Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 12:12, курсовая работа
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для
того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Цель данной работы: Анализ внутренней и внешней среды организации
Введение…………………………………………….………………………… 3
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………… 5
1. Внешняя среда организации …..………………………………………….. 5
1.1.Факторы прямого воздействия …………………….………..……... 5
1.2.Факторы косвенного воздействия …..……………….…………….…7
2. Внутренняя среда организации ……………………….…………………. 8
Глава 2. Практическая часть, на примере «Нижновэнерго», филиала ОАО «МРСК Центра и Приволжья» …………………………………… . 9
1.Модель организации как открытой системы ……………………………... 9
2. Характеристика факторов внутренней и внешние среды …………….. 10
2.1 Внешняя среда косвенного воздействия…………………………..10
2.2. Внешняя среда прямого воздействия …………………………….12
3. Оргонизационно-правовая форма …………………………………………15
4. Организационная структура управления ……………………………….. 17
5. Межкомпонентные связи ………………………………………………… 24
6.Закон развития организации ……………………………………………………….. 26
Заключение…………………………………………………………………….28
Литература…………………………………………
28
Международный Славянский Институт
Факультет: «Экономика и организация предпринимательства»
Специальность: «Менеджмент организации»
Курсовая работа
По дисциплине: Теория организации
Тема: «Внутренняя и внешняя среда организации»
Выполнил: студент 4 курса
Группа М-641
Картунов А. Е.
Проверила: Мезина Л. Г.
Нижний Новгород
2009 г.
Оглавление
Введение…………………………………………….…………
Глава 1. Теоретическая часть……………………………………………… 5
1. Внешняя среда организации …..………………………………………….. 5
1.1.Факторы прямого воздействия …………………….………..……... 5
1.2.Факторы косвенного воздействия …..……………….…………….…7
2. Внутренняя среда организации ……………………….…………………. 8
Глава 2. Практическая часть, на примере «Нижновэнерго», филиала ОАО «МРСК Центра и Приволжья» …………………………………… . 9
1.Модель организации как открытой системы ……………………………... 9
2. Характеристика факторов внутренней и внешние среды …………….. 10
2.1 Внешняя среда косвенного воздействия…………………………..10
2.2. Внешняя среда прямого воздействия …………………………….12
3. Оргонизационно-правовая форма …………………………………………15
4. Организационная структура управления ……………………………….. 17
5. Межкомпонентные связи ………………………………………………… 24
6.Закон развития организации ……………………………………………………….. 26
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выжить в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находиться в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для
того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.
Цель данной работы: Анализ внутренней и внешней среды организации
Глава 1. Теоретическая часть
1. Внешняя среда организации
1.1. Факторы прямого воздействия
При анализе внешних факторов обычно выделяют два типа: факторы прямого воздействия, иногда называемые ближайшее окружение, и факторы косвенного воздействия, иногда называемые общее окружение.
К факторам прямого воздействия относят те, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.
Кратко охарактеризуем среду прямого воздействия на организацию.
1. Поставщики. К этой категории внешней среды обычно относят:
а) поставщиков материалов, энергии, оборудования и комплектующих, т. е. здесь проявляется зависимость от цен, сроков, ритмичности, качества и т. д. Причем зависимость эта в последнее время возрастает с углублением разделения труда и развитием кооперации. Фирмы все более ориентируются на преимущественное приобретение комплектующих элементов у партнеров, а в самих фирмах выполняются лишь определенные операции, причем это характерно как для производственных, так и для фирм, работающих в сфере услуг. Поэтому можно говорить о возрастании усиления их зависимости от поставщиков и в дальнейшем.
б) поставщиков капитала и финансовых услуг, здесь проявляется зависимость от объемов, условий займов и взаиморасчетов, страховых услуг и т. п. Обычно выделяют следующих инвесторов: банки, страховые компании, прочие финансовые и нефинансовые компании, программы государственных учреждений по представлению займов, акционеры и частные лица.
в) трудовые ресурсы – то есть зависимость фирмы от рынка, прежде всего квалифицированных кадров, требований по уровню заработной платы и т. п. Несмотря на свойственную рыночную хозяйству безработицу, существует постоянный дефицит высококвалифицированных кадров во всех областях.
С фактором «трудовые ресурсы» тесно связаны и вопросы, возникающие у организаций с профсоюзами, с их требованиями к уровню заработной платы, социальной защиты и условиям труда.
2. Законы и государственные органы. Каждая организация имеет конкретный правовой статус, что и определяет, как она может вести дела, какие имеет права и обязанности. Известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое – через законодательные акты.
3. Потребители. Потребители решают, сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и, следовательно, получить свое развитие. Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию.
4. Конкуренты. Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. Наряду с борьбой за рынки сбыта возрастает конкурентная борьба за сырьевые рынки, трудовые ресурсы, капитал, право использования научно-технических нововведений.
