Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа
Задачи исследования формулируются следующим образом:
1) определить понятие и основные компоненты внешней среды;
2) раскрыть ключевые подходы к изучению взаимодействия организации с внешней средой;
3) проанализировать влияния факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации.
Таким образом, объектом данного исследования выступает совокупность факторов внешней среды современной организации.
Предмет исследования образуют связи и зависимости между ключевыми факторами внешней среды и эффективностью организации.
Структура курсовой работы в целом отвечает цели и задачам данного исследования, включая в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты взаимодействия организации с внешней средой.
Во второй главе анализируются влияния факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации.
Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия организации с внешней средой ……………………………………………………………………
5
Понятие и основные компоненты внешней среды ……………...
5
Подходы к изучению взаимодействия организации с внешней средой ………………………………………………………………
10
Глава 2. Влияние факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации ………………………………………………
17
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Список литературы …………………………………………………………… 31
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. | 3 |
|
5 |
|
5 |
|
10 |
|
17 |
Заключение ……………………………………………………………………. | 29 |
Список литературы …………………………………………………………… | 31 |
Введение
Любая
организация находится и
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны, и на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.
Таким образом, задача менеджмента состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать и развиваться в долгосрочной перспективе.
В свою очередь, цель данной курсовой работы – изучить влияние факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации и кризиса, переживаемого ныне российской и всей мировой экономикой.
Задачи исследования формулируются следующим образом:
1) определить понятие и основные компоненты внешней среды;
2) раскрыть ключевые подходы к изучению взаимодействия организации с внешней средой;
3) проанализировать влияния факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации.
Таким образом, объектом данного исследования выступает совокупность факторов внешней среды современной организации.
Предмет исследования образуют связи и зависимости между ключевыми факторами внешней среды и эффективностью организации.
Структура
курсовой работы в целом отвечает
цели и задачам данного
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты взаимодействия организации с внешней средой.
Во второй главе анализируются влияния факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации.
Глава 1. Теоретические аспекты
взаимодействия организации с внешней средой
Экономическая среда – совокупность экономических условий развития бизнеса, предпринимательства. Экономическая среда предполагает наличие экономической свободы, свободное перемещение ресурсов, существование значительных стимулов к труду1.
В свою очередь, под предпринимательской средой в менеджменте понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их устранение либо на приспособление к ним2.
Различая факторы внутренней и внешней предпринимательской среды (что в менеджменте общепризнанно), под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений3.
Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны, причем не только у авторов научных публикаций по вопросам менеджмента, но и практически у каждой фирмы. Например, Дж. Белл определяет этот набор так: «Внешняя среда организации включает такие элементы, как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации и источники трудовых ресурсов»4.
Маркетологи для целей управления маркетингом разделяют среду организации на микросреду, которой можно и нужно управлять, и макросреду, влияние которой следует учитывать5.
Менеджеры во внешней среде организации обычно различают силы прямого и косвенного воздействия на организацию извне. Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации. К этим факторам относят поставщиков, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, потребителей и конкурентов.
Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на операции, но, тем не менее, сказываются на них. К ним относятся состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах6.
О.С. Виханский и А.И. Наумов в 3-м издании своего учебника «Менеджмент» говорят о существовании во внешней среде макроокружения и непосредственного окружения организации.
«Макроокружение создает общие условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна. Это связано как с различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций»7.
«Изучение
непосредственного окружения
Макроокружение организации включает следующие базовые компоненты: экономическая, правовая, политическая, социальная, технологическая9.
Так, изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это жизненно важно для организации, т.к. доступ к ресурсам определяет состояние входа в нее. Предполагая анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.
Анализ экономической компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу отдельных ее составляющих. Он должен быть направлен на комплексную оценку ее состояния. В первую очередь, это фиксация уровня риска, степень напряженности конкуренции и уровень деловой привлекательности.
При изучении правовой компоненты макроокружения стратегическое управление интересует степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень гражданского контроля за деятельностью правовой системы общества. Очень важными являются выяснение степени обязательности действия правовых норм, а также того, распространяется ли их действие на все организации или же существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения ею правовых норм. Иначе говоря, анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов.
Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь в организации ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти и т.п. При этом важно уяснить базовые характеристики политической системы (определяющая идеология, степень стабильности правительства и др.). Однако ключевым процессом политической компоненты макроокружения выступает борьба за власть.
Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п. Особенность социальной компоненты состоит в том, что она влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Еще одной отличительной особенностью социальных процессов является то, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.
Анализ технологической компоненты позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствования производимой продукции и для модернизации технологии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее значительные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открывающиеся новые перспективы, т.к. технический потенциал для осуществления коренных изменений преимущественно создается за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с модернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям.
Анализ непосредственного окружения требует акцентировать внимание на таких факторах, как: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы. При этом анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупателями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.
Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в деятельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого организацией продукта. И если поставщики материалов и комплектующих изделий обладают большой конкурентной силой, они могут поставить организацию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятельность и их потенциал, с тем, чтобы суметь построить с ними отношения, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками.
Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бороться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится получить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы. При этом конкурентная среда формируется не только внутриотраслевыми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию организации.
Информация о работе Влияние факторов внешней среды на эффективность работы организации