Заключение
Пейзаж
– один из важнейших элементов
культурной модели мира, отказ от которого
искажает не только общую картину мироздания,
но и ментальную природу личности. Иными
словами, пейзаж имеет онтологический
характер. Пейзажное пространство всегда
выражает глубинные основы человеческого
бытия, в нем сплавляются тончайшие и разнообразнейшие
интеллектуальные, психологические, чувственные
способы освоения жизни, отражается пестрая
картина духовных устремлений времени.
В
процессе изучения поэтики пейзажа
путевого цикла Б.К. Зайцева были задействованы
формальный (композиционная функция) и
типологический подходы.
Необходимость
сопряжения различных принципов
интерпретации природоописаний
в данной работе обусловлена стремлением
представить пейзаж как многоплановое
явление, органично включенное в
художественный текст.
Выделенные
вслед за Л.М. Щемелевой171 функции
характеристики места и времени сюжетного
действия, психологического параллелизма,
сюжетной мотивировки, символизации, концептуализации,
а также образная; композиционная и мотивообразующая
определяют специфику употребления «описаний
незамкнутых пространств внешнего мира»
в путевом цикле Б.К. Зайцева «Афон», но
явно не способны вобрать в себя все многообразие
их поэтической семантики, что может быть
отнесено к перспективам исследования
(вопрос о сакрализации пространства и
символизации образов природы).
В
этом плане показательны следующие
выводы и выкладки исследовательской
главы.
Базовая
типологическая пейзажная оппозиция
«морской – земной». В описании Афона
«снаружи» (морская стихия) регулярно
повторяются слова одной тематической
группы: «мгла», «туман», «тучи», «пелена»,
которые характеризуются устойчивым символическим
ореолом (в поэтической речи этим словам
свойственны значения «безрадостное существование»,
«страх»). В описании Афона «изнутри» присутствуют
слова другой тональности: сиренево-синие
тона морской и надземной панорамы уступают
место радужному
буйству земной растительности.
Такое движение речевых средств неслучайно:
это форма выражения образно-символического
плана текста: внешнее «сумрачное отчуждение»,
грозная аскеза скрывают искреннюю простоту,
доброту, «милость и любовь» «монашеского
царства».
Отмеченная
пейзажная оппозиция проецируется
на нарратив текста: отмечается противоречие
позиций «православного
человека» и «русского
художника», которые борются между
собою (концепция «двоемирия» религиозного
сознания Зайцева, по В. Зеньковскому).
Отмечается
бинарность пейзажных
описаний и в аспекте
погодно-временной организации, а
не только пространственной (морская,
надземная и земная типологические разновидности).
Противопоставление это носит своеобразный
характер: свет – отсутствие света (непогода).
Образы солнца и луны (месяца) в этом плане
являются организующими элементами, выполняя
пейзажную функцию.
Основным
этапам развития художественной идеи
соответствует в семантической композиции
произведения противопоставление концептов
православного сознания «свет» – «мрак»
(отсутствие света), а во внешней композиции
(архитектонике) – противопоставление
первого и одиннадцатого очерков: пейзажные
описания как отражение
композиционной структуры
жанра древнерусских
хождений.
В
начале доминирующим является образ
непогоды, а лексические средства,
используемые в тексте, характеризуются
общим смысловым компонентом
«грозный». Эти «обертоны» смысла взаимодействуют
с другими смыслами, которые актуализируются
в результате употребления словообраза
«суровый Афон» (мгла, туман). Образ безмятежно-светлой
природы получает свое развитие лишь в
центральной части путевого цикла: там
господствует образ света. В последней
композиционной части «непогода» отступает,
побеждает свет (автор увозит в своем сердце
«частицу афонского света). Описания ночного
и утреннего пейзажа обнаруживают при
этом систему перекличек и преобразованных
соответствий (море утреннее – море ночное),
дополняемую цветообозначениями. Образные
средства связывают разные природные
сферы, разные миры, стихии: небо, земля,
вода (море), воздух.
Словообраз
«свет» выступает в тексте как устойчивый
признак имени собственного Афон
и является его индивидуально-авторской
характеристикой. Образная реализация
происходит не только через цветовую палитру
(семантика «белого») пейзажных описаний,
но и через их временную организацию.
Образы
солнца и луны (лунного света), в соответствии
с мифологическими представлениями, являются
положительными, спасительными началами
как светила, несущие свет, и выполняют
пейзажную (солярный и лунарный типы пейзажа)
и символическую функции.
Словесные
образы моря и неба в художественном
тексте Б.К. Зайцева отображают православную
картину мира, преобразуя ее в соответствии
с интенциями автора. Различные аспекты
этой картины находят отражение в чувственных
образах (в зрительных – в частности).
Образные средства создания пейзажа в
этом случае выполняют прежде всего изобразительную
функцию, служат для визуализации описания,
создавая художественную реальность в
богатстве красок172.
Окружающий
человека материальный мир, человеческие
постройки, также рассматриваются как
конструктивные элементы «земных» пейзажных
описаний. Изображение природы через быт
и знакомство с укладом жизни «монашеского
царства» посредством пейзажных описаний
характерно для текстов «пейзажно-бытописательской»
группы173.
Особое
внимание следует обратить на образы
православных святых и монашествующих,
характеризующиеся особой чистой и
поэтичностью мировосприятия, слиянностью
с природой. Они – взгляд автора в прошлое,
символ ушедшей России.
Развертывание
пейзажных словесных образов
выявляет в цикле три позиции
в осмыслении проблемы «человек и
природа»:
- гармоничная
светлая природа открыта православному
человеческому «я»;
- светское
человеческое «я» противопоставлено природе;
- «я» выделено
из природы как часть великого целого,
приближение к которому возможно только
через любовь.
Библиография
- Агеносов
В.В. Литература русского зарубежья. 1918
– 1996. – М., 1998.
- Адамович
Г. Одиночество и свобода. – Нью-Йорк, 1955.
- Анисимова
М.С. Мифологема «дом» и ее художественное
воплощение в автобиографической прозе
первой волны русской эмиграции (на примере
романов И.С. Шмелева «Лето Господне» и
М.А. Осоргина «Времена»: Автореф. дис.
... канд. филол. наук. – Нижний Новгород,
2007.
- Арутюнова
Н.Д. Образ: (Опыт концептуального анализа)
// Референция и проблемы текстообразования.
– М., 1998. – С. 118 – 127.
- Афанасьев
А.Н. Поэтические воззрения славян на природу:
В 3 т. – М., 1994. – Т. 1.
- Баландина
М. Б. Художественный мир Б.Зайцева: Поэтика
хронотопа: Автореф. дис. … канд. филол.
Наук. – Магнитогорск, 2003.
- Барбашова
Е.Н. Пейзажно-бытописательские традиции
и стиль сибирского рассказа начала ХХ
века: Автореф. дис. ... канд. филол. наук.
– Абакан, 2009.
- Барлас Л.Г.
Язык повествовательной прозы Чехова.
– Ростов-на-Дону, 1991.
- Бронская
Л. И. Концепция личности в автобиографической
прозе русского зарубежья: (Первая половина
ХХ века): И. С. Шмелёв, Б. К. Зайцев, М. А.
Осоргин: Автореф. дис. … д-ра филол. Наук.
– Ставрополь, 2001.
- Ваганов
А.В. Образные средства создания степного
пейзажа в творчестве А.П.Чехова и М.А.
Шолохова // Языковое мастерство А.П.Чехова.
– Ростов-на-Дону, 1995. – С. 12 – 17.
- Введение
в литературоведение / Под ред. Поспелова
Г.Н. – М., 1988.
- Введение
в литературоведение / Под ред. Чернец
Л.В. – М., 2004.
- Воробьёва
Г. В. Система мотивов малой прозы Б. К.
Зайцева 1901–1921 годов и её эволюция: Автореф.
дис. … канд. филол. наук. – Волгоград,
2004.
- Воропаева
Е. «Афон» Б. Зайцева // Литературная учеба,
1990. – № 4.
- Воропаева
Е.В. Жизнь и творчество Бориса Зайцева.
Вступит. ст. // Зайцев Б.К. Сочинения: В
3 т. / Сост. и подгот. текста Е. Воропаевой
и А. Тархова. – М., 1993. – Т. 1. С. 5 – 47.
- Гете И. В.
К учению о цвете / И. В. Гете // Избранные
сочинения по естествознанию. –
Л., 1957. – С. 300 – 340.
- Гинзбург
Л. Я. О психологической прозе. – Л., 1971.
- Глушкова
Н.Б. Паломнические «хожения» Б.К. Зайцева:
Особенности жанра: Автореф. дис… канд.
