Теория общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 03:20, реферат

Описание

Цель ПР - установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижение взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.

Работа состоит из  1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 98.50 Кб (Скачать документ)

изучению. Как  правило, предмет фиксируется в  исходном теоретическом  понятии

и включается в  формулировку темы исследования.

        Описать   проблемную   ситуацию   помогают    предварительные    или

разведывательные  исследования – интервью, анализ  статистики  и документов,

мнение экспертов.

      Конкретные границы  исследования  устанавливаются  путём  формулировки

целей и задач  исследования.

       Далее  идёт  определение   и  интерпретация   теоретических   понятий,

включающие в  себя  соотнесение  понятия  с  теоретической  системой  (выбор

теории,  описывающей  явление);  достижение  однозначности  в  понимании   и

достижение точности понятия (спецификация понятий и  определение новых).

       Эмпирическая   интерпретация   понятий   подразумевает   переход   от

теоретических конструктов  к  эмпирически  фиксируемым  процессам,  то  есть

происходит  конкретизация  теоретического  понятия  в   различных   аспектах

проявления описываемого процесса по схеме:

|Понятие –  Показатель – Индикатор –  Источник информации –     |

|Инструмент                                                   | 
 
 

      Построение  модели   -  это   системное  описание  существенных  сторон

предмета  исследования,  охватывающее  факторы,  влияющие  на  его  функцию.

Основанием  для построения  модели  являются  теоретические представления,

выводы ранее  проведённых исследований. Отдельные  элементы вводятся в  модель

в форме гипотез  или  предположений,  которые  могут  быть  объяснительными,

описательными или детерминирующими. Гипотезы должны быть преемственными  (не

противоречить   фактам   науки)   и   проверяющимися   средствами    данного

исследования.

      На основе теоретической модели  разрабатывается  рабочая   модель,  при

этом исключаются  факторы, не характерные для  данного  конкретного  объекта;

факторы, которые  не могут быть измерены  в  связи  с  конкретными  условиями

данного  исследования;  факторы,  не  являющиеся  управляемыми  со   стороны

субъекта, для  которого проводится исследование.

       Второй,  процедурно-методический  раздел  программы,  включает  выбор

методов получения  информации и проектирование инструментов выборки.

      Метод – это система правил  изучения объекта на основе  закономерностей

его функционирования.

      Инструмент – специально разработанные  документы,  с  помощью  которых

обеспечивается  сбор  и  фиксация  информации  об  объекте  (анкета,   бланк

интервью, карта  наблюдения, таблица).

       Методика  –  система  операций,  обеспечивающих  получение   валидной

(соответствующей  измеренного показателя тому, что  измерялось),  релевантной

(отражающей  различия) и репрезентативной социологической  информации.

      Репрезентативность (представительность) – свойство (выборки)  отражать

характеристики  генеральной совокупности.

       После  того,  как  определены  объект  и   предмет   социологического

исследования, установлены  те их стороны и  черты,  которые  требуют  особого

внимания, встаёт задача выявления количественных параметров  этих  сторон  и

черт. Для этого  необходимо пройти через полевой этап исследования.

       В  ходе  полевого  этапа   исследования  для   сбора   социологической

информации могут  применяться разного рода методы. Каждый из них  имеет  свои

особенности, предполагает определённые требования.

      Специфика наиболее распространённого при  прикладных  социологических,

экономических и др. исследованиях метода-опроса  состоит,  прежде  всего,  в

том,  что  при  его  использовании  источником   первичной   социологической

информации  является  человек  (респондент)  –  непосредственный   участник

исследуемых   социальных   процессов   и   явлений.   Существуют   следующие

разновидности опроса:  анкетирование,  интервьюирование,  экспертный  опрос,

социометрический  опрос и социологическое тестирование.  В  их  основе  лежит

совокупность  предлагаемых  опрашиваемым  вопросов,  ответы  на  которые   и

образуют первичную  информацию.

      Метод опроса, опирающийся на  достаточное  число  обученных   анкетёров

или  интервьюеров,  позволяет  в  максимально  короткие   сроки   опрашивать

довольно большое  количество  респондентов  и  получать  различную  по  своей

природе информацию.

      По  форме  вопросы  делят   на  контактные,  почтовые,  телефонные  или

прессовые.

      Наиболее распространённый в  практике прикладной социологии  вид  опроса

– анкетирование. Оно может быть групповым или  индивидуальным.

      Групповым анкетированием называется  опрос, применяемый  в  основном  в

организациях (места  работы, учёбы и т.д.).

