Внешняя среда предприятия, ее роль в развитии предприятия и анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 15:25, курсовая работа

Описание

После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии

2. Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы.

3. Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.

Содержание

Введение 3стр.

1. Понятие внешней среды предприятия 4стр.

2. Факторы внешней среды 5стр.

3. Анализ состояния внешней среды 7стр.

4. Цель и классификация прогнозов состояния внешней среды. 10стр.

5. Функциональные стратегии: типы и общая характеристика. 12стр.

6. Реализация стратегии предприятия и организационная культура. 15стр.

7. Объекты и методы качественного прогнозирования состояния внешней среды. 20стр.

Заключение. 23стр.

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Скворцова.doc

— 101.00 Кб (Скачать документ)

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 

По дисциплине  Старегический менеджмент  

Тема: Внешняя среда предприятия, ее роль в развитии предприятия и анализ. 
 
 
 

  Работу выполнил студентка 

 Гр             Скворцова Екатерина

                  Владимировна          

                                          ФИО

Учебной группы  

05 ДЗИМ шифр 080507.65                   

Руководитель  работы

Ходжаев Р.Ш.

              

                   Срок сдачи     16.01.07 

                   Работа защищена с оценкой

                                                       

                 «    »                      2007г.

 
 
 
 

КАЛИНИНГРАД

2007 

    Содержание

    Введение                                                                           3стр.

    1. Понятие внешней  среды предприятия                   4стр.

    2. Факторы внешней  среды                                    5стр.

    3. Анализ состояния  внешней среды                            7стр.

    4. Цель и классификация  прогнозов состояния внешней среды.                                                                                10стр.

    5. Функциональные стратегии:  типы и общая  характеристика.                                            12стр.

    6. Реализация стратегии  предприятия и  организационная культура.                          15стр.

    7. Объекты и методы  качественного прогнозирования  состояния внешней  среды.                                            20стр.

    Заключение.                                                  23стр.

    Список  использованной литературы.                         24стр. 
     
     
     
     
     
     

    Введение.

    Определение факторов внешней среды очень  актуально, так как после перехода России к рыночным отношениям, стало  образовываться большое количество предприятий. И основной задачей  этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала очень подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться с всеми факторами внешФормирование стратегии - это одна из  функций  управления, которая  представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.

    Слово “стратегия”  произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

    Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

    Основная общая  цель предприятия - четко выраженная причина его существования - обозначается как его миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

    Миссия детализирует статус предприятия  и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.

    После установления своей миссии и целей руководство  должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

    1. Оценить  изменения, которые воздействуют  на разные аспекты текущей  стратегии

    2. Определить, какие факторы представляют угрозу  для текущей стратегии фирмы.

    3. Определить, какие факторы представляют больше  возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.

    ней среды. 

    1. Понятие внешней  среды предприятия

          Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих  субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

    Внешнюю среду  подразделяют на:

    - микросреду - среду прямого влияния на  предприятие, которую создают  поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

    - макросреду, влияющую на предприятие и  его микросреду. Она включает  природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

          Под факторами внешней среды понимается сила, с которой изменения одного фактора воздействуют на другие факторы. Отсюда следует понимать, что при  организации управления необходимо максимально учитывать факторы внешнего воздействия и рассматривать конкретную организацию как целостную систему, состоящую из взаимно связанных частей.

    Внешняя среда  организации включает перечень элементов, таких как потребитель, конкуренты, государственные органы, поставщики, финансовые организации, трудовые ресурсы, технологии, культура, демография, релевантных по отношению к организации.

    2. Факторы внешней  среды  

    Факторы внешней  среды чаще всего классифицируют по следующим группам:

    1.Экономические  факторы. Некоторые факторы в экономической окружающей среде должны постоянно диагностироваться и оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы. Это темпы инфляции, международный платежный баланс,  уровни занятости и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия.

    2. Политические  факторы. Активное участие предпринимательских фирм в политическом процессе является указанием на важность государственной политики для организации; следовательно, государство должно следить за нормативными документами местных органов, властей субъектов государства и федерального правительства.

