“тихая
поступь” и “снежная кровь”, ее голос
“слышен сквозь метели”).
В цикле
“Фаина” образ героини обогащается новыми
свойствами. Она не только воплощение
“стихии души”, но и выражение стихии
народной жизни:
Смотрю
я — руки вскинула, В широкий пляс пошла,
Цветами всех осыпала И в песне изошла...
Неверная, лукавая, Коварная — пляши! И
будь навек отравою Растраченной души.
Мотив
“растраченной души” звучит и в других
стихотворениях цикла, в том числе и в
широко известном “О, весна без конца
и без краю...”. Его обычно приводят как
пример мужественного взгляда поэта на
жизнь. И это, конечно, верно. Но сам Блок
говорил, что “художник, мужественно глядящий
в лицо миру”, вглядывается “в контуры
добра и зла — ценою утраты части души”.
Недаром стихотворение это заканчивается
упоминанием не только “мучений”, но
и “гибели”:
И смотрю,
и вражду измеряю,
Ненавидя,
кляня и любя:
За
мученья, за гибель — я знаю —
Все
равно: принимаю тебя!
Однако
из мира стихий, “бушующих лиловых миров”,
как определяет сам Блок период “антитезы”,
отраженный во втором томе, художник выходит
не столько с утратами, сколько с обретениями.
Теперь “за плечами все “мое” и все “не
мое”, равно великое...” — пишет он в письме
А. Белому. Это новое мироощущение поэта
отразилось и в венчающем второй том цикле
с многозначительным названием “Вольные
мысли”. Именно здесь звучат слова, предвещающие
его переход к третьему,
завершающему этапу его “вочеловечения”:
Всегда
хочу смотреть в глаза людские,
И пить
вино, и женщин целовать,
И яростью
желаний полнить вечер,
Когда
жара мешает днем мечтать.
И песни
петь! — И слушать в мире ветер!
Третий
том — завершающий, высший этап пройденного
поэтом трудного, подчас мучительного
пути. “Тезу” первого и “антитезу” второго
тома сменяет “синтез”. Синтез — это
новая, более высокая ступень осмысления
действительности, отвергающая предыдущие
и в то же время соединяющая в себе по-новому
некоторые их черты. Это следует иметь
в виду, ибо существует довольно распространенное
представление о пути Блока как о прямолинейном
и неуклонном движении “все вперед и выше”.
А между тем сам поэт свидетельствовал,
что его “восхождение” шло не по прямой,
а по спирали и сопровождалось “отклонениями”
и “возвратами”. И содержание третьего
тома подтверждает это.
Он
открывается циклом “Страшный мир”. Тема
“страшного мира” — сквозная в творчестве
Блока. Она присутствует и в первом, и особенно
во втором томе. К сожалению, ее часто трактуют
лишь как тему обличения “буржуазной
действительности”. На самом же деле это
только внешняя, легко видимая сторона
“страшного мира”. Но есть и другая, глубинная
его суть, быть может еще более важная
для поэта. Человек, живущий в “страшном
мире”, испытывает его тлетворное воздействие.
При этом страдают и нравственные ценности.
Стихия, “демонические” настроения, губительные
страсти овладевают человеком. В орбиту
этих темных сил попадает и сам лирический
герой. Душа его трагически переживает
состояние собственной греховности, безверия,
опустошенности, смертельной усталости.
Здесь
отсутствуют естественные, здоровые человеческие
чувства. Любовь? Ее тоже нет. Есть “горькая
страсть, как полынь”, “низкая страсть”,
бунт “черной крови” (“Унижение”, “На
островах”, “В ресторане”, “Черная кровь”).
Герой, утративший душу, предстает перед
нами в разных обличиях. То он лермонтовско-врубелевский
демон, страдающий сам и несущий гибель
другим (два стихотворения с одинаковым
названием “Демон”), то “стареющий юноша”
— двойник лирического героя (“Двойник”).
Прием “двойничест-ва” лег в основу и
трагически-сатирического цикла “Жизнь
моего приятеля”. Это история человека,
который “в сумасшествии тихом” бессмысленных
и безрадостных буден растратил сокровища
своей души:
“Пробудился:
тридцать лет. // Хвать-похвать,— а сердца
нет”. Печальный итог его жизни подводит
сама смерть (“Говорит смерть”):
С него
довольно славить Бога,— Уж он — не голос,
только — стон, Я отворю. Пускай немного
Еще помучается он.