филол. наук. – М., 1999.
- Грибановский
П. Б. Зайцев о монастырях // Вестник Русского
студенческого христианского движения,
1976. – № 117.
- Громова
А.В. Творческая история книги Б.К. Зайцева
«Афон» // Русский язык за рубежом, 2008. –
№4. – С. 89 – 95.
- Громова
А. В. Художественно-документальные жанры
в творчестве Б. К. Зайцева / А. В. Громова
// Известия Уральского государственного
университета. – 2009. – № 1/2 (63).
- Громова
А.В. Жанровая система творчества Б.К. Зайцева:
литературно-критические и художественно-документальные
произведения: Автореф. дис. ... док-ра. филол.
наук. – Орел, 2009.
- Дмитриев
Н.П. Фольклорно-мифологическая основа
образа солнца-дракона в лирике Ф.Сологуба
// Творчество писателя и литературный
прогресс. – М., 1998.
- Драгунова
Ю.А. Б.К. Зайцев: художественный мир. –
Орел, 2005.
- Дунаев М.М.
Вера в горниле сомнений: Православие
и русская литература в XVII – XX вв. – М.,
2003.
- Жукова Н.Н.
Проблема становления творческой личности
в художественных биографиях Б.Зайцева:
Автореф. дис. канд. филол. наук. – М., 1993.
- Завгородняя
Н.И. Образ художника в беллетризованных
биографиях Б.Зайцева «Жизнь Тургенева»,
«Жуковский», «Чехов»: Автореф. дис. …
канд. филол. наук. – Самара, 1997.
- Зайцев Б.К.:
Библиография / Сост.: Р. Гера / Под ред.
Т.А.Осоргиной. – Париж, 1982.
- Зайцев Б.К.:
Биобиблиографический указатель / Сост.
В.А. Дьяченко; вступ. ст. А.П. Черникова.
– Калуга, 2001.
- Захарова
В.Т. Импрессионистические тенденции в
русской прозе начала ХХ века. – М., 1993.
- Зеньковский
В. Религиозные темы в творчестве Б.К.Зайцева
(к пятидесятилетию литературной деятельности)
// Вестник РСХД, 1952. – № 1.
- История
русской литературы: В 4 т. – Т.4. Литература
конца XIX – начала XX века / Под ред. К.Д.
Муратовой. – Л., 1983.
- Калениченко
О.Н. Судьбы малых жанров в русской литературе
конца Х1Х – начала ХХ века (святочный
и пасхальный рассказы, модернистская
новелла): Автореф. дис. … докт. филол. наук.
– Волгоград, 2000.
- Кашпур О.А.
Жанр литературного портрета в творчестве
Б.Зайцева: Автореф. дис. … канд. филол.
Наук. – М., 1995.
- Келдыш В.А.
Русский реализм ХХ века. – М., 1975.
- Кожевникова
Н.А. Типы повествования в русской литературе
Х1Х – ХХ вв. – М., 1994.
- Колтоновская
Е. Зайцев // Новый энциклопедический словарь.
– СПб., 2002. – Т. 8. – С. 114 – 115.
- Конорева
В. Н. Жанр романа в творческом наследии
Б. К. Зайцева: Автореф. дис. … канд. филол.
наук. – Владивосток, 2001.
- Куприяновский
П. В. Доверие к жизни. – Ярославль, 1981.
- Левин В.Д.
Перифрастические наименования предметов
и явлений природы (пейзаж) // Поэтическая
фразеология Пушкина / Под ред. Левина
В.Д. – М., 1969. – С. 37 – 73.
- Левкиевская
Е.Е. Гора. // Славянские древности. – М.,
1995. – Т.1. – С. 520 – 521.
- Литература
русского зарубежья (1920 – 1990) / Под ред.
А.И. Смирновой. – М., 2006.
- Лихачев
Д.С. Поэтика древнерусской литературы.
– М., 1986.
- Любомудров
А.М. Монастырские паломничества Бориса
Зайцева // Русская литература, 1995. – №
1. – С. 137 – 158.
- Любомудров
А. М. Духовный реализм в литературе русского
зарубежья: Б. Зайцев, И. Шмелев. – СПб.,
2003.
- Ляпина Л.
Е. Лирический пейзаж // Ляпина Л. Е. Лекции
о русской лирической поэзии. – СПб, 2005.
