Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 03:20, реферат
Цель ПР - установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
изучению. Как правило, предмет фиксируется в исходном теоретическом понятии
и включается в формулировку темы исследования.
Описать проблемную ситуацию помогают предварительные или
разведывательные исследования – интервью, анализ статистики и документов,
мнение экспертов.
Конкретные границы
целей и задач исследования.
Далее идёт определение и интерпретация теоретических понятий,
включающие в себя соотнесение понятия с теоретической системой (выбор
теории, описывающей явление); достижение однозначности в понимании и
достижение точности понятия (спецификация понятий и определение новых).
Эмпирическая интерпретация понятий подразумевает переход от
теоретических конструктов к эмпирически фиксируемым процессам, то есть
происходит конкретизация теоретического понятия в различных аспектах
проявления описываемого процесса по схеме:
|Понятие – Показатель – Индикатор – Источник информации – |
|Инструмент
Построение модели - это системное описание существенных сторон
предмета исследования, охватывающее факторы, влияющие на его функцию.
Основанием для построения модели являются теоретические представления,
выводы ранее проведённых исследований. Отдельные элементы вводятся в модель
в форме гипотез или предположений, которые могут быть объяснительными,
описательными или детерминирующими. Гипотезы должны быть преемственными (не
противоречить фактам науки) и проверяющимися средствами данного
исследования.
На основе теоретической
этом исключаются факторы, не характерные для данного конкретного объекта;
факторы, которые не могут быть измерены в связи с конкретными условиями
данного исследования; факторы, не являющиеся управляемыми со стороны
субъекта, для которого проводится исследование.
Второй, процедурно-методический раздел программы, включает выбор
методов получения информации и проектирование инструментов выборки.
Метод – это система правил изучения объекта на основе закономерностей
его функционирования.
Инструмент – специально
обеспечивается сбор и фиксация информации об объекте (анкета, бланк
интервью, карта наблюдения, таблица).
Методика – система операций, обеспечивающих получение валидной
(соответствующей измеренного показателя тому, что измерялось), релевантной
(отражающей
различия) и репрезентативной
Репрезентативность (представительность) – свойство (выборки) отражать
характеристики генеральной совокупности.
После того, как определены объект и предмет социологического
исследования, установлены те их стороны и черты, которые требуют особого
внимания, встаёт задача выявления количественных параметров этих сторон и
черт. Для этого необходимо пройти через полевой этап исследования.
В ходе полевого этапа исследования для сбора социологической
информации могут применяться разного рода методы. Каждый из них имеет свои
особенности, предполагает определённые требования.
Специфика наиболее распространённого при прикладных социологических,
экономических и др. исследованиях метода-опроса состоит, прежде всего, в
том, что при его использовании источником первичной социологической
информации является человек (респондент) – непосредственный участник
исследуемых социальных процессов и явлений. Существуют следующие
разновидности опроса: анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос,
социометрический
опрос и социологическое
совокупность предлагаемых опрашиваемым вопросов, ответы на которые и
образуют первичную информацию.
Метод опроса, опирающийся на
достаточное число обученных
или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать
довольно большое количество респондентов и получать различную по своей
природе информацию.
По форме вопросы делят на контактные, почтовые, телефонные или
прессовые.
Наиболее распространённый в
практике прикладной
– анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным.
Групповым анкетированием
организациях (места работы, учёбы и т.д.).
При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на
рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время
широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных
видов связи: телефон, e-mail).
Социологическая анкета, – объединённая единым исследовательским
замыслом система вопросов, направленная на выявление количественно-
качественных
характеристик объекта и
дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и
принципов её конструирования, а также особенности различных вопросов. При
составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково
понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и
пожилым, людям с разным образованием и т.д.).
Все вопросы можно
. По содержанию (вопросы о фактах и событиях, либо о мотивах, оценках и
мнениях респондента);
. По форме (прямые и косвенные);
. По структуре (открытые и закрытые);
. По функциям (основные, фильтрующие и контрольные).
Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений,
пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения
выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о
личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и
т.д.).
Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете
приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый
выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы
могут быть альтернативные и не альтернативные: альтернативные предполагают
возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а не
альтернативные – нескольких вариантов ответов.
Открытые ответы не содержат подсказок и не «навязывают» респонденту
вариант ответа. Они дают возможность выразить своё мнение во всей полноте и
до мельчайших подробностей, поэтому они дают более глубокую по содержанию
информацию, чем закрытые вопросы.
Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к
себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д.
Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответов или содержат
неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят
вопросы, сформулированные в косвенной форме. Респонденту предлагается
воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или
обстоятельств его деятельности.
Основные вопросы анкеты
исследуемого явления. Неосновные – на выявление адресата основного вопроса
(вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).
Почтовый опрос – разновидность анкетирования и правомерно
рассматривается как эффективный приём сбора первичной информации. В
наиболее общем виде он заключается в рассылке анкет и получении на них
ответов по почте.
Интервьюирование как метод
средств, чем анкетирование, но вместе с тем повышается надёжность
собираемых данных за счёт уменьшения числа неответивших и ошибок при
заполнении вопросников.
Особенности интервью по-разному проявляются в различных его
организационных формах. В прикладной социологии различают три вида
интервью:
. Формализованное интервью – самая распространённая разновидность
интревьюирования.
В этом случае общение
регламентировано детально разработанным вопросником и инструкцией,
предназначенной для интервьюера.
. Фокусированное интервью – следующая ступень, ведущая к уменьшению
стандартизации
поведения интервьюера и
сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, явления, его
последствий или причин. Перечень вопросов для интервьюера обязателен,
однако
он может менять их
. Свободное интервью отличается минимальной стандартизацией поведения
интервьюера
и применяется в тех случаях,
когда исследователь
определению проблемы исследования. Заранее определяется только тема
интервью.
Такие формы сбора первичной социологической информации, как
анкетирование, интервьюирование, почтовый вопрос, телефонное интервью,
безличностный опрос с помощью возможностей Internet или e-mail