5. Собственники. Одно из главных влияний на организацию оказывает форма собственности и представители-собственники.
1.2. Факторы косвенного воздействия
Эти факторы относятся к общему окружению организации и не оказывают такого влияния на ее операции, как группа предыдущих факторов.
1. Экономическое окружение. Оно характеризуется прежде всего уровнем развития и состоянием экономики. Состояние экономики оказывает влияние на стоимость ресурсов и спрос товаров и услуг.
2. Политическое окружение. Большое значение имеет и политическая стабильность.
3. Социально-культурное окружение. Социально-культурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы и условия труда.
4. Технологическое окружение. Технология является одновременно и внешним фактором организации, и ее внутренней переменной. В качестве внешнего фактора она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др. услуг.
5. Географическое положение.
1.3. Внутренняя среда организации
Цели организации. Конкретный результат деятельности, к которому стремится организация
Организационная структура. Структура организации представляет собой взаимоотношения уровней и функциональных областей, т.е. конструкцию организации. Главная функция организационной структуры – обеспечение контроля и координация.
Организационные процессы. Жизнь любой организации сводится к 2 группам процессов, направленных на ее поддержание: 1.Процессы функционирования; 2 Процессы развития.
Технология. Имеет широкое значение и определяется как средство преобразования сырья – в искомые продукты и услуги, по своей сути она представляет собой способ, который позволяет осуществить такое преобразование.
Люди. Являются центральным фактором в любой модели управления.
Организационная культура. Под культурой организации понимаются идеология управления, мировоззрения по отношению к внешней и внутренней среде – позиции, точки зрения, манера поведения, в которых воплощаются основные ценности.
Глава 2.Практическая часть, на примере «Нижновэнерго», филиала ОАО «МРСК Центра и Приволжья».
1.Модель организации как открытой системы
2.Характеристика факторов внутренней и внешние среды
2.1.Внешняя среда косвенного воздействия
Экономическая, политическая, социальная ситуация. – Предприятие в ближайшее время не прогнозирует отрицательных изменений в России, которые могут негативно повлиять на экономическое положение и его деятельность. Однако нельзя полностью исключать возможность дестабилизации экономической ситуации в стране, которая может быть вызвана:
- кризисом на мировых финансовых рынках;
- резким снижением цен на энергоносители;
- возникновением трудовых конфликтов, нарастания социального напряжения в результате непопулярных действий власти при осуществлении реформ в экономике.
Уровень развития эконом. и научного процесса.- Модернизация и реконструкция электрических сетей с применением оборудования с большим сроком эксплуатации, меньшими эксплуатационными затратами и более высокой надежностью, отвечающих современным экологическим требованиям; автоматизация процесса передачи и распределения электрической энергии.
Законодательство - Правовые риски, связанные с:
- изменением валютного регулирования – не влияют, так как валютные операции незначительны по объему;
- изменением налогового законодательства – существенного влияния не имеют;
- изменением правил таможенного контроля и пошлин - существенного влияния не имеют;
- изменением требований по лицензированию основной деятельности эмитента либо лицензированию прав пользования объектами, нахождение которых в обороте ограничено - существенного влияния не имеют, так как деятельность по передаче электрической энергии, являющаяся основной для эмитента, не полежит лицензированию;
Географические условия Выгодное географическое положение и развитая инфраструктура. Нижегородская область – один из наиболее экономически развитых регионов РФ. Исторически Нижний Новгород сложился как крупнейший промышленный и научный центр России. По численности населения и промышленному потенциалу входит в первую пятерку городов России.
Производственные отделения компании:
1. Арзамасские электрические сети;
2. Балахнинские электрические сети;
3. Кстовские электрические сети;
4. Дзержинские электрические сети;
5. Семеновские электрические сети;
6. Сергачские электрические сети;
7. Уренские электрические сети;
8. Центральные электрические сети;
9. Южные электрические сети.
Технологии. Воздействуют на организацию в областях автоматизации, информатизации и др. услуг.
2.2. Внешняя среда прямого воздействия
Потребители 4838 - промышленные потребители , 328362 – бытовые потребители ,1400 - мелкооптовые потребители.
Поставщики - Генерирующие компании
Конкуренты - Рыночная доля «Нижновэнерго» по оказанию услуг по передаче электрической энергии в Нижегородской области преобладает и составляет 79%.
Другим направлением деятельности «Нижновэнерго» является осуществление технологических присоединений к собственной сети напряжением 110 кВ и ниже. Исторически сформировавшаяся система электроснабжения области построена таким образом, что доля «Нижновэнерго» в данном секторе услуг составляет порядка 95%. Остальные 5% услуг по технологическим присоединениям оказывают другие сетевые компании: