Александр Сергеевич Грибоедов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 22:44, биография

Описание

Биография и творчество Александр Сергеевич Грибоедов.

Работа состоит из  1 файл

Александр Сергеевич Грибоедов.docx

— 290.10 Кб (Скачать документ)

По воспоминаниям  современников нетрудно установить музыкальные пристрастия Грибоедова. П.А. Каратыгин утверждает, что его любимые композиторы были Моцарт, Бетховен, Гайди, Вебер. Занимаясь музыкой со своей невестой, а затем молодой женой Грибоедов, по словам ее биографа, был учителем строгим и старался воспитать вкус классической школой». Следует думать, что и в своих творческих устремлениях Грибоедов опирался преимущественно на классические образцы.

С другой стороны, нам известно, что Грибоедов  любил народные песни, принимал их только в чистом виде. Досадно, что музыкальные  произведения Александра Сергеевича бесследно  исчезли, оставшись не записанными, - так же, как и его импровизации исчезли, отзвучав в стенах литературных и музыкальных салонов и гостиных и оставив о себе лишь воспоминанье у слушателей. Тем не менее, музыка для Грибоедова была подлинной частицей его существа, а не только подробностью окружающего быта.

«Итак, облик Грибоедова – музыканта многогранен: великий русский писатель обладал не только творческим даром композитора и импровизатора, не только известным техническим совершенством исполнителя-пианиста и некоторым знанием других инструментов, но и редкой в тем времена музыкально-теоретической подготовкой» , - пишет П.Г. Андреев. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Александр Сергеевич  Грибоедов (4 (15) января 1795 год[1], Москва — 30 января (11 февраля) 1829 года, Тегеран) — русский драматург, поэт и дипломат, композитор (сохранилось два «Грибоедовских вальса»), пианист. Статский советник (1828) [2]. 

Грибоедов известен как homo unius libri — писатель одной книги, блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума», которая до сих пор является одной из наиболее популярных театральных постановок в России, а также источником многочисленных крылатых фраз.Содержание [убрать]

Биография 

Грибоедов родился  в городе Москва в 1795 году в обеспеченной родовитой семье. Отец — Сергей Иванович Грибоедов (1761—1814). Мать — Анастасия  Фёдоровна Грибоедова (1768—1839). 

По свидетельству  родственников, в детстве Грибоедов  был очень сосредоточен и необыкновенно  развит. 

В 1803 году Грибоедов  был отдан в Благородный пансион. А через три года, одиннадцатилетним  мальчиком, он поступил в университет. Александр Сергеевич окончил  словесное отделение философского факультета Московского университета. Грибоедов был «вундеркиндом», окончившим университет в 15 лет. 

В 1808 году получил  звание кандидата словесных наук, но не оставил учёбу, а поступил на этико-юридическое отделение, а потом на физико-математический факультет. 

Летом 1812 г., во время  Отечественной войны 1812 года, когда  неприятель появился на территории России, Грибоедов вступил в Московский гусарский полк (добровольческое  нерегулярное подразделение) графа Салтыкова, получившего дозволение на его формирование[3]/ С. Н. Бегичев [4] пишет [5]: 

Но едва приступили к формированию, как неприятель вошёл  в Москву. Полк этот получил повеление  идти в Казань, а по изгнании неприятелей, в конце того же года, предписано ему было следовать в Брест-Литовск, присоединиться к разбитому иркутскому драгунскому полку и принять название иркутского гусарского.

 

А. С. Грибоедов  на Памятнике «1000-летие России»  в Великом Новгороде 

8 сентября 1812 г.  корнет Грибоедов заболел и  остался во Владимире[6], и вплоть  до предположительно 1 ноября 1813 г.[7] из-за болезни не появлялся  в расположении полка. Прибыв  на место службы, он попал в  компанию «юных корнетов из  лучших дворянских фамилий» —  князя Голицына, графа Ефимовского,  графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии он писал в письме к Бегичеву: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный»[8]. 

До 1815 г. Грибоедов  служил в звании корнета под командованием  генерала от кавалерии А. С. Кологривова. Первые литературные опыты Грибоедова — «Письмо из Брест-Литовска к издателю», очерк «О кавалерийских резервах»[1] и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secret du Ménage»)[2] — относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста[9]/ 

Восторженно-лирическое «Письмо…» из Брест-Литовска к издателю «Вестника Европы» написано им после награждения Кологривова в 1814 г. «орденом Святого Равноапостольского Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу.[9] 

В конце 1814 Грибоедов  приезжает в Петербург, знакомится и сближается с кружком «младших архаистов», где он почерпнул идею создания национального искусства, стремление к высокости и естественности стиля. 

С 1817 служил в  Коллегии иностранных дел в Петербурге; в это время познакомился с  Пушкиным. 

С 1818 секретарь  русской миссии в Тегеране, с 1822 в  Тифлисе секретарём по дипломатической  части при командующем русскими войсками А. П. Ермолове. 

