Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 13:40, реферат
Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве, принадлежавшей знатному, но обедневшему дворянскому роду. В детские годы Саша Пушкин получил домашнее образование и воспитание. Его воспитателями были гувернеры и учителя. Когда мальчику минул одиннадцатый год, в семье встал вопрос о дальнейшем его обучении. Учеба в Императорском Царскосельском Лицее предполагала служение Отечеству в будущем на гражданском или военном поприще. После окончания Лицея Пушкин более десяти лет находился на гражданской службе. И хотя он не стал чиновником в обычном смысле слова, годы службы обогатили его жизненный опыт. Знание службы позволило Пушкину поставить перед правительством и российской общественностью ряд вопросов, касающихся совершенствования работы государственного аппарата, укрепления законности, борьбы со взяточничеством судей, защиты граждан разных сословий от произвола чиновников. Поэта волновали проблемы искоренения недостатков в подготовке и воспитании кадров, предназначенных для гражданской и военной службы.
Введение
Жизнь до Лицея
Поступление в Лицей
Программа и методы обучения
1812-й год и последующие события
Учеба на старшем курсе
В часы свободного досуга
Экзамены. Выпуск из Лицея
Заключение
Список используемой литературы
Состояние неблагополучия в
жизни Лицея было прервано назначением
на пост директора Егора Антоновича
Энгельгардта, возглавлявшего до этого
Санкт-Петербургский
Это был один из видных российских педагогов, разработавший и применивший собственную оригинальную систему воспитания лицеистов. Главное в ней было уважительное отношение к личности воспитанника, при котором требовательность сочеталась с любовью к формирующемуся человеку.
Однако, при всей прогрессивности взглядов и лучших намерений Энгельгардт, придя в Лицей, не сумел на первых порах найти общий язык с некоторой частью воспитанников, отличившихся самостоятельностью суждений, юношеской самоуверенностью и настороженностью ко всяким попыткам их воспитывать. Одним из таких «трудновоспитуемых» был Александр Пушкин. В черновых заметках, написанных директором в марте 1816 года для себя, он попытался дать словесный портрет воспитанников выпускного курса. О Пушкине он написал : «Его высшая и конечная цель – блистать и именно поэзией. Он основывает все на поэзии и с любовью занимается всем, что с этим связано. Пушкину никогда не удастся дать своим стихам прочную основу, так как он боится всяких серьезных занятий, и его ум, не имея ни проницательности, ни глубины, совершенно поверхностный, французский ум. Это еще самое лучшее, что можно сказать о Пушкине». Наверное, в характеристике педагога была доля истины, особенно в части недостатков домашнего воспитания, что впоследствии охотно признавал поэт. Но в целом Энгельгардт не сумел правильно оценить способности и нравственные качества юноши, сложность его внутреннего мира, возможности реализации им своего таланта. За период обучения Пушкина в Лицее его педагоги и воспитатели дали всестороннюю характеристику своему подопечному. Среди наиболее положительных качеств ими были отмечены блистательные дарования, начитанность, проницательность, неординарная память, ум, понятливость, добродушие. А самыми отрицательными качествами Пушкина педагоги считали: легкомыслие, вспыльчивость, отсутствие должного прилежания по отношению к нелюбимым предметам (математика, немецкий язык), скрытность. Из сочетания этих качеств и складывался характер личности Пушкина-лицеиста. При его характеристике следует иметь в виду и те отзывы о его способностях, которые давали ему самые известные литераторы его времени, видевшие в нем будущее отечественной поэзии.
И все же приход Энгельгардта в Лицей был событием весьма положительным, в чем скоро убедились лицеисты. Опираясь на передовую систему взглядов и поддержку педагогического коллектива, новый директор быстро преодолел тот дух казенщины, который стал складываться в Лицее после смерти Малиновского людьми, случайно оказавшимися во главе этого учебного заведения. С появлением Энгельгардта положение в Лицее стало меняться к лучшему. Были налажены быт и дисциплина. Активизировался учебный процесс. Еще более укрепились дружеские и творческие связи между педагогами и воспитанниками.
Учеба на старшем курсе
На занятиях по истории профессор Кайданов знакомил лицеистов с основными этапами развития российского государства, выдающимися деятелями России. Очевидно, от него Пушкин впервые услышал о своеобразии царствований Бориса Годунова, Петра Великого, которые стали впоследствии героями его произведений. Значительный интерес у лицеистов вызывали и лекции по зарубежной истории. Они давали возможность познакомиться с особенностями политической системы таких государств, как Англия, Франция, Северо-Американские Соединенные Штаты. Конституция, разъяснял Кайданов, ограничивала власть правителя, его возможность делать что-либо «худое», иначе действия короля вступали в противоречие с законами государства, которые он был призван охранять. В истории Франции педагог особо выделял наполеоновский период.
