Александр
Александрович Блок родился и воспитывался
в высококультурной дворянско-интеллигентской
семье. Его отец, Александр Львович, вел
свой род от врача Иоганна фон Блока, приехавшего
в Россию в середине XVIII века из Мекленбурга,
и был профессором Варшавского университета
по кафедре государственного права. По
отзывам сына, он был также способным музыкантом,
знатоком литературы и тонким стилистом.
Однако его деспотический характер стал
причиной того, что мать будущего поэта,
Александра Андреевна, была вынуждена
уйти от мужа еще до рождения сына. Таким
образом, детские и юношеские годы Блока
прошли сначала в петербургском “ректорском
доме” (дед, Андрей Николаевич Бекетов,—
профессор-ботаник, ректор Петербургского
университета), затем, после второго замужества
матери, в доме отчима — офицера Франца
Феликсовича Кублицкого-Пиоттух, а каждое
лето — в бекетовском подмосковном имении
Шахматове.
В либеральной
и “народолюбивой” семье Бекетовых многие
занимались литературным трудом. Дед Блока
был автором не только солидных трудов,
но и многих научно-популярных очерков.
Бабушка, Елизавета Григорьевна, всю жизнь
занималась переводами научных и художественных
произведений. “Список ее трудов громаден”,—
вспоминал позднее внук. Литературной
работой систематически занимались и
ее дочери — мать Блока и его тетки.
Атмосфера
литературных интересов очень рано пробудила
в нем непреодолимую тягу к поэзии. Благодаря
воспоминаниям М. А. Бекетовой до нас дошли
детские стихи Блока, написанные им в пятилетнем
возрасте. Однако серьезное обращение
к поэтическому творчеству, во многом
связанное с увлечением юного Блока поэзией
Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Тютчева,
Фета, Полонского, падает на годы окончания
им гимназии и поступления в 1898 году на
юридический факультет Петербургского
университета (в 1901 году он перейдет на
славяно-русское отделение историко-филологического
факультета и успешно закончит его в 1906
году).
Лирика
Блока — явление уникальное. При всем
многообразии ее проблематики и художественных
решений, при всем отличии ранних стихотворений
от последующих — она выступает как единое
целое, как одно развернутое во времени
произведение, как отражение пройденного
поэтом “пути”. На эту ее особенность
указывал и сам Блок.
Повторимся,
что в 1910—1911 годах, подготавливая к изданию
свое первое собрание стихотворений, Блок
разместил их по трем книгам. Это трехтомное
деление поэт сохранил и в двух последующих
изданиях (1916 и 1918—1921), хотя внутри томов
автор и внес существенные изменения.
В окончательном виде три тома включают
в себя 18 лирических циклов (“стран души”,
по выражению поэта). В предисловии к первому
изданию “Собрания стихотворений” Блок
подчеркивал единство своего замысла:
“Каждое стихотворение необходимо для
образования главы (т. е. цикла.— Ред.);
из нескольких глав составляется книга;
каждая книга есть часть трилогии; всю
трилогию я могу назвать “романом в стихах”...”
А через несколько месяцев в письме к Андрею
Белому он раскрывает основной смысл этапов
пройденного им пути и содержание каждой
из книг трилогии: “...таков мой путь, теперь,
когда он пройден, я твердо уверен, что
это должное и что все стихи вместе — “трилогия
вочеловечения” (от мгновения слишком
яркого света — через необходимый болотистый
лес — к отчаянью, проклятиям, “возмездию*
и...— к рождению человека “общественного”,
художника, мужественно глядящего в лицо
миру..,)”.
В первый
том (1898—1903) вошли три цикла. Первый из
них — “Ante lucem” (“До света”) — как бы
предварение будущего нелегкого пути.
Общая романтическая настроенность цикла
предопределила и антиномическое отношение
молодого поэта к жизни. На одном полюсе
— мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся
такими неестественными для девятнадцатилетнего
юноши: “Я стар душой. Какой-то жребий
черный — // Мой долгий путь”. Или: “Смеюсь
над жалкою толпою // И вздохов ей не отдаю”.
Зато на другом — тяга к жизни, приятие
ее:
Я стремлюсь
к роскошной воле,
Мчусь
к прекрасной стороне,
Где
в широком чистом поле
Хорошо,
как в чудном сне,—
и осознание
высокой миссии поэта, его грядущего
торжества:
Но
к пели близится поэт,
Стремится,
истиной влекомый,
И вдруг
провидит новый свет
За
далью, прежде незнакомой...
Центральный
цикл первого тома — “Стихи о Прекрасной
Даме”. Это и есть то “мгновение слишком
яркого света”, о котором Блок писал А.
Белому. В этом цикле нашли отражение любовь
молодого поэта к своей будущей жене Л.
