Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 11:18, контрольная работа
Существует два подхода к понятию организации.
Первый - рассматривает организацию, как структурное образование, объединяющее определенное количество людей. Второй - трактует ее как особый вид деятельности людей.
В действительности, эти два понятия тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
Теоретическая часть
Организация и управление……………………………………………….. 4
Классификация систем…………………………………………………… 6
1.3Три класса переменных, описывающих социальную и производственную организацию: первичные переменные, переменные управления, переменные эффективности………………………………………………………………… 7
Исследования Э.Мэйо. Хоторнские эксперименты……………………... 12
Признаки организационной структуры: сложность. Формы строения организаций: машинная бюрократия…………………………………….. 14
Организационная культура России……………………………………… 19
Анализ ситуации изменения. Силовое поле изменений К. Левина…….20
Оценка эффективности деятельности организации……………………. 22
Практическая часть.
Характеристика организации…………………………………………….. 27
Организация, как открытая система………………………………………27
Социальная структура организации………………………………………29
Структура организации…………………………………………………… 30
Организационная культура……………………………………………….. 32
Изменения, произошедшие в организации……………………………....32
2.7Результативность и эффективность деятельности организации………...33
Список литературы……………………………………………………………...35
Результаты поведения людей характеризуются двояко:
Различные стороны трудового
поведения в организации
Блок эффективности в модели организации опоследует связь между требованиями среды, целями и производственно-экономической основой организации, с одной стороны, и параметрами системы ее управления - с другой.
Оценка организационной эффективности осуществляется по отношению к конечным целям системы. Кроме того, она должна отражать морально-психологическое удовлетворение членов организации их деятельности, оценивать способность организации к поддержанию и росту своего потенциала.
Блок организационной эффективности модели должен увязать первичные переменные и переменные управления, завершая характеристику организации. В этих целях следует сопоставить критерии эффективности системы с блоками первичных переменных - окружающей среды, целей и стратегии, технико-производственной базы и с блоками переменных управления.[1]
1930 - 1960 г.г., является эрой
«закрытых систем и
Австралийский консультант, социолог, профессор школы бизнеса Гарвардского университета Э. Мэйо возглавил серию экспериментов, проведенных на заводе фирмы «Уэстерн электрик» в Хоторне. Результаты этих экспериментов существенным образом изменили существование в тот период представления о мотивах поведения работника в организации и послужили началом второй стадии в развитии теории организации.[1]
Исследования на Хоторнском заводе начались с ряда экспериментов по улучшению освещенности рабочих мест с целью поиска путей повышения производительности труда.
Результаты экспериментов
не позволили вывести такой
Хоторнский эффект означает склонность людей к отклоняющемуся от нормы поведению, когда они понимают, что являются объектом эксперимента и чувствуют к себе особое внимание.
Такого рода «специальное» обращение к испытуемым субъектам привело к возникновению в управлении новой научной школы, получившей название школы «человеческих отношений».
Проведенные исследования позволили Э. Мэйо сделать ряд существенных выводов, противоречащих концепции «рационального работника». Главными из них являются следующие:
Влияние идей Э. Мэйо очевидно и сегодня. В программах по усовершенствованию управления во многих крупных организациях подчеркивается необходимость и важность специальной подготовки менеджеров по проведению бесед, установлению межличностных отношений, пониманию группы и развитию в менеджере других социальных навыков. Все эти проблемы актуальны и прямо или косвенно вытекают из работ Э Мэйо.
В заключении можно отметить, что Э. Мэйо сформулировал ряд руководящих принципов, которые могут быть полезны и использоваться в управлении любой организацией:
Сложность характеризует
степень дифференциации организационной
системы на основе разделения труда
по горизонтали (число функций, отделов,
должностей, в том числе
Горизонтальная дифференциация предполагает постадийное разделение труда и основана на специализации и конкретизации работ (определенности обязанностей работников).
Различают два основных вида специализации:
Первый вид специализации
связан с развитием знаний и техники
и предполагает выделение работ,
требующих знаний и мастерства. В
этом случае внимание работников сконцентрировано
на относительно узком круге проблем.
Однако обычно эти проблемы достаточно
сложны и требуют принятия решений
и проведение исследований. Второй
вид специализации предполагает
разбиение задач на отдельные
элементы и выполнение каждого из
них отдельным работником. Такая
специализация достигается
Вертикальна дифференциация связана с разделением работ по уровням иерархии в организации и служит основанием при формировании ее вертикальной структуры.
Каждая вертикальная структура
имеет совершенно определенные каналы
реализации властных полномочий и обмена
информацией. При распределении
заданий, полномочий и обязанностей
формируется система
Организации, имеющие линейную структуру, обладают рядом преимуществ. Благодаря тому, что в линейной организации менеджеры четко представляют себе сферу своих полномочий, существенно ускоряется процесс принятия решений и упрощается поддержание дисциплины. Кроме того, легко устанавливаются каналы делового общения, которое носит в этом случае непосредственный характер. Вместе с тем линейная организация имеет два существенных недостатка. Во-первых, высшие руководители могут не обладать специальными знаниями, необходимыми для эффективного управления деятельностью организации. Во-вторых, расширение масштабов деятельности может привести к увеличению числа уровней соподчиненности, которое замедлит обмен информацией и принятие решений.[2]
Более сложной является линейно-штабная
организационная структура. В организации
этой формы также четко выражена
соподчиненность сверху донизу, но
она представлена функциональными
группами работников, находящихся под
началом административного
При формировании вертикальной структуры управления происходит группирование людей и работ в соответствии с оптимальным интервалом или масштабом управления.
Масштаб (интервал) управления
– это число людей или
Такое группирование людей
и работ характеризуется
Территориальная (по географическому) дифференциация характеризует процесс разделения по группам видов деятельности и ресурсов в зависимости от особенностей местоположения.[3]
Дифференциация
по географическому положению
Главное
преимущество территориальной дифференциации
состоит в том, что она делает
организацию более
Машинная бюрократия в
качестве ключевого элемента структуры
имеет технологическую
Сильные и слабые стороны машинной бюрократии:
Рис 3. Машинная бюрократия.
Организационная культура - это сформированные на протяжении всей истории предприятия (учреждения) совокупность приемов и правил адаптации организации к требованиям внешней среды и формирования внутренних отношений между группами работающих.
Организационная культура концентрирует в себе политику и идеологию жизнедеятельности предприятия (учреждения), систему ее приоритетов, критерии мотивации и распределения власти, характеристику культивируемых социальных ценностей и норм поведения. Элементы организационной культуры являются ориентиром в принятии руководством предприятия или организации управленческих решений, налаживании контроля за поведением и взаимоотношениями сотрудников, при оценке производственных, хозяйственных и социальных ситуаций.
Формирование организационной культуры происходит с течением времени. Организационная культура впитывает в себя опыт работников, плоды их воспитания, учитывает цели и установки предприятия.
Общая цель организационной культуры состоит в создании на предприятиях (учреждениях) здорового психологического климата для сплочения его работников в единый коллектив, исповедывающих определенные этические, моральные и культурные ценности, сознающий взаимосвязь своих целей и судеб.
В условиях перехода России к рыночной экономике в организационной культуре должны преобладать новые социальные ценности и нормы экономического поведения. Система этих норм и ценностей включает в себя: