Дикция и выразительное чтение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 23:11, реферат

Описание

В 30-е годы А.Н. Толстого впервые записали на шоринфон - предшественник нынешнего магнитофона. Услышав свое выступление по радио, он не поверил своим ушам, ему казалось, что это не его голос. История обычная для тех, кто слушает свой голос только изнутри, ведь снаружи у голоса другое звучание. С тех пор прошло более 70 лет, магнитофон стал обычной бытовой вещью, но многие из нас по-прежнему не знают, как звучит их собственный голос для других. Объяснение простое: не придают этому значения. Уделяют внимание фигуре, внешности и пренебрегают голосом. А ничто, быть может, так не нуждается в нашем постоянном внимании, как голос.

Содержание

Дикция и выразительное чтение.................................................................................................
Введение...................................................................................................................2
Основная часть.........................................................................................................3
Дикция......................................................................................................................3
Голос.........................................................................................................................5
Тембр........................................................................................................................6
Интонация, мелодика и темп речи.........................................................................7
Темп речи, речевое дыхание и тембр звука..........................................................8
Недостатки и дефекты дикции...............................................................................9
Заключение.............................................................................................................11
Список использованных источников..............................................

Работа состоит из  1 файл

реферат русский язык.docx

— 26.72 Кб (Скачать документ)

- преимущественно ротовым  типом дыхания; 

- максимальным расхождением  голосовых складок на вдохе  и сближением их почти до  соприкосновения на выдохе.

 

Недостатки и  дефекты дикции

         Говорить "чисто" - это значит  соблюдать нормы употребления  слов и говорить так, чтобы  обеспечить себе благоприятное  понимание со стороны собеседника.  И здесь огромную роль играет  такая "техническая" сторона  речи, как дикция - четкое, полное  проговаривание слов. Чтобы обеспечить  себе "дикционную чистоту", нужно  исправить некоторые "дефекты"  произношения. И на помощь вам  придут скороговорки.

      Дефекты  дикции - связаны либо с физиологическими  проблемами, либо - результат дурных  привычек. Так, гнусавость ("говорение  в нос") - последствие дефектов  неба. Если ваш голос звучит  устало и подавленно, и вам  приходится постоянно повторять  сказанное из-за того, что вас  не слышат, значит, вы обладаете  слабыми голосовыми связками. Во  всех этих и некоторых других  случаях нужно обратиться к  врачу-логопеду.

         К обратимым дефектам речи, которые  связаны с неправильно усвоенными  движениями мышц горла, гортани,  языка, челюстей, относят картавость, шепелявость.

        У  большинства людей дефекты речи  отсутствуют, но степень отчётливости  бывает разной. Некоторые настолько  невнятно говорят, будто у них  "каша во рту". За редким  исключением, эти люди не следят  за тем, как они говорят,  не тренируют соответствующие  мышцы голосового аппарата. Подтверждением  этому может служить то, что  у преподавателей и ораторов  четкая дикция. Они старательно  выговаривают слова, чтобы все  их поняли. От постоянного напряжения "произносительные" мышцы становятся  сильными, натренированными.

        Существует  и проблема так называемой "широкой"  дикции, когда исполнитель произносит  текст не твердым кончиком  языка, а всем языком, включая  его наиболее утолщенную часть  - корень. Отсюда возникает грубый  звук, с глоточным призвуком, так  как опора звука с диафрагмы  снимается и переносится на  горло, певец резонирует расширенной  глоткой, по силе звук идет  громкий, но неправильный, дикция  сопровождается форсированием звука,  плохо сказывается на артикуляции,  снижает разборчивость речи, произношение  согласных вялое, порождает интонационную  фальшь, нарушает непрерывность  звуковедения.

        Согласные  звуки прерывают звучание голоса, поэтому нужно стремиться к  предельной краткости их произношения. Характер произношения согласных находится в прямой зависимости от художественного образа.

        Давным-давно  разработаны специальные упражнения по корректировке произношения. Они используются, например, в театральных училищах при обучении студентов сценической речи. Эти упражнения приемлемы для всех, кто не имеет явных дефектов речи, но желает усовершенствовать навыки правильного произношения. Пользоваться ими можно как под руководством врачей-логопедов или преподавателей, так и самостоятельно.

         Каждый, например, в состоянии без  наставников использовать для  улучшения произношения такой  испытанный прием, как скороговорки. Бесконечное повторение "На дворе  - трава, на траве - дрова. Не  руби дрова на траве двора"  или "Карл у Клары украл  кораллы, а Клара у Карла  украла кларнет" - не детская  забава. Это упражнение может  обеспечить внятное произношение  даже при быстром темпе речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Для произношения звуков мы используем многие мускулы горла и гортани. Они формируют голос, делают его приятным или, наоборот, отталкивающим. Движения этих мускулов определяют также правильность произношения, под которой понимается соответствие установившимся нормам литературного языка. Правильность произношения - важный показатель нашей речевой культуры. Стоит нам произнести несколько фраз, как слушатели сделают вывод, насколько приятен наш голос, в ладу ли мы с нормами произношения.

         Чтобы быть приятным слушателю,  необходимо следить за собственной  речью, голосом. Здесь важна  и постановка голоса.

        Постановка  голоса - развитие голоса человека  для использования в профессиональных  целях. В методике преподавания  пения для постановки голоса  используется совокупность приемов,  позволяющих достигнуть:

- максимальную эффективность  действия органов, участвующих  в певческом голосообразовании; 

- правильность функционирования  этих органов с точки зрения  анатомии, физиологии, акустики и  т.п. 

Целью постановки голоса являются:

- достижение предельной  естественности и свободы звукообразования;

- максимальное расширение  диапазона голоса; а также 

- увеличение силы голоса, яркости и красочности тембра.

Голос может быть поставлен:

- для оперно-концертного  пения; 

- для исполнения народных  песен; 

- для исполнения эстрадных  и театральных номеров;

- для дикторов радио  и телевидения и т.д.

          Конечно, речь индивидуальна.  Манера произношения слова трудно  поддаётся описанию. У каждого  человека своя неповторимая манера  говорить, благодаря чему мы с  закрытыми глазами можем отличить  одного говорящего от другого.  Артисты, как мы знаем, пародируют  не столько внешний облик своих героев, сколько манеру произношения, что делает их безошибочно узнаваемыми.

         Но следует помнить, что манера  выговаривать слова зависит от  темперамента человека, характера  деятельности, уровня общей и  языковой культуры.

        Для  улучшения речевых навыков нужно  учиться слушать звучащую речь, наблюдать свое произношение  и окружающих. Очень многое в  этом отношении может дать  простое сравнение с речью  людей, уже прошедших специальную  подготовку - дикторов радио и  телевидения, мастеров сцены,  профессиональных чтецов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. http://www.1academy-vocal.com

2. Аксёнов В. Н. Искусство  художественного слова. М., 1962

3. Дубнова Е. Я. Об  искусстве художественного слова. М., 1986

4. Закушняк А. Я. Вечера рассказа. М., 1984

5. Плахотин Н. "Деловой журнал", 6 выпуск. 2006

6. Словарь иностранных  слов и выражений. /Авт.-сост. Е.  С. Зенович. М.: Издательство АСТ, 2002

7. Сценическая речь. / Учебное  пособие. М., 1976


Информация о работе Дикция и выразительное чтение