      При индивидуальном  анкетировании   вопросники  (анкеты)  раздаются   на

рабочих местах или по  месту  жительства   респондента.  В  последнее  время

широкое распространение  получил единовременный опрос (с  помощью  электронных

видов связи: телефон, e-mail).

       Социологическая  анкета,  –   объединённая  единым   исследовательским

замыслом  система  вопросов,  направленная   на   выявление   количественно-

качественных  характеристик объекта и предмета анализа. Её  предназначение  –

дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд  правил  и

принципов её конструирования, а также особенности  различных  вопросов.  При

составлении анкет  необходимо учитывать, что  вопрос  должен  быть  одинаково

понятен различным  социально-демографическим группам респондентов (молодым  и

пожилым, людям  с разным образованием и т.д.).

      Все вопросы можно классифицировать:

. По содержанию (вопросы о фактах и событиях, либо  о  мотивах,  оценках   и

   мнениях  респондента);

. По форме  (прямые и косвенные);

. По структуре  (открытые и закрытые);

. По функциям (основные, фильтрующие и контрольные).

      Вопросы о  фактах  сознания  людей  направлены  на  выявление   мнений,

пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д.  Вопросы  о  фактах  поведения

выявляют  поступки,  действия,  результаты  деятельности  людей.  Вопросы  о

личности респондента  выявляют его личностные характеристики (пол, возраст  и

т.д.).

      Закрытым вопрос называется  в   том  случае,  если  на  него  в  анкете

приводится  полный  набор  вариантов  ответов.  Прочитав  их,   опрашиваемый

выбирает только тот, который  совпадает  с  его  мнением.  Закрытые  вопросы

могут быть альтернативные и не альтернативные:  альтернативные  предполагают

возможность  выбора  респондентом  всего  одного  варианта  ответа,   а   не

альтернативные  – нескольких вариантов ответов.

      Открытые ответы не содержат  подсказок и  не  «навязывают»  респонденту

вариант ответа. Они дают возможность выразить своё мнение во всей полноте  и

до мельчайших подробностей, поэтому они дают более  глубокую  по  содержанию

информацию, чем  закрытые вопросы.

      Иногда вопросы анкеты требуют  от респондента критического  отношения  к

себе, окружающим людям, оценки негативных явлений  действительности  и  т.д.

Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без  ответов  или  содержат

неточную информацию. В подобных случаях  на  помощь  исследователю  приходят

вопросы,  сформулированные  в  косвенной  форме.  Респонденту   предлагается

воображаемая  ситуация,  не  требующая  оценки  его   личных   качеств   или

обстоятельств его деятельности.

      Основные вопросы анкеты направлены  на  сбор  информации  о  содержании

исследуемого  явления. Неосновные – на выявление  адресата  основного  вопроса

(вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

      Почтовый   опрос   –   разновидность   анкетирования   и    правомерно

рассматривается  как  эффективный  приём  сбора  первичной   информации.   В

наиболее общем  виде он заключается в  рассылке  анкет  и  получении  на  них

ответов по почте.

      Интервьюирование как метод опроса  требует  больших  затрат  времени  и

средств,  чем  анкетирование,  но  вместе  с   тем   повышается   надёжность

собираемых данных  за  счёт  уменьшения  числа  неответивших  и  ошибок  при

заполнении вопросников.

      Особенности  интервью   по-разному   проявляются   в   различных   его

организационных  формах.  В  прикладной  социологии   различают   три   вида

интервью:

.  Формализованное   интервью   –   самая   распространённая   разновидность

   интревьюирования. В этом случае общение интервьюера  и респондента  строго

   регламентировано  детально  разработанным  вопросником   и   инструкцией,

   предназначенной  для интервьюера.

.  Фокусированное  интервью  –  следующая   ступень,  ведущая  к  уменьшению

   стандартизации  поведения интервьюера и опрашиваемого,  имеющая своей целью

   сбор  мнений,  оценок  по  поводу  конкретной  ситуации,   явления,   его

   последствий  или причин. Перечень  вопросов  для  интервьюера  обязателен,

   однако  он может менять их последовательность  и формулировки.

.  Свободное   интервью  отличается  минимальной   стандартизацией  поведения

   интервьюера  и применяется в тех случаях,  когда исследователь приступает  к

   определению   проблемы  исследования.  Заранее  определяется  только  тема

   интервью.

      Такие  формы   сбора   первичной   социологической   информации,   как

анкетирование,  интервьюирование,  почтовый  вопрос,  телефонное   интервью,

безличностный   опрос   с   помощью   возможностей   Internet   или   e-mail

Информация о работе Теория общения