Влияние факторов внешней среды на эффективность работы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 23:51, курсовая работа

Описание

Задачи исследования формулируются следующим образом:
1) определить понятие и основные компоненты внешней среды;
2) раскрыть ключевые подходы к изучению взаимодействия организации с внешней средой;
3) проанализировать влияния факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации.
Таким образом, объектом данного исследования выступает совокупность факторов внешней среды современной организации.
Предмет исследования образуют связи и зависимости между ключевыми факторами внешней среды и эффективностью организации.
Структура курсовой работы в целом отвечает цели и задачам данного исследования, включая в себя: введение, две главы, заключение, список литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты взаимодействия организации с внешней средой.
Во второй главе анализируются влияния факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты взаимодействия организации с внешней средой ……………………………………………………………………

5
Понятие и основные компоненты внешней среды ……………...
5
Подходы к изучению взаимодействия организации с внешней средой ………………………………………………………………

10
Глава 2. Влияние факторов внешней среды на эффективность организации в условиях глобализации ………………………………………………

17
Заключение ……………………………………………………………………. 29
Список литературы …………………………………………………………… 31

Работа состоит из  1 файл

курс-внешняя-среда.doc

— 205.00 Кб (Скачать документ)

     Анализ  внешней среды строительной организации (чьи особенности отмечались нами в завершение первого раздела данной работы) авторский коллектив под руководством В.В. Костюченко определяет как «совокупность действий, предназначенных для исследования макроокружения и конкурентного внешнего окружения»23. Здесь главная задача внешнего анализа – установить рамки, в которых будет действовать предприятие.

      Эти задачи решались нами на материале предприятия ремонтно-строительного профиля – ООО «ВТВ-Стиль», текущая деятельность которого позволяет говорить о реализации во взаимодействии с внешней средой новых перспективных возможностей для увеличения ассортимента предлагаемых работ, услуг и продукции, и, следовательно, об увеличении (либо, в условиях кризиса, – о сохранении) объема продаж и производства.

      В 1989 г. в городе Владивостоке был создан ремонтно-строительный кооператив «Стиль». За время существования им выполнялись работы различной степени сложности (отделка, покраска, побелка, перепланировка и др.) по ремонту жилых помещений (преимущественно квартир), построено около 100 садовых домиков и оборудовано более 20 детских площадок в городах и населенных пунктах Приморского края. В 1999 г. кооператив преобразован в ремонтно-строительную фирму «ВТВ-Стиль» на правах товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО).

      Организационно-правовая форма «ВТВ-Стиль» к настоящему времени  – общество с ограниченной ответственностью (ООО). Выбор обусловлен рядом факторов. Такое общество учреждается одним или несколькими лицами; уставный капитал его разделен на доли, размеры которых определяются учредительными документами. Особенно важно, что участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, лишь в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Существенно и то, что в форме ООО Гражданским кодексом РФ24 сохранены основные принципы ТОО, успешно зарекомендовавшего себя в начале рыночных реформ в России (и, соответственно, на втором этапе деятельности данной фирмы).

      Сейчас  организация имеет определенный регион действий: строительство коттеджей ведется преимущественно близ федеральной трассы Владивосток – Хабаровск, а ремонт и перепланировка квартир – главным образом, на территории Первореченского и Советского районов города Владивостока. Однако накопленный ремонтно-строительный потенциал и опыт позволяет выполнять заказы (по мере их поступления) в других районах краевого центра и даже за его пределами.

      Основные  виды деятельности фирмы.

      1. Производство строительных материалов, конструкций, изделий: производство деревянных строительных конструкций и изделий для возведения домов усадебного типа, сельскохозяйственных зданий и сооружений.

      2. Строительно-монтажные работы.

      2.1. Земляные работы: – планировка площадей; – разработка грунтов.

      2.2. Возведение несущих и ограждающих конструкций (металлических, из монолитного бетона, сборных железобетонных конструкций и др.) зданий и сооружений (при строительстве домов усадебного типа, сельскохозяйственных объектов производственного назначения и соцкультбыта).

      3. Устройство инженерных сетей  и оборудования: – устройство колодцев и лотков; – модернизация сетей водоснабжения и канализационных сетей; – установка запорной арматуры.