Также в Лицее проводились содержательные занятия по статистке, которые вел Кайданов. Курс состоял из двух разделов. Один был посвящен Российской империи, другой содержал обзор состояния крупнейших государств Европы. Предмет статистики включал в себя сведения о населении различных стран, предметах народной промышленности, описание нравов народов, образа их жизни, обычаев и пр.
Многие идеи, которые внушал лицеистам Кайданов, развивал далее один из любимых преподавателей Пушкина А.П.Куницын. Полный курс лицейских лекций этого педагога состоял из двенадцати циклов, в число которых, кроме логики, психологии, этики и других дисциплин, входили: право частное, право естественное публичное, право народное, право гражданское русское, право уголовное, финансовое право. В своих лекциях Куницын раскрывал историю зарождения права, значение законов, которые должны быть всеобщие, всем предоставляющие равные права и обязанности.
Преподаватели Лицея стремились познакомить лицеистов как со взглядами древних философов, так и существовавшими философскими системами. Важную роль в этом отношении играл А.И.Галич. Пушкин был с Галичем в дружеских отношениях и посвятил педагогу ряд стихотворений.
В Лицее уделялось также большое внимание эстетическому воспитанию юношей. Занятия по литературе и эстетике были для юного поэта самыми любимыми.
Одним из первых педагогов, который знакомил лицеистов с задачами литературы, ее связью с политическим развитием общества, был Н.Ф.Кошанский. На занятиях поднимался вопрос о формах литературного творчества. Пушкин не всегда соглашался со своим педагогом. Все же общий подход Кошанского к миссии литературы, назначению поэта, его идея о влиянии на искусство политической формы правления, оказали благотворное влияние на Пушкина. Античность широко вошла в его творчество.
Заботясь о подготовке своих питомцев к будущей государственной деятельности, педагоги учили их и ораторскому искусству. Им читался специальный курс « теория красноречия». Занятия по этому предмету вели А.И. Галич и П.Е. Георгиевский. В лекциях красноречие подразделялось на три вида: похвальное, советодательное и судебное. Искусство похвального красноречия состояло в умении хвалить или хулить определенные явления общественной жизни, позитивные и негативные стороны в деятельности выдающихся личностей. Советодательное красноречие состояло в искусстве рассуждать о делах государственных, обоснованно высказывать свою точку зрения по таким проблемам, как война и мир, переговоры по заключению мира, интересы государства, его законодательство и т.д. Судебное красноречие заключалось в способности привлечь на свою сторону присяжных, доказать виновность или невиновность человека, которого предполагалось обвинять или защищать. В искусстве красноречия педагогами больше всего ценилось умение говорить по существу, доказывать истину. Наряду с этими предметами лицеисты изучали немало других, которые вооружали их естественно-научными, экономическими, политическими и военными занятиями, расширяли кругозор, формировали качества будущих деятелей российского государства.
В часы свободного досуга
Дарование Пушкина формировалось не только в процессе учебы, но и в неурочное время. В свободное от занятий время многие лицеисты посещали библиотеку.
Читательский интерес Пушкина был широк. Пока не установлено, сколько и какие книги, прочитал Пушкин в лицейский период, но, несомненно, весь библиотечный фонд или большая его часть были им если не прочитаны от корки до корки, то наверняка просмотрены. Частично о том, какие книги лицейской библиотеки интересовали юного поэта, можно судить по стихотворению «Городок», написанному им в 1815 г.:
На полке за Вольтером
Виргилий, Тасс с Гомером
Все вместе предстоят.
В час утренний досуга
Я часто друг от друга
Люблю их отрывать.
Под влиянием прочитанного, познанного в Лицее, многие воспитанники пробовали писать стихи. Благодаря их усилиям стали выходить рукописные журналы. Увлечение изданием журналов со стороны лицеистов было настолько большим, что руководство Лицея в сентябре 1813г. решило запретить их «издательскую деятельность» под предлогом, что она отвлекает воспитанников от ученья. Но журналы по-прежнему выходили, но теперь не в таком количестве. Лицеисты взяли ответственность за выход журналов на себя.
Некоторые воспитанники Лицея, не только «пробовали перо», но и стали печатать свои произведения в солидных журналах. Так, первое пушкинское стихотворение «К другу стихотворцу» было опубликовано в «Вестнике Европы», когда автору было всего 13 лет. Авторитет юного поэта стал настолько высоким, что к нему для создания произведений по случаю знаменательных дат стали обращаться официальные лица. Всего Пушкиным в лицейские годы было написано 132 стихотворения, среди них около сорока дружеских посланий, более тридцати эпиграмм, семнадцать элегий.
С 1816 года в Лицее стали проводиться занятия по музыке. Их вел широко образованный музыкант, виртуоз-пианист и композитор Людвиг-Вильгельм Теппер де Фергюссон. Он не только знакомил лицеистов с музыкальной культурой, прививал им любовь к музыке, но развивал их творческие способности в области литературы.
