Дон Жуан как вечный образ в литературе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 17:40, доклад

Описание

Вечные образы — литературные и мифологические персонажи, которые имеют общечеловеческое значение и нашли многочисленные воплощения в литературах разных стран и эпох. В вечных образах отображены общечеловеческие ценности, одинаково важные во все времена. Поэтому они перестают быть актуальными лишь для одной эпохи.

Работа состоит из  1 файл

Доклад Дон Жуан.docx

— 32.88 Кб (Скачать документ)

 Жуан Байрона живёт  не в средневековье, а в XYIII веке, и идеи, которые он собой  воплощает, заглушаются страданиями  и радостями реальной человеческой  судьбы. Роман прежде всего реалистичен,  но в нём нет той грустной  ноты «разочарования». «пресыщения» жизнью, которая звучала в «Чайльд-Гарольде». В отличие от Чайльд-Гарольда,  Дон Жуан не скучает, он познаёт мир и очень активно вмешивается в ход событий. Он странник, как и Чайльд, но нужно утвердить ещё раз: его странствия – непрерывный процесс познания. Поэтому Жуан бессмертен, его история не имеет конца, как не имеет конца и путь познания.

 Если у Байрона вообще  нет финальной истории о донне  Анне и Командоре, то Пушкин  посвящает одну из своих «Маленьких  трагедий» именно концу жизни  героя. Здесь Дон Жуан –  фигура трагическая, но в нём  слились две бессмертных стихии: стихия любви и стихия песни,  поэзии. Песня везде сопутствует  ему: вспоминая о нём, Лаура  поёт песню на его слова,  его признания донне Анне полны  поэзии. Конечно, поэтичность Дон  Жуана – прежде всего отсвет  гения  самого Пушкина; но  надо полагать, что исторический  Дон Жуан неплохо владел и  словом, и музыкой, ведь любовь  – стихия души, а не разума  – неразрывно связана с искусством. Это знаменитое пушкинское:

 «…Из наслаждений жизни

 Одной любви музыка  уступает.

 Но и любовь –  мелодия…» -

    - может быть  девизом Дон Гуана. Дон Гуан – певец и в опере современного композитора В.Кобекина «Интермедия о Гуане» (из трилогии «Пророк»). Пушкин впервые представляет Командора не отцом, а мужем донны Анны. Ахматова в работе « «Каменный гость» Пушкина» проводит такую аналогию:

 Дон Гуан – Пушкин

 Донна Анна – Гончарова

 По её анализу, многие  реплики Дон Гуана – цитаты из писем, дневников и стихов Пушкина. Их основная тональность – желание счастья и в то же время почти панический страх перед ним: «Что за проклятая штука счастье». Причина гибели Дон Гуана – в том, что он впервые полюбил по-настоящему. Донна Анна стала последней именно потому, что была для Гуана не очередным мимолётным увлечением, а подлинной любовью, которая ставит человека на грань жизни и смерти. Непрерывное движение во времени, непрерывная изменчивость остановилась, и за этим естественно последовала смерть. И причина гибели Гуана совсем не в Командоре, а в нём самом. Он понял, что вся его прежняя жизнь погибла. Он подал руку камню, потому что душа его уже застыла, утратив изменчивость. Постоянство – знак не только чести, но и смерти… Фауст сказал: «Мгновение, повремени» - и это означало его смерть. Для Дона Гуана «мгновение» тоже остановилось в образе донны Анны, и его постигло не возмездие, а естественный результат всей эволюции его жизни; время – имеется ввиду субъективное время – может быть остановлено только смертью. Это и происходит в финале пушкинской трагедии.

 Интересна сюжетная  композиция. Пушкин выстраивает  героев в симметрию, центром  которой является Дон Гуан. Есть две пары: одна основная – Командор и донна Анна, вторая, как бы её «отражение» - Дон Карлос и Лаура. В отношении обеих пар Дон Гуан играет почти одинаковую роль: убивает в поединке мужчину и становится любовником женщины. Поединок с Карлосом, происходящий на сцене, «подменяет» поединок с Командором, который по сюжету должен быть на сцене, но совершился задолго до начала действия. Выстроив действующих лиц в одну линию, получим:

 Донна Анна, Командор; Дон Гуан; Дон Карлос, Лаура.

 Дон Гуан – ось симметрии человеческих отношений; Любовь – ось симметрии жизни и смерти, и в этом перекрещивании обобщённых смыслов можно увидеть высший смысл жизни Дон Гуана.

