Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 08:24, реферат
Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы.
Введение 3
I. Внутренние переменные факторы
1. Цели
2. Структура
3. Задачи
4. Технология
5. Люди 4
4
7
9
10
13
II. Сущность и необходимость горизонтального и вертикального разделения труда
17
III. Департаментализация и ее виды в организации
1) Функциональная организационная структура
2) Дивизионная структура
3) Организационные структуры фирм, действующих на международных рынках 21
22
25
28
IV. Модель социотехнической подсистемы управления 30
V. Анализ организационной структуры управления “Флорабанка”.
36
Заключение 42
Список литературы 44
При этом важно учесть степень обособления функций управления.
Объективная
ограниченность возможностей любого руководителя
делает важной иерархическую организацию.
Руководитель может уменьшать свою
рабочую нагрузку, делегируя её на
стоящий ниже уровень, однако одновременно
возрастает нагрузка, имеющая характер
контроля выполнения работ. Потребность
в следующем уровне иерархии появляется
при повышении объема работ по
контролю над возможностями
Не существует общих правил, которые можно было бы использовать для определения надлежащей “сферы управления” в каждой ситуации. Это зависит от различных обстоятельств - от способности руководителя налаживать связи с подчиненными ему сотрудниками, характера выполняемых функций, территориального расположения подразделений, квалификации и опыта служащих, форм контроля и координации, от характера настроя неформальных групп и др.
III.
Департаментализация
и ее виды в организации
Бюрократическая модель управления имеет свои положительные свойства, но ее нельзя применять без детальной проработки и совершенствования всех составляющих ее элементов. Хотя различные организации имеют много общего, во многих важных характеристиках они существенно отличаются друг от друга. Очевидно, что при проектировании организации необходимо принимать во внимание все эти отличия. Так, например, организации бывают большими и малыми. Бывает, что в крупных организациях деятельность в основном сосредоточена в одной области: “Ай Би Эм” (обработка информации), “МакДоналдс” (рестораны быстрого обслуживания) и т.д. Другие крупные организации типа “Гальф энд Уестерн” - это конгломераты, где под крышей единой корпорации функционируют различные фирмы, занимающиеся киноиндустрией, издательским делом, гостиничным бизнесом и т.д. некоторые организации работают непосредственно на удовлетворение потребности широких слоев населения. Другие же организации, напротив, имеет дело в основном, только с другими крупными фирмами. Некоторые крупные организации действуют только в ограниченных географических регионах, а другие действуют почти во всех странах мира. Некоторые крупные организации, такие как “Шейл Ойл”, “Дженерал Моторс” и правительства промышленно развитых стран, действуют почти во всех перечисленных направлениях одновременно.
Для
того, чтобы учесть и отразить все
эти различия в задачах, стратегических
о оперативных планах организации, руководители
используют различные системы департаментализации.
Это понятие означает процесс деления
организации на отдельные блоки, которые
могут называться отделами, отделениями
и секторами. Ниже мы приведем наиболее
широко используемы системы департаментализации.
Начнем с функциональной структуры организации
первоначального и простейшего варианта
бюрократической модели.
Функциональная организационная система
Функциональную организациооную структуру иногда называют традиционной или классической, поскольку она была певой структурой, подвергшиейся изучению и разработке. Функциональная схема организации по-прежнему широко используется в компаниях среднего размера. Функциональная департаментализация – это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. В принципе создание функциональной структуры сводится к группировке персонала по тем широким задачам, которые они выполняют.
Традиционные функциональные блоки компании – это отделы производства. Маркетинга и финансов. Это – широкие области деятельности или функции, которые имеются в каждой компании для обеспечения достижения целей организации.
Если
размер всей организации или данного
отдела велик, то основные функциональные
отделы можно в свою очередь подразделить
на более мелкие функциональные подразделения.
Они называются вторичными или производными.
Идея вторичных подразделений
Преимущества:
Недостатки:
Имеющийся
опыт говорит о том, что функциональную
структуру целесообразно
Некоторые фирмы осуществляют производство и продажу товаров, рассчитанных на несколько совершенно различных групп покупателей. Так, например, фирма “Дюпон” столкнулась с катастрофическим уменьшением доходов, когда после окончания первой мировой войны резко сократился объем продаж вооружений, на которые она делала основную ставку. сОвершенно очевидно, что фирме было необходимо расширить диапазон своих покупателей и охватить не только правительственные учреждения, но и широкие слои населения, и промышленные фирмы. В ряде отраслей промышленности возникали свои, специфические ситуации (например, в сталелитейной), где определенная технология играла настолько важную роль, что практически вокруг нее строилась вся деятельность компании.
Чтобы
справиться с новыми проблемами, обусловленными
размером фирмы, диверсификацией, технологией
и изменениями внешней среды,
руководство этих предусмотрительных
фирм разработало дивизионную
Продуктовая структура. При этой стрктуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который являются ответственным за данный тип продукции. Руководители вторичных функциональных служб (производственной, технической и сбыта) должны отчитываться перед управляющим по этому продукту (рис. 12.2.).
Продуктовая
структура позволяет крупной
фирме уделять конкретному
Возможный недостаток продуктовой структуры – увеличение затрат вследствие дублирования одних и тех же видов работ для различных видов продукции.
Организационная
структура, ориентированная
на портебителя.
Это структура, при которой все ее подразделения
группируются вокруг определенных групп
потребителей (рис. 12.3.).
Рис. 12.3
Цель такой структуры состоит в том, чтобы удовлетворить этих потребителей так же хорошо, как и организация, которая обслуживает всего одну их группу.
Преимущества и недостатки структуры, ориентированной на покупателя, в общем те же, что и продуктовой структуры, если учесть различия. Связанные с разной целевой функцией.
Региональная
организационная
структура. Если деятельность организации
охватывает большие географические зоны,
особенно в мезжународном масштабе, то
может оказаться целесообразной структура
организации по территориальному
принципу, т.е. по месту расположениея
ее подразделений (рис.12.4.). Региональная
структура облегчает решение проблем,
связанных с местным законодательством,
обычаями и нуждами потребителей. Такой
подход упрощает связь с клиентами, а также
связь между членами организации. Хорошо
знакомым примером таких структур могут
служить сбытовые организации крупных
фирм.
Рис.12.4.
Организационные структуры фирм, действующих на международных рынках
Подобно организациям, действующим в масштабах одной страны, компании, функционирующие на международном уровне, должны выбирать организационную структуру, соответствующую их стратегии. Выбор оргструктуры таких фирм определяют три основных стратегических фактора:
Фирмы, которые создают дивизиональную структуру с международным отделением, имеют относительно небольшой объем зарубежных продаж по сравнению с продажами внутри страны, ограниченную номенклатуру продукции и географию зарубежных рынков. Однако по мере роста объема продаж. Расширения ассортимента выпускаемой продукции и продвижения фирмы в новые экономические регионы международна дивизиональная структура начинает стеснять фирму. В этот момент организации обычно переходят к формированию глобальной структуры.
Два
наиболее широко распространенных типа
глобальных структур – это глобальная
продуктовая структура и
Глобальная продуктовая структура больше всего подходит для тех фирм, у которых различия между выпускаемыми видами продукции имеют больше значение, чем различия между регионами, в которых их продают.
Структуризация
по географическим регионам боле походит
там, где региональные различия часто
обусловливаются тем, что разнообразные
зарубежные клиенты фирмы концентрируются
в различных регионах. В результате
проектирование организации осуществляется
по критерию соответствия покупательского
спроса и методов маркетинга в
данных регионах.
IV.
Модель социотехнической
подсистемы управления