На гармоничное развитие юношей были направлены занятия в танцклассе, фехтование, верховая езда, посещение исторических мест, прогулки по окрестностям Царского Села. Душой многих развлечений был новый директор Лицея. В доме его, вспоминал И. Пущин, мы познакомились со светскими обычаями. А в период летних каникул делал с нами дальние выходы на природу, зимой ездили за город и катались с гор на коньках.
В лицейские годы Пушкин часто влюблялся. Пассиями его сердца являлись Наталья, крепостная актриса графа В.В. Толстого, другая Наталья, горничная фрейлина двора В.М. Волконской.
Но любовь любовью, а общественные интересы, по мере того как Пушкин взрослел, все больше занимали место в его сердце и помыслах. Не случайно в отличие от многих лицеистов он все реже принимал участие в тех увеселениях, которые происходили под руководством Энгельгардта.
Привлекательными для юного поэта являлись и встречи с известными литераторами того времени К..Н. Батюшковым, П.А. Вяземским, В.А. Жуковским, Н.М. Карамзиным, которые увидели в нем будущее русской литературы.
В общем, вся система обучения и воспитания, включения лицеистов в разнообразные виды творчества, общественные связи создавали в Лицее особый, неповторимый дух. Учебное заведение, в котором они учились, представлялось им своеобразной «республикой», в котором сами они осознавали себя нацией. Недаром большое место в их жизни занимал такой феномен, как «национальные песни» - плод коллективного творчества. В них говорилось об учебе, быте, высмеивались, невзирая на лица, недостатки, дурные привычки членов «республики».
«Республика» не была однородной. Группы лицеистов формировались в ней согласно позициям, интересам, взаимным привязанностям. По характеру идейных устремлений выделялись две противоположные группы: лицеисты пушкинского круга и те, кто примыкал к Горчакову и Корфу. Первые были ориентированы преимущественно на высокие общественные идеалы, вторые – на карьерные цели, службу, связывали с ней свое возвышение и благополучие, в чем, конечно, не было ничего предосудительного. Эти различия скажутся на дальнейшей судьбе воспитанников. Одни из них достигнут « степеней известных», другие, как Кюхельбекер и Пущин, примкнув к декабристскому движению, пойдут на каторгу, в Сибирь. Нелегко сложится судьба и Пушкина – пламенного певца свободы. Но все это будет потом. Пока же разделение лицеистов на группы было явлением достаточно условным. Интерес их друг к другу преобладал.
Экзамены. Выпуск из Лицея
лицей пушкин
Наступала пора экзаменов. На всю жизнь запомнился Пушкину экзамен при переводе лицеистов из младшего возраста в старший, на котором он прочитал свое стихотворение «Воспоминания в Царском селе» в присутствии поэта Г.Р.Державина, который был в восхищении от таланта Пушкина и благословил нового поэта России. На всех 15 экзаменах присутствовали официальные лица, члены Академии наук, профессора. Во время сдачи экзамена по географии – 26 мая Пушкину исполнилось 18 лет. В этот день его посетили Карамзин, Вяземский, Чаадаев и другие уважаемые люди. 31 мая был сдан последний экзамен, а 9 июня состоялся торжественный акт первого выпуска из Лицея, который стал явлением знаменательным. На протяжении всего периода обучения в Лицее осуществлялись принципы истины, беспристрастности при изучении с воспитанниками истории и других гуманитарных наук, единства обучения и воспитания лицеистов, побуждения их к самостоятельной умственной и нравственной деятельности. Воспитанникам внушалась мысль об их высоком призвании и ответственности за выполнением служебных обязанностей. В заключительной части была выражена надежда, что выпускники Лицея сделаются «добрыми гражданами и ревностными служителями общества». На торжественном акте выпуска отличившимся в учебе лицеистам были вручены медали и грамоты. Пушкин, занявший по учебе 19-е место никаких наград не получил, хотя был очень талантливым.
9 июня стал
и днем прощания Пушкина с
друзьями, воспитателями, Царским
селом, неоднократно воспетым
впоследствии гениальным
Учеба в Лицее завершена, определение на службу состоялось. Что ждало, Пушкина и его товарищей в будущем никто не знал. Сам поэт был твердо уверен только в одном- в своей способности умножить славу Отечества если не на службе, то на литературном поприще непременно.
Великим быть желаю,
Люблю России честь,
Я много обещаю –
Исполню ли? Бог весть!
Заключение
Как много хочется сказать о Пушкине, выразить к нему не только личную любовь и уважение, но и от имени того поколения, которое прошло с ним Великую Отечественную войну, послевоенные годы. Каждое поколение имеет право на слово о Пушкине. Он- вечная и неиссякаемая тема искусства, литературы, науки, народного художественного творчества. Пушкин был горячим патриотом своего Отечества, верил в великое будущее России. Любовь к Отечеству он завещал нам, своим потомкам.