Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:57, контрольная работа
Одной из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем больше возможностей откроется перед ним в познании окружающего мира, тем легче ему будет общаться.
Актуальность темы обуславливается тем, что за последние годы резко увеличилось количество детей с дефектом речи. Одним из наиболее распространенных является дислалия. Дислалия по статистическим данным отечественных и зарубежных исследователей показали, что недостатки произношения имеются в 25-30 % детей дошкольного возраста (5-6 лет).
Речевое общение занимает центральное место в жизни человека, «как фактор его психического развития, условие саморегуляции», как «средство приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления». Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей.
Основной
целью логопедического
Развитие речевого слуха
Игра «Лягушка»
Цель. Узнать товарища по голосу.
Описание игры: Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки,
Увидала комара,
Закричала…
Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: "Ква-ква-ква".
По голосу водящий должен определить, кто лягушка.
Развитие фонематического слуха
Игра «Красный – белый»
Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух.
Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).
Описание игры. Педагог предлагает детям внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть заданный звук. Если в слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.
Развитие воздушной струи
Игра «Пузырь»
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.
Описание игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося с (или ш), подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит: ссс или шшш).
Развитие воздушной струи
Игра «Пузырь»
Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с-ш.
Описание игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося с (или ш), подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит: ссс или шшш).
Автоматизация и дифференциация звуков
Формтрование. Свистящие звуки. I подгруппа.
Насос
Цель. Автоматизация звука с.
Описание игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с…» Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.
Если у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.
Мяч
Цель. Автоматизация звука с в словах и предложениях.
Описание игры: Дети стоят по кругу. Играют в мяч.
Мячик мой, лети высоко (бросок вверх).
По полу беги скорей (катит мяч по полу).
Скок об пол, смелей, смелей (бросок 4 раза об пол).
Лиса
Цель. Автоматизация с, с` в тексте.
Описание игры. Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети - куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:
Лиса близко притаилась -
Лиса кустиком прикрылась.
Лиса носом повела -
Разбегайтесь кто куда.
При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, становится лисой.
Два Мороза
Цель. Дифференциация звуков с, с`, з, з`, ц, в тексте.
Описание игры. На разных концах комнаты ставят два дома (стульчики). дети располагаются возле обозначенных домов. Педагог выделяет двух водящих, которые становятся посредине комнаты, каждый лицом к своей команде. Педагог говорит: «Это Мороз - Красный нос, и это Мороз - Синий нос». Оба Мороза говорят:
Мы два братца молодые,
Два Мороза удалые:
Я Мороз - Красный нос,
Я Мороз - Синий нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься.
Все дети хором отвечают Морозам:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз.
Все играющие перебегают в дом на противоположный конец комнаты, а Морозы стараются заморозить детей из противоположной команды. Замороженные останавливаются там, где их захватил Мороз. Выигрывает тот Мороз, кто больше заморозил детей. Потом Морозы становятся лицом к своей команде, и игра продолжается.
Формирование. Шипящие звуки II подгруппа
Поезд
Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах.
Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш - выпустил пар). Затем дается звонок, свисток - и движение возобновляется.
Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру - дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро), товарный - шшшу-шшшу (медленно).
Лягушки
Цель. Дифференциация звуков ш-ч в тексте.
Описание игры. Дети делятся на две группы. Одна из них - кочки на болоте, другая - лягушки. Кочки стоят большим кругом. За каждой кочкой спряталась лягушка.
Одна лягушка (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика.
Водящий говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят: «Ква, ква, ква, ква, скачут, вытянувши ножки».
Дети (кочки) говорят: «Вот из лужицы на кочку да за мошною вприскочку». После этих слов все лягушки и водящий прячутся за кочки. Тот, кому не хватило кочки, становится водящим. Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото». Лягушки снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала. Только дети меняются ролями.
Разведчики
Цель. Автоматизация звука щ в словах и фразах.
Оборудование. Щетка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.
Описание игры. Педагог усаживает детей полукругом и говорит, что они будут играть в «разведчиков» детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика. (По аналогии игра может быть организована для автоматизации любого звука).
Свистит - шипит
Цель. Дифференциация звуков с-ш.
Описание игры. Педагог кладет перед собой картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с… Гусь: ш-ш-ш… и т.д.
Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука с язык внизу, а при произнесении ш - вверху.
Прогулка на велосипедах
Цель. Дифференциация звуков с-ш.
Описание игры. Педагог говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом: с-с-с… (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с…) Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети: ш-ш-ш…) Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. (Дети: с-с-с…). Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходит из шины?» (Дети: ш-ш-ш…)
Можно обратить внимание детей, что когда они накачивали шину и произносили звук с, то воздух был холодным, язык был внизу. Когда воздух выходил из шины (ш-ш-ш…), он был теплый, язык находился вверху.
Формирование. Сонорные звуки III - IV подгруппы
Будильник
Цель. Автоматизация звука р.
Описание игры. Все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок-будильник. Педагог говорит, в котором часу надо детей разбудить, и начинает медленно считать. Когда он произносит назначенное для подъема время, будильник начинает трещать: р-р-ррр… Все дети встают.
Воробушки и автомобиль
Цель. Автоматизация звуков р, р` в звукоподражаниях.
Описание игры. Несколько детей (воробушки) скачут по дороге и чирикают: чик-чирик, чик-чирик. Вдруг на дороге показывается автомобиль (ребенок, изображающий автомобиль). Сначала звук мотора р-р-р слышен слабо, затем все сильнее и сильнее. Когда машина приближается к воробьям, они издают звук фрр, расправляют крылья и разлетаются.
Солдаты
Цель. Автоматизация звука в слогах.
Описание
игры. Дети ходят в строю. При движении
издают звуки трубы: трам-та-ра-ра, трам-та-ра-ра.
Педагог может выбрать кого-
Вороны
Цель.
Автоматизация звука р в
Описание игры. Педагог делит детей на три группы: первая группа изображает елочку, дети становятся по кругу и, опустив руки, говорят: «Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны»; вторая - вороны, которые прыгают в круг и каркают: кар-кар-кар… Первая группа детей говорит: «Из-за корочки подрались, во все горло разорались». Вторая группа (в кругу): кар-кар-кар…Первая группа: «Вот собаки прибегают, и вороны улетают». В круг вбегает третья группа детей, изображающая собак, и с рычанием р-р-р…гонится за воронами, которые улетают в свое гнездо (заранее отведенное место). Пойманные становятся собаками. Игра повторяется до тех пор, пока не останутся две-три самые ловкие вороны. Потом дети меняются ролями и продолжают игру.