Д. Менделеевой и увлечение его философскими
идеями Вл. Соловьева. Наиболее близко
ему в это время было учение философа о
существовании Души Мира, или Вечной Женственности,
которая может примирить “землю” и “небо”
и спасти находящийся на грани катастрофы
мир через его духовное обновление. Живой
отклик у поэта-романтика получила мысль
философа о том, что сама любовь к миру
открыта через любовь к женщине.
Соловьевские
идеи “двоемирия”, сочетание материального
и духовного воплотились в цикле через
многообразную систему символов. Многопланов
облик героини. С одной стороны, это вполне
реальная, “земная” женщина. “Она стройна
и высока, // Всегда надменна и сурова”.
Герой видит ее “каждый день издалека”.
С другой же стороны, перед нами небесный,
мистический образ “Девы”, “Зари”, “Величавой
Вечной жены”, “Святой”. “Ясной”, “Непостижимой”...
То же можно сказать и о герое цикла. “Я
и молод, и свеж, и влюблен”,— вполне “земная”
самохарактеристика. А далее он же “безрадостный
и темный инок” или “отрок”, зажигающий
свечи. Для усиления мистического впечатления
Блок щедро использует эпитеты, такие,
например, как “призрачные”, “неведомые
тени” или “неведомые звуки”, “надежды
нездешние” или “нездешние видения”,
“красота неизреченная”, “непостижимая
тайна”, “грусть несказанных намеков”
и т. п.
Таким
образом история земной, вполне реальной
любви преображается в романтико-символический
мистико-философскии миф. У него своя фабула
и свой сюжет. Основа фабулы — противопоставление
“земного” (лирический герой) “небесному”
(Прекрасная Дама) и в то же время стремление
к их соединению, “встрече”, в результате
чего и должно наступить преображение
мира, полная гармония. Однако лирический
сюжет осложняет и драматизирует фабулу.
От стихотворения к стихотворению происходит
смена настроений героя: радужные надежды
— и сомнения в них, ожидание любви — и
боязнь ее крушения, вера в неизменность
облика Девы — и допущение того, что он
может быть искажен (“Но страшно мне:
изменишь облик Ты”).
Драматическая
напряженность присуща и завершающему
первый том циклу с многозначительным
названием “Распутья”. Тема Прекрасной
Дамы продолжает звучать и в этом цикле,
но здесь возникает и нечто новое: качественно
иная связь с “повседневностью”, внимание
к людскому горю, социальная проблематика
(“Фабрика”, “Из газет”, “По берегу плелся
больной человек...” и др.). “Распутья”
намечают возможность грядущих перемен
в творчестве поэта, которые отчетливо
проявят себя уже во втором томе.
Лирика
второго тома (1904—1908) отразила существенные
изменения блоковского мировосприятия.
Общественный подъем, охвативший в это
время самые широкие слои российского
народа, решающим образом воздействовал
и на Блока. Он отходит от мистицизма Вл.
Соловьева, от чаянного идеала мировой
гармонии, но не потому, что идеал этот
стал несостоятельным для поэта. Он навсегда
остался для него той “тезой”, от которой
начинался его путь. Но в сознание поэта
властно вторгаются события окружающей
жизни, требующие своего осмысления. Он
воспринимает их как динамичное начало,
“стихию”, вступающую в конфликт с “несмутимой”
Душой Мира, как “антитезу”, противостоящую
“тезе”, и погружается в сложный и противоречивый
мир людских страстей, страданий, борьбы.
Своеобразный
пролог ко второму тому — цикл “Пузыри
земли”. Поэт неожиданно и полемически
обращается к изображению “низменной”
природы: “вечности болот”, “ржавых кочек
и пней”, фантастических сказочных тварей,
их населяющих. Он мог бы сказать вместе
со своим добрейшим “болотным попиком”:
Душа
моя рада
Всякому
гаду
И всякому
зверю
И о
всякой вере,—
признавая
закономерность существования этого стихийного
мира и право его обитателей чтить “своего
полевого Христа”.
В последующих
двух циклах (“Разные стихотворения”
и “Город”) охват явлений действительности
неизмеримо расширяется. Поэт погружается
в тревожный, остроконфликтный мир повседневной
жизни, ощущая себя сопричастным всему
происходящему. Это и события революции,
которую он воспринимал, подобно другим
символистам, как проявление народной
разрушительной стихии, как борьбу людей
новой формации с ненавистным ему царством
социального бесправия, насилия и пошлости.
В той или иной степени эта позиция отражена
в стихотворениях “Шли на приступ. Прямо
в грудь...”, “Поднимались из тьмы погребов...”,
“Митинг”, “Сытые” и др. Характерно,
однако, что лирический герой при всей
солидарности с теми, кто выступает на
защиту угнетенных, не считает себя достойным
оказаться в их рядах:
Вот
они далёко,
Весело
плывут.
Только
вас с тобою,
Верно,
не возьмут!
(Барка
жизни стала...)
На
такой щемящей ноте начинает звучать в
лирике Блока одна из главных для него
проблем — народ и интеллигенция.
