Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:40, реферат
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве, принадлежавшей знатному, но обедневшему дворянскому роду. В детские годы Саша Пушкин получил домашнее образование и воспитание. Его воспитателями были гувернеры и учителя. Когда мальчику минул одиннадцатый год, в семье встал вопрос о дальнейшем его обучении. Учеба в Императорском Царскосельском Лицее предполагала служение Отечеству в будущем на гражданском или военном поприще. После окончания Лицея Пушкин более десяти лет находился на гражданской службе. И хотя он не стал чиновником в обычном смысле слова, годы службы обогатили его жизненный опыт. Знание службы позволило Пушкину поставить перед правительством и российской общественностью ряд вопросов, касающихся совершенствования работы государственного аппарата, укрепления законности, борьбы со взяточничеством судей, защиты граждан разных сословий от произвола чиновников. Поэта волновали проблемы искоренения недостатков в подготовке и воспитании кадров, предназначенных для гражданской и военной службы.
Введение
Жизнь до Лицея
Поступление в Лицей
Программа и методы обучения
1812-й год и последующие события
Учеба на старшем курсе
В часы свободного досуга
Экзамены. Выпуск из Лицея
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Введение
Жизнь до Лицея
Поступление в Лицей
Программа и методы обучения
1812-й год и последующие события
Учеба на старшем курсе
В часы свободного досуга
Экзамены. Выпуск из Лицея
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве, принадлежавшей знатному, но обедневшему дворянскому роду. В детские годы Саша Пушкин получил домашнее образование и воспитание. Его воспитателями были гувернеры и учителя. Когда мальчику минул одиннадцатый год, в семье встал вопрос о дальнейшем его обучении. Учеба в Императорском Царскосельском Лицее предполагала служение Отечеству в будущем на гражданском или военном поприще. После окончания Лицея Пушкин более десяти лет находился на гражданской службе. И хотя он не стал чиновником в обычном смысле слова, годы службы обогатили его жизненный опыт. Знание службы позволило Пушкину поставить перед правительством и российской общественностью ряд вопросов, касающихся совершенствования работы государственного аппарата, укрепления законности, борьбы со взяточничеством судей, защиты граждан разных сословий от произвола чиновников. Поэта волновали проблемы искоренения недостатков в подготовке и воспитании кадров, предназначенных для гражданской и военной службы.
Государственно-служебная сторона жизни и творчества великого поэта, к сожалению, не получила достаточно полного отражения в пушкиниане. Исключение в пушкиниане составляет только лицейский период. Ему посвящены воспоминания лицеистов пушкинского времени.
Жизнь до Лицея
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799года в Москве, принадлежавшей знатному, но обедневшему дворянскому роду. В детские годы Саша Пушкин получил домашнее образование и воспитание. Его воспитателями были гувернеры и учителя. Но большое влияние на развитие Саши оказала его бабушка Марья Алексеевна. Но кроме бабушки его воспитывала его няня Арина Родионовна, которая рассказывала ему народные сказки, знакомила его с пословицами, поговорками, обычаями простого народа. Он с теплотой и признательностью писал о ней в своих стихах:
Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь…
Уже в раннем детстве у Саши проявился интерес к литературному творчеству. Он быстро схватывал и повторял наизусть услышанные им стихотворения и басни. Учителя жаловались на него, что он не делает домашнее задание, а сочиняет стихи. Его первые стихотворения, написанные им в 13 и 14 лет, естественно были не вполне самостоятельны. Ученый француз Жиле говорил о нем: « Чудное дитя! Как он рано все начал понимать! Дай бог, чтобы этот ребенок жил и жил. Вы увидите, что из него будет».
Поступление в лицей
Когда Саше исполнилось 11 лет, в семье встал вопрос о дальнейшем его обучении. Летом 1811 года состоялось открытие Императорского Царскосельского Лицея, который находился в Петербурге, куда и отвез его дядя Василий Львович Пушкин. Для поступления в Лицей ему надо было сдать экзамены, которые проходили 8, 12 августа и 11 сентября. Пушкин хорошо сдал все экзамены и был зачислен в лицей. Вместе с ним были зачислены в лицей: Иван Пущин, Павел Мясоедов, Николай Ржевский и другие. Они принадлежали к знатным, но обедневшим дворянским фамилиям. Среди принятых в Лицей Пушкин выделялся более высоким общим развитием. Он многое прочел, о чем другие и не слыхали, и все, что читал, помнил.
