Дидактическая игра как средство развития звукопроизношения у дошкольников с функциональной дислалией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 13:57, контрольная работа

Описание

Одной из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Чем лучше будет развита речь ребёнка, тем больше возможностей откроется перед ним в познании окружающего мира, тем легче ему будет общаться.

Актуальность темы обуславливается тем, что за последние годы резко увеличилось количество детей с дефектом речи. Одним из наиболее распространенных является дислалия. Дислалия по статистическим данным отечественных и зарубежных исследователей показали, что недостатки произношения имеются в 25-30 % детей дошкольного возраста (5-6 лет).

Речевое общение занимает центральное место в жизни человека, «как фактор его психического развития, условие саморегуляции», как «средство приобщения личности к общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития мышления». Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех психических функций детей.

Работа состоит из  1 файл

К.Р. по Логопедии.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)

       Догонялки

       Цель. Дифференциация звуков л, л`, р, р` в тексте.

       Описание  игры. Дети берутся за руки (они стоят за чертой) и идут ровной шеренгой к водящему, который сидит на расстоянии 10 м (7 м) на стуле.

       Мы, веселые ребята,

       Любим бегать и играть.

       Ну, попробуй нас догнать!

       Ну, попробуй нас догнать!

       Сказав  последние слова, дети опускают руки и убегают, а водящий ловит  кого-нибудь. Пойманный водит, и игра повторяется.

       Спасайся  от волка

       Цель. Дифференциация звуков л, л`, р, р` в тексте.

       Описание  игры. На одном конце комнаты стулья, за которыми прячутся дети, спасаясь от волка (стулья стоят в одну линейку, на некотором расстоянии друг от друга, чтобы между ними можно было свободно пройти). На другом конце комнаты сидит в логове (на стуле) волк. Дети идет по направлению к волку и говорят, ритмично наклоняясь вниз (собирают в корзинку землянику):

       Ходили  ребятишки по бугорочку,

       Брали, брали ягодку земляничку.

       Накололи  ноженьку на былиночку.

       Болит, болит ноженька, да не больно.

       По  окончании слов из логова выскакивает  волк, а дети убегают и прячутся от волка, который их ловит. Тот, кого поймает волк, садится в логово и становится волком.

       В лесу родилась елочка

       Цель. Дифференциация звуков л, л`, р, р` в тексте.

       Описание  игры. Дети образуют вокруг елки большой  хоровод.

       Все поют и сопровождают песню движениями.

       В лесу родилась елочка, (Хоровод движется вправо,

       В лесу она росла, затем влево)

       Зимой и летом стройная,

       Зеленая была.

       Метель  ей пела песенку (Дети присаживаются на корточки,:

       «Спи, елочка, бай-бай!» изображают, как спит елочка)

       Мороз снежком укутывал:

       «Смотри, не замерзай!»

       Трусишка  зайка серенький (Делают подскоки обеими ногами,

       Под елочкой скакал, подражая зайчику, затем бегут

       Порою волк, сердитый волк назад мелкими шагами, слегка

       Рысцою  пробегал. Нагнувшись, когда волк пробегает

       мимо  елочки)

       Чу! Снег по лесу чистому (Идут вправо, высоко поднимая

       Под полозом скрипит: ноги, друг за другом)

       Лошадка мохноногая

       Торопится, бежит.

       Везет лошадка дровеньки, (Останавливаются, поворачиваются

       А в дровнях старичок: лицом к  елке, раздвигают ноги,

       Срубил  он нашу елочкуруки поднимают, опускают и

       Под самый корешок. Поднимают 2-3 раза, изображая как рубят елочку).

       Теперь  ты здесь, нарядная, (Слегка приплясывают, стоя на

       На  праздник к нам пришла, месте. Движения произвольные).

       И много, много радости

       Детишкам  принесла.

       При обследовании произношения отмечалось и отчетливость, ясность произношения, их дифференциация, особенности темпа  речи, речевого дыхания.

 

     Заключение

 

       Устранение  нарушений звукопроизношения у  дошкольников с дислалией – одна из важнейших задач логопедии. От её решения зависит развитие ребёнка, имеющего нарушения звукопроизношения. Всестороннее развитие ребёнка предполагает учёт не только психолого – педагогического но и логопедического фактора при устранении нарушений звукопроизношения у детей с дислалией. Использование игры и игровой ситуации на логопедических занятиях у детей с нарушением звукопроизношения (дислалия) помогает формированию правильной речи.

     Анализ  научной и методической литературы по проблеме исследования позволяет  нам сделать следующие выводы.

     Дислалия  – это речевое нарушение, при  котором ребёнок не может произнести те или иные звуки, заменяет их другими  или смешивает их между собой. Существует две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения: функциональная и механическая.

     В тех случаях, когда не наблюдаются  органические нарушения говорят  о функциональной дислалии. В свою очередь, функциональная дислалия включает в себя три основные формы.

     Акустико-фонематическая – в основе этого вида лежит  недостаточность фонематического или слухового восприятия. Артикуляторно – фонематическая – заключается в том, что нет нарушений фонематического восприятия. Звуки смешиваются и заменяются.

     Артикуляторно – фонетическая – включает в  себя дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно  сформировавшимися позициями. Дети произносят звук не точно, не свойственно  данной системе языка.

 

     Литература

 

     1. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Собр. соч. - М., 1982 - т.2.

     2. Грибова О.Е. Прием научного моделирования как средство изучения речевых нарушений // Дефектология. - № 1 - 2010.

     3. Дефектологический словарь / Под  редакцией Дьякова А.И. - М.: Педагогика, 2008.

     4. Жукова Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей. М.: Педагог, 2004.

     5. Игры в логопедической работе  с детьми. / Под редакцией Селиверстова  В.И. - М.: Просвещение, 2002.

     6. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи - М.: Педагог, 2005.

     7. Логопедия: Учебник для студентов  дефектологии факультетов педагогических  вузов. / Под редакцией Волковой  Л.С., Шаховской С.Н. - М.: Владос, 2009.

     8. Лопухина И.С. Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи: пособия для логопедов и родителей. - М., 2010.

     9. Максаков А.И., Тумаков Г.А. Учите, играя. - М., 2003.

     10. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991.

     11. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. – Ярославль, «Гринго», 2009.

     12. Основы теории и практики логопедии / Под редакцией Левиной Р.Е. - М.: Просвещение, 1968.

     13. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

     14. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии - М., 2008.

     15. Терентьева В.И. Социально-психологические особенности детей с нарушением речи // Дефектология.- № 4.- 2010.

     16. Уленкова У.В., Васильева Е.Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы в условиях диагностико-коррекционной группы в ДОУ // Дефектология. -№5.- 2009.

     17. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения - М.: Просвещение, 1981.

     18. Флерова Ж.М. Логопедия.- Ростов-на-Дону, Феникс, 2007.

     19. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. - М., 2011.

     20. Даскалова Ф.Г. Диагностика речевого развития детей школьного возраста как объект воздействия при обучении родному языку в детском саду.М., 2009. 

Информация о работе Дидактическая игра как средство развития звукопроизношения у дошкольников с функциональной дислалией