Трагическое
мироощущение, “угрюмство”, свойственные
большинству стихотворений цикла, находят
свое крайнее выражение в тех из них, где
законы “страшного мира” приобретают
космические масштабы:
Миры
летят. Года летят. Пустая Вселенная глядит
в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая,
глухая, О счастии твердишь,— который
раз?
Мысль
о роковом круговороте жизни, о ее безысходности
с удивительной простотой и силой выражена
в известном восьмистишии “Ночь, улица,
фонарь, аптека...”. Этому способствуют
его кольцевая композиция, точные и емкие
эпитеты (“бессмысленный и тусклый свет”,
“ледяная рябь канала”), наконец, необычная
и смелая гипербола (“Умрешь — начнешь
опять сначала”).
Такой
же обобщающий смысл несет и последнее
стихотворение цикла “Голос из хора”.
В нем звучит мрачное, поистине апокалиптическое
пророчество о грядущем торжестве зла
во всем мире:
И век
последний, ужасней всех, Увидим и вы и
я. Все небо скроет гнусный грех, На всех
устах застынет смех, Тоска небытия...
И заключительные
строки:
О, если
б знали, дети, вы,
Холод
и мрак грядущих дней!
Означает
ли это, что Блок признает торжество “страшного
мира” над людьми и таким образом капитулирует
перед ним? Дадим слово самому поэту:
“Очень
неприятные стихи <...> Лучше бы было
этим словам остаться несказанными. Но
я должен был их сказать. Трудное надо
преодолеть. А за ним будет ясный день”.
Тему
“страшного мира” продолжают два небольших
цикла — “Возмездие” и “Ямбы”. Слово
“возмездие” понимают обычно как наказание
за некое преступление. Причем наказание,
исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие,
по Блоку, это прежде всего осуждение человеком
самого себя, суд собственной совести.
Главная вина героя — измена данным когда-то
священным обетам, высокой любви, измена
человеческому предназначению. А следствием
этому — расплата: душевная опустошенность,
усталость от жизни, покорное ожидание
смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях
цикла “Возмездие”, начиная с первого
широко известного “О доблестях, о подвигах,
о славе...” и кончая “Шагами командора”
и “Как свершилось, как случилось?”. В
исполненных глубокого символического
значения “Шагах командора” Блок переосмысливает
сюжет о Дон Жуане. Его герой выступает
не в амплуа традиционного соблазнителя,
а в роли изменника, презревшего любовь
Девы Света, донны Анны. И хотя он и бросает
дерзкий вызов судьбе: “Жизнь пуста, безумна
и бездонна! // Выходи на битву, старый рок!”
— его поражение предопределено. Превыше
всего ценивший свою “постылую свободу”
и предавший “Деву Света”, он обречен
на гибель:
“Донна
Анна в смертный час твой встанет. // Анна
встанет в смертный час”.
Если
в цикле “Возмездие” расплате подвергается
личность, допустившая воздействие на
себя губительных ядов “страшного мира”,
то в “Ямбах” возмездие грозит уже не
отдельному человеку, а “страшному миру”
в целом. Смысловой и ритмической основой
цикла стал “гневный ямб”. Это подчеркивает
и эпиграф к нему — слова древнеримского
сатирика Юве-нала: “Негодование рождает
стих”. Ранее в письме к А. Белому Блок
признавал право “здраво, честно, наяву
говорить “НЕТ” всему настоящему только
за тем человеком, кто делает это “по-божьи”
(т. е. имея в себе в самых глубинах скрытое,
но верное “ДА”)”. Это “ДА” — вера в
добро и свет и желание трудиться во имя
их будущего торжества,— прозвучало во
вступительном стихотворении цикла:
О, я
хочу безумно жить:
Все
сущее — увековечить, Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!
Говоря
“нет” “дням настоящим”, поэт убежден
в том, что крушение старых устоев жизни
— неизбежно:
На
непроглядный ужас жизни Открой скорей,
открой глаза, Пока великая гроза
Все не смела в твоей отчизне...
(Да,
так диктует, вдохновенье...)
Эта
“великая гроза”, по Блоку, разразится
в результате усилий новых, молодых людей
(“Юность — это возмездие”):
Я верю:
новый век взойдет Средь всех несчастных
поколений.
Пусть
день далек — у нас все те ж Заветы юношам
и девам:
Презренье
согревает гневом, А зрелость гнева —
есть мятеж.