Царскосельский
Лицей, куда поступил Пушкин и его
товарищи, представлял собой необычное
учебное заведение. Он был создан
решением императора Александра І по
проекту выдающегося
Во флигеле дворца были созданы благоприятные условия для размещения и занятий лицеистов. Он состоял из четырех этажей. В нижнем этаже располагались хозяйственное управление и квартиры инспектора, гувернеров и других чиновников администрации. Во втором этаже находились конференц-зал, канцелярия, больница и аптека. Третий этаж включал учебные помещения: два класса для занятий, класс для подготовки к занятиям, физический кабинет, комнату для газет и журналов, комнату отдыха, библиотеку. Верхний этаж составлял коридор с арками, ведущими в комнаты лицеистов. В каждой комнате размещались железная полированная с медными украшениями кровать, комод, конторка с чернильницей, подсвечником и щипцами, зеркало, стул, стол для умывания и другие элементы для повседневного быта. В Лицее имелась бельевая комната. Белье нательное менялось два раза, столовое и постельное – раз в неделю. По субботам воспитанники посещали баню. Питание лицеистов соответствовало установленным в Лицее нормам. Утром – чай с булочкой. Обед состоял из трех блюд, ужин – из двух блюд.
Для воспитанников была установлена особая форма одежды. По будням они носили синие сюртуки с красными воротниками и брюки того же синего цвета, по праздникам – мундир, белые панталоны, белый жилет, белый галстук, ботфорты, треугольная шляпа. Такая одежда использовалась при посещении церкви и во время прогулок. В последующем форма была упрощена: отменены ботфорты; белые панталоны были заменены синими брюками с жилетами того же цвета; фуражка вытеснила шляпу. Шляпа, как элемент военной одежды, стала одеваться воспитанниками только на занятиях по строевой подготовке, которые проводились в гвардейском образцовом батальоне. Такой формы одежды, как у лицеистов, не было ни в одной воинской части или учебном заведении.
Директором
лицея был назначен Василий Федорович
Малиновский, один из самых образованных
людей своего времени. Он окончил
философский факультет Московск
19 октября состоялось
торжественное открытие Лицея,
на котором присутствовали
Программа и методы обучения
Усилиями администрации
и преподавателями Лицей был
превращен в передовое и
Центральное место в подготовке лицеистов к будущей деятельности отводилось учебе. Программа обучения для них определялась Уставом Лицея и была рассчитана на два курса по три года каждый. Освоив ее, лицеисты получали высшее образование, но с гуманитарным уклоном.
На первом курсе предпочтение отдавалось грамматике, наукам математическим и физическим, истории, изящным искусствам и гимнастике. К изящным искусствам Устав относил чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховную езду, плавание. На окончательном курсе большое внимание уделялось изучению нравственных, физических и математических наук. К нравственным наукам относились история, география, статистика, право, история религии, логика. Не снижались требования и к изучению языков, включая российский, славянский, немецкий, французский, латынь. Лицеисты изучали также алгебру, сферическую тригонометрию, прикладную математику и другие науки.
Учебный год начинался в августе и заканчивался в июне. Воспитанников приучали жить по строгому распорядку: не менее семи часов занятий, и внеклассное время. учебная неделя включала 42 часа классных занятий. Выходной день выпадал на воскресенье. К дням отдыха прибавлялись достаточно многочисленные праздники, а также зимние и летние каникулы, всего на них приходилось около 70 дней.
Успехи воспитанников были признаны Конференцией Лицея «очень хорошими», отмечены отличившиеся. Пушкин, как правило, в их число не попадал и занимал по общим показателям далеко не первое место. Уже в первый период обучения определился устойчивый интерес его к таким предметам, как российская и французская словесность, история, география и некоторым другим, а самыми нелюбимыми его дисциплинами были немецкий язык и математика. Не было у Пушкина и необходимой для учебы усидчивости, что послужило основанием для нелестных его характеристик. Воспитатели мало обращали внимание на способность Пушкина «учиться на лету», его феноменальную память и пытливый ум. Большой объем знаний, полученный им за период учебы, он впоследствии не раз с успехом демонстрировал.