Помимо
мотивов, связанных с революционными событиями,
в названных циклах отражены и многие
другие стороны многообразной и бесконечно
изменчивой русской жизни. Но особое значение
приобретают стихотворения, где поэт развертывает
“широкоохват-ный” образ родины и подчеркивает
свою неразрывную связь с ней. В первом
из них (“Осенняя воля”, 1905) отчетливо
просматриваются лермонтовские
традиции. В стихотворении “Родина” Лермонтов
назвал свою любовь к отчизне “странной”,
потому что она расходится с традиционным
“патриотизмом”. Ему были дороги “не
слава, купленная кровью”, а “степей холодное
молчанье” и “дрожащие огни печальных
деревень”. Такова же и любовь Блока: “Над
печалью нив твоих заплачу, // Твой простор
навеки полюблю...”,— с той, пожалуй, разницей,
что она у него более интимная, более личная.
Не случайно образ родины “перетекает”
здесь в образ женщины (“И вдали, вдали
призывно машет // Твой узорный, твой цветной
рукав”),— прием, который будет повторяться
и в более поздних стихотворениях Блока
о родине. Блоковский герой не случайный
прохожий, а один из сыновей России, идущий
“знакомым” путем и сопричастный горькой
судьбе тех, кто “умирает, не любя”, но
кто стремится к слиянию с родиной: “Приюти
ты в далях необъятных! // Как и жить и плакать
без тебя!”
По-иному
раскрывается образ отчизны в стихотворении
“Русь” (1906). Русь — это тайна — вот исходное
и итоговое резюме, подчеркнутое кольцевой
композицией стихотворения. Поначалу
кажется, что тайна Руси проистекает из
“преданий старины”: “мутного взора
колдуна”, ведунов с ворожеями, ведьм,
чертей... Однако, вчитываясь в стихотворение,
начинаешь понимать, что тайна Руси не
в этом. Она там, “где разноликие народы
// Из края в край, из дола в дол // Ведут
ночные хороводы // Под заревом горящих
сел”. Разгадка тайны — в “живой душе”
народа, не запятнавшей на просторах России
своей “первоначальной чистоты”. Чтобы
ее постичь, надо жить одною жизнью с народом.
Погружаясь
в стихию повседневности, Блок создает
и ряд стихотворений, который исследователи
его творчества называют “чердачным циклом”:
“Холодный день”, “В октябре”, “Ночь.
Город угомонился...”, "Я в четырех стенах
— убитый // Земной заботой и
нуждой...”, “Окна во двор”, “Хожу, брожу
понурый...”, “На чердаке” и др. Лирический
герой цикла — представитель городских
низов, один из многих “униженных и оскорбленных”,
обитатель городских подвалов и чердаков.
Уже сами названия и зачины стихов, а в
еще большей степени детали обстановки,
окружающей героя (“зловонные двери”,
“низкий потолок”, “заплеванный угол”,
“оловянные кровли”, “колодезь двора”
и пр.), кажутся неожиданными в устах певца
Прекрасной Дамы. Но вот что еще удивительнее:
герой “чердачного цикла” при всей своей
внешней непохожести на автора воспринимается
нами именно как выразитель авторского
“я”. И это не актерский прием поэта, играющего
соответствующую роль. Здесь проявилась
существенная особенность блоковского
лиризма, которую он не только
сознавал, но и активно защищал: “Писатель,
может быть, больше всего — человек, потому-то
ему случается так особенно мучительно
безвозвратно и горестно растрачивать
свое человеческое “я”, растворять его
в массе других требовательных и неблагодарных
“я”. И еще: “...Писатель, верующий в свое
призвание, каких бы размеров этот писатель
ни был, сопоставляет себя со своей родиной,
полагая, что болеет ее болезнями, сораспинается
с нею...” Таким образом, самораскрытие
блоковского лирического героя в ряде
случаев происходит через “растворение
себя” в чужих “я”, через “сораспинание”
его с этими чужими “я”, благодаря чему
происходит обретение самого себя.
Два
следующих цикла второго тома — “Снежная
маска* и “Фаина” — отражают внезапно
вспыхнувшее чувство поэта к актрисе Н.
Н. Волоховой. Стихия природы (“Пузыри
земли”), стихия повседневной жизни (“Разные
стихотворения”, “Город”) теперь сменяются
стихией хмельной, испепеляющей страсти.
Отдаваясь своему чувству, герой “Снежной
маски”, “настигнутый метелью”, погружается
в “вихри снежные ”, в “ снежный мрак
очей ”, упивается этими “снежными хмелями”
и во имя любви готов сгореть “на снежном
костре”. Заметим, что символы ветра, метели
пройдут через всю поэзию Блока вплоть
до поэмы “Двенадцать”, знаменуя собой
стихийную, динамическую сторону жизни.
Героиня цикла почти лишена конкретных
примет, ее черты романтически условны
(у нее “неизбежные глаза”, они могут
“цвести”;