(В огне
и холоде тревог...)
Об
этом же поэт писал в одном из своих писем
1909 года: “Революция русская в ее лучших
представителях — юность с нимбом вокруг
лица”.
Написанный
Блоком после поездки в Италию весной
1909 года цикл — “Итальянские стихи” может
показаться чужеродным в третьем томе.
Недаром В. Брюсов охарактеризовал их
лишь как “прекрасные строфы чистой поэзии”.
Однако насчет “чистой поэзии” Брюсов
ошибся. Именно здесь Блок определяет
позицию “чистого искусства” как “творческую
ложь”. “В легком челноке искусства”
можно “уплыть от скуки мира”, но подлинное
искусство — “ноша на плечах”, долг, подвиг.
Другой вопрос, глубоко волнующий поэта
и поставленный им в
цикле,— о соотношении цивилизации и культуры.
В современной цивилизации поэт усматривает
бездуховное, а значит, разрушительное
начало. Именно поэтому “цивилизованную”
Флоренцию, забывшую о своей древней культуре,
он называет предательницей:
Умри,
Флоренция, Иуда, Исчезни в сумрак вековой!
Хрипят
твои автомобили, Твои уродливы дома, Всеевропейской
желтой пыли Ты предала себя сама.
(Флоренция,
1)
Подлинная
культура, по Блоку, неразрывно связана
со “стихией”, т. е. с жизнью народа. В
стихотворении “Равенна” современный
город рисуется кладбищем (“дома и люди
— все гроба”), но зато звучат надписи
на старинных надгробьях:
Лишь
медь торжественной латыни
Поет
на плитах, как труба.
Именно
в этом городе — хранилище непреходящих
ценностей культуры, который, “как младенец”,
спит “у сонной вечности в руках”,— и
может появиться тень великого флорентийца:
Тень
Данта с профилем орлиным
О Новой
Жизни мне поет.
Грядущее
обновление связывает А. Блок и с обликом
простых итальянских девушек, каждая из
которых может стать Мадонной и подарить
миру нового Спасителя.
Раздел
“Разные стихотворения” содержит действительно
“разные” по своему содержанию стихи.
Несколько
из них посвящены теме “поэта и поэзии”
(“За гробом”, “Художник”, “Друзьям”,
“Поэты”). Остановимся на последнем из
них. Со свойственной ему беспощадной
искренностью Блок создает “групповой
портрет” современных поэтов, не исключая
из их ряда и самого себя. Поначалу блоковские
служители муз могут вызвать у читателя
неприятие (они “напивались”, “болтали
цинично и пряно”, “под утро их рвало”,
“потом вылезали из будок как псы”). Вот
уж поистине вспомнишь пушкинскую характеристику
стихотворца: “И меж детей ничтожных мира,
// Быть может, всех ничтожней он”. Однако
поэты у Блока, несмотря на все свои человеческие
слабости, обладают огромным преимуществом
перед благопристойными обитателями “обывательской
лужи”. Они способны ценить прекрасное,
мечтать о “веке златом”, способны, наконец,
на бунт против лживых устоев жизни:
Ты
будешь доволен собой и женой, Своей конституцией
купой, А вот у поэта — всемирный запой,
И мало ему конституций!
И даже
уходя из жизни (собачья жизнь — собачья
смерть), поэт возвышается над обывателями,
ибо до конца сохраняет веру в свои идеалы:
Пускай
я умру под забором, как пес, Пусть жизнь
меня в землю втоптала,— Я верю: то Бог
меня снегом занес, То вьюга меня целовала!
“Музыкальное”
название следующего цикла — “Арфы и
скрипки” — появилось не случайно. Оно
связано с блоковской концепцией музыки
как внутренней сущности мира, его организующей
силы. “Душа настоящего человека,— писал
А. Блок в одной из своих статей,— есть
самый сложный и самый певучий музыкальный
инструмент <...> Бывают скрипки расстроенные
и скрипки настроенные. Расстроенная скрипка
всегда нарушает гармонию целого; ее визгливый
вой врывается докучной нотой в стройную
музыку мирового оркестра <...> Художник
— это тот <..->, кто слушает мировой
оркестр и вторит ему, не фальшивя”. Если
скрипки могут быть расстроенными и настроенными,
то арфа для Блока — символ музыки, звучащей
всегда в унисон с “мировым оркестром”.