      4. Защита конструкций и оборудования: – гидроизоляция строительных конструкций; – кровельные работы; – антикоррозийная защита строительных конструкций и оборудования.

      5. Отделка конструкций и оборудования: – штукатурные работы; – устройство полов; – облицовочные работы; – малярные работы; – обойные работы.

      6. Благоустройство территории: – устройство дорожных оснований и покрытий; – устройство ограждений и оград.

      Компания  осуществляет ремонт и перепланировку квартир и индивидуальных жилых строений, ведет возведение индивидуальных жилых строений, малых сельскохозяйственных объектов, садово-дачных домиков и т.п.

      Однако  характер взаимодействий организации с внешней средой (влияния факторов внешней среды на эффективность организации) и существующей производственной кооперации требует усовершенствовать в ближайшем будущем систему снабжения и сбыта. А именно:

      – в плане снабжения фирма намерена освоить собственное производство по отдельным видам строительных материалов (столярный цех по производству деревянных ремонтно-строительных конструкций, производство керамического кирпича методом полусухого прессования и др.);

      – в плане сбыта фирма готова оказать весь спектр услуг организациям – при осуществлении нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, капитального ремонта зданий и сооружений.

      Обоснованием  представленных планов может, в частности, служить тот факт, что в современной теории организации и менеджменте стали привычными утверждения о необходимости тщательного анализа внешней среды организации и процессов управления, хотя в рамках классических управленческих концепций больше внимания уделялось внутренним аспектам. К этому менеджеров подталкивает логика общественного развития, не оставляющая места для замкнутости производства товаров и услуг и закрытости рынка.

      Мир вошел в постиндустриальную эпоху и это – важнейший фактор влияния на современные организации. В таблице 2.1 приведены важнейшие особенности индустриального и постиндустриального обществ с точки зрения основных социально-экономических и организационных характеристик, влияющих на эффективность современной организации, подобной той, что представлена выше (далее – «ВТВ-Стиль» или просто «организация»).

Таблица 2.1

Сравнительная характеристика индустриального

и постиндустриального  обществ

Характеристика Индустриализм Постиндустриализм
1 2 3
Организационное окружение Государственное регулирование экономики

Стандартизация

«Заботливое»  государство

Массовый маркетинг

Глобальная  конкуренция

Деконцентрация  капитала

Фрагментация  рынков и международная децентрализация производства

Рост требований к качеству продукции и услуг

Увеличение возможностей потребительского выбора

Рост социальных движений

Плюрализм и  разнообразие

Технологии Массовое (конвейерное) производство

Рутинные технологии

Упор на производство товаров (предметов)

Ориентация на рост объемов производства

Гибкие производства, автоматизация рутинных процессов

Компьютерные  технологии

Упор на производство услуг и информации

Ориентация на качество

Инновационность

Социальные  структуры Бюрократические

Иерархии с  выраженными вертикальными коммуникациями

Специализация

Вертикальная  и горизонтальная интеграция

Направленность  на контроль

Новые структуры (сетевые, виртуальные, альянсы)

«Плоские» иерархии с горизонтальными коммуникациями и распределенной ответственностью

Неформальные  механизмы власти и влияния (участие, культура, взаимодействие).

Вертикальная  и горизонтальная дезинтеграция

продолжение табл. 2.1
1 2 3
Культура Доминируют  стабильность, традиции, обычаи

Организационные ценности: рост, эффективность, стандартизация, контроль

Доминируют неопределенность, парадокс, мода

Организационные ценности: качество, удовлетворенность клиентов, разнообразие, инновации

Физическая  структура 
(время-пространство)
Концентрация  людей в промышленных центрах

Региональная  и национальная направленность

Линейность течения  времени

Децентрализация расселения

Уменьшение расстояний, «сжатие» пространства за счет развития транспорта и технологий

Глобальная направленность

«Сжатие» времени

Природа труда Рутинный

Функциональная  специализация задач и работ

«Производственные» навыки

Привязка к  одной сфере деятельности и к месту работы

Преобладание  наемного труда

Узкая и пожизненная  квалификация

Сложный, диверсифицированный

Когнитивные навыки

Кроссфункциональная работа в командах

Отсутствие зависимости  между местом жительства и работы

Возрастание роли обучения и переобучения

Расширение возможностей для собственного дела

Смена сфер и  видов деятельности на протяжении жизни

 

      В целях данного исследования в системе факторов внешней среды организации можно выделить несколько уровней или слоев.

      Первый  слой – тот, в котором непосредственно оперирует организация. Его называют деловой или функциональной средой. Факторы деловой среды прямо и непосредственно воздействуют на большинство аспектов деятельности организации и определяют технологию и стиль менеджмента. Сочетание факторов деловой среды уникально для каждой организации и поэтому значение их анализа и учета трудно переоценить.

      Второй  слой – общая или генеральная среда – включает факторы, которые оказывают косвенное влияние на деятельность организации и управление ею. Эти факторы примерно в равной степени воздействуют на организации одного региона или даже страны. Их влияние, как правило, непрямое, но может быть очень сильным.

      Третий  слой – глобальная среда – это так называемые «трансграничные» факторы, воздействие которых не связано с особенностями конкретного региона или страны.

      Факторы деловой среды  «ВТВ-Стиль» (в теоретическом аспекте характеризовавшиеся в первом разделе данной работы) – это:

      1) потребители (индивиды и компании, приобретающие товары и/или услуги организации);

      2) партнеры (поставщики, а также те индивиды и компании, с которыми организация находится в кооперативных отношениях или сотрудничает с целью защиты общих интересов);

      3) регуляторы (государственные, региональные и местные органы, задающие конкретные правила, контролирующие и регулирующие деятельность организации);

      4) конкуренты (организации, которые функционируют в той же сфере бизнеса и предлагают свои товары и услуги таким же группам потребителей нашей организации);

      5) профсоюзы (оказывают влияние на социальную политику организации, затрагивают разработку стратегий, планирование и организацию работ, развитие структуры, реструктуризацию и т.д.).

      Факторы общей среды «ВТВ-Стиль»:

      1) культура (история, традиции и обычаи, нормы и поведенческие модели, конфессиональная структура и система ценностей общества, в котором действует организация);

      2) экономика (степень развитости финансовых, трудовых и потребительских рынков);

      3) социум (социальные факторы – демографическая, этническая, половозрастная и классовая структура г. Владивостока, Приморского края, России);

      4) законы (общая легальная система России – страны, в которой оперирует организация);

      5) политика (распределение и концентрация власти; политическая система; политическая активность, стиль политической жизни в России – стране, в которой оперирует организация; наличие и сила групп влияния).

      Факторы глобальной среды «ВТВ-Стиль»:

      1) технологическая среда (знания, информация, развитие науки и техники);

      2) международная среда (факторы, обусловленные такими мировыми тенденциями, как глобализация и интернационализация экономики, отраслевые сдвиги к сфере услуг и высоким технологиям, возрастание гибкости производства, рынков сбыта и продуктов, усиление конкуренции и сотрудничества).

      Все перечисленные факторы следует  рассматривать в комплексной связи. Все они взаимозависимы, хотя наиболее общая тенденция такова: от ноосферы к деловой среде. Так, рынок труда (экономический фактор общей среды) в Приморском крае сейчас находится под все усиливающимся влиянием глобализации и интернационализации (международный сектор глобальной среды). Успех «ВТВ-Стиль» в конкурентной (фактор деловой среды) борьбе невозможен без учета политических факторов (общая среда) современной России и использования современных технологий (глобальная среда).

      Внешняя среда «ВТВ-Стиль» обладает рядом свойств, среди которых, с точки зрения воздействия на данную организацию, самыми важными являются сложность, подвижность и неопределенность.

  1. Сложность – статический параметр – мера количества и разнообразия факторов внешней среды, влияющих на организацию.
  2. Подвижность (изменчивость) – динамический параметр – степень изменения самих факторов и силы их воздействия.
  3. Неопределенность – это свойство, имеющее двоякую природу.

      С одной стороны, неопределенность – производное от сложности и подвижности. Разные их соотношения приводят к возникновению разных степеней неопределенности, что показано в таблице 2.2.

      С другой стороны, неопределенность – это субъективный параметр, отражающий степень понимания менеджерами и членами организации того, что происходит в ВС. Неопределенность связана, с одной стороны, с фактическим недостатком информации, с другой – с осознанием менеджерами потребности в информации (табл. 2.3).

Информация о работе Влияние факторов внешней среды на эффективность работы организации