Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 22:44, биография
Биография и творчество Александр Сергеевич Грибоедов.
По воспоминаниям
современников нетрудно установить
музыкальные пристрастия
С другой
стороны, нам известно, что Грибоедов
любил народные песни, принимал их только
в чистом виде. Досадно, что музыкальные
произведения Александра Сергеевича бесследно
исчезли, оставшись не записанными,
- так же, как и его импровизации
исчезли, отзвучав в стенах литературных
и музыкальных салонов и
«Итак,
облик Грибоедова – музыканта многогранен:
великий русский писатель обладал не только
творческим даром композитора и импровизатора,
не только известным техническим совершенством
исполнителя-пианиста и некоторым знанием
других инструментов, но и редкой в тем
времена музыкально-теоретической подготовкой»
, - пишет П.Г. Андреев.
Александр Сергеевич
Грибоедов (4 (15) января 1795 год[1], Москва
— 30 января (11 февраля) 1829 года, Тегеран)
— русский драматург, поэт и дипломат,
композитор (сохранилось два «
Грибоедов известен как homo unius libri — писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.Содержание [убрать]
Биография
Грибоедов родился
в городе Москва в 1795 году в обеспеченной
родовитой семье. Отец — Сергей Иванович
Грибоедов (1761—1814). Мать — Анастасия
Фёдоровна Грибоедова (1768—1839).
По свидетельству
родственников, в детстве Грибоедов
был очень сосредоточен и необыкновенно
развит.
В 1803 году Грибоедов
был отдан в Благородный
В 1808 году получил
звание кандидата словесных наук, но не
оставил учёбу, а поступил на этико-юридическое
отделение, а потом на физико-математический
факультет.
Летом 1812 г., во время
Отечественной войны 1812 года, когда
неприятель появился на территории России,
Грибоедов вступил в Московский
гусарский полк (добровольческое
нерегулярное подразделение) графа Салтыкова,
получившего дозволение на его формирование[3]/
С. Н. Бегичев [4] пишет [5]:
Но едва приступили к формированию, как неприятель вошёл в Москву. Полк этот получил повеление идти в Казань, а по изгнании неприятелей, в конце того же года, предписано ему было следовать в Брест-Литовск, присоединиться к разбитому иркутскому драгунскому полку и принять название иркутского гусарского.
А. С. Грибоедов
на Памятнике «1000-летие России»
в Великом Новгороде
8 сентября 1812 г.
корнет Грибоедов заболел и
остался во Владимире[6], и вплоть
до предположительно 1 ноября 1813 г.[7]
из-за болезни не появлялся
в расположении полка. Прибыв
на место службы, он попал в
компанию «юных корнетов из
лучших дворянских фамилий» —
князя Голицына, графа Ефимовского,
графа Толстого, Алябьева, Шереметева,
Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми
из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии
он писал в письме к Бегичеву: «Я в этой
дружине всего побыл 4 месяца, а теперь
4-й год как не могу попасть на путь истинный»[8].
До 1815 г. Грибоедов
служил в звании корнета под командованием
генерала от кавалерии А. С. Кологривова.
Первые литературные опыты Грибоедова
— «Письмо из Брест-Литовска к издателю»,
очерк «О кавалерийских резервах»[1] и
комедия «Молодые супруги» (перевод французской
комедии «Le secret du Ménage»)[2] — относятся к
1814 г. В статье «О кавалерийских резервах»
Грибоедов выступил в качестве исторического
публициста[9]/
Восторженно-лирическое
«Письмо…» из Брест-Литовска к издателю
«Вестника Европы» написано им после награждения
Кологривова в 1814 г. «орденом Святого Равноапостольского
Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня
в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах,
по этому поводу.[9]
В конце 1814 Грибоедов
приезжает в Петербург, знакомится
и сближается с кружком «младших
архаистов», где он почерпнул идею
создания национального искусства,
стремление к высокости и естественности
стиля.
С 1817 служил в
Коллегии иностранных дел в Петербурге;
в это время познакомился с
Пушкиным.
С 1818 секретарь
русской миссии в Тегеране, с 1822 в
Тифлисе секретарём по дипломатической
части при командующем русскими
войсками А. П. Ермолове.
В январе 1826 арестован в крепости Грозная по подозрению к принадлежности к декабристам; во время ареста друзья уничтожили компрометирующий поэта архив; Грибоедов был привезён в Петербург, но следствие не смогло найти доказательств принадлежности поэта к тайному обществу. По общему согласию всех подозреваемых никто не дал показаний в ущерб Грибоедову.
Нина Чавчавадзе
— жена писателя
В сентябре 1826 вернулся
в Тифлис и продолжил дипломатическую
деятельность; принял участие в заключении
выгодного для России Туркманчайского
мирного договора (1828) и доставил его текст
в Петербург. Назначен министром-резидентом
(послом) в Иран; по пути на место назначения
вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе
и женился там 22 августа (3 сентября) 1828
года на княжне Нине Чавчавадзе, дочери
начальника Эриванской области и грузинского
поэта Александра Чавчавадзе.
