Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 14:59, доклад
Данная работа посвящена любовной лирике Федора Ивановича Тютчева и Николая Алексеевича Некрасова.
Возникшее в Древней Греции понятие "лирика" служило для определения произведений, которые пелись под аккомпанемент лиры. Лирика сама по себе – вид поэзии, в котором с наибольшей полнотой раскрывается внутренний мир человека, сфера душевной жизни поэта. Лирика охватывает множество стихотворных жанров: например, элегия, романс, сонет, песня, стихотворение.
Особенно это заметно в элегии «Ах! что изгнанье, заточенье!», навеянной воспоминаниями о любви Некрасова к Авдотье Яковлевне Панаевой. Здесь передано противоречивое и одновременно светлое чувство: в нем переплелись «ревнивая печаль» и желание счастья любимой женщине, уверенность в негасимой взаимной любви и трезвое сознание невозможности вернуть ушедшее счастье.
Кто скажет мне?.. Молчу, скрываю
Мою ревнивую печаль
И столько счастья ей желаю,
Чтоб было прошлого не жаль!
Мучительно
вспоминая пережитое, автор не замыкается
только на своем чувстве, воссоздавая
перед читателем светлый
Придет... и, как всегда, стыдлива,
Нетерпелива и горда,
Потупит очи молчаливо.
Тогда... Что я скажу тогда?..
[Н.А.Некрасов,2007,с.83]
В
этом стихотворении автор рисует
картину жизни, прожитой героями
вместе, где они делили друг с
другом и минуты счастья, и суровую
долю. Тем самым стихотворение
рассматривается в двойном
Так, в стихотворении «Зине» перед глазами читателя предстает больной человек. Он уже не может сдержать стонов, его мучит боль, и продолжается эта боль бесконечно. А рядом - любящая женщина. Ей приходится тяжелее всех, потому что лучше самой мучиться, чем видеть, как страдает самый близкий и дорогой человек, и сознавать, что ему ничем нельзя помочь, нельзя никак избавить его от этой ужасной боли и муки. Движимая любовью и состраданием, она не смыкает глаз «двести уж дней, двести ночей». И герой слышит уже не свои стоны, а то, как они отдаются в сердце любимой женщины:
Ночью и днем
В сердце твоем
Стоны мои отзываются.
И
все же не страшна эта темень,
не страшны даже смерть и болезнь,
поскольку людей соединяет
Еще один шедевр некрасовской любовной лирики - «Я не люблю иронии твоей» - можно одновременно отнести не только к любовной, но и к интеллектуальной лирике. Герой и героиня - культурные люди, в их отношениях присутствует не только любовь, но и ирония и, главное, высокий уровень самосознания. Они оба знают, понимают судьбу своей любви и заранее грустят.
В «Панаевский цикл» Неврасова вошли такие стихотворения : «Когда горит в твоей крови», «Поражена потерей невозвратной», «Я не люблю иронии твоей», «Да, наша жизнь текла мятежно», «Так это шутка, милая моя», «Мы с тобой бестолковые люди», «Давно отвергнутый тобою» и т.д.
Воспроизведенная Некрасовым интимная ситуация и возможные пути ее разрешения напоминают отношения героев Чернышевского «Что делать?».
В
любовной лирике Некрасова тесно
переплетаются любовь и страдание,
а радость и счастье
Любовная лирика Тютчева очень непроста, главным образом потому, что она исполнена психологизма и романтизма, она «пережита и выплеснута», она написана сердцем, от сердца и для сердца. Многие стихотворения Федора Ивановича автобиографичны, многие говорят о его жизни и о его любовных переживаниях. Но тем не менее, не стоит отождествлять лирического героя любовной лирики Тютчева с самим поэтом. Ведь тютчевская поэзия намного тоньше и иносказательнее, чем это кажется на первый взгляд.