В январе 1826 арестован  в крепости Грозная по подозрению к принадлежности к декабристам; во время ареста друзья уничтожили компрометирующий поэта архив; Грибоедов был привезён в Петербург, но следствие не смогло найти доказательств принадлежности поэта к тайному обществу. По общему согласию всех подозреваемых никто не дал показаний в ущерб Грибоедову.

 

Нина Чавчавадзе — жена писателя 

В сентябре 1826 вернулся в Тифлис и продолжил дипломатическую  деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) 1828 года на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе. 
 

[править]

Гибель в Персии 

Иностранные посольства располагались не в столице, а  в Тавризе, при дворе принца Аббаса-Мирзы, но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран. Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января (11 февраля) 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа религиозных фанатиков разгромила русскую дипломатическую миссию, и все её члены были убиты, кроме секретаря Мальцова. Толпа ворвалась в дом, грабя и разрушая все вокруг. Грибоедов, как считается, выбежал с саблей и получил удар камнем по голове, затем закидан камнями и изрублен. Обстоятельства погрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Мальцов пишет, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37-ю товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем. Тело Грибоедова доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. 

Улаживать дипломатический  скандал персидский шах послал в  Петербург своего сына. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в их числе был  алмаз «Шах». Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов  и изумрудов, украшал трон Великих  Моголов. Теперь он сияет в коллекции  Алмазного фонда московского  Кремля. На могиле вдова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

 

Могила Грибоедова. 

Последним годам  жизни А. С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928).

[править]

Творчество

 

Памятник Грибоедову в Санкт-Петербурге (Пионерская площадь, возле ТЮЗа)

 

Памятник А.С.Грибоедову в Алуште 

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так  называемым «младшим архаистам»: его  ближайшие литературные союзники —  П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей — такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин. 

Ещё в годы учёбы  в Московском университете (1805) Грибоедов  пишет стихотворения (до нас дошли  только упоминания), создает пародию  на произведение Озерова «Дмитрий Донской» — «Дмитрий Дрянской». В 1814 в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1815). В этом же году он публикует и ставит на сцене комедию «Молодые супруги» — пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Он использует очень популярный жанр «светской комедии» — произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. 

В 1816 выходит  в свет комедия «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие  в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Комедия имеет полемический характер, направлена против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики — отсутствие реализма. 

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения — носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» — это черта Чацкого. 

В 1818 Грибоедов  принимает участие в написании  «Притворной неверности» совместно  с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской  комедии Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий 

Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело  либо создано в соавторстве с  более опытными на тот момент писателями (Катенин, Шаховской, Жандр, Вяземский); написанное после «Горя от ума» — либо не доведено дальше черновых набросков, либо (что также достаточно вероятно) погибло вместе с автором в Тегеране. Из крупных замыслов позднего периода — драмы «1812 год», «Грузинская ночь». Небезынтересна проза Грибоедова (очерки и особенно письма).

[править]

«Горе от ума»

Основная статья: Горе от ума 

Комедия в стихах «Горе от ума» задумана в Петербурге около 1816 года и закончена в Тифлисе  в 1824; окончательная редакция — авторизованный список, оставленный в Петербурге у Булгарина, — 1828 год). 

Комедия «Горе  от ума» — вершина русской драматургии  и поэзии; Яркий афористический стиль  способствовал тому, что она вся  «разошлась на цитаты». 

"Никогда ни  один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха" - П. Чаадаев. Апология сумасшедшего.

[править]

Интересные факты 

Когда Грибоедов  закончил работу над комедией «Горе  от ума», то первым, к кому он пошёл  показать труд, был тот, кого он больше всех боялся, а именно баснописец Иван Андреевич Крылов. С трепетом направился к нему первому Грибоедов, чтобы  показать свой труд. 
 

Грибоедов был  настоящим полиглотом и владел многими  иностранными языками. Он свободно владел французским, английским, немецким и  итальянским, понимал латынь и греческий. Позже, будучи на Кавказе он выучил арабский, персидский и турецкий языки. 

«Я привез манускрипт! Комедию…» «Похвально. Ну что же? Оставьте». «Я буду читать Вам свою комедию. Если Вы с первых сцен попросите  меня удалиться, я исчезну». «Извольте  сразу начинать», — ворчливо согласился баснописец. Проходит час, другой —  Крылов сидит на диване, свесив голову на грудь. Когда же Грибоедов отложил  рукопись и из-под очков вопросительно  посмотрел на старика, его поразила перемена, происшедшая в лице слушателя. Лучистые молодые глаза сияли, беззубый рот улыбался. Он держал в руке шелковый платок, готовясь приложить его к  глазам. «Нет, — замотал он тяжелой головой. — Этого цензоры не пропустят. Они над моими баснями куражатся. А это куда похлеще! В наше время государыня за сию пиесу по первопутку в Сибирь бы препроводила». Вот вам и Грибоедов. 

Информация о работе Александр Сергеевич Грибоедов