Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 00:48, дипломная работа
Настоящее исследование сопряжено с одной из менее разработанных проблем современного литературоведения – поэтикой пейзажа, его спецификой, функциональностью в художественном тексте, реализованной в работе на материале книги Б.К. Зайцева «Афон».
Исследовательская литература квалифицирует пейзаж как
«один из композиционных компонентов и вид словесно-художественной детализации»1;
«описание природы, иногда вообще внешнего мира, открытого пространства»2;
«изображение в произведениях искусства естественной или измененной человеком природы»3;
«изображение естественных природных видов»4.
Введение ………………………………………………………..……... 3
Глава I. Специфика пейзажных описаний в путевом цикле: теоретические предпосылки и аспекты изучения:
К вопросу о поэтике пейзажа .………………………….. 13
Путевой цикл Б.К. Зайцева «Афон» как жанровая разновидность документально-художественной литературы …………………………………..……...…… 20
Творческая история книги Б.К. Зайцева «Афон» ………………………………………………………..…… 25
Выводы к главе I ……………………………...…………………...… 34
Глава II. Поэтика пейзажа в путевом цикле Б.К. Зайцева «Афон»:
Пейзажные описания во внутренней структуре путевого цикла Б.К. Зайцева ……………….…………………...…….... 36
Типологические разновидности пейзажных описаний в путевом цикле Б.К. Зайцева. Символика цвета …………….. 48
Выводы к главе II ………………………………………….…….….. 70
Заключение ………………………………………….………………. 74
Библиография ……………………………………..…….……..….... 78
Приложение ………………………………………………………… 86
Своеобразие авторской позиции в «Афоне», отмеченное Г. Федотовым, дала повод В. Зеньковскому обосновать целую концепцию «двоемирия» религиозного сознания Зайцева. По его мысли, Борис Зайцев является наиболее ярким представителем русской интеллигенции, достаточно равнодушным к Церкви до революции и вторично обретшим ее на чужбине. Возвращение литературы в Церковь связано с серьезной проблемой границы между эстетическим и духовным в творчестве писателей нового религиозного возрождения, к которым принадлежит в первую очередь Зайцев. В нем В. Зеньковский видит предельное раздвоение Церкви и культуры: «И оттого он (Зайцев. – А.Б.), любя Церковь, боится в ней утонуть, боится отдаться ей безраздельно, ибо боится растерять себя в ней»142. Другими словами, Зайцев останавливается на пороге Церкви, боясь быть поглощенным ею как художник. Отсюда — нота незаконченности, которую слышит В. Зеньковский у Зайцева, и, как следствие, неполное соответствие тому, что можно было бы назвать истинно духовным творчеством.
Тем не менее, важно помнить, что Б.К. Зайцев сознательно не берет на себя задачу духовного творчества, скромно отступая в сторону и ограничивая себя тем кругом, который, пользуясь выражением В. В. Розанова, можно было бы назвать «У церковных стен»143. И поэтому он может смело и просто признать себя «дилетантом», но зато, выбрав эту позицию, он широко использует ее возможности и, не предлагая читателю проповедь, вводит его в мир Церкви путем светским — эстетическим. Именно отсюда историко-культурные реминисценции, экзотика эпох и стилей, захватывающие картины природы: «нежно палевые шелка зари»; «солнце, блеск магнолиевых листьев»: «мы провели утро в сладком благоухании литургии»; глава святого в «среброзлатистом венце»; «пряно-душистая ночь»144 – все это цитаты, взятые с одной страницы. Зайцев все время стремится не перейти грань, не «пережать» с церковностью, приноравливается к уровню «мирского» читателя145. Зайцев таким образом воссоздает «взгляд не паломника, а «туриста»146, когда в одном ряду может находиться и «святое» и «земное», «мирское». Автор избегает нравоучения и назидания, поэтому даже такие важнейшие христианские понятия, как святость и благодать, практически не встречаются в «Афоне»: они переданы имплицитны посредством пейзажных описаний (символика, цветовая палитра).
И тем не менее, главной движущей силой путевого цикла, объединяющей все своим лирическим пафосом, является сам автор «Афона». Человеческий облик Бориса Зайцева играл немалую роль в избранной им теме.
Все воспоминания современников единодушно говорят о высокой нравственной чистоте и достоинстве его личности, соединенных с редкой добротой и поистине христианским смирением. Эти качества удивительным образом соответствовали даже его внешнему облику, в описаниях которого все время возникает слово «иконописный»: по словам Андрея Белого, «иконописный лик его» выражал «душевную сущность»147. Именно образ чуткого и благоговейного паломника (вопреки концепциям Зеньковского и Федотова) скрепляет разнородный сплав описаний острова и монастырей, вкрапленных исторических и легендарных экскурсов, «житий», диалогов с насельниками, лирических отступлений и обращений к читателю. А взгляд художника передает мир Афона с поистине первозданной яркостью.
А обращение к пейзажу с позиций а) «литератора-наблюдателя» и б) паломника позволило писателю дать соответственно «внешнее» и «внутреннее» видение образа Афона.
Той же бинарностью пейзажные описания проникнуты и в аспекте погодно-временной организации, а не только пространственной (морская, надземная и земная типологические разновидности). Образ света – сквозной образ цикла («Чем далее я шел, тем больше тишина священных лесов озарялась светом»148): в семантической композиции текста ему противопоставлен «мрак», «темнота», непогода»: «Туман с моря надвинулся окончательно»149; «Туман стоял непроходимо»150; «Буря разыгралась зверски»151.
Образы солнца и луны (месяца) в этом плане также являются организующими элементами, выполняя пейзажную функцию. Важность отдельных пейзажных образов отмечал и В.Е. Хализев: «Образы природы (как природные, так и все иные) обладают глубокой и совершенно уникальной содержательной значимостью»152. В приведенных ниже контекстах отражается оппозиция концептов православного сознания «свет» – «мрак» (отсутствие света). Второй – в религиозном языковом сознании является репрезентантом идей о смерти мира и Страшном суде, потенциально реализуемых в библейском тексте: «Солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба» [Мф. 24:29]. Пейзажные выражения сумеречного времени, непогоды оказываются атрибутивными характеристиками человеческой жизни перед смертью мира.
Слово-образ «свет» выступает в тексте как устойчивый признак имени собственного Афон и является его индивидуально-авторской характеристикой. Образная реализация – не только через цветовую палитру (семантика «белого» рассмотрена выше) пейзажных описаний, но и через их временную организацию: «Ночь тихая, лунная – лунный свет бледно-зеленым дымом подымается с каменного пола…»153; «Садилось солнце»154; «Солнце, блеск магнолиевых листьев, черно-синие тени»155; «Сухой блеск афонского солнца…»156. Образы солнца и луны здесь предельно конкретны и передают реальное состояние, настоящий цвет. Цвет солнца и луны контрастен цвету туч, мглы: «…небо было затянуто сумрачной мглой»157; «тяжелая пелена туч»158.
К тому же, традиционно в мифологии солнце трактуется как положительное начало: «Образ солнца имеет очень важное значение. Поэтов захватывает идея солнца как животворящего начала, пронизывающего собой вселенную. Свет, Огонь для них – созидательная стихия, источник жизни, воплощение победы жизнетворящего начала над хаосом повседневности»159.
В нашем случае образы солнца и луны (лунного света), в соответствии с мифологическими представлениями, являются положительными, спасительными началами как светила, несущие свет, и выполняют пейзажную (солярный и лунарный типы пейзажа) и символическую функции.
Окружающий человека материальный мир, в нашем случае человеческие постройки, также могут быть рассмотрены как конструктивные элементы «земных» пейзажных описаний. Пейзаж начинается только с того момента, когда через природу выражается состояние души человека, когда «внешнее» и «внутреннее» становится неразрывным. Это продукт субъективного художнического творчества, иначе говоря, он пронизан своеобразием индивидуального, философского, эстетического, мировоззренческого восприятия, но основа его – именно природа. Иными словами, согласно общелитературоведческой позиции, вынесенной нами в теоретическую базу, монастырь – это не пейзаж, а монастырь среди магнолиевых листьев и кипарисов – пейзаж.
Изображение природы через быт и знакомство с укладом жизни «монашеского царства» посредством пейзажных описаний характерно для текстов «пейзажно-бытописательской» группы160.
В центральной части книги Зайцев описывает крупнейшие монастыри Афона, основное внимание уделяя русским обителям и скитам. Их отличительные черты – бедность и скромность, житейская «непрактичность» (своего рода контраст буйству растительности, окружающей их). Автор ставил себе целью показать духовное величие русского монашества на Афоне, отрешенность от земной суетности – в противовес греческим монастырям.
В описании греческих монастырей на первый план выступает эстетическое начало. Они богаче, изящнее, «артистичнее» и несут черты другого – нерусского – мира. Так, Лавра св. Афанасия в восприятии Зайцева – «Византия и Восток», «монастырь густо-восточный», поражающий своей роскошью.
Другой греческий монастырь – Пантократор – вызывает у писателя ассоциации с европейским Возрождением, так как сохранил фрески Панселина – «византийского Рафаэля». Подобные сравнения возникли у автора и в Ватопеде – втором после Лавры, «очень культурном и ученом» греческом монастыре. Ватопед, освоивший достижения современной цивилизации: электрическое освещение, изящное одеяние монахов и новый стиль – по мнению Зайцева, «несет легкий налет запада» и во всем противоположен русским обителям с их бедностью и верностью священным традициям, включая старый стиль летоисчисления.
Важно, что цикл очерков об Афоне – это не просто описание путешествия, а предпринятое Зайцевым художественное исследование феномена православного монашества в Европе. Автор ставил перед собой цель познакомить читателя как с внешними, так и с глубинными, сущностными особенностями монастырской жизни. Пейзажные описания – важный компонент образа Афона, поэтому смысл и характер пейзажа зависит от той функции, которую он выполняет в составе целого произведения.
Большинство исследователей склонны придерживаться точки зрения, что описание природы в путевом цикле «Афон» «утрачивает знаковую функцию, а выполняет, скорее, поэтическую функцию приобретая импрессионистическую окрашенность»161. Однако приведенный выше анализ показал полифункциональность природных картин в «Афоне».
Обобщая
структурную и смысловую
Таким
образом, возможности
функционирования пейзажа
в путевом цикле Б.К.
Зайцева весьма широки.
Выводы к главе II
Глава II – «Поэтика пейзажа в путевом цикле Б.К. Зайцева «Афон» отражает результаты системного литературоведческого анализа пейзажных описаний в путевом цикле Б.К. Зайцева «Афон» в аспекте а) их функционирования во внутренней структуре путевого цикла Б.К. Зайцева; б) их типологии (типология пейзажных описаний – доминирующая стихия, ландшафт, местность – дается по М.Н. Эпштейну) и цветовой символики:
Информация о работе Функции пейзажа в путевом очерке Б.К. Зайцева «Афон»