Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 12:02, реферат
Главный вопрос, <…> которым я мучился сознательно и бессознательно всю свою жизнь, - существование Божие…» - писал Федор Михайлович Достоевский своему другу А. Н. Майкову, почти заменившему ему умершего брата. С самого раннего детства его сопровождала «вечная книга» Евангелие и поэтому евангельские мотивы так ярко выражены во всём его творчестве. «Если в произведении с несомненной религиозной серьезностью осмысления бытия – а романам Достоевского отказать этом невозможно – цитируется Священное Писание, то пренебречь этим – значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста », - этим высказыванием М. М. Дунаева я хочу объяснить саму цель моего реферата.
Вступление
Жизнь Ф.М.Достоевского до 1854 года «Духовное перерождение»
Евангельские мотивы в романе «Преступление и наказание»
Заключение
Библиография
Тема:
Евангельские
мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление
и наказание».
Руководитель: Ситникова Елена Викторовна
Учитель русского
языка и литературы
Контактный телефон:
3546636
Новосибирск
2009 г.
Вступление
«Главный вопрос, <…> которым я мучился сознательно и бессознательно всю свою жизнь, - существование Божие…» - писал Федор Михайлович Достоевский своему другу А. Н. Майкову, почти заменившему ему умершего брата. С самого раннего детства его сопровождала «вечная книга» Евангелие и поэтому евангельские мотивы так ярко выражены во всём его творчестве. «Если в произведении с несомненной религиозной серьезностью осмысления бытия – а романам Достоевского отказать этом невозможно – цитируется Священное Писание, то пренебречь этим – значит обречь себя на полное непонимание всего художественного текста », - этим высказыванием М. М. Дунаева я хочу объяснить саму цель моего реферата.
В своих произведениях Достоевский отправляет читателя на поиски истины, которая заключается в вере, и игнорировать евангельские мотивы в его романах попросту невозможно. От знания задачи, которую ставил перед собой автор, работая над произведением, от просвещенности в главных вопросах, волновавших его, зависит наше понимание текста, нахождение его центральной идеи и смысла.
В письме Н.Д.Фонвизиной
Достоевский писал: «Я скажу вам
про себя, что я дитя века, дитя
неверия и сомнения до сих пор
и даже…до гробовой крышки». Проблема
выбора между различными толкованиями
истины и учениями волновала Федора
Михайловича на протяжении всей его жизни
и это волнение неразрывно связанно с
его творчеством. Только узнав о его судьбе,
о конкретных событиях в его жизни, о взглядах
и высказываниях, мы сами сможем найти
истину, ту самую истину, которую Достоевский
хотел донести до читателя в своих произведениях.
Жизнь Ф.М.Достоевского до 1854 года
«Духовное перерождение»
Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября(11 ноября) 1821 года в семействе благочестивом и консервативном. Он был вторым ребенком в семье. Первенцем же был его брат Михаил, с которым они на протяжении всей жизни были лучшими друзьями. Помимо Федора и Михаила в семье росло еще пятеро детей. Отец их был лекарем в Мариинской больнице для бедных, и вся семья проживала в одной из ее флигелей.
Читать Федора учила мать Мария Федоровна (Нечаева) по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» И. Гибнера. В семье, где воспитывалась его мать, почитали музыку и поэзию, эти пристрастия она передала и своим детям.
Обстановку семьи,
в которой Достоевский провел первые 16
лет своей жизни, он впоследствии вспоминал
так: «Я происходил из семейства русского
и благочестивого. С тех пор, как я себя
помню, я помню любовь ко мне родителей.
Мы в семействе нашем знали Евангелие
чуть не с первого детства. Мне было всего
лишь десять лет, когда я уже знал почти
все главные эпизоды русской истории Карамзина,
которую вслух по вечерам читал нам отец.
Каждый раз посещение Кремля и соборов
московских было для меня чем-то торжественным».
Действительно,
две важнейшие книги –
Когда Федору Достоевскому
исполнилось 13 лет, они с братом стали
посещать частный пансион Л.И.Чермака
и обучались там 4 года. Даже в юные годы
будущий писатель не был легкомысленным
и неусидчивым: «…это был серьезный задумчивый
мальчик, белокурый с бледным лицом. Его
мало занимали игры: во время рекреаций
он не оставлял почти книг, проводя остальную
часть времени со старшими воспитанниками
пансиона…», - вспоминал о нем позднее
В.М.Качановский
В 1837 году Достоевский переживает смерть матери в один год с трагической смертью Пушкина, которую он воспринимал, как личную потерю. Так как на плечах отца осталось пропитание всей семьи, с мечтами об университете Федору и его брату пришлось расстаться. Они отправляются в Петербург, чтобы поступать в инженерное училище, нахождение в котором полностью зависело от содержания казны. Но брата Федора Михаила не приняли в училище по состоянию здоровья , им пришлось расстаться. Однако их дружеская связь поддерживалась с помощью оживленной переписки. Именно в письмах к брату Достоевский сформулировал ключевые мысли, определившие сферу его духовного поиска: «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и ежели будешь разгадывать, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком»; «Природа, душа, Бог, любовь…познаются сердцем, а не умом»; «Мысль зарождается в душе. Ум – орудие, машина, движимая огнем душевным…» Эти мысли впоследствии не только определили траекторию духовного движения будущего писателя, они нашли яркое воплощение в его художественных произведениях.
В 1839 году Ф. М. Достоевский переживает еще одну потерю. Умирает его отец, и загадка его гибели до сих пор остается неразрешенной. Достоевский пережил это известие очень тяжело, поскольку с ним тогда случился первый нервный припадок – предвестник будущей эпилепсии, наследственной болезни писателя.
Выйдя в 1843 году в Петербурге из закрытого учебного заведения, оказавшись на свободе, а после головокружительного успеха (в 1845 году, еще до публикации) первого своего романа «Бедные люди» - в самом центре тогдашней литературной жизни, Достоевский сразу столкнулся с проблемой веры и неверия. Он встречается с новообращенными российскими социалистами, стремящимися переделать мир на основаниях, представляющихся им разумными. Они, как потом Раскольников, обвиняют Бога в неспособности сделать людей счастливыми и утверждают безответственность людей за их преступления до тех пор, пока они несчастны.
В действительности
первая встреча Достоевского с В.Г.Белинским
была полна очарования, и впоследствии
он даже сошелся с представителями
«кружка Белинского», но ненадолго.
Позднее в письме Н. Н. Страхову из-за границы
от 18 (30) мая 1871 года, Достоевский дает полную
и совершенно убийственную характеристику
В.Г.Белинскому: «Вы никогда не знали его,
а я знал и видел и теперь осмыслил вполне.
Этот человек ругал мне Христа по-матерну,
а между тем никогда он не был способен
сам себя и всех двигателей всего мира
сопоставить со Христом для сравнения.
Он не мог заметить того, сколько в нем
и в них мелкого самолюбия, злобы, нетерпения,
раздражительности, подлости, а главное
самолюбия. Ругая Христа, он не сказал
себе никогда: что же мы поставим вместо
него, тогда, когда мы так гадки. Нет, он
никогда не задумывался над тем, что он
сам гадок. Он был доволен собой в высшей
степени, и это была уже личная, смрадная,
позорная тупость. Вы говорите, он был
талантлив. Совсем нет, и Боже – как наврал
о нем в своей поэтической статье Григорьев.
О Белинском и о многих явлениях нашей
жизни судим мы до сих пор еще сквозь множество
чрезвычайных предрассудков…»
После ссоры
с кружком Белинского, Ф. М. Достоевский
знакомится с Буташевичем-Петрашевским
и спустя год поле знакомства начинает
посещать кружок петрашевцев. На их собраниях
активно обсуждались политические, социально-экономические
вопросы и литература. Достоевский выступал
против насильственного свержения власти,
за отмену крепостного права и цензуры
в литературе.
А 23 апреля 1849 года его арестовали за публичное чтение «преступного» письма В.Г. Белинского к Н.В.Гоголю. После ареста Достоевского и еще нескольких петрашевцев приговорили к смертной казни.
Уже стоя на эшафоте, за пять минут до смерти Достоевский обращается к Н. А. Спешневу с вопросом: «Nous serons avee Le Christ (Мы будем там со Христом)!!?»
«Un pen de poussiere (Горсткой праха!)» - ответил ему Спешнев, как бы персонифицировав его неверие и сомнение.
«Мы станем горсткой праха, какой стал и Христос. Ибо он лишь человек, а не Бог, и Он не воскрес, и все мы обречены на полное и абсолютное уничтожение. Торжествует смерть!» - вот что услышал Достоевский на пороге смерти.
