Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 23:11, реферат
В 30-е годы А.Н. Толстого впервые записали на шоринфон - предшественник нынешнего магнитофона. Услышав свое выступление по радио, он не поверил своим ушам, ему казалось, что это не его голос. История обычная для тех, кто слушает свой голос только изнутри, ведь снаружи у голоса другое звучание. С тех пор прошло более 70 лет, магнитофон стал обычной бытовой вещью, но многие из нас по-прежнему не знают, как звучит их собственный голос для других. Объяснение простое: не придают этому значения. Уделяют внимание фигуре, внешности и пренебрегают голосом. А ничто, быть может, так не нуждается в нашем постоянном внимании, как голос.
Дикция и выразительное чтение.................................................................................................
Введение...................................................................................................................2
Основная часть.........................................................................................................3
Дикция......................................................................................................................3
Голос.........................................................................................................................5
Тембр........................................................................................................................6
Интонация, мелодика и темп речи.........................................................................7
Темп речи, речевое дыхание и тембр звука..........................................................8
Недостатки и дефекты дикции...............................................................................9
Заключение.............................................................................................................11
Список использованных источников..............................................
Оглавление
Дикция и выразительное
чтение........................
Введение......................
Основная часть................
Дикция........................
Голос.........................
Тембр.........................
Интонация, мелодика и темп
речи..........................
Темп речи, речевое дыхание
и тембр звука.................
Недостатки и дефекты
дикции........................
Заключение....................
Список использованных источников....................
Введение
В 30-е годы А.Н. Толстого
Голос - это наше
богатство, это часть нашего "я",
такая же неповторимая, как отпечатки
пальцев. Голос - это инструмент
устного общения, недостатки
В.Шекспир, один из
величайших мастеров слова,
Конечно, голос нам дан от
природы, изменить его нельзя,
но улучшить можно. Н.Плахотин,
кандидат философских наук
Чтобы улучшить и
развить природные данные
Дикция
Дикция (от лат. dictio - произнесение речи) - произношение, манера выговаривать слова. В актерском искусстве дикция является:
- средством донесения
текстового содержания
- одним из важнейших
средств художественной
Дикция является средством донесения текстового содержания произведения, и одним из важнейших средств художественной выразительности в раскрытии музыкального образа (т.е. если гласная имеет полетность, согласная "полетит" вслед за ней).
В понятие дикции входят: культура, орфоэпия и логика речи.
Культура
предполагает знание и
Орфоэпия это единообразное,
Орфоэпия певческая отличается от речевой тем, что в вокальной дикции слова ритмически и звуковысотно организованны. Чтобы их пропевать необходимо фиксировать и удерживать на дыхании гласные звуки, на которых и происходит фонация, здесь огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлен к верхнему нёбу, в пении, необходимо, чтобы он упирался в корни нижних передних резцов и действовал с нижней челюстью, как единое целое.
Звукообразующими
органами речи являются: губы, язык,
челюсти, зубы, твердое и мягкое
нёбо, маленький язычок, гортань,
задняя стенка зева и
Активную роль выполняют:
Пассивную роль выполняют:
Непринужденность,
целесообразность и
Логика речи.
Необходимо выделить главные
несущие основную смысловую
Профессор Г.М.П.И. им. Гнесиных Н.К. Мешко, говоря о культуре пения, определяет интонацию как "смысловой посыл звучащего слова. Прежде чем зазвучит песня, певец должен усвоить смысл песни, понять чувства, передаваемые в ней, а затем найти интонацию. Сначала рождается мысль, а потом слово и звук голоса. Неправильные смысловые акценты порождают и искажают содержание песни".
Гениальный режиссер К.С.
Многие говорят зажатым,
Голос
Голос - это звучание, которое производится колебанием связок, находящихся в горле. Важными его характеристиками является высота, звучность и тембр.
Высота голоса определяется частотой колебания голосовых связок. Так как длина их у мужчин и женщин не одинакова (в состоянии покоя у мужчин она в среднем равна 1,5 см, у женщин -1,2 см), то и высота голоса у них обычно разная. На высоту звука существенно влияет психическое состояние. Когда мы радуемся, злимся, испытываем страх, голосовые связки поднимаются вверх и укорачиваются. Голос становится выше. Если чем-то подавлены или испытываем усталость, то связки ослабевают и удлиняются. Наш голос становится ниже. Аудитория очень четко реагирует на изменение высоты тона. Никакие объяснения тут не помогут: слушатели поверят не вашим словам, а их звучанию.
Звучность
голоса складывается в
Громкий голос позволяет
Нехорошо когда оратор говорит
и слишком тихо: его могут услышать
только те, что находятся рядом,
до остальных его речь не
дойдет. Но та же малая громкость,
по мнению А. Штангля, при
спокойном развитии
Тембр
Речь идет об окраске или
характере звучания голоса. Он
может быть приятным, неприятным,
мягким, даже бархатным, жестким,
твердым, визгливым и т.п.
Голос,
богатый оттенками, - важная предпосылка
убедительной речи. Начинающие ораторы,
стремясь избежать риска,
Окраска голоса определяется строением произносительного аппарата. Поэтому совершенно изменить её, видимо, невозможно. Но практически каждому под силу улучшить её.
Интонация, мелодика и темп речи
Почти
две тысячи лет назад
По интонации
можно также судить о самом
человеке: о его темпераменте, уме,
настроении. Интонация не только
расширяет смысловое значение
речи, но и передаёт тончайшие
оттенки мысли. Одно и то
же слово можно произнести
на тысячу ладов. "Простое слово
"здравствуйте", - пишет И. Андроников,
- можно сказать ехидно, отрывисто,
приветливо, сухо, мрачно, ласково, равнодушно,
застенчиво, высокомерно". Благодаря
интонационному разнообразию, многократно
возрастает выразительность
Вследствие этого хорошая речь отличается от плохой не только своей композицией, построением фраз, подбором слов, но и богатством интонационных оттенков.
Интонация сочетает в себе несколько компонентов - мелодику, логическое ударение, темп речи и паузу.
Мелодика -
это ритмическая сторона речи,
чередование повышений и
В повествовании рекомендуется
чаще прибегать к вопросам. Этот
нехитрый приём внесёт
Логическое ударение. Ударением,
как известно, называют выделение
голосом слога или слова силой
голоса или повышением тона. Второй
случай как раз и есть
Темп речи, речевое дыхание и тембр звука
Темп
речи - это скорость, с которой
произносятся звуки, слоги,
Пауза - краткий перерыв в речи.
Начинающие
ораторы стремятся делать
Тембр
звука - окраска звука; качественная
оценка звука, издаваемого
Тембр звука:
- характеризует оттенок звучания;
- определяется источником звука;
- зависит от состава
обертонов, сопутствующих
Речевое дыхание - дыхание в процессе речи.
Речевое дыхание отличается от обычного дыхания:
- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;
- значительным увеличением дыхательного объема;