Григорьев О.Е. стихотворения для детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 06:42, курсовая работа

Описание

Цель работы: Раскрыть идейное содержание и художественную особенность стихотворений для детей Григорьева, а также обнаружение в его стихотворениях проблем детей и взрослых (на примере сборника стихотворений «Собаки и зеваки»).
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- определить место стихотворений в творчестве писателя;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. Поэзия для детей и стихотворения О. Григорьева
.Жизнь и творчество О.Е. Григорьева.
ГЛАВА 2. Мир детей и взрослых в стихотворениях О. Григорьева
ГЛАВА 3. Лирический герой стихотворений О.Григорьева
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая (2).docx

— 41.98 Кб (Скачать документ)

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Поэзия для детей и стихотворения  О. Григорьева

    1. .Жизнь и творчество О.Е. Григорьева.

ГЛАВА 2. Мир детей  и взрослых в стихотворениях О. Григорьева

ГЛАВА 3. Лирический герой  стихотворений О.Григорьева

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

В сложное для  России время, в период политического  перелома, в сложных социально-бытовых  условиях, русские поэты такие как Маяковский В.В, Григорьев О.Е. и др.  обращаются в своих произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании.

Творчество О.Е. Григорьева второй половины девяностых годов, характерно непосредственным обращением к основной теме: зла и добра в мире детей и взрослых. Стремление выявить и подчеркнуть некие общечеловеческие черты в людях выходили на первый план, а также значительно углублялся анализ социальной психологии людей. Он противопоставляет детскому миру, мир взрослых, сравнивая их взгляды и поступки.

Григорьев стремится раскрыть как можно полнее детский мир, в котором присутствую чистые, добрые, бескорыстные отношения.

Таким образом, тема настоящей работы «Идейно-художественное своеобразие стихотворений для детей О.Е. Григорьева» раскрывает реализм отношений детей и взрослых.

Актуальность  исследования обусловлена тем, что проблема добра и зла актуальна во все времена. Особую остроту она обретает в нынешнее время, когда взрослые люди ведут себя хуже детей, среди них возникают ссоры, разногласия, обиды, сплетни. Детский мир оказывается примером для взрослого.

Цель  работы: Раскрыть идейное содержание и художественную особенность стихотворений для детей Григорьева, а также обнаружение в его стихотворениях проблем детей и взрослых (на примере сборника стихотворений «Собаки и зеваки»).

Исходя из цели исследования, поставлены следующие  задачи:

- определить место стихотворений в творчестве писателя;

- определить  идейное содержание каждого стихотворения;

- выявить особенности  идейно-художественной структуры  стихотворений и ее роль в  воплощении авторского замысла.

Объект исследования: сборник стихотворений для детей  «Собаки и зеваки».

Предмет исследования: идейно- художественное своеобразие  стихотворений для детей из сборника «Собаки и зеваки».

В процессе исследования были применены такие методы, как: метод сравнительного анализа, филологический анализ текста, литературно- аналитическая  обработка материала и его  комментирование.

Новизна работы. В данном исследовании рассмотрены  все стихотворения сборника «Собаки  и зеваки» и систематизированы  по ведущей идее, по системе  образов  и т.д.

Практическая  значимость. Данная работа может использоваться студентами филологического факультета для подготовки к семинарским  занятиям, а также для применения на практике как методическое пособие  на уроках литературного чтения в  начальных классах. 
 
 
 
 
 
 

1.Поэзия для детей и стихотворения О. Григорьева

   Детская литература, или литература для детей, представлена отдельным видом художественных произведений, предназначенных для  читателей определенной возрастной группы. В истории мировой литературы существует огромное количество образцов словесного творчества, которые можно  отнести к детской литературе. При этом не все они при написании  имели целенаправленную ориентацию на детскую аудиторию, однако приобрели  особую популярность именно у нее.

     Поэзия  для детей является одним из  явлений детской литературы.

В круг детского чтения к началу 60-х годов уже  широко и прочно вошли лучшие образцы  русской классической поэзии, представленные такими именами как Крылов, Жуковский, Пушкин, Кольцов, Лермонтов, Ершов. Да и  современные юным читателям поэты, тоже ставшие впоследствии классиками, находили к ним дорогу: это Тютчев, Фет, А.К. Толстой, А.Н. Майков…  Особый интерес критиков, издателей, педагогов, разделявших демократические идеи, вызвали те поэты, которые стремились рассказать детям о народе и его  нуждах, о жизни крестьян, о родной природе: Некрасов, суриков, Никитин, Плещеев. Поэтами- лириками были многие авторы, чьи произведения в 60-70-е годы вошли  в круг детского  чтения . Русская лирика обрела в их творчестве невиданную с тех пор глубину психологического и социально- философского подтекста, освоила новые, ставшиеся прежде «непоэтичными» темы.

   Свои  высокие задачи лирическая поэзия решает доступными ей одной средствами. Чувство  и мысль проявляются в ней  при помощи магии стихотворного  слова и ритма. Поэтому в лирической поэзии русский язык достигает совершенства, смысловой гибкости и музыкальной  свободы. Лирическое произведение изображает человека в отдельный момент его  жизни, и, чтобы передать многообразие чувств, охвативших его в данный момент, поэт создает  особый лирический характер, особый лирический образ, который и становиться носителем этих чувств.  Такой образ называют «лирическим героем».