[править]
Гибель в Персии
Иностранные посольства
располагались не в столице, а
в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы,
но вскоре по прибытии в Персию миссия
отправилась представляться Фетх Али-шаху
в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов
погиб: 30 января (11 февраля) 1829 года (6 шаабана
1244 года хиджры) толпа религиозных фанатиков
разгромила русскую дипломатическую миссию,
и все её члены были убиты, кроме секретаря
Мальцова. Толпа ворвалась в дом, грабя
и разрушая все вокруг. Грибоедов, как
считается, выбежал с саблей и получил
удар камнем по голове, затем закидан камнями
и изрублен. Обстоятельства погрома русской
миссии описываются по-разному, однако
Мальцов был очевидцем событий, и он не
упоминает о гибели Грибоедова, только
пишет, что человек 15 оборонялись у дверей
комнаты посланника. Мальцов пишет, что
было убито 37 человек в посольстве (все,
кроме него одного) и 19 тегеранских жителей.
Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов
с 37-ю товарищами, а из толпы было убито
80 человек. Его тело было настолько изуродовано,
что его опознали только по следу на кисти
левой руки, полученному в знаменитой
дуэли с Якубовичем. Тело Грибоедова доставлено
в Тифлис и погребено на горе Мтацминда
в гроте при церкви Святого Давида.
Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего сына. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля. На могиле вдова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».
Могила Грибоедова.
Последним годам жизни А. С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928).
[править]
Творчество
Памятник Грибоедову в Санкт-Петербурге (Пионерская площадь, возле ТЮЗа)
Памятник А.С.Грибоедову
в Алуште
По литературной
позиции Грибоедов относится (по
классификации Ю. Н. Тынянова) к так
называемым «младшим архаистам»: его
ближайшие литературные союзники —
П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем,
ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин
и Вяземский, а среди его друзей — такие
разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.
Ещё в годы учёбы
в Московском университете (1805) Грибоедов
пишет стихотворения (до нас дошли
только упоминания), создает пародию
на произведение Озерова «Дмитрий Донской»
— «Дмитрий Дрянской». В 1814 в «Вестнике
Европы» выходят две его корреспонденции:
«О кавалерийских резервах» и «Письмо
редактору». В русле полемики с Жуковским
и Гнедичем о русской балладе пишет статью
«О разборе вольного перевода „Леноры“»
(1815). В этом же году он публикует и ставит
на сцене комедию «Молодые супруги» —
пародию на французские комедии, составлявшие
русский комедийный репертуар в то время.
Он использует очень популярный жанр «светской
комедии» — произведения с небольшим
числом персонажей и установкой на остроумность.
В 1816 выходит
в свет комедия «Студент». По свидетельствам
современников, небольшое участие
в ней принимал Катенин, но скорее
его роль в создании комедии ограничивалась
редактурой. Комедия имеет полемический
характер, направлена против «младших
карамзинистов», пародируя их произведения,
тип художника сентиментализма. Основной
пункт критики — отсутствие реализма.
Приёмы пародирования:
введение текстов в бытовой контекст,
утрированное использование перифрастичности
(все понятия в комедии даются описательно,
ничего не названо прямо). В центре произведения
— носитель классицистичного сознания
(Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты
им из книг, все события воспринимаются
сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел,
я это знаю», подразумевает «я читал».
Герой стремится разыграть книжные истории,
жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость
реального чувства действительности позже
Грибоедов повторит в «Горе от ума» —
это черта Чацкого.
В 1818 Грибоедов
принимает участие в написании
«Притворной неверности»
Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями (Катенин, Шаховской, Жандр, Вяземский); написанное после «Горя от ума» — либо не доведено дальше черновых набросков, либо (что также достаточно вероятно) погибло вместе с автором в Тегеране. Из крупных замыслов позднего периода — драмы «1812 год», «Грузинская ночь». Небезынтересна проза Грибоедова (очерки и особенно письма).
[править]
«Горе от ума»
Основная статья:
Горе от ума
Комедия в стихах
«Горе от ума» задумана в Петербурге
около 1816 года и закончена в Тифлисе
в 1824; окончательная редакция — авторизованный
список, оставленный в Петербурге
у Булгарина, — 1828 год).
Комедия «Горе
от ума» — вершина русской драматургии
и поэзии; Яркий афористический стиль
способствовал тому, что она вся
«разошлась на цитаты».
"Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха" - П. Чаадаев. Апология сумасшедшего.
[править]
Интересные факты
Когда Грибоедов
закончил работу над комедией «Горе
от ума», то первым, к кому он пошёл
показать труд, был тот, кого он больше
всех боялся, а именно баснописец Иван
Андреевич Крылов. С трепетом направился
к нему первому Грибоедов, чтобы
показать свой труд.
Грибоедов был
настоящим полиглотом и владел многими
иностранными языками. Он свободно владел
французским, английским, немецким и
итальянским, понимал латынь и греческий.
Позже, будучи на Кавказе он выучил
арабский, персидский и турецкий языки.
«Я привез манускрипт!
Комедию…» «Похвально. Ну что же?
Оставьте». «Я буду читать Вам свою
комедию. Если Вы с первых сцен попросите
меня удалиться, я исчезну». «Извольте
сразу начинать», — ворчливо согласился
баснописец. Проходит час, другой —
Крылов сидит на диване, свесив голову
на грудь. Когда же Грибоедов отложил
рукопись и из-под очков вопросительно
посмотрел на старика, его поразила
перемена, происшедшая в лице слушателя.
Лучистые молодые глаза сияли, беззубый
рот улыбался. Он держал в руке шелковый
платок, готовясь приложить его к
глазам. «Нет, — замотал он тяжелой
головой. — Этого цензоры не пропустят.
Они над моими баснями куражатся. А это
куда похлеще! В наше время государыня
за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы
препроводила». Вот вам и Грибоедов.