– С. 96 – 112.
- Малышев
В. Сокровища Афона // Наше наследие, 1989.
– № 1.
- Миронова
Л.Н., Иванов Д.Г. Теория цвета. Человек
и цвет. Символика цвета // [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://mironovacolor.org/theory/humans_and_color/symbolism174.
- Михайлов
О. Н. Зайцев // Литература русского зарубежья,
1920–1940 / Отв. ред. О. Н. Михайлов. – М., 1999.
– С. 31 – 50.
- Назарова
Л.Н. Тургенев и русская литература конца
XIX – начала XX века. – Л., 1979.
- Пак Н. И.
Древнерусская культура в художественном
мире Б. К. Зайцева. – М.; Калуга, 2003.
- Переверзев
В.Ф. У истоков русского реализма. – М.,
1989.
- Пигарев
К.В. Основные аспекты в развитии русского
национального пейзажа // Пигарев К.В. Русская
литература и изобразительное искусство.
– М., 1972. – С. 9 – 52.
- Полуэктова
И. А. Лирический компонент прозы Б. К. Зайцева:
Автореф. дис. … канд. филол. наук. – Воронеж,
2000.
- Поспелов
Г.Н. Очерк // Литературный энциклопедический
словарь / Под ред. Кожевникова В.М.,
Николаева П.А. – М., 1987. – С. 263 – 264.
- Прищепа
В.П. Литература Русского Зарубежья. –
Абакан, 1994 // [Электронный ресурс]. – Режим
доступа. – http://www.russofile.ru/articles/article_90.php.
- Русская
литература конца XIX – начала XX века: 1901–1907.
– М., 1971.
- Сапогов
В.А. Описание // Литературный энциклопедический
словарь / Под ред. Кожевникова В.М.,
Николаева П.А. – М., 1987. – С. 260.
- Сапогов
В.А. Повествование // Литературный энциклопедический
словарь / Под ред. Кожевникова В.М.,
Николаева П.А. – М., 1987. – С. 280.
- Сваровская
А. С. Житийные традиции в прозе Б. К. Зайцева
// Проблемы литературных жанров. – Томск,
1992.
- Себина Е.Н.
Пейзаж // Введение в литературоведение
/ Под ред. Чернец Л.В. – М., 2004. – С. 265 –
275.
- Сохряков
Ю.И. Художественные открытия русских
писателей: О мировом значении русской
литературы. – М., 1990.
- Степанова
Т. М. Художественный мир публицистики
русского зарубежья: Б. Зайцев. – М., 2004.
- Струве Г.
П. Русская литература в изгнании: опыт
критического обзора зарубежной литературы.
– Нью – Йорк, 1956.
- Судьбы русского
реализма начала ХХ века. – Л., 1972.
- Теоретическая
поэтика: понятия и определения. Хрестоматия-практикум
/ Под ред. Тамарченко Н.Д. – М., 2004.
- Толмачёв
В. М. Зайцев Б.К. // Литературная энциклопедия
Русского Зарубежья. 1918–1940. – М., 1997. –
Т. I: Писатели Русского Зарубежья. – С.
169 – 172.
- Толмачёв
В. Зайцев Б.К. // Русское зарубежье: Золотая
книга эмиграции. Первая треть XХ века.
Энциклопедический биографический словарь.
– М., 1997. – С. 240 – 243.
- Усенко Л.В.
Импрессионизм в русской прозе начала
ХХ века. – Ростов-на-Дону, 1988.
- Фарыно Е.
Введение в литературоведение. – Варшава,
1991.
- Федоров-Давыдов
А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество.
– М., 1976.
- Федотов
Г.П. Б. Зайцев. «Афон» [Рец.] // Современные
записки. Париж, 1930. – № 41.
- Хализев
В.Е. Теория литературы. – М., 2002.
- Шайтанов
И.О. Мыслящая муза. «Открытие природы»
в поэзии XVIII века. – М., 1989.
- Шальнова
Е.П. О современном содержании понятия
«литературный пейзаж» // Жизнь провинции
как феномен духовности / Под ред. Фортунатова
Н.М. – Нижний Новгород, 2006.
- Шиляева
А. Б.Зайцев и его беллетризованные биографии.
– Нью-Йорк, 1971.
- Щедрина
Н.М. Литература русского зарубежья: Историческая
проза Б. Зайцева, Д. Мережковского, В. Ходасевича,
М. Алданова, А. Солженицына, В. Максимова.
– Уфа, 1994.
- Щемелева
Л.М. Пейзаж // Литературный энциклопедический
словарь. – М., 1987. – С. 272.
- Эпштейн
М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной…»:
Система пейзажных образов в русской поэзии.
– М., 1990.
- Юнг К.Г. Об
отношении аналитической психологии к
поэтико-художественному творчеству //
Зарубежная эстетика и теория литературы
XIX – XX вв. – М., 1987. – С. 220 – 236.
- Яркова А.
В. И. С. Тургенев в творческом сознании
Б. К. Зайцева: Автореф. дис. … канд. филол.
наук. – СПб., 1999.
- Яркова А.В.
Б.К.Зайцев: Семинарий. – СПб., 2001.
- Яркова А.
В. Жанровое своеобразие творчества Б.
К. Зайцева 1922–1972 годов. Литературно-критические
и художественно-документальные жанры.
– СПб.: ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2002.
Словари,
справочники, энциклопедии:
- Краткая
литературная энциклопедия в 9-и тт. / Под
ред. А.А. Суркова. — М., 1973. – Т. 9.
- Краткий
словарь по эстетике / Под ред. М.Ф. Овсянникова.
– М., 1963.
- Литературная
энциклопедия русского зарубежья. 1918 –
1940. Писатели русского зарубежья / Под
ред. Николюкина Н.А. – М, 1997.
- Литературный
энциклопедический словарь / Под ред.
Кожевникова В.М., Николаева П.А. – М., 1987.
- Русские
писатели 20 века. Биобиблиографический
словарь /Под ред. Скатова Н.М.: В 2-х ч. –
Ч.2. – М., 1998.
- Словарь
литературоведческих терминов / Ред. –
сост.: Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. – М, 1974.
- Словарь
русских зарубежных писателей. / Сост.
Булгаков В.Ф. – Нью-Йорк, 1993.
- Тресиндер
Д. Ж. Словарь символов / Д. Ж. Тресиндер.
– М., 1999.
- Эстетика.
Словарь / Под общей ред. А.А. Беляева. –
М, 1989.
Литературные
источники:
- Зайцев Б.К.
Сочинения: В 3 т. / Сост. и подгот. текста
Е. Воропаевой и А. Тархова. – М., 1993. – Т.
2.
- Зайцев Б.К.
Собр. соч.: в 11 т. – М., 1999 – 2001. – Т. 7, 11.
- Зайцев Б.К.
«Афон». Дневник // РГАЛИ. Ф . 1623. Оп. 1. Ед.
хр. 8.
Приложение
Символика
цвета пейзажных
описаний в путевом
цикле Б.К.Зайцева
Очерк |
Используемые
цветообозначения (лексические
единицы с цветовой
семантикой) |
Цветовая
доминанта |
1.
«Встреча» |
- «Дымный»,
«туман», «бледно-сиреневый дым», «клубящиеся
тучи», «седые полосы туманов», «облака
и туман», «влажно-суровая пелена», «полутуман»,
«синее море», «тяжелая пелена туч», «туман
с моря», «в тумане»;
- «Желтый дрок»,
«яркие маки», «каменные дубки», «кипарисы»,
«тополь», «каштан», «сосны».
|
- Водная и
воздушная стихии: белый, серый («туман»,
«дым»); синий («море»).
- Земная стихия
(по М.Н. Эпштейну, типовая разновидность
– растительность): доминанта – зеленый
(«зелень»).
|
2.
«Андреевский скит» |
- «Белый туман»,
«редеющий туман», «туман расплывался»,
«золотые пятна», «солнце», «свет», «туманная
синева»;
- «Белый жасмин»,
«бело-золотистые цветы были полны влажного
серебра»; «черно-величественный кипарис»;
«каштаны», «дубы», «ясень».
|
- Белый («свет»),
желтый («солнце»);
- Белый («цветы»),
зеленый («зелень»).
|
3.
«Монастырь Святого
Пантелеймона» |
- «Голубой
простор неба и моря», «нежная синева»,
«туманная линия гор», «море еще синей»,
«золотое солнце»;
- «Лапчатая
зелень».
|
Голубой, синий
(«небо», «море»). |
4.