 В силу того, что  человеческое мышление склонно  к обобщающим аналогиям, можно  допустить трактовку «пожатья  каменной десницы» как картины  Апокалипсиса. Поскольку смерть  Дон Жуана приобретает значение  конца света, можно пойти дальше  – посмотреть на Дон Жуана  как на символическую фигуру, воплощающую весь мир. Недаром  мы называем наш мир «грешным  и прекрасным», недаром, сознавая  всю изменчивость и безрезультатность  жизни, мы любим её беззаветно  и не заботясь о последствиях – так, как любили Дон Жуана безвестные красавицы… Секрет любви к Дон Жуану, так же как и секрет любви к миру, сформулирован, как это ни странно, в письме Татьяны из «Евгения Онегина»: «Пускай погибну я, но прежде…». Вот ради этого «прежде» и отдавали Дон Жуану душу и тело женщины, прекрасно сознававшие недолговечность своего счастья.

 Расплата неизбежна,  и цена за жизнь для всех  одинакова – смерть. Просто кто-то  платит за счастливый миг, кто-то  – за власть, кто-то – за  любовь, кто-то –  за славу,  и никому не хочется платить  ту же цену за серое, печальное,  ничем не освещённое существование.  А что было светлого у женщин  времён Дон Жуана, кроме любви?  Честь и добродетель? Это был  скорее постылый долг. Замужество, чаще всего с нелюбимым человеком? Вряд ли это можно назвать отрадой. Во всех произведениях рубежа XYI – XYII веков Амур прославлялся как сильнейший бог; в первых операх – в «Дафне» Пери-Ринуччини (1594) и в «Эвридике» тех же авторов – именно к воспеванию Амура сводятся идеи различных античных сюжетов. Так например, в прологе оперы Монтеверди «Коронация Поппеи» (1642) происходит прямое столкновение трёх персонажей- аллегорий: Добродетели, Фортуны и Амура. Итогом большого спора, а в сущности и всей оперы, является победа Амура и помогающей ему Фортуны. И совсем не случайно в тот же период, в 1630 году, появляется комедия Тирсо де Молины -  первая литературная версия средневековой легенды об испанском дворянине Хуане де Тенорио. То же всевластие Амура, хоть весьма завуалированное, можно разглядеть даже в высокой трагедии Корнеля «Сид», где Химена любит и продолжает любить Родриго и после того, как он убивает на поединке её отца (поразительное сходство по ситуации с легендой о Дон Жуане!). И для Химены, благородной героини, любовь в итоге оказывается важнее долга. Ведь у неё, как у всякой (за редким исключением) женщины того времени, нет в жизни счастья, кроме любви.

 Если рассмотреть сравнительно  качества  Дон Жуана и Командора,  свойственные им во всех трактовках, мы получим следующую картину:

 Дон Жуан                                                   Командор

1. Изменчивость                                            1. Неизменность

2. Жизнь                                                   2. Смерть

3. Полифункциональность                                    3. Монофункциональность

     (любовь, искусство,  поединок и т.д.)                    (возмездие)  

4. Плоть и кровь                                           4. Камень

     следовательно,  новаторство                             следовательно,консервативность

     (будущее)                                                                  (прошлое)

 Апокалипсис происходит, когда прошлое вторгается в  будущее, увлекая его за собой  в преисподнюю. Недаром Командор (в большинстве трактовок, как  и в самой легенде) – именно  старый отец донны Анны, недаром   Дон Жуан в поединке побеждает  его – это новаторство побеждает  в борьбе с косностью традиций, отвоёвывая себе Истину и Красоту  (донна Анна), и такие поединки  – естественная потребность очищения  от прошлого в процессе времени.  Нарушение закона времени и  развития, а значит, апокалипсис  – оживление статуи Командора:  камень должен оставаться камнем; традиции, сыгравшие свою прогрессивную  роль в формировании будущего, должны существовать только в  истории, иначе они увлекут  с собой в небытие и будущее,  а может, и саму Красоту.

 В связи с этим  интересно заметить, что Дон Жуан  нигде, за исключением нескольких  версий, не гибнет до конца.  То, что он провалился в преисподнюю,  отнюдь не убеждает читателя (особенно  современного), что он погиб. Это  великолепно выразил Н.Гумилёв в своей маленькой пьесе «Дон Жуан в Египте», где наш герой, выбираясь из египетской гробницы, сетует на то, что провёл столько времени в преисподней, куда его утащил «этот проклятый Командор». Он тут же заводит разговор с юной Американкой и – жизнь продолжается! Дон Жуан не может умереть. Сила Эроса – всемирного притяжения – сильнее Хаоса, поэтому и вечен мир и бесконечен процесс развития. И Дон Жуан вечен и многолик, как мир, наш странный мир – и грешный, и любимый, и преступный, и прекрасный…


Информация о работе Дон Жуан как вечный образ в литературе