Управляемые системы, общности и различия разных типов управляемых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 22:04, контрольная работа

Описание

Системы, которые обладают свойством изменять свое поведение, переходить в разные состояния под влиянием различных управляющих воздействий, называются управляемыми системами. В управляемых системах всегда присутствуют орган, осуществляющий функции управления, т.е. субъект управления (управляющая часть), и объект управления (управляемая часть).
На каждую систему с помощью множества внешних воздействий оказывает влияние окружающая среда. Эти внешние воздействия называют входными величинами (входными переменными системы), а элементы системы, к которым приложены входные воздействия, – входами системы. При решении задач управления выделяют два типа входных величин: управляющие воздействиях и возмущающие воздействия М. К управляющим воздействиям относятся такие величины, значениями которых можно распоряжаться при управлении системой и изменять их с целью осуществления движения в желаемом направлении. Возмущающие воздействия оказывают влияние на движение, и их в процессе управления нельзя изменять, а надо учитывать при выработке управляющих воздействий.

Содержание

Вариант 17
1. Управляемые системы. Общность и различия разных типов
управляемых систем.
2. Схема матричной организационной структуры управления.
3. Законы, действующие на различных этапах жизненного цик'
ла организации.
4. Виды аудита в организации.
5. Задача.

Работа состоит из  1 файл

Контр ТО.docx

— 62.90 Кб (Скачать документ)

Но несмотря на различие в моделях жизненных циклов, в выводах исследователей есть и общее. Все авторы сходятся в том, что существует определенная последовательность стадий, переход к каждой последующей стадии связан с серьезной организационной перестройкой. Каждая стадия является следствием предшествующей и вернуться назад сложно и все модели рассматривают широкий спектр организационных характеристик: возраст, число сотрудников, рост продаж, размер, концентрация собственности, динамика окружающей среды, стратегия, функции культуры, поколение управления, сложность и др.

На наш взгляд, еще одним  важным ситуационным фактором внутри организации являются законы организации.

Жизнь организации протекает  по определенным законам. Но большинство руководителей организаций не задумываются о том, что процессы, проходящие в их фирмах, подчиняются законам и принципам. Их влияние может иметь и объективный характер, т. е. не зависеть от воли менеджеров. При этом знание данного факта может использоваться руководством компаний для прогнозирования результатов принимаемых управленческих решений. Законы имеют большое значение для деятельности организации, так как они формируют теоретический фундамент и позволяют оценивать и прогнозировать развитие управленческих ситуаций.

Существует несколько подходов к  классификации законов организации. Беляев А. А. и Коротков Э. М. различают общие, частные и специфические законы организации.


Законы организации


                     Общие                                         Частные                                 Специфические

          (действуют во всех                  (действуют в одной из               (действуют в конкретны


               материальных                         сфер общества или                ситуациях и определенных

                    системах                        какой-либо организации)                 видах деятельности)


 

Законы организации и  их взаимодействие

Смирнов Э. А. выделяет две группы законов: универсальные, разделяя их в свою очередь  на основополагающие и фоновые и специфические.


Объективные законы организации



                               Универсальные                                   Специфические


                  Основополагающие   Фоновые

 

Типология объективных законов  организации

 

Сравнительный анализ позволяет  сделать выводы, что основополагающие законы второй классификации соответствуют  общим законам, а фоновые частным  – в первой классификации. Объединив  эти подходы, на наш взгляд, можно  говорить об общих законах организации (действующих во всех материальных сферах), объективных (действующих в  социальных системах, проявляющихся  независимо от воли и желания руководства  организации), частных (действуют в  одной из сфер общества или какой-либо организации) и специфических (действуют в конкретных ситуациях и определенных видах деятельности).

Каждому этапу жизненного цикла организации соответствует  максимальное или минимальное влияние законов. Рассмотрим некоторые из них.

Так, закон синергии, в соответствии с которым «для любой системы (организации) существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо существенно больше». Имеет наибольшее значение на этапах нечувствительности, внедрения организации на рынок и на стадии роста, в то время как на стадиях спада и ликвидации его влияние оказывается минимальным. Как известно, синергия может вызвать как положительные, так и отрицательные последствия. Основной смысл эффекта синергии заключается в том, что привлекаемые ресурсы

либо существенно усиливают, либо существенно ослабевают друг друга (в два или более раз) и в связи с этим общий потенциал компании становится заметно больше или заметно меньше суммы потенциалов всех используемых в деятельности ресурсов. Положительная синергия реализуется за счет совпадения набора ресурсов и оптимального сочетания их характеристик. Отрицательная синергия получается в результате абсолютно непрофессионального подхода к порученной деятельности. Руководителей организаций в большей степени интересует эффект синергии.

Напротив, закон самосохранения, в соответствии с которым «любая организационная система, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое»  имеет наибольшее значение на стадиях спада и ликвидации, а на этапе нечувствительности практически не оказывает никакого влияния. Закон самосохранения служит основой для оценки

способности организации  к выживанию в изменяющихся условиях существования.

Закон развития, в соответствии с которым «каждая система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла» имеет максимальное значение на этапах внедрения организации на рынок, роста, насыщения и минимальное значение – на стадии ликвидации.

Закон единства анализа  и синтеза, в соответствии с которым: «каждая система стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования за счет постоянного изменения своей структуры или выполняемых функций», имеет максимальное проявление на этапах нечувствительности и ликвидации, минимальное на этапе насыщения.

Закон информированности-упорядоченности, в отличие от других, оказывает одинаковое влияние на всех этапах жизненного цикла организации.

Таким образом, влияние законов  на каждом этапе развития организации  различается. Так, на первом этапе (нечувствительность) большое влияние на дальнейшее развитие организации оказывают такие  законы, как закон синергии, композиции-пропорциональности, единства анализа и синтеза, информированности-упорядоченности. В зависимости от их влияния можно  будет говорить о дальнейшем развитии организации.

