Внутренняя среда предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:24, реферат

Описание

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы.

Содержание

Введение 3
I. Внутренние переменные факторы
1. Цели
2. Структура
3. Задачи
4. Технология
5. Люди 4
4
7
9
10
13
II. Сущность и необходимость горизонтального и вертикального разделения труда
17
III. Департаментализация и ее виды в организации
1) Функциональная организационная структура
2) Дивизионная структура
3) Организационные структуры фирм, действующих на международных рынках 21
22
25

28
IV. Модель социотехнической подсистемы управления 30
V. Анализ организационной структуры управления “Флорабанка”.
36
Заключение 42
Список литературы 44

Работа состоит из  1 файл

реферат по теории организации.docx

— 62.59 Кб (Скачать документ)

    При этом важно учесть степень обособления  функций управления.

    Объективная ограниченность возможностей любого руководителя делает важной иерархическую организацию. Руководитель может уменьшать свою рабочую нагрузку, делегируя её на стоящий ниже уровень, однако одновременно возрастает нагрузка, имеющая характер контроля выполнения работ. Потребность  в следующем уровне иерархии появляется при повышении объема работ по контролю над возможностями руководителя. Число лиц, подчиненных одному руководителю, обычно именуется “сферой контроля” или “сферой управления”, или “масштаб управляемости”, или “диапазон и сфера руководства”.

    Не  существует общих правил, которые  можно было бы использовать для определения  надлежащей “сферы управления” в  каждой ситуации. Это зависит от различных обстоятельств - от способности  руководителя налаживать связи с  подчиненными ему сотрудниками, характера  выполняемых функций, территориального расположения подразделений, квалификации и опыта служащих, форм контроля и координации, от характера настроя  неформальных групп и др.

 

    III. Департаментализация и ее виды в организации 

    Бюрократическая модель управления имеет свои положительные  свойства, но ее нельзя применять без  детальной проработки и совершенствования  всех составляющих ее элементов. Хотя различные организации имеют  много общего, во многих важных характеристиках  они существенно отличаются друг от друга. Очевидно, что при проектировании организации необходимо принимать  во внимание все эти отличия. Так, например, организации бывают большими и малыми. Бывает, что в крупных  организациях деятельность в основном сосредоточена в одной области: “Ай Би Эм” (обработка информации), “МакДоналдс” (рестораны быстрого обслуживания) и т.д. Другие крупные организации типа “Гальф энд Уестерн” - это конгломераты, где под крышей единой корпорации функционируют различные фирмы, занимающиеся киноиндустрией, издательским делом, гостиничным бизнесом и т.д. некоторые организации работают непосредственно на удовлетворение потребности широких слоев населения. Другие же организации, напротив, имеет дело в основном, только с другими крупными фирмами. Некоторые крупные организации действуют только в ограниченных географических регионах, а другие действуют почти во всех странах мира. Некоторые крупные организации, такие как “Шейл Ойл”, “Дженерал Моторс” и правительства промышленно развитых стран, действуют почти во всех перечисленных направлениях одновременно.

    Для того, чтобы учесть и отразить все  эти различия в задачах, стратегических о оперативных планах организации, руководители используют различные системы департаментализации. Это понятие означает процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями и секторами. Ниже мы приведем наиболее широко используемы системы департаментализации. Начнем с функциональной структуры организации первоначального и простейшего варианта бюрократической модели. 

    Функциональная  организационная  система

    Функциональную  организациооную структуру иногда называют традиционной или классической, поскольку она была певой структурой, подвергшиейся изучению и разработке. Функциональная схема организации по-прежнему широко используется в компаниях среднего размера. Функциональная департаментализация – это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют.

    Традиционные  функциональные блоки компании –  это отделы производства. Маркетинга и финансов. Это – широкие области  деятельности или функции, которые  имеются в каждой компании для  обеспечения достижения целей организации.

    Если  размер всей организации или данного  отдела велик, то основные функциональные отделы можно в свою очередь подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Они называются вторичными или производными. Идея вторичных подразделений преминим к любой организационной структуре. На рис. 12.1. показана структура организации, функциональные отделы котоой разбиты на вторичные подразделения. 

      

    

    

      

      
 

    

    

      
 
 

    Рис. 12.1. Блок-схема организационной структуры  фирмы

    Преимущества  и недостатки функциональной структуры
 

    Преимущества:

  1. стимулирует деловую и профессиональную специализацию
  2. уменьшает дублирование усилий и поребление материальныз ресурсов в функциональных областях
  3. улучшают координацию в функциональных областях

Недостатки:

  1. отделы могут быть более заинтересованы в реализации целей и задач своих подразделений, чем общих целей всей организации. Это увеличивает возможность конфликтов между функциональными областями
  2. в большой организации цепь команд от руководителя до непосредственного исполнителя становится слишком длинной
 

    Имеющийся опыт говорит о том, что функциональную структуру целесообразно использовать в тех организациях, которые выпускают  относительно ограниченную номенклатуру продукции, действуют в стабильных внешних условиях и для обеспечения  своего функционирования требуют решения  стандартных управленческих задач. Функциональная структура не подходит для организаций с широкой  номенклатурой продукции, действующих  в среде с быстро меняющимися  потребительскими и технологическими поребностями, а также для организаций, осуществляющих свою деятельность в  широких международных масштабах, одновременно на нескольких рынках в странах с различными социально-экномическими системами и законодательством. Для организаций такого типа наибелее подходящей будет дивизионная структура.