По личному приказу Николая I смертная казнь в самый последний момент была заменена наказанием в виде 4 лет каторжного труда.
Достоевский до
эшафота – это ярко дебютировавший
в литературе молодой писатель. Достоевский
после эшафота – умудренный опытом
каторги философ, пророк, публицист
и романист, давший миру великие произведения,
навсегда обогатившие русскую и мировую
литературу.
Пережив церемонию казни, Достоевский позже писал: «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния. Без сомнения, я не могу свидетельствовать обо всех; но думаю, что не ошибусь, сказав, что тогда, в ту минуту, если не всякий, то, по крайней мере, чрезвычайное большинство из нас почло бы за бесчестье отречься от своих убеждений».
Отмена смертной
казни по резолюции Николая I дала писателю
не только возможность жить дальше, хотя
и самым мучительным образом, но и шанс
для пересмотра собственных убеждений.
Уже после каторги Достоевский свидетельствует,
что только тесное соприкосновение с народом,
с его жизнью и верой исцелило его от «одержимости
прогрессивной мыслью», отвергающей Христа
и обожающей человечество. По прошествии
указанного срока ссылки, у писателя началась
новая, более осмысленная жизнь. Достоевский
творил, влюблялся, работал, путешествовал.
Также нередко его жизнь омрачали несчастья,
смерти близких людей. Увлекательный жизненный
путь его продолжался до 1881 года, когда
он в течение двух дней скоропостижно
скончался от обострившейся хронической
болезни легких, в возрасте 59 лет. Но, опуская
все немаловажные события в жизни Достоевского
после ссылки, я хочу остановиться именно
на этом моменте «духовного перерождения»,
случившегося с писателем за 4 года каторги,
потому что именно этот опыт в большинстве
своем претворен в романе «Преступление
и наказание».
Евангельские
мотивы в романе «Преступление и
наказание»
Разговор о евангельских мотивах в романе «Преступление и наказание» (как впрочем, и в других романах Ф. М. Достоевского) можно начать с того, что писатель не только с детства знал Евангелие, но и в зрелом возрасте оно было его настольной книгой. Когда Достоевский находился в остроге, эта книга из детства внезапно появилась в его жизни, осветлила этот каторжный путь, и заставила переосмыслить прожитое и проживаемое с иной точки зрения – с точки зрения вечности. Евангелие – единственная книга, которую разрешалось иметь заключенным. Ее ему подарили жены декабристов Наталья Фонвизина, Александра Муравьева и Прасковья Анненкова при встрече в Тобольском остроге. О том, насколько значимым был этот подарок для писателя, и сколь важной оказалась для него заветная книга, свидетельствует тот факт, что Достоевский не расставался с ней до конца жизни и с ней в руках встретил свой смертный час. Именно этот самый экземпляр Евангелия Достоевский описывает в романе «Преступление и наказание»: «На комоде лежала какая-то книга.… Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».
Вопрос веры и безверия стал основным в жизни и творчестве великого писателя. Эта проблема оказывается в центре его лучших романов «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы». По поводу романа «Преступление и наказание», в основе которого лежит тема нравственного падения и духовного возрождения человека, М. Дунаев справедливо заметил: «Вне проблемы веры всякий разговор о романе Достоевского превратится в праздномысленное времяпрепровождение».
Причин гибели души может быть много, но вот путь, который ведет к спасению, по убеждению автора, один. Это путь обращения к Богу. «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет», - слышит главный герой романа евангельскую истину из уст Сонечки Мармеладовой.
Роман «Преступление и наказание» - сложный, многоуровневый текст. Внешний уровень сюжета построен таким образом, что все его действия концентрируются вокруг убийства и расследования. На первый взгляд фабула, связанная с убийством и расследованием, напоминает детектив. Однако подобная аналогия при первой попытке осмысления отметается, как абсолютно несостоятельная. Традиционная детективная схема сюжета (труп – расследование – убийца) в этом романе предстает совершенно в иной последовательности (убийца – труп – расследование). Следовательно, нашедши опровержение тому, что «Преступление и наказание» детективный роман и главной целью его является показать разоблачение убийцы, я могу с уверенностью заявить о том, что «Преступление и наказание» трудный психологический роман, где главный мотив – доказательство возможности воскрешения, воскрешения души человеческой.
Информация о работе Евангельские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».