Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 22:44, биография
Биография и творчество Александр Сергеевич Грибоедов.
Александр
Сергеевич Грибоедов
(1791—1829)
Работу выполнил Сосновский А. 9 «г» класс
ГРИБОЕДОВ
Александр Сергеевич [4(15) января 1790,
по др. сведениям 1795, Москва -- 30 января
(11 февраля) 1829, Тегеран], русский писатель,
дипломат.
Образование
Принадлежал
к дворянскому роду, получил серьезное
домашнее образование. Рано обнаружилась
многосторонняя одаренность Грибоедова,
включая композиторский талант (известны
2 вальса для фортепиано). Обучался в Московском
университетском благородном пансионе
(1803), затем поступил в Московский университет
(1806). Окончив словесное отделение со званием
кандидата (1808), Грибоедов продолжал заниматься
на этико-политическом отделении. Один
из самых образованных людей своего времени,
Грибоедов владел французским, английским,
немецким, итальянским, греческим, латинским
языками, позднее освоил арабский, персидский,
турецкий языки.
Служба.
Петербург
С началом
Отечественной войны 1812 года Грибоедов
оставляет ученые занятия и вступает
корнетом в московский гусарский
полк. Военная служба (в составе
резервных частей) свела его с
Д. Н. Бегичевым и его братом С.
Н. Бегичевым, ставшим близким другом
Грибоедова. Выйдя в отставку (начало 1816),
Грибоедов поселяется в Петербурге, определяется
на службу в коллегию иностранных дел.
Ведет светский образ жизни, вращается
в театрально-литературных кругах Петербурга
(сближается с кружком А. А. Шаховского),
сам пишет и переводит для театра (комедии
"Молодые супруги", 1815, "Своя семья,
или Замужняя невеста", 1817, совместно
с Шаховским и Н. И. Хмельницким, и др.).
Следствием "пылких страстей и могучих
обстоятельств" (А. С. Пушкин) явились
резкие перемены в его судьбе -- в 1818 Грибоедов
назначен секретарем русской дипломатической
миссии в Персию (не последнюю роль в этой
своего рода ссылке сыграло его участие
в качестве секунданта в дуэли А. П. Завадского
с В. В. Шереметевым, закончившейся гибелью
последнего).
Персия
и Кавказ. История
создания комедии "Горе
от ума"
После
трех лет службы в Тавризе Грибоедов
перевелся в Тифлис к главноуправляющему
Грузией А. П. Ермолову (февраль 1822). Там
были написаны 1 и 2 акты "Горя от ума",
их первым слушателем стал тифлисский
сослуживец автора В. К. Кюхельбекер.
Весной
1823 Грибоедов отправляется в отпуск.
В Москве, а также в имении С.
Бегичева под Тулой, где он проводит
лето, создаются 3 и 4 акты "Горя от ума".
К осени 1824 комедия завершена. Грибоедов
едет в Петербург, намереваясь использовать
свои связи в столице, чтобы получить
разрешение на ее публикацию и театральную
постановку. Однако вскоре убеждается,
что комедии "нет пропуску".
Через цензуру удалось провести
лишь отрывки, напечатанные в 1825 Ф. В. Булгариным
в альманахе "Русская Талия" (первая
полная публикация в России -- 1862; первая
постановка на профессиональной сцене
-- 1831). Тем не менее грибоедовское творение
сразу стало событием русской культуры,
распространившись среди читающей публики
в рукописных списках, число которых приближалось
к книжным тиражам того времени (распространению
списков содействовали декабристы, рассматривавшие
комедию как рупор своих идей; уже в январе
1825 И. И. Пущин привез Пушкину в Михайловское
список "Горя от ума").
Шедевр
русской классики
Успех
грибоедовской комедии, занявшей прочное
место в ряду русской классики, во многом
определяется гармоничным соединением
в ней острозлободневного и вневременного.
