Нечего и
говорить, что Раич имел большое
влияние на умственное и нравственное
сложение своего питомца и
утвердил в нем литературное
направление. Под его руководством
Тютчев превосходно овладел классиками
и сохранил это знание на
всю жизнь: даже в предсмертной
болезни, разбитому параличом,
ему случалось приводить на
память целые строки из римских
историков. Ученик скоро стал
гордостью учителя и уже 14-ти
лет перевел очень порядочными
стихами послание Горация к
Меценату. Раич, как член основанного
в 1811 году в Москве Общества
любителей российской словесности,
не замедлил представить этот
перевод Обществу, где, на одном
из обыкновенных заседаний, он
был одобрен и прочтен вслух
славнейшим в то время московским
критическим авторитетом - Мерзляковым.
Вслед за тем, в чрезвычайном
заседании 30-го марта 1818 года,
Общество почтило 14-летнего переводчика
званием "сотрудника", самый
же перевод напечало в XIV части
своих "Трудов". Это было
великим торжеством для семейства
Тютчевых и для самого юного
поэта. Едва ли, впрочем, первый
литературный успех не был
и последним, вызвавшим в нем
чувство некоторого авторского
тщеславия.
В этом же
1818 году Тютчев поступил в Московский
университет, то есть стал ездить
на университетские лекции и
сперва - в сопровождении Раича,
который, впрочем, вскоре, именно
в начале 1819 года, расстался со
своим воспитанником.
Со вступлением
Тютчева в университет дом
его родителей увидел у себя
новых, небывалых в нем доселе
посетителей. Радушно принимались
и угощались стариками и знаменитый
Мерзляков, и преподаватель греческой
словесности в университете Оболенский,
и многие другие ученые и
литераторы: собеседником их был
15-летний студент, который смотрел
уже совершенно "развитым" молодым
человеком и с которым все
охотно вступали в серьезные
разговоры и прения. Так продолжалось
до 1821 года.
В этом году,
когда Тютчеву не было еще
и 18-ти лет, он сдал отлично
свой последний экзамен и получил
кандидатскую степень. По всем
соображениям родных и знакомых,
перед ним открывалась блестящая
карьера. Но честолюбивые виды
отца и матери мало тревожили
душу беспечного кандидата. Предоставив
решение своей будущей судьбы
старшим, сам он весь отдался
своему настоящему. Жаркий поклонник
женской красоты, он охотно
посещал светское общество и
пользовался там успехом. Но
ничего похожего на буйство
и разгул не осталось в памяти
об нем у людей, знавших его
в эту первую пору молодости.
Да буйство и разгул и не
свойственны были его природе:
для него имели цену только
те наслаждения, где было место
искреннему чувству или страстному
поэтическому увлечению. Не осталось
также, за это время, никаких
следов его стихотворческой деятельности:
домашние знали, что он иногда
забавлялся писанием остроумных
стишков на разные мелкие случаи,
- и только.
В 1822 году
Тютчев был отправлен в Петербург,
на службу в Государственную
коллегию иностранных дел. Но
в июне месяце того же года
его родственник, знаменитый герой
Кульмской битвы, потерявший руку
на поле сражения, граф А. И.
Остерман-Толстой посадил его
с собой в карету и увез
за границу, где и пристроил
сверхштатным чиновником к русской
миссии в Мюнхене. "Судьбе угодно
было вооружиться последней рукой
Толстого (вспоминает Федор Иванович
в одном из писем своих к
брату лет 45 спустя), чтоб переселить
меня на чужбину".
Это был самый
решительный шаг в жизни Тютчева,
определивший всю его дальнейшую
участь.
II
В 1822 году
переезд из России за границу
значил не то, что теперь. Это
просто был временный разрыв
с отечеством. Железных дорог
и электрических телеграфов тогда
еще и в помине не было; почтовые
сообщения совершались медленно;
русские путешественники были
редки. Отвергнутый от России
в самой ранней, нежной молодости,
когда ему было с небольшим
18 лет, закинутый в дальний
Мюнхен, предоставленный сам себе,
Тютчев один, без руководителя, переживает
на чужбине весь процесс внутреннего
развития, от юности до зрелого
мужества, и возвращается в Россию
на водворение, когда ему пошел
уже пятый десяток лет. Двадцать
два года лучшей поры жизни
проведены Тютчевым за границей...
Представим
же его себе одного, брошенного,
чуть не мальчиком в водоворот
высшего иностранного общества,
окруженного всеми соблазнами
большого света, искушаемого собственными
дарованиями, которые точас же,
с первого его появления в
этой блестящей европейской среде,
доставили ему столько сочувствия
и успеха, - наконец любимого, балуемого
женщинами, с сердцем, падким
на увлечения, страстные, безоглядочные...
Как, казалось бы, этой 18-летней
юности не поддаться обольщениям
тщеславия, даже гордости? Как
не растратить в этом вихре
суеты, в обаянии внешней жизни
сокровища жизни внутренней, высшие
стремления духа? Не следовало
ли ожидать, что и он, подобно
многим нашим поэтам, поклонится
кумиру, называемому светом, приобщится
его злой пустоте и в погоне
за успехами принесет немало
нравственных жертв в ущерб
и правде, и таланту?
Но здесь-то
и поражает нас своеобразность
его духовной природы. Именно
к тщеславию он и был всего
менее склонен. Можно сказать,
что в тщеславии у Тютчева
был органический недостаток. Он
любит свет - это правда; но не
личный успех, не утехи самолюбия
влекли его к свету. Он любил
его блеск и красивость; ему
нравилась эта театральная, почти
международная арена, воздвигнутая
на общественных высотах, где
в роскошной сценической обстановке
выступает изящная внешность
европейского общежития со всей
прелестью утонченной культуры;
где, - во имя единства цивилизации,
условных форм и приличий, - сходятся
граждане всего образованного
мира, как равноправная труппа
актеров. Но, любя свет, всю жизнь
вращаясь в свете, Тютчев ни
в молодости не был, ни потом
не стал "светским человеком".
Соблюдая по возможности все
внешние светские приличия, он
не рабствовал перед ними душой,
не покорялся условной светской
"морали", хранил полную свободу
мысли и чувства. Блеск и
обаяние света возбуждали его
нервы, и словно ключом било
наружу его вдохновенное, грациозное
остроумие. Но самое проявление
этой способности не было у
него делом тщеславного расчета:
он сам тут же забывал сказанное,
никогда не повторялся и охотно
предоставлял другим авторские
права на свои, нередко гениальные,
изречения. Вообще, как в устном
слове, точно так и в поэзии,
его творчество только в самую
минуту творения, не долее, доставляло
ему авторскую отраду. Оно быстро,
мгновенно вспыхивало и столь
же быстро, выразившись в речи
или в стихах, угасало и исчезало
из памяти.
Он никогда
не становился ни в какую
позу, не рисовался, был всегда
сам собой, каков он есть, прост,
независим, произволен. Да ему
было и не до себя, то есть
не до самолюбивых соображений
о своем личном значении и
важности. Он слишком развлекался
и увлекался предметами для
него несравненно более занимательными:
с одной стороны, блистанием
света, с другой, личной, искренней
жизнью сердца и затем высшими
интересами знания и ума. Эти
последние притягивали его к
себе еще могущественнее, чем
свет. Он уже и в России учился
лучше, чем многие его сверстники-поэты,
а германская среда была еще
способнее расположить к учению,
чем тогдашняя наша русская,
и особенно петербургская. Переехав
за границу, Тютчев очутился
у самого родника европейской
науки: там она была в подлиннике,
а не в жалкой копии или
карикатуре, у себя, в своем дому,
а не в гостях, на чуждой
квартире.
Окунувшись
разом в атмосферу стройного
и строгого немецкого мышления,
Тютчев быстро отрешается от
всех недостатков, которыми страдало
тогда образование у нас в
России, и приобретает обширные
и глубокие сведения. По свидетельству
одного иностранца (барона Пфеффеля),
напечатавшего в конце прошлого
года небольшую статью о нем
в одной парижской газете, Тютчев
ревностно изучал немецкую философию,
часто водился с знаменитостями
немецкой науки, между прочим
с Шеллингом, с которым часто
спорил, доказывая ему несостоятельность
его философского истолкования
догматов христианской веры. Тот
же Пфеффель, вспоминая эти годы
молодости Тютчева в Мюнхене,
выражается о нем следующим
образом в одном частном письме,
которое нам довелось прочесть:
"nous subissions le charme de ce merveilleux esprit (мы
находились под очарованием этого
диковинного ума)". Не менее
замечателен и отзыв И. В.
Киреевского, который уже в
1830 году пишет из Мюнхена к
своей матери в Москву про
27-летнего Тютчева: "Он уже одним
своим присутствием мог бы
быть полезен в России: таких
европейских людей у нас перечесть
по пальцам". Тютчев обладал
способностью читать с поразительной
быстротой, удерживая прочитанное
в памяти до малейших подробностей,
а потому и начитанность его
была изумительна, - тем более
изумительна, что времени для
чтения, по-видимому, оставалось у
него немного. (Эту привычку к
чтению Тютчев перенес с собой
и в Россию и сохранил ее
до самой своей предсмертной
болезни, читая ежедневно, рано
по утрам, в постели, все
вновь выходящие, .сколько-нибудь
замечательные книги русской
и иностранных литератур, большей
частью исторического и политического
содержания.) Вообще при его необыкновенной
талантливости занятия наукой
не мешали ему вести, по наружности,
самую рассеянную жизнь и не
оставляли на нем никакой пыли
труда, той почтенной пыли, которую
многие ученые любят выставлять
напоказ и которая так способна
снискивать благоговение толпы.
Могут заметить,
что самая основательность приобретенной
Тютчевым образованности достаточно
предохраняла его от искушений
того мелкого тщеславия, которое
в состоянии довольствоваться
поверхностными успехами в свете
или дешевой популярностью в
полуневежественных кругах. Но для
Тютчева, при богатстве его
знания и даров, существовала
возможность искушений более
высшего порядка. Ему естественно
было пожелать для себя не
только известности, но и славы.
Десятой доли его сведений
и талантов было бы довольно
иному для того, чтоб суметь
приобрести почести и значение,
занять выгодную общественную
позицию, стать оракулом и прогреметь,
особенно в нашем отечестве.
Примером может служить один
из современников Тютчева, Чаадаев,
страдавший именно избытком того,
в чем у Тютчева был недостаток,
- человек бесспорно умный и
просвещенный, хотя значительно
уступавший Тютчеву и в уме
и в познаниях, человек, которому
отведено даже место в истории
нашего общественного развития, который
постоянно позировал с немалым успехом
в московском обществе и с подобающей
важностью принимал поклонение себе как
кумиру. Но именно важности никогда и не
напускал на себя Тютчев. Если бы он хоть
сколько-нибудь о том постарался, молва
о нем прошумела бы в России еще в первой
половине его жизни и слава умного человека
и поэта не осенила бы его так поздно и
притом в пределах только избранных кругов
русского общества. От времени до времени
доходили, конечно, о нем чрез русских
путешественников известия и в Россию,
подобные отзыву Киреевского; но тем не
менее имя его в отечестве долго оставалось
неведомым, и даже Жуковский, если не ошибаемся,
уже в 1841 году, встретясь с Тютчевым где-то
за границей, писал о нем как о каком-то
неожиданном, приятном открытии. Мы уже
знаем, как хлопотал он о своей стихотворческой
известности!.. Все блестящее соединение
даров было у Тютчева как бы оправлено
скромностью, но скромностью особого рода,
не выставлявшейся на вид и в которой не
было ни малейшей умышленности или аффектации.
Эта замечательная психическая черта
требует пристального рассмотрения.
