Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 23:31, реферат
Целью данной работы является демонстрация того, каким образом организации как корпоративные системы реагируют на изменения.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы управления изменениями в организации…….6
1. 1. Четыре стадии процесса изменения…………………………………..6
1.2. Четыре уровня деятельности организации…………………………..11
1.3. Фазы организационных изменений………………………………….15
1.4. Критические точки фаз изменений…………………………………..18
2. Практическое применение управления изм. на предприятии……….21
Заключение………………………………………………………………..27
Список литературы……………………………………………………….30
Уровень 2: командный это уровень
взаимоотношений индивидуумов внутри
команды. Индивидуум вступает в многообразные
рабочие взаимоотношения с
Задача организации - обеспечить результативность работы команды. Ключевым видом деятельности на этом уровне является создание команд.
Уровень 3: групповой это уровень групп или подразделений. На данном уровне функционирует множество отдельных рабочих команд, деятельность которых должна быть скоординирована для достижения общих целей. Иногда несколько рабочих команд объединяются для реализации стратегически важного проекта. Эффективность деятельности организации на этом уровне измеряется способностью группы или подразделения собирать и преобразовывать информацию в процессе принятия решений, что обеспечит должное выполнение сложных про грамм и операций. Задачей руководителей подразделений является управление потоками информации и другими ресурсами на «входе» и «выходе» внутри своих подразделений. Задача организации - интеграция деятельности отдельных подразделений. Основным инструментом на данном уровне является мониторинг внутренних информационных потоков и рабочих процессов с целью выявления и устранения нарушений.
Уровень 4: организационная стратегия/политика это уровень организационной стратегии и политики. На этом уровне происходит окончательное слияние групп или подразделений в единый работоспособный организм. Менеджеры, действующие на данном уровне, должны знать сильные и слабые стороны организации и своевременно обнаруживать внешние угрозы и благоприятные возможности, благодаря чему становятся возможными превентивные действия. Результаты внешнего и внутреннего аудита определяют процесс отбора программ, товаров и услуг, обеспечивающих достижение целей организации и удовлетворение потребностей внешнего окружения. Основной инструмент - открытые системы планирования, функционирующие в соответствии с миссией организации и предъявляемыми к организации требованиями внешней и внутренней клиентуры.
Описанные уровни тесно связаны между собой. Например, некое действие, предпринятое на уровне 4, может повлиять на функционирование команды и ослабить у индивидуумов чувство принадлежности к организации. Таким образом, любому действию, даже на уровне 4, должно предшествовать обдумывание последствий на уровнях 1 и 2. Эффективность на уровне 2 зависит от благополучия на уровне 1, уровень 3 зависит от уровней 1 и 2, а уровень 4 зависит от трех остальных. Данная схема из четырех уровней со специфическими задачами и ключевыми инструментами представляет собой полезный диагностический инструмент для менеджеров, консультантов и инструкторов по тренингу. Схема помогает распутать клубок трудностей, связанных с задачей изучения поведения людей в организации, и может быть полезна как инструмент анализа и средство тренировки.2
1.3. Фазы организационных изменений
Далее речь пойдет о том, как уровни организации взаимодействуют в течение семи последовательных фаз изменений. То, как идея изменений, нередко выдвинутая внешним консультантом, овладевает всей организацией, напоминает эффект домино.
Фаза 1. Идею изменений вносит в организацию индивидуум, он проходит через последовательность психологических состояний, начинающуюся с отрицания необходимости, релевантности и возможности изменений. После того как он сам утвердится во мнении, что изменения должны быть осуществлены, ему необходимо найти способы убедить в этом других. Необходимо побудить других задуматься о проблеме, заняться оценкой достоверности представленной информации и содержащейся в ней угрозы. Эта фаза заканчивается тогда, когда к выводу о том, что организация пострадает, если ничего не предпринять, приходит ключевая фигура. Такой ключевой фигурой обычно является человек, управляющий связями группы с внешним окружением - «технологический привратник», роль которого заключается в снабжении команды специальной информацией, необходимой для выполнения задания.
Фаза 2. После того как ключевая фигура пройдет индивидуальные стадии отрицания и уклонения, он/она переходит к стадии исполнения и передает все данные, касающиеся изменений, своей команде, настаивая на необходимости изменений. Здесь делаются предварительные оценки масштабов изменений. Ключевыми моментами на этой стадии являются анализ по возможности наиболее широкого диапазона вариантов и обязательный контроль над реализацией изменений. Команда сначала отрицает: «нам не нужно этого делать», затем уклоняется: «нам не нужно этого делать сейчас», далее вступает в стадию открытых переговоров (поиск компромисса). Здесь следует вспомнить о традиции убивать гонца, принесшего плохие известия. Эта фаза заканчивается, когда команда осознает проблему и необходимость что-то предпринять. Следует отметить, что к концу этой фазы команда чувствует себя собственником проблемы в том виде, как она сформулирована самой командой, а не ключевой фигурой изначально.
Фаза 3. На этой фазе происходит объединение
нескольких команд группы для противодействия
изменениям. Группа отрицает необходимость,
релевантность и
«Если другие будут правильно делать
свою работу, у них самих проблем
не будет». Эта фаза заканчивается
соглашением относительно постановки
проблемы и последовательности действий,
необходимых для проведения изменений.