На этапе насыщения  максимально проявляется действие закона развития. В зависимости от стратегии управления организация  будет либо прогрессировать в  своем развитии либо приближаться к  этапу ликвидации.

Задача руководства заключается  в постоянном осуществлении мониторинга  внутренней

и внешней среды с целью  прогнозирования позиции организации  на кривой жизненного цикла. Это позволит контролировать переход к этапам спада.

 

4. Виды аудита  в организации

Как в экономической литературе, так и на практике аудит подразделяют на два вида: внешний и внутренний. В то же время с понятием «аудит» связывают проверки, выполняемые аудитором в полной мере независимым от собственников, акционеров и исполнительных органов экономического субъекта с целью выражения объективного мнения о достоверности отчетности. Рассмотрим с этих позиций предлагаемые виды аудита.

Внешний аудит проводится независимым аудитором, причем его независимость определяется как законодательными, так и этическими нормами. Руководствуясь целями, стоящими перед аудиторами и решаемыми ими задачами внешний аудит подразделяют на обязательный и инициативный.

Федеральный Закон об аудиторской  деятельности определяет, что порядок, случаи и сроки проведения обязательного  аудита. Инициативный же аудит проводится в любое время и в тех  объемах, которые определяются договором  с аудируемой организацией.

При проведении обязательного аудита перед аудитором должна стоять единственная цель – формирование и последующее  выражение мнения о достоверности  во всех существенных аспектах аудируемой бухгалтерской отчетности. В процессе и для достижения стоящей цели аудитор может решать промежуточные задачи – определять соответствие совершаемых организацией сделок законодательству, проверять платежно-расчетные документы, налоговые расчеты и т.п. Однако, вне зависимости от круга решаемых аудитором задач цель обязательного аудита остается неизменной.

В ходе инициативного аудита аудитор  решает любые задачи для достижения целей определенных договором. Такими задачами могут, например, быть – консультирование, анализ, обзорная проверка, поверки расчетов и т.п. Достигаемые при этом цели также могут быть многогранны – устранение выявленных недостатков, обучение персонала, стратегическое планирование и многое другое.

Внутренний аудит является неотъемлемым и важным элементом управленческого контроля. Потребность во внутреннем аудите возникает на крупных предприятиях в связи с тем, что верхнее звено руководства не занимается повседневным контролем деятельности организации и низших управленческих структур. Внутренний аудит дает информацию об этой деятельности и подтверждает достоверность отчетов менеджеров. Внутренний аудит необходим главным образом для предотвращения потери ресурсов и осуществления необходимых изменений внутри предприятия. Определенные функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов шире и включают в себя:

  • контроль за состоянием активов и недопущение убытков, подтверждение точности информации, используемой руководством при принятии решений; подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур;
  • анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации;
  • оценку качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Основные особенности  и отличия внутреннего и внешнего аудита

Факторы

Внутренний аудит

Внешний аудит

Постановка задач

Определяется  собственниками и (или) руководством исходя из потребностей управления как подразделениями  предприятия, так и предприятием в целом

Определяется  договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой (аудитором)

Объект 

Решение отдельных функциональных задач  управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Главным образом система учета и отчетности предприятия

Цель

Определяется  руководством предприятия

Определяется  законодательством по аудиту: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Средства

Выбираются  самостоятельно

Определяются  общепринятыми аудиторскими стандартами

Виды деятельности

Исполнительская деятельность

Предпринимательская деятельность

Организация работы

Выполнение  конкретных заданий руководства

Определяется  аудитором самостоятельно исходя из общепринятых норм и правил аудиторской проверки

Взаимоотношения

Подчиненность руководству предприятия, зависимость  от него

Равноправное  партнерство, независимость

Субъекты

Сотрудники, подчиненные руководству предприятия  и находящиеся в штате предприятия

Независимые эксперты, имеющие соответствующий  аттестат и лицензию на право заниматься этим видом предпринимательства

Квалификация

Определяется  по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется  государством

Оплата

Начисление  заработной платы по штатному расписанию

Оплата  предоставленных услуг по договору

Ответственность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная законодательными и нормативными актами

Методы

Методы  могут быть одинаковыми при решении  одинаковых задач. Имеются различия в степени точности и деятельности

Отчетность

Перед собственниками и (или) руководством

Итоговая  часть аудиторского заключения может  быть опубликована, аналитическая часть  передается клиенту


Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим или производственным аудитом.  Управленческий аудит, выполняемый независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей. Довольно близок к управленческому аудиту аудит хозяйственной деятельности, т.е. систематический анализ хозяйственной деятельности  организации, проводимый для определения целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления и организации. При аудите хозяйственной деятельности предполагаются объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности.

Этот вид аудита преследует три  цели: оценка эффективности управления; выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности; внесение рекомендаций, касающихся улучшения деятельности или дальнейших действий;

 Аудит на соответствие требованиям. Этот аудит заключается в анализе определенной финансовой деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам.

Аудит финансовой отчетности, представляет собой проверку отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета.

Специальный аудит - это проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, обычно имеющая целью подтвердить законность, добросовестность и эффективность деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использование социальных фондов и др.

Обязательный и инициативный аудит. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных непосредственно законодательством или по поручению государственных органов. Объем и порядок проведения обязательного аудита регламентируется законодательными нормами.

Первоначальный и согласованный аудит. Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно и основан поэтому на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системывнутреннего контроля и др.) .

С точки зрения развития аудит разделяется на 3 стадии и, соответственно, 3 вида:

Информация о работе Управляемые системы, общности и различия разных типов управляемых систем