Обратимся к стихотворению «Весна», в котором, на первый взгляд, поэт повествует о том, как все меняется в мире с приходом этой долгожданной поры года. На деле же это стихотворение как яркий образчик любовной лирики Тютчева имеет двойное, если не тройное дно. В нем поэт превозносит любовь вообще (и первую любовь, в частности) как то величайшее чудо, которое способно поразить в самое сердце любого: и того, у кого «браздят чело морщины», и того, кого «гнетет рука судьбины», и того, кого «томит людей обман» и даже того, у которого «сердце полно ран».
Как
ни гнетет рука судьбины,
Как ни томит людей обман,
Как ни браздят чело
морщины
И сердце как ни полно
ран,
Каким бы строгим испытаньям
Вы ни были подчинены,
–
Что устоит перед дыханьем
И первой встречею весны!
…Не
о былом вздыхают розы
И соловей в ночи поет,
Благоухающие слезы
Не о былом Аврора льет,
–
И страх кончины неизбежной
Не свеет с древа ни
листа:
Их жизнь, как океан
безбрежный,
Вся в настоящем разлита.
[Тютчев,1995,с.63]
Опять-таки, мы наблюдаем, как сложность души, разума самого поэта переноситься в любовную лирику Тютчева – его поэзия о любви тесно переплетается с размышлениями о жизни, о судьбах и поступках людей, о предназначении, судьбе и Пути.
Любовная лирика Тютчева в этом контексте «фольклорична» и «эпична», а отдельные стихи всего лишь небольшие фрагменты, элементы этого глобального Эпоса-Фольклора. Любовная лирика Тютчева, от самых ранних ее этапов до самых поздних, возвеличивает силу любви. Любовь для поэта «волшебный мир», «живая прелесть», «неразгаданная тайна», «весенняя нега», «земное провиденье» и она же «сон – одно мгновенье», после которого наступит пробужденье.
Он понимает быстротечность любви, от
того она становится еще ценнее, еще дороже.
Любовная лирика Тютчева всем своим видом
провозглашает великолепие Любви. Поэт
пишет о том, что коль «любовь осталась
за тобой, где ж в мире лучшего сыскать?»,
а следом изрекает философское «жизни
блаженство в одной лишь любви». Но любовная
лирика Тютчева далеко не всегда созидающая
сила, она умеет и нести разрушение.
Один из замечательных исследователей русской литературы Г.А.Гуковский писал о том, что любовная лирика Тютчева стремится к объединению в своего рода роман, близкий по характеру и сюжету к прозаическому роману того же времени. В виду имеется так называемый «денисьевский цикл», биографическая основа которого — история любви уже стареющего Тютчева к Елене Александровне Денисьевой, молодой девушке, воспитаннице Смольного института, в котором учились дочери Тютчева. Это было глубокое, серьезное и страстное чувство , проверенное временем (их отношения продолжались 14 лет, за это время у них родилось трое детей). Вся тяжесть общественного осуждения за «скандально» открытую связь легла на Денисьеву: от нее отказался отец, ее не принимали светские знакомые, дети считались «незаконными» —все это ускорило течение болезни (у нее развилась чахотка), и в августе 1864 года она умерла. Тютчев так и не нашел успокоения после смерти, в которой считал себя виновным.
В «денисьевском цикле» появляются новые для русской любовной лирики черты. Это и роль женщины, которая перестает быть простым объектом любовного переживания, но становится полноправным участником любви, это и необычайно развитый психологизм и диалектика чувства героев, не менее сложная, чем в романах Тургенева и Достоевского. Проявляется еще одна такая необычная для традиционной лирики черта, как внимание к внешнему — позе, жесту, детали портрета:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала..,
Весь день она лежала в забытьи,
И всю ее уж тени покрывали…
Но как бы ни был внимателен Тютчев к внешнему, оно всегда дается как высокое и значительное, всегда связано с внутренней, духовной жизнью. Героиня, разбирающая письма:
... чудно так на них глядела
Как души смотрят с высоты.