    Дивизионная структура

    Некоторые фирмы осуществляют производство и  продажу товаров, рассчитанных на несколько  совершенно различных групп покупателей. Так, например, фирма “Дюпон” столкнулась с катастрофическим уменьшением доходов, когда после окончания первой мировой войны резко сократился объем продаж вооружений, на которые она делала основную ставку. сОвершенно очевидно, что фирме было необходимо расширить диапазон своих покупателей и охватить не только правительственные учреждения, но и широкие слои населения, и промышленные фирмы. В ряде отраслей промышленности возникали свои, специфические ситуации (например, в сталелитейной), где определенная технология играла настолько важную роль, что практически вокруг нее строилась вся деятельность компании.

    Чтобы справиться с новыми проблемами, обусловленными размером фирмы, диверсификацией, технологией  и изменениями внешней среды, руководство этих предусмотрительных фирм разработало дивизионную организационную  структуру, в соответствии с которой  деление организации на элементы и блоки происходит по видам товаров  и услуг, группам покупателей  или географическим регионам.

    Продуктовая структура. При этой стрктуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который являются ответственным за данный тип продукции. Руководители  вторичных функциональных служб (производственной, технической и сбыта) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту (рис. 12.2.).

    

    

      

    

      

    

    

      
 
 

    Продуктовая структура позволяет крупной  фирме уделять конкретному продукту столько же внимания, сколько ему  уделяет небольшая фирма, выпускающая  один-два вида продукции. В результате, фирмы, с продуктовой структурой достигают больших успехов в  производстве и реализации новой  продукции, чем фирмы с другими  видами организационных структур.

    Возможный недостаток продуктовой структуры  – увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ  для различных видов продукции.

     Организационная структура, ориентированная  на портебителя.  Это структура, при которой все ее подразделения группируются вокруг определенных групп потребителей (рис. 12.3.).  

    

      
 

    Рис. 12.3

    Цель  такой структуры состоит в  том, чтобы удовлетворить этих потребителей так же хорошо, как и организация, которая обслуживает всего одну их группу.

    Преимущества  и недостатки структуры, ориентированной  на покупателя, в общем те же, что и продуктовой структуры, если учесть различия. Связанные с разной целевой функцией.

     Региональная  организационная  структура. Если деятельность организации охватывает большие географические зоны, особенно в мезжународном масштабе, то может оказаться целесообразной структура организации по территориальному принципу, т.е. по месту расположениея ее подразделений (рис.12.4.). Региональная структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь с клиентами, а также связь между членами организации. Хорошо знакомым примером таких структур могут служить сбытовые организации крупных фирм. 

    

      
 

    Рис.12.4. 

    Организационные структуры фирм, действующих  на международных  рынках

    Подобно организациям, действующим в масштабах  одной страны, компании, функционирующие  на международном уровне, должны выбирать организационную структуру, соответствующую  их стратегии. Выбор оргструктуры таких фирм определяют три основных стратегических фактора:

  • как побудить организацию, дйествавшую в основном внутри страны. Полностью использовать для своего роста возможности, имеющиеся за рубежом
  • как наиболее эффективно использовать знание продукции и различных географических регионов в целях координации деловой активности на международном уровне
  • как координировать деятельность зарубежных филиалов и отделений фирмы во многих странах, сохраняя при этом их собственное лицо

    Фирмы, которые создают дивизиональную структуру с международным отделением, имеют относительно небольшой объем зарубежных продаж по сравнению с продажами внутри страны, ограниченную номенклатуру продукции и географию зарубежных рынков. Однако по мере роста объема продаж. Расширения ассортимента выпускаемой продукции и продвижения фирмы в новые экономические регионы международна дивизиональная структура начинает стеснять фирму. В этот момент организации обычно переходят к формированию глобальной структуры.

    Два наиболее широко распространенных типа глобальных структур – это глобальная продуктовая структура и глобальная региональная структура.

    Глобальная  продуктовая структура больше всего  подходит для тех фирм, у которых  различия между выпускаемыми видами продукции имеют больше значение, чем различия между регионами, в  которых их продают.

    Структуризация  по географическим регионам боле походит  там, где региональные различия часто  обусловливаются тем, что разнообразные  зарубежные клиенты фирмы концентрируются  в различных регионах. В результате проектирование организации осуществляется по критерию соответствия покупательского  спроса и методов маркетинга в  данных регионах. 

    IV. Модель социотехнической подсистемы управления 

Информация о работе Внутренняя среда предприятия