Сквозь блистательно нарисованную картину
русского общества преддекабристской
поры (будоражащие умы споры о крепостничестве,
политических свободах, проблемы национального
самоопределения культуры, образования
и пр., мастерски очерченные колоритные
фигуры того времени, узнаваемые современниками
и т. д.) угадываются "вечные" темы:
конфликт поколений, драма любовного треугольника,
антагонизм личности и социума и др. Одновременно
"Горе от ума" -- пример художественного
синтеза традиционного и новаторского:
отдавая дань канонам эстетики классицизма
(единство времени, места, действия, условные
амплуа, имена-маски и пр.), Грибоедов "оживляет"
схему взятыми из жизни конфликтами и
характерами, свободно вводит в комедию
лирическую, сатирическую и публицистическую
линии.
Точность
и афористическая меткость языка, удачное
использование вольного (разностопного)
ямба, передающего стихию разговорной
речи, позволили тексту комедии сохранить
остроту и выразительность; как
и предсказывал Пушкин, многие строки
"Горя от ума" стали пословицами
и поговорками ("Свежо предание,
а верится с трудом", "Счастливые
часов не наблюдают" и т. д.).
Под
арестом и следствием
Осенью
1825 Грибоедов возвращается на Кавказ,
однако уже в феврале 1826 вновь
оказывается в Петербурге -- в
качестве подозреваемого по делу декабристов
(оснований для ареста было немало:
на допросах 4 декабриста, в т. ч. С. П.
Трубецкой и Е. П. Оболенский, назвали
Грибоедова среди членов тайного общества;
в бумагах многих арестованных находили
списки "Горя от ума" и пр.). Предупрежденный
Ермоловым о предстоящем аресте, Грибоедов
успел уничтожить часть своего архива.
На следствии он категорически отрицает
свою причастность к заговору. В начале
июня Грибоедова освобождают из-под ареста
с "очистительным аттестатом".
Дипломатическое
поприще
По возвращении
на Кавказ (осень 1826) Грибоедов принимает
участие в нескольких сражениях
начавшейся русско-персидской войны. Достигает
значительных успехов на дипломатическом
поприще (по словам Н. Н. Муравьева-Карского,
Грибоедов "заменял... единым своим
лицом двадцатитысячную армию"),
готовит в т. ч. выгодный для России
Туркманчайский мир. Привезя в Петербург
документы мирного договора (март 1828),
получает награды и новое назначение --
полномочным министром (послом) в Персию.
Вместо литературных занятий, которым
он мечтал посвятить себя (в его бумагах
планы, наброски -- стихи, трагедии "Родамист
и Зенобия", "Грузинская ночь",
драма "1812-й год"), Грибоедов вынужден
принять высокую должность.
Последние
месяцы
Последний
отъезд Грибоедова из столицы (июнь 1828)
был окрашен мрачными предчувствиями.
По пути в Персию он на некоторое время
останавливается в Тифлисе. Вынашивает
планы экономических преобразований Закавказья.
В августе женится на 16-летней дочери А.
Г. Чавчавадзе -- Нине, вместе с ней отправляется
в Персию. В числе других дел российский
министр занимается отправкой на родину
плененных подданных России. Обращение
к нему за помощью двух женщин-армянок,
попавших в гарем знатного персиянина,
явилось поводом для расправы с деятельным
и удачливым дипломатом. 30 января 1829 толпа,
подстрекаемая мусульманскими фанатиками,
разгромила русскую миссию в Тегеране.
Русский
посланник был
убит.
Грибоедова
похоронили в Тифлисе на горе Святого
Давида. На могильной плите -- слова Нины
Грибоедовой: "Ум и дела твои бессмертны
в памяти русской, но для чего пережила
тебя любовь моя?".
Грибоедов
– музыкант
Однажды актер – драматург П.А. Каратыгин сказал Грибоедову: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавадерист и, наконец, отличный лингвист!» Он улыбнулся, взглянул на меня унывшими своими глазами из-под очков и отвечал мне: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего». Он был скромен…»
Декабрист Петр Бестужев отзывался о своем друге: «Ум от природы обильный, обогащенный познаниями, жажда к коим и теперь не оставляет его, душа чувствительная ко всему высокому, благородному, геройскому. Характер живой, неподражаемая манера приятного, заманчивого обращения, без примеси надменности; дар слова в высокой степени; приятный талант в музыке, наконец, познания людей делают его кумиром и украшением лучших обществ».