В «денисьевском цикле» — разрушительность страсти, борьба, напряженность всех душевных сил, вызов, брошенный людской пошлости. Поскольку Тютчевон был дипломатом, всегда занимал хорошие должности, то их роман был на виду и, естественно, подвергался осуждению окружающих. Все это отразилось в стихотворениях той поры, вылилось болью и гневом против толпы. Но эта боль не могла затмить трепетного преклонения перед любимой, сквозившего во всем «денисьевском цикле».
Тютчев с предельной
откровенностью определил свою роль
в жизни любимой женщины: «Судьбы
ужасным приговором твоя любовь для
ней была». Тютчевское понимание любви
в эти годы безотрадно. Он видит неумолимый
закон, действующий в человеческих отношениях:
закон страдания, зла и разрушения. Отсюда
трагичное понимание любви, пронизавшее
всю позднюю лирику Тютчева:
Союз души с душой родной —
Их съединенъе, сочетанъе,
И роковое их слиянье,
И поединок роковой...
[Тютчев,1995,с.112]
Чувства сильны
и беззаветны, сердца преданы друг
другу, однако «союз души с душой»
губителен. Если сердца обречены на любовь,
значит, они обречены и на поединок друг
с другом, это неизбежно. Эта мысль со страшной
ясностью сформулирована еще в одном стихотворении:
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!..
[Тютчев,1995,с.87]
Страсти слепы, в них темная стихия, хаос, который поэт видел всюду. Но не только любовь сама по себе разрушительна. Ее губят и те, кто осуждает, и тем самым оскверняет «беззаконное» чувство. Эти блюстители узаконенной морали втаптывают в грязь чувства любимой Тютчевым женщины. А он не может бороться с этим, обвиняет, корит себя, но остается бессильным перед обвинителями. Она же — борется и в схватке с толпой побеждает, сумев сохранить свою любовь. Тютчев не перестает изумляться силе ее любви и преданности. Он снова и снова пишет об этом.
Наконец, приближается тот «роковой» исход событий, который Тютчев предугадывал и раньше, еще не зная, что может случиться с ними. Приходит гибель любимой женщины, пережитая дважды — сначала наяву, а потом в стихах («Весь день она лежала в забытьи»). Смерть нарисована с пугающей реалистичностью. В стихотворении так много мелких, четко прорисованных деталей, что явственно возникает перед глазами и комната, где лежит умирающая, и тени, бегущие по ее лицу, и летний дождь, шумящий за окном.
Весь
день она лежала в
забытьи,
И всю ее уж тени покрывали.
Лил теплый летний дождь
– его струи
По листьям весело звучали.
И
медленно опомнилась
она,
И начала прислушиваться
к шуму,
И долго слушала – увлечена,
Погружена в сознательную
думу...
[Тютчев,1995,с.65]
Угасает женщина, безгранично любящая жизнь, но жизнь равнодушна и бесстрастна, она продолжает кипеть, ничего не изменится с уходом человека из мира. Поэт — у постели умирающей, «убитый, но живой». Он, так боготворивший ее, свою последнюю любовь, так страдавший много лет от людского непонимания, так гордившийся и удивлявшийся своей любимой, теперь ничего не может сделать, не в силах вернуть ее. Он еще не до конца осознает боль утраты, ему предстоит все это пережить.
Потеря любимой женщины подорвала не только жизненные, но и творческие силы Тютчева. Он продолжал писать, но во всех его последующих стихотворениях чувствуются надломленность, страдание, опустошенность, окаменелость души.
«Денисьевский цикл» долго вёл незаметное существование. Многие стихи хранились в архивах, посвящения скрывались, комментарии отсутствовали. В этот цикл вошли такие стихотворения: «О, как на склоне наших лет», «Весь день она лежала в забытьи», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло», «Вот бреду я вдоль большой дороги» и т.д.
Информация о работе Адресаты любовной лирики Некрасова и Тютчева