«Монастырская жизнь» |
- «Синее море»,
«ночь лунная», «лунный свет», «бледно-зеленым
дымом» «синяя тень», «бледно-синеватое
струение моря», «сине-дымный оттенок»,
«серебристо-забелевшая полоса моря»,
«море бледно-сиреневое», «сребристый
утренний свет», «сизый туман», «светлые
воды», «море нечеловечески изумрудно-стеклянного
тона», «голубоватый воздух», «лиловатый
Лонгос», «золотисто сияет Олимп снегами»,
«сиреневый вечер», «сизело море»; «начинавшее
серебриться море»; «оранжевый закат»;
- «Цветущие
розы», «гераниум», «настурции и еще какие-то
розовые»;
|
- Синий, сиреневый,
сизый, лиловый («море», «туман»), белый
(«свет»);
- Красный («цветы»).
|
5.
«Каруля» |
- «Стеклянно-голубое
море», «легкий туман», «свет утра», «серебристый
след», «голубизна вод», «утренний дым»,
«изумрудный заливчик», «полоска темной
синьки», «море стало пенно-синим», «белые
камни», «синела туманная бездна моря»,
«сияющий дым», «синева», «несколько белых
крыл», «синий дым моря», «и все свет, свет»,
«синее небо», «в синеве пустынной», «белеет
двузубец»; «розовым сиял верх Афона»,
«светилось море», «густел мрак», «бело-серые
кручи»;
- «Черные леса».
|
Голубой, синий
(«море», «небо»), белый. |
6.
«Лавра и путешествие» |
- «Серые камни»,
«верх Афона лиловел», «сиреневело море»,
«налево сиреневело море», «сиреневый
вечер», «лиловая ночь», «черно-синие тени»,
«дымно-голубоватая глубина», «голубоватые
острова», «светлые облака»;
- «Два кипариса»,
«померанцевые деревья», «лимонные дерева»,
«магнолиевые листья», «кипарисы».
|
- Сиреневый,
лиловый («море», «вечер»), голубой.
- Зеленый («зелень»).
|
7.
«Пантократор, Ватопед
и Старый Руссик» |
- «Красно сиял
диск луны», «ослепительно серебряная
дорога», «все побелело и засиреневело»,
«тонко-лиловое очертание», «голубые провалы»,
«красные, кирпично-рыжие, бледно-зеленые
горные породы», «синяя полумгла», «золотое
сияние», «зеленоватые зарницы», «сине-молочное
море в сиянии», «синие дали», «сине-молочное,
туманно-сияющее море»;
- «Каштаны»,
«черные кипарисы», «оливки», «влажная
зелень», «темно-красные лепестки маков».
|
- Синий, голубой,
белый («море»);
- Зеленый («зелень»).
|
8.
«Святые Афона» |
Портретные
очерки (Святой Петр Афонский, Святой Афанасий,
«Иоанн Кукузель) |
9.
«Новая Фиваида» |
- «Пенно-изумрудная
кайма прибоя», «сиреневое море», «сизо-синеющая
мгла», «море темно-сиреневое», «гора в
удивительной лиловости», «бело-зеленые
зарницы», «нестерпимая синева», «сумрачная
мгла», «черта прибоя побелела», «синел
Афон», «сине-туманные холмы», «засеребрилось
море»;
- «Куст розоцветной
«тетеревиной травки», Иван-чая».
|
Сиреневый, синий. |
10.
«Тихий час» |
- «Белый зной»,
«кипарисы черно синеют», «изголуба-мреющий
залив», «бело-златистый снеговой Олимп»,
«ярко-синее море», «нежно-розовое наплывает»,
«синяя ночь», «сизеющее в лиловости море»;
- «Белые лилии»,
«куст роз», «олеандры», «ореховые деревья»,
«кипарисы», «желтый дрок», «желтые цветы».
|
- Белый, синий;
- Растительность
представлена радужным разнообразием.
|
11.
«Прощание с Афоном» |
«Золотое солнце»,
«лимонные облака», «лимонно-серебряная
вода», «гора нежно лиловеет», «смутно-сиреневый
Лонгос», «оранжевые облака», «серебряно-розовая
струя», «зеркально-розово-голубое море»,
«стальной оттенок», «закат побагровел»,
«смутно-лиловая мгла», «бело-туманящееся
море», «бледно-серебристый путь», «синие
водяные искры». |
Желтый, розовый,
сиреневый, синий. |