   Внутренний  мир лирического героя раскрывается не через поступки и события, а  через душевное состояние в  этот момент.  При этом лирического  героя не следует отождествлять  с личностью автора, хотя между  ним и его «лирическим героем», конечно, существует  тесная взаимосвязь.

«лирический герой» создается именно как художественный образ- с помощью отбора жизненных фактов, типизации, вымысла. Поэт, безусловно, делится в лирическом произведении своим личным духовным опытом, но, как правило, уже в трансформированном виде.  Опыт в  соотношении с целым- с жизнью общества, народа, родины, а также, конечно, и собственными  переживаниями.

   Однако, представители блестящей плеяды русских лириков 60-70-х годов весьма различались по своим общественным позициям, по взгляда на поэзию, ее роль и назначение.

   Поэтам, группировавшимся вокруг Н.А. Некрасова, такими, как И.С. Никитин, А.Н. Плещеев, И.З. Суриков, ближе всего были традиции реализма; они разделяли идею открытой гражданственности и демократизма, тяготели к социальной проблематике. Им было в высшей степени свойственно сочувствие к судьбе народной, к тяжкой крестьянской доле. Они использовали разговорную лексику, чтобы приблизить свои произведения к простому человеку. Это было для них особенно важно потому, что они стремились формировать у читателей активную жизненную позицию, высокие гражданские идеалы.

   Под знаком «чистой поэзии», «чистого искусства» выступали те, кто развивал романтические  традиции русской литературы и ее философскую, общечеловеческую направленность. Это Ф.И Тютчев, А.А. Фет и другие поэты.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.   Жизнь и творчество О.Е. Григорьева.

Автор биографии Арзамасцева И.Н. предлагает следующую информацию о поэте.

Олег  Евгеньевич Григорьев (6 декабря 1943, Вологодская  область — 30 апреля 1992, Санкт-Петербург) — советский детский и взрослый поэт и художник, представитель ленинградского андеграунда.  С раннего возраста увлекался рисованием.

 В  1961 году сочинил четверостишие  «Я спросил электрика Петрова», ставшее известным «детским народным»  стихотворением. В 1971 году выпустил  первую книжку детских стихов  и рассказов под названием  «Чудаки», ставшую популярной; по  нескольким произведениям из  неё («Гостеприимство», «Апельсин») были сделаны выпуски журнала  «Ералаш». Многие его стихи вошли  в питерский городской фольклор.  В 1975 принимал участие в известной  выставке в ДК «Невский». В  1981 году в Москве вышла вторая  его детская книга — «Витамин  роста». Стихи из неё вызвали  негодование у некоторых представителей  официальных литературных кругов, в частности у Сергея Михалкова,  и Григорьев не был принят  в Союз писателей СССР. В 1985 году Леонид Десятников написал  одноактную классическую оперу  для детей, для солистов и  фортепиано «Витамин роста» по  одноимённой поэме Олега Григорьева. Следующая книга Григорьева, «Говорящий  ворон», вышла уже в перестройку,  в 1989 году. В том же году он  получил вторую судимость («за  дебош и сопротивление милиции») с условным сроком; многие поэты и писатели выступили тогда в его защиту. За полгода до смерти был принят в Союз писателей.  Уже после его смерти вышло несколько красочно оформленных книг с его произведениями.

Многие его  произведения — это просто перечни: деталей, рецептов, фигур, движений, параграфов, школярских выходок, рабочих операций.

1969—1980-й  годы, на которые пришлась творческая  жизнь Григорьева, выпестовали в  нашем обществе резкий, отчетливый  тип внутреннего эмигранта, в  душе своей чуждого всего официального, презирающего строй и власть, но не идущего на прямую  конфронтацию с ними, а просто  предпочитающего занять свою  нишу. Культура улиц и кухонь, культура тайного протеста, ерничанья,  насмешки, анекдота стала фактически  частью культуры народа, его живым  фольклором.

В 16 лет  Олег Григорьев написал четверостишие, сейчас известное чуть ли не каждому, — про электрика Петрова, который  «намотал на шею провод». Многие удивляются, узнав, что у этого стихотворения  есть автор. Оно давно уже вошло  в фольклор, как и некоторые  стихи из его первой детской книги  «Чудаки», вышедшей в 1971 году. Едва появившись, эти стихи становились классикой: 

— Ну, как тебе на ветке? —

 Спросила  птица в клетке.

 — На ветке  — как и в клетке,

 Только прутья  редки. 

Талант Григорьева был в чем-то сродни таланту Аркадия  Райкина: поэт немедленно вживался в  ту маску, которую надевал, являя  миру многообразие столь знакомых нам  персонажей — маленьких и взрослых подлецов, трусов, жадин, хулиганов и просто равнодушных. И, как нередко бывает с теми, кто пишет и для детей, и для взрослых читателей, у Григорьева немало стихов «промежуточных» — это дети, увиденные глазами взрослых, или взрослые, увиденные глазами детей. Это достаточно «неудобная» поэзия, ибо в обоих случаях герои оказываются носителями сомнительных нравственных ценностей, и автор не стыдится и не страшится это показать. Созданию особого колорита во многом способствовал и жанр миниатюры (идущий от раешника и частушки), который чаще всего встречается в творчестве поэта. Взрослая обращенность детской поэзии Григорьева сделала его широко популярным прежде всего в родительской среде