Если, несмотря
на все соблазны света и
увлечения сердца, Тютчев даже
и в молодости постоянно расширял
кругозор своей мысли и свои
познания, которым так дивились
потом и русские, и иностранцы,
- все же было бы ошибкой
предполагать здесь, с его стороны,
какое-либо действие воли, нравственный
подвиг, победу над искушениями,
и т. п. Нисколько. Ленивый,
избалованный с детства, не
привыкший к обязательному труду,
но притом совершенно равнодушный
к внешним выгодам жизни, он
только свободно подчинялся влечениям
своей, в высшей степени интеллектуальной
природы. Он только утолял свой
врожденный, всегда томивший его,
умственный голод. С наслаждением
вкушал он от готовой трапезы
знания и разумения, но никогда
не удовлетворялся ею вполне;
никогда не испытывал того
самодовольства сытости, которое
с такой приятностью ощущают
умы менее требовательные... Вообще
всякое самодовольство было ненавистно
его существу.
В том-то
и дело, что этот человек, которого
многие, даже из его друзей, признавали,
а может быть признают еще
и теперь, за "хорошего поэта"
и сказателя острых слов, а
большинство - за светского говоруна,
да еще самой пустой, праздной
жизни, - этот человек, рядом с
метким изящным остроумием, обладал
умом необычайно строгим, прозорливым,
не допускавшим никакого самообольщения.
Вообще это был духовный организм,
трудно дающийся пониманию: тонкий,
сложный, многострунный. Его внутреннее
содержание было самого серьезного
качества. Самая способность Тютчева
отвлекаться от себя и забывать
свою личность объясняется тем,
что в основе его духа жило
искреннее смирение: однако ж
не как христианская высшая
добродетель, а, с одной стороны,
как прирожденное личное и
отчасти народное свойство (он
был весь добродушие и незлобие);
с другой стороны, как постоянное
философское сознание ограниченности
человеческого разума и как
постоянное же сознание своей
личной нравственной немощи. Преклоняясь
умом пред высшими истинами
Веры, он возводил смирение на
степень философско-нравственного
исторического принципа. Поклонение
человеческому я было вообще,
по его мнению, тем лживым началом,
которое легло в основание
исторического развития современных
народных обществ на Западе. Мы
увидим, как резко изобличает
он в своих политических статьях
это гордое самообожание разума,
связывая с ним объяснение
европейской революционной эры,
и как, наоборот, возвеличивает
он значение духовно-нравственных
стихий русской народности. Понятно,
что если такова была точка
отправления его философского
миросозерцания, то тем менее
могло быть им допущено поклонение
своему личному я. При всем
том его скромность относительно
своей личности не была в нем чем-то усвоенным,
сознательно приобретенным. Его я само
собой забывалось и утопало в богатстве
внутреннего мира мысли, умалялось до
исчезновения в виду откровения Божия
в истории, которое всегда могущественно
приковывало к себе его умственные взоры.
Вообще, его ум, непрерывно питаемый и
обогащаемый знанием, постоянно мыслил.
Каждое его слово сочилось мыслью. Но так
как, с тем вместе, он был поэт, то его процесс
мысли не был тем отвлеченным, холодным,
логическим процессом, каким он является,
например, у многих мыслителей Германии:
нет, он не разобщался в нем с художественно-поэтической
стихией его души и весь насквозь проникался
ею. При этом его уму была в сильной степени
присуща ирония, - но не едкая ирония скептицизма
и не злая насмешка отрицания, а как свойство,
нередко встречаемое в умах особенно крепких,
всесторонних и зорких, от которых не ускользают,
рядом с важными и несомненными, комические
и двусмысленные черты явлений. В иронии
Тютчева не было ничего грубого, желчного
и оскорбительного, она была всегда остра,
игрива, изящна и особенно тонко задевала
замашки и обольщения человеческого самолюбия.
Конечно, при таком свойстве ума не могли
же иначе, как в ироническом свете, представляться
ему и самолюбивые поползновения его собственной
личности, если они только когда-нибудь
возникали.