Начиная с младшего курса, в Лицее большое внимание уделялось воспитательной работе, чему в немалой степени способствовала близость педагогов и воспитателей к учащимся, проводимые с ними беседы на различные темы, волновавшие юношей. Воспитательный процесс был связан с поддержанием дисциплины учащихся, для чего были разработаны как меры их поощрения, так и наказания за различные поступки. Основными мерами поощрения в Лицее являлись: занесение имен отличившихся на «доску почета», награждение воспитанников книгами с дарственной надписью директора и профессора той науки, в которой были показаны отличные успехи; на экзаменах определялись отличившиеся, достойные золотых и серебряных медалей. К мерам наказания относились главным образом размещение провинившихся за особый стол в классе и столовой. Лишение общего стола в столовой означало, что воспитанник сажается на хлеб и воду, но не более двух суток. В целях повышения уровня дисциплины поведение учащихся определялось в баллах и заносилось в книгу «Ведомости о дарованиях, прилежаниях и успехах воспитанников». В «знаменитые ведомости» был занесен только один случай недисциплинированного поведения учащихся. Он был связан с попыткой трех лицеистов – И.Пущина, А.Пушкина и И.Малиновского – изготовить «гогель-могель» и устроить студенческий пир. Попытка была в корне пресечения одним из гувернеров и инспектором Лицея. О чрезвычайном происшествии было доложено Министру народного просвещения, который приехал из Петербурга и сделал виновникам строгое внушение. В свою очередь Конференция Лицея постановила занести фамилии провинившихся в «черную книгу». В крайнем случае, воспитанник мог быть исключен из учебного заведения. На поведение лицеистов определяющее влияние оказывал не столько дисциплинарный кодекс, сколько их любовь к своему учебному заведению.
1812-й год и последующие события
Своеобразной школой воспитания, формирования у лицеистов патриотических чувств, горячей любви к Родине явилась Отечественная война 1812 года. Когда через Царское Село шли отправлявшиеся на войну полки, занятия в Лицее прерывались и воспитанники выбегали во двор, чтобы проводить воинов. Лицеисты жадно ловили известия о войне с Наполеоном. Иногда о важных событиях сообщали проезжавшие через Царское Село правительственные курьеры, многое лицеисты узнавали из писем родных. В Лицее по рукам ходили журналы «Сын Отечества», «Русский вестник», в которых освещался ход военных действий. Местом, где шла горячая дискуссия о военных событиях, стала газетная комната. О ходе войны лицеистам рассказывали и педагоги, они трактовали войну с французами как справедливую, освободительную, народную.
Не только теоретические суждения, но и события всенародной борьбы с французским нашествием вызывали у лицеистов острейший интерес. Восхищение у Пушкина и его товарищей вызвал подвиг генерала Н.Н.Раевского и его сыновей. В критическую минуту боя, когда казалось, что сил к сопротивлению уже нет и французы побеждают, генерал и его оба сына встали во главе передового Смоленского полка. Войны, вдохновленные их примером, почувствовали боевой прилив сил и опрокинули неприятеля. Поэт В.А.Жуковский воспел этот подвиг в стихотворении «Певец во стане русских воинов». Мог ли знать тогда Пушкин, что с генералом Н.Н.Раевским он будет знаком, а с его сыном Николаем будет дружить.
Гордясь защитниками Отечества, лицеисты с болью и огорчением переживали временные неудачи русской армии, радовались перелому в ходе войны, героическому освободительному походу русских войск на Запад. Под руководством своих преподавателей многие лицеисты поняли, что война пробудила национальное самосознание русского народа, подняла творческую активность народных масс, которые не жалели сил для изгнания врага с родной земли. Победа в войне зародила в простом народе надежду не только на значительное облегчение своего положения, но и на освобождение от крепостной зависимости.
Среди событий начального
периода обучения было еще одно,
которое до глубины души взволновало
всех лицеистов. 23 марта 1814 года после
непродолжительной болезни
После смерти Малиновского в жизни Лицея наступили не лучшие времена, которые Пушкин называл «безначалием». Одно время исполнение обязанностей директора этого учебного заведения было возложено Ф.М.Гауеншильда, немец, родом из Австрии, занимавший в Лицее должность профессора немецкого языка и словесности, представлял собой ещё одну ненавистную лицеистами фигуру. С воспитанниками он обращался грубо и несправедливо. Став временно во главе Лицея, противился свободолюбивому духу лицейской педагогике и был сторонником жесткого контроля за поведением лицеистов.