у них может возникнуть чувство, что ими манипули-

Руют.

5. Не  наказывайте под-

чинённых  в присутств-

ии других людей

Одним из способов кстранения нежелательного поведения подчинённых иногда

Может быть простой выговор. Публичный  выговор, однако, унижает их и может

Быть  причиной того, что все члены рабочей  группы будут обижены на менеджера

6. Будьте  честны  и 

справедливы

Последствия любого поведения должны соответствовать этому поведению. Под-

Чинённые  должны получить те награды, которые  они заслужили. Усиливающий

Эффект  любой награды может быть значительно  снижен как в случае награжден-

Ия тех, кто этого не заслужил, так и  в случае неполучения подходящей награды теми, кто её действительно достоин.

Рис. 7. Руководства  для использования  теории усиления. 

     4. Наказание - это попытка устранить нежелательное поведение, обеспечивая нежелательные последствия.

     Самые лучшие советы по применению этой теории на практике, разработанные У. Клэем Хамнером, приведены на рис. 7. 

    4. ДЕНЬГИ  КАК МОТИВАТОР.

 

     У

 людей  есть масса потребностей, лишь  немногие из которых можно  удовлетворить непосредственно  при помощи денег. Другие потребности,  например, потребность в успехе достижения, в причастности, власти или самореализации, также мотивируют поведение, но их можно удовлетворить при помощи денег лишь косвенно (если вообще можно).

     Но, несмотря на все современные методы мотивации(такие, например, как обогащение труда), нет сомнений в том, что деньги всё же остаются наиболее мощным мотиватором.

     Единственным  теоретиком, который непосредственно  изучал действие денег как мотиватора, был Герцберг, и он сделал вывод, что деньги, в лучшем случае, лишь предотвращают неудовлетворение и  не являются мотиватором.

     Существует  несколько правил использования  денег в качестве мотиватора:

    • Желанием получить деньги можно мотивировать (в определённое время) почти любого человека.
    • Деньги не являются конечной целью, они лишь индикатор положения человека.
    • Людей интересует не столько абсолютное количество полученных ими денег, а денежное вознаграждение по сравнению с другими людьми.
    • Существует множество потребностей, которые нельзя удовлетворить с помощью денег.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

В современной науке мотивации отводится ведущая роль. Существует множество различных теорий и моделей мотивации, которые порой противоречат друг другу. Среди них можно выделить Теорию потребностей Абрахама Маслоу, Теорию ожиданий Виктора Врума, Теорию X и Y Дугласа Макгрегора, Теорию двух факторов Фредерика Герцберга и другие. Однако руководителям организаций не стоит искать в этих работах готовых рецептов по мотивированию персонала, но, усвоив для себя их основные положения, необходимо выработать для себя свою программу мотивации персонала. Следует также понять, что на каждом конкретном предприятии должна быть своя специфическая программа, в которой бы учитывались все особенности деятельности компании.

Итак, в первую очередь, следует определить, что  хочет получить от работы тот или иной человек. Определение потребностей работника должно происходить до его приема на работу и постоянно корректироваться по ходу трудовой деятельности. В процессе работы руководители должны внимательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы понять какие активные потребности движут ими сейчас. Однажды выявленные потребности человека могут со временем удовлетворяться и уходить на второй план. И в то же время будут появляться новые. В общем, мотивы, движущие работником, не являются постоянными, и их необходимо постоянно отслеживать. Таким образом, первым этапом мотивационной стратегии компании должна быть выработка системы мероприятий, направленных на изучение потребностей персонала.

Следующим шагом  мотивационной стратегии должно было определение тех форм стимулирования персонала, которые организация может использовать в своей деятельности. Здесь важно понять, что фирма может позволить себе применять только те меры мотивационного воздействия, использование которых принесет ей реальную прибыль. Затраты на дополнительное стимулирование работников не должны превышать той отдачи, которую компания получит от их применения. Можно разработать гигантские программы стимулирования труда, однако они не принесут никакого эффекта, если не будут правильно адресованы.

Однако существует мотивационный фактор, применение которого обязательно для любой компании, которая стремится добиться успеха. Как правило, в современных разработках  мотивация персонала сводится, в  первую очередь, к тому, какими средствами вознаграждения стимулировать работника на более производительный труд. Понятие "корпоративный дух" обычно рассматривается в других разделах теории управления. На мой взгляд, создание имиджа компании является серьезнейшим мотивирующим фактором, причем тем фактором, который влияет на мотивацию работника априори, то есть еще до того, как он принимается на работу, и оказывает воздействие на протяжении всего времени его работы в компании. Какими бы ни были основные потребности человека, возможность работать в известной компании, которая пропагандирует четкие, ясные, известные далеко за ее пределами и получающие общественное одобрение цели, будет в той или иной степени возбуждать в человеке гордость за возможность принадлежать к этой корпорации, ощущать себя ее частью. Таким образом, создание "корпоративного духа" становится важнейшим звеном программы мотивации любого коллектива.

Другим фактором, безусловно оказывающим влияние  на эффективность труда работников, является обстановка внутри компании. Здесь руководителям необходимо понять, что ни при каких условиях нельзя экономить на условиях труда работников и создании благоприятного психологического климата внутри компании. Если компания не заботится об этом, ее работники испытывают чувство физического или морального дискомфорта, что, безусловно, снижает производительность труда. Поэтому важно иметь в виду, что создание благоприятной обстановки в компании также является серьезнейшей задачей мотивации.

Информация о работе Теории мотивации