«По традиции, принятой в русских дворянских семьях Александр Сергеевич с детства учился музыке. Он очень хорошо играл на фортепиано и обладал большими познаниями в теории музыки» , - сообщает П.Г. Андреев. Сохранилось немало воспоминаний о Грибоедове - пианисте. «Грибоедов страстно любил музыку и с самых юных лет сделался превосходным фортепьянистом. Механическая часть игры на фортепьяно не представляла для него никакой трудности, и впоследствии он изучал музыку вполне, как глубокий теоретик (К. Полевой). «Я любил слушать его великолепную игру на фортепьяно… Сядет он, бывало, к ним и начнет фантазировать… Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отменный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайди и Вебер были его любимые композиторы» (П. Каратыгин).
Грибоедов
– пианист часто выступал в
кругу друзей и на музыкальных
вечерах как солист-
Однако музыкальное творчество Грибоедова не ограничивалось дошедшими до нас вальсами. Дочь П.Н.Ахвердовой, у которой воспитывалась будущая жена Грибоедова, рассказывала исследователю Н.В. Шаламытову, что в первую поездку в Персию (1818 г.) Грибоедов, посещая дом ее матери в Тифлисе, часто «садился за инструмент и играл большей частью вещи своего сочинения. Она же вспоминает, что Грибоедов, во время второй поездки в Персию в качестве полномочного министра (1828 г.), снова останавливалась у П.Н. Ахвердовой и здесь часто играл для детей «танцы своего сочинения», мелодии которых, - продолжает она, - я еще ясно помню, не очень красивые и несложные».
В издании сочинений Грибоедова под редакцией И.А. Шляпкина (1889 г.) сообщается: «Как мы слышали, существует еще мазурка, написанная А.С. Грибоедовым». К сожалению, источника своих сведений Шляпкин не указал.
В памяти жены Грибоедова, Нины Александровны, пережившей его почти на тридцать лет, сохранялись долгое время другие его сочинения, в том числе наиболее крупное и значительное – фортепьянная соната. Биограф Н.А. Грибоедовой К.А. Бороздин рассказывает: «Много знала Нина Александровна пьес и его собственной кмопозиции, весьма замечательных оригинальностью мелодии и мастерскою обработкою, - она охотно их играла любящим музыку. Из них в особенности была хороша одна соната, исполненная задушевной прелести; Она знала, что эта вещь была моя любимая и, садясь за фортепиано, никогда не отказывала мне в удовольствии ее прослушать. Нельзя не пожалеть, что пьесы эти остались не записанными никем: «Нина Александровна унесла их с собою». Таким образом, наиболее серьезное музыкальное произведение Грибоедова до нас не дошло. Впечатления современников от импровизаций Грибоедова и от исчезнувших его композиций вполне совпадают с характеристиками, можно дать двум вальсам, напечатанным в сборнике салонных вокальных и инструментальных миниатюр. – «Лирическом альбоме на 1832 год». Они заметно выделяются из фортепьянного раздела альбома. В одной из современных рецензий на «Лирический альбом» говорилось: «Танцевальное отделение очень слабо. В нем заслуживает внимания только вальс ми минор Грибоедова, давно известный, но до сих пор не теряющий своей свежести, по отличной своей мелодии. Автор сам играл эту безделку с отличным искусством». М.М. Иванов, написавший оперу на сюжет «Горе от ума», - оперу неудачную, лучшим номером которой был грибоедовский вальс e-moll, исполнявшийся на балу у Фамусова, - считает, что Шопен и Грибоедов черпали из одного источника – из польской народной песни, мелодии, обоим им знакомой». Оба вальса Грибоедова – небольшие фортепьянные пьесы, весьма простые по форме и фактуре; их музыка – лирико-элегического характера, более светлого в вальсе ми минор. Первый из названных вальсов меньше известен, а второй пользуется ныне огромной популярностью. Она вполне заслужена музыке вальса ми минор присущ какой-то особый нежно-грустный поэтический комфорт; ее исскренность и непосредственность трогают душу.
Написанные для фортепиано, оба вальса существуют в большом количестве переложений для различных инструментов: арфы, флейты, баяна и других.
По сути дела вальс ми минор Грибоедова – первый русский вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам, реально звучащий в нашем музыкальном обиходе. Он популярен, он у многих «на слуху» и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки.