Дидактическая игра как средство развития звукопроизношения у дошкольников с функциональной дислалией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание

Одной из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем больше возможностей откроется перед ним в познании окружающего мира, тем легче ему будет общаться.

Актуальность темы обуславливается тем, что за последние годы резко увеличилось количество детей с дефектом речи. Одним из наиболее распространенных является дислалия. Дислалия по статистическим данным отечественных и зарубежных исследователей показали, что недостатки произношения имеются в 25-30 % детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Речевое общение занимает центральное место в жизни человека, «как фактор его психического развития, условие саморегуляции», как «средство приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления». Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей.

Работа состоит из  1 файл

К.Р. по Логопедии.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

       Основной  целью логопедического воздействия  при дислалии является формирование умений и навыков правильного  воспроизведений звуков речи. Чтобы правильно воспроизводить звуки речи (фонемы), ребенок должен уметь: узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии (т.е. узнавать звук по акустическим признакам; отличать нормированное произнесение звука от ненормированного; осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков; принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие нормированный акустический эффект звука: варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать нужный звук во всех видах речи.

          Развитие речевого слуха

       Игра  «Лягушка»

       Цель. Узнать товарища по голосу.

       Описание  игры: Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит  внутри круга и говорит:

       Вот лягушка по дорожке

       Скачет, вытянувши ножки,

       Увидала комара,

       Закричала…

       Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: "Ква-ква-ква".

       По  голосу водящий должен определить, кто лягушка.

       Развитие  фонематического слуха

       Игра  «Красный – белый»

       Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых  на слух.

       Оборудование. По два кружка на каждого ребенка (красный и белый).

       Описание  игры. Педагог предлагает детям внимательно  вслушиваться и определять, в каком  слове есть заданный звук. Если в  слове заданный звук есть, дети должны поднять красный кружок, если нет - поднимают белый кружок.

       Развитие  воздушной струи

       Игра  «Пузырь»

       Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация  и дифференциация звуков с-ш.

       Описание  игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося с (или ш), подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит: ссс или шшш).

       Развитие  воздушной струи

       Игра  «Пузырь»

       Цель. Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация  и дифференциация звуков с-ш.

       Описание  игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем, повторяя за педагогом «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося с (или ш), подражая выходящему воздуху. После сигнала «Лопнул» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух медленно выходит: ссс или шшш).

       Автоматизация и дифференциация звуков

       Формтрование. Свистящие звуки. I подгруппа.

       Насос

       Цель. Автоматизация звука с.

       Описание  игры. Дети сидят на стульях. Педагог говорит им: «Мы собираемся поехать на велосипедах. Надо проверить, хорошо ли надуты шины. Пока велосипеды стояли, шины немного спустили, надо их накачать. Возьмем насос и будем накачивать шину: «с-с-с…» Дети встают и по очереди, а потом все вместе накачивают шины, произнося звук с и подражая действию насоса.

       Если  у ребенка звук с не получается, значит, он неточно выполняет движения. Насос ремонтируется.

       Мяч

       Цель. Автоматизация звука с в словах и предложениях.

       Описание  игры: Дети стоят по кругу. Играют в мяч.

       Мячик мой, лети высоко (бросок вверх).

       По  полу беги скорей (катит мяч по полу).

       Скок  об пол, смелей, смелей (бросок 4 раза об пол).

       Лиса

       Цель. Автоматизация с, с` в тексте.

       Описание  игры. Ребенок (лиса) сидит за кустом. У него жгут. Остальные дети - куры. Куры гуляют по полю, клюют зерна и червяков. Куры приговаривают:

       Лиса  близко притаилась -

       Лиса  кустиком прикрылась.

       Лиса  носом повела -

       Разбегайтесь  кто куда.

       При слове «разбегайтесь» лиса выбегает и салит жгутом. Тот, кого осалит, становится лисой.

       Два Мороза

       Цель. Дифференциация звуков с, с`, з, з`, ц, в  тексте.

       Описание  игры. На разных концах комнаты ставят два дома (стульчики). дети располагаются возле обозначенных домов. Педагог выделяет двух водящих, которые становятся посредине комнаты, каждый лицом к своей команде. Педагог говорит: «Это Мороз - Красный нос, и это Мороз - Синий нос». Оба Мороза говорят:

       Мы  два братца молодые,

       Два Мороза удалые:

       Я Мороз - Красный нос,

       Я Мороз - Синий нос.

       Кто из вас решится

       В путь-дороженьку пуститься.

       Все дети хором отвечают Морозам:

       Не  боимся мы угроз,

       И не страшен нам мороз.

       Все играющие перебегают в дом на противоположный  конец комнаты, а Морозы стараются  заморозить детей из противоположной  команды. Замороженные останавливаются  там, где их захватил Мороз. Выигрывает тот Мороз, кто больше заморозил детей. Потом Морозы становятся лицом к своей команде, и игра продолжается.

       Формирование. Шипящие звуки II подгруппа

       Поезд

       Цель. Автоматизация звука ш в слогах и словах.

       Описание  игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп постепенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или постройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш - выпустил пар). Затем дается звонок, свисток - и движение возобновляется.

       Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу  билетов. Можно усложнить игру - дети будут изображать разные поезда, например скорый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу (быстро), товарный - шшшу-шшшу (медленно).

       Лягушки

       Цель. Дифференциация звуков ш-ч в тексте.

       Описание  игры. Дети делятся на две группы. Одна из них - кочки на болоте, другая - лягушки. Кочки стоят большим  кругом. За каждой кочкой спряталась лягушка.

       Одна  лягушка (водящий) стоит в середине круга, у нее нет своего домика.

       Водящий говорит: «Вот лягушки по дорожке скачут, вытянувши ножки». Все дети скачут внутри круга и говорят: «Ква, ква, ква, ква, скачут, вытянувши ножки».

       Дети (кочки) говорят: «Вот из лужицы на кочку да за мошною вприскочку». После этих слов все лягушки и водящий прячутся за кочки. Тот, кому не хватило кочки, становится водящим. Он говорит: «Есть им больше неохота, прыг опять в свое болото». Лягушки снова прыгают внутрь круга, и игра начинается сначала. Только дети меняются ролями.

       Разведчики

       Цель. Автоматизация звука щ в словах и фразах.

       Оборудование. Щетка, игрушечный щенок, щепка, ящик, плащ, клещи.

       Описание  игры. Педагог усаживает детей  полукругом и говорит, что они  будут играть в «разведчиков» детям показывают предметы, которые будут спрятаны. Их нужно найти. Для поисков выделяют группу разведчиков, которые должны найти предмет, принести его и назвать. Тот, кто отыскал и назвал предмет правильно, получает значок разведчика. (По аналогии игра может быть организована для автоматизации любого звука).

       Свистит - шипит

       Цель. Дифференциация звуков с-ш.

       Описание  игры. Педагог кладет перед собой  картинки и говорит: «Я вам буду показывать картинки и называть их. Вы произносите тот звук, которому соответствует предмет, изображенный на картинке». Например, педагог показывает детям свисток. Дети должны произнести с-с-с. Насос: с-с-с… Гусь: ш-ш-ш… и т.д.

       Можно обратить внимание детей на то, что при произнесении звука с язык внизу, а при произнесении ш - вверху.

       Прогулка  на велосипедах

       Цель. Дифференциация звуков с-ш.

       Описание  игры. Педагог говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо надуты, подкачаем их насосом: с-с-с… (Дети, имитируя насос, произносят: с-с-с…) Хорошо накачали шины, только слышим: воздух шипит. Оказалось, что в шине маленькая дырочка, вот воздух и выходит. Как выходит воздух из шины? (Дети: ш-ш-ш…) Заклеим дырочку и еще раз накачаем шину. (Дети: с-с-с…). Вот теперь можно кататься на велосипедах. А кто помнит, как воздух выходит из шины?» (Дети: ш-ш-ш…)

       Можно обратить внимание детей, что когда  они накачивали шину и произносили  звук с, то воздух был холодным, язык был внизу. Когда воздух выходил  из шины (ш-ш-ш…), он был теплый, язык находился вверху.

       Формирование. Сонорные звуки III - IV подгруппы

       Будильник

       Цель. Автоматизация звука р.

       Описание  игры. Все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок-будильник. Педагог говорит, в котором часу надо детей разбудить, и начинает медленно считать. Когда он произносит назначенное для подъема время, будильник начинает трещать: р-р-ррр… Все дети встают.

       Воробушки и автомобиль

       Цель. Автоматизация звуков р, р` в звукоподражаниях.

       Описание  игры. Несколько детей (воробушки) скачут по дороге и чирикают: чик-чирик, чик-чирик. Вдруг на дороге показывается автомобиль (ребенок, изображающий автомобиль). Сначала звук мотора р-р-р слышен слабо, затем все сильнее и сильнее. Когда машина приближается к воробьям, они издают звук фрр, расправляют крылья и разлетаются.

       Солдаты

       Цель. Автоматизация звука в слогах.

       Описание  игры. Дети ходят в строю. При движении издают звуки трубы: трам-та-ра-ра, трам-та-ра-ра. Педагог может выбрать кого-нибудь из детей и поручить ему роль трубача, а остальные дети оценивают правильность звучания трубы (громкость, четкость).

       Вороны

       Цель. Автоматизация звука р в звукоподражания  и фразах.

       Описание  игры. Педагог делит детей на три  группы: первая группа изображает елочку, дети становятся по кругу и, опустив  руки, говорят: «Как под елочкой зеленой скачут, каркают вороны»; вторая - вороны, которые прыгают в круг и каркают: кар-кар-кар… Первая группа детей говорит: «Из-за корочки подрались, во все горло разорались». Вторая группа (в кругу): кар-кар-кар…Первая группа: «Вот собаки прибегают, и вороны улетают». В круг вбегает третья группа детей, изображающая собак, и с рычанием р-р-р…гонится за воронами, которые улетают в свое гнездо (заранее отведенное место). Пойманные становятся собаками. Игра повторяется до тех пор, пока не останутся две-три самые ловкие вороны. Потом дети меняются ролями и продолжают игру.

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития звукопроизношения у дошкольников с функциональной дислалией