Кроме того, на этой фазе определяются
люди, участие которых в проведении
изменений крайне необходимо, а также
желательное будущее состояние
организации. Данная фаза завершается,
когда группа принимает на себя ответственность
за последствия изменений для
отношений организации с
Фаза 4. В начале этой фазы на передний
план выдвигается вопрос о том, как
отнесутся к предлагаемым изменениям
другие организации (конкуренты, потребители,
поставщики) и акционеры. Обсуждаются
различные предположения
Фаза 5. Ключевая фигура вступает в стадию поддержания изменений, когда от него/нее уже не требуется тратить энергию на инициирование изменений. Энергия ключевой фигуры освобождается для поиска новых данных и новых направлений изменений. Источником энергии является преданность команды идее изменений. Эта фаза завершается тогда, когда ключевая фигура получает новые данные для анализа.
Фаза 6. Команда вступает в стадию поддержания изменений после того, как определена конечная цель изменений. Ключевая команда определяет задачи, фазы, исполнителей, сроки исполнения и методы исполнения. После этого команда может считать свою функцию выполненной, т.к. импульс изменений передан всей организации.
Фаза 7. Организация как единый организм вступает в фазу поддержания изменений после того, как установятся новые связи ее с внешними партнерами и акционерами, принявшими изменения. Эта фаза не требует значительных затрат энергии, т.к. изменения обрели собственную инерцию. Люди уже могут ощутить позитивные результаты изменений. Новые нормы и ценности закрепляются в организационной культуре. Организация вступает в новое состояние, которое неизбежно будет подвергнуто отрицанию в будущем.3
1.4. Критические точки фаз изменений
Процесс изменений может быть прерван в любой момент и в любой из его фаз. Однако существуют некоторые особенно опасные моменты, когда прерывание процесса с очень высокой вероятностью приводит к полному отказу от изменений. Эти критические точки, показанные на рисунке 2, требуют к себе особого внимания.
Процесс изменений может прекратиться
уже на стадии отрицания (уровень 1).
На уровне 2 критической является стадия
уклонения, на которой возможны конфликты
между инициаторами и противниками
изменений. На этой стадии подвергаются
испытанию взаимоотношения
Стадия поддержания на уровнях 3 и 4 также критическая, поскольку изменения с целью достижения желаемого эффекта должны быть закреплены.
Опыт показывает, что опасность
регрессии особенно велика в фазах
2 и 3. Когда индивидуум сталкивается
с отрицанием изменений со стороны
команды или команда
В теории и практике организационного
развития внешнему консультанту в процессе
организационных изменений
Для успешного прохождения всех фаз процесса изменений требуется знание и активное управление политическими процессами в организации. Ключевым элементом на стадиях отрицания, уклонения и исполнения является политическое маневрирование индивидуумов, команд и коалиций в поисках нового баланса власти. От консультанта требуются глубокое понимание динамики этих процессов и адекватное реагирование.4
2. Практическое применение управления изменениями на предприятии
Для успешной реализации проекта теоретические аспекты работы необходимо рассмотреть на практике.
В качестве такого примера мы предлагаем группу компаний «МОСМАРТ», которая была зарегистрирована в марте 2002года. Данное предприятие ставит своей целью получение прибыли путем осуществления розничной торговли товарами массового спроса. В начале своей деятельности предприятие не имело отдела логистических операций, так как компания насчитывала всего четыре гипермаркета, находящихся в Москве. Но в связи с быстрым развитием компании, появилась возможность продвижения предприятия в другие регионы нашей необъятной Родины, что повлекло за собой необходимость создания отдела логистических операций (распределительного центра), для доставки товаров в магазины, находящиеся за пределами столичного региона.
В связи со сложившейся ситуацией рассмотрим основные фазы организационных изменений в разрезе принятия проекта решения о создании полноценного отдела логистических операций на базе имеющихся кадров, с привлечением новых сотрудников.
Фаза 1. Идея создания такого отдела принадлежит генеральному директору предприятия, который, являясь учредителем данного общества, лично заинтересован в расширении компании. Этого, по его мнению, и можно достигнуть, путем создания новых магазинов, а как следствие создания отдела логистических операций . Фактически организация вступила в эту фазу, тогда, когда на работу были приняты специалисты по логистике. В данном случае генеральный директор выступает в качестве генератора идей, а технологическим исполнителем является специалист кадрового агентства, который был привлечен для анализа кадровой ситуации, сложившийся на предприятии. Именно он управляет связями с внешним окружением, активно ведя подбор сотрудников в новый отдел.
Фаза 2.Для создания отдела логистики нужно помещение, отвечающее первоначальным запросам отдела. Так как сразу много магазинов не откроешь, было принято решение организовать отдел на территории одного из гипермаркетов в Москве. Данные, касающиеся изменений, были переданы сотрудникам на общем собрании. Предварительная оценка масштабов изменений была дана в атмосфере жарких дискуссий и обсуждений. Специалисты по логистике настаивали на применении изменений. Однако работники гипермаркета были против. Их позиция объяснялась личной заинтересованностью: введение нового отдела повлечёт за собой неизбежную перестановку в отделах в связи с сокращением территории , а так же боязнью потерять в зарплате, в связи с расширением штата. Выступление специалиста по кадрам внесло некоторую ясность - оказалось, что новые сотрудники являются совершенно отдельным подразделением, не относящимся к данному гипермаркету, а территория будет заимствована временно, до открытия отдельного склада логистического центра. Отдел логистики имеет свою систему заработной платы, так что и второе опасение сотрудников гипермаркета было снято. В результате разумных объяснений они согласились с необходимостью изменений.