    3. Рыночные  факторы. Рыночная среда представляет  собой постоянную опасность   для фирмы. К факторам, воздействующим на успехи и провалы организации, относятся распределение доходов населения, уровень конкуренции в отрасли, изменяющиеся демографические условия, легкость проникновения на рынок.

    4. Технологические  факторы.  Анализ технологической  среды может, по  меньшей мере, учитывать изменения в технологии производства, применение ЭВМ в проектировании и предоставлении  товаров и услуг или успехи в технологии средств связи. Руководитель любой фирмы должен следить за тем, чтобы не подвергнуться “шоку будущего”, разрушающего организацию.

    5. Факторы  конкуренции. Любая организация должна исследовать действия своих конкурентов: анализ будущих целей и оценка текущей стратегии конкурентов,  обзор предпосылок в  отношении конкурентов и  отрасли,  в которой функционируют данные компании, углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

    6. Факторы  социального поведения. Эти факторы  включают меняющиеся отношения, ожидания и нравы общества (роль предпринимательства, роль женщин и национальных меньшинств в  обществе, движение в защиту интересов потребителей).

    7. Международные факторы. Руководство фирм, действующих на международном рынке, должно постоянно оценивать и контролировать изменения в этой широкой среде.

    Таким образом, анализ  внешней  среды позволяет  организации создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного формирования стратегии руководство должно иметь полное представление о существенных внешних проблемах. 

    3. Анализ состояния  внешней среды

    Сущность анализа  состояния внешней среды и  деятельности предприятия - в систематическом изучении и оценке контролируемых и неконтролируемых факторов (объектов и событий), относящихся к предприятию. Главной целью такого анализа является получение необходимой планово-прогнозной информации, а дополнительная цель - выявить сильные и слабые стороны самого предприятия, а также и возможностей и рисков, связанных с его внешней средой.

    При анализе  состояния внешней среды особое внимание уделяется анализу рынков, уровня конкуренции и технологий. Анализ работы предприятий конкурентов  строится по такой же схеме, как и собственное производство. Данный подход даем полную картину сравнительного анализа.

    В практике используют разные виды анализа и его комбинации. Так, различают анализ, проводимый исключительно  на базе прошлой фактической информации (анализ фактов), на базе информации, ориентированной в прошлое и будущее (анализ событий и отклонений), на базе будущей информации (анализ планируемых показателей). Анализ отклонений является частью процесса контроля; анализ планируемых показателей служит для оценки планов и выбора новых альтернатив.

    На практике сформировались специфические методы анализа, объектами которых могут  быть как отдельные группы и процессы, так и целые отрасли. К наиболее популярным методам анализа относятся:

    - функционально-стоимостной анализ. При данном методе объектом анализа чаще всего служат продукты, продуктовые группы и производственные процессы. Стоимостной анализ позволяет минимизировать затраты на производство продукции. При использовании данного анализа на предприятии должна быть отлажена не только финансово-аналитическая группа, но и маркетинговые службы.

    - бенчмаркинг.  Данный метод представляет собой  процесс точного измерения и  сравнения всех операций по  разработке и внедрению продуктов  мирового класса, как на собственном предприятии, так и у конкурентов. Объектом анализа являются продукты и их компоненты, функции и процессы на предприятии, связанные с производством, разработкой и сбытом продукции. При этом анализе происходит сравнение "лучших из лучших" в данной области, сегменте рынка, сфере бизнеса. Обнаружение недостаточной эффективности выполнения тех или иных функций и итогового результата деятельности предприятия - цель такого анализа.                               Совокупность функций чаще всего представляется как цепочка процессов создания стоимости, которая в начале и конце увязывается с деятельностью партнеров по рынку.

    - анализ полей  бизнеса. Анализ воздействия рыночных  стратегий на прибыль, который  проводится как для предприятия  в целом, так и для каждого из его направлений. При данном анализе учитывается не только поток денежной массы, но и показатели возврата инвестиций на капитал, ликвидности, финансовой устойчивости.

    - классический  сравнительный анализ. При данном  анализе сопоставляются технико-экономические и финансовые показатели собственного предприятия с предприятиями конкурентами. Сравнение может относиться к конкретному периоду и быть статичным во времени.

Информация о работе Внешняя среда предприятия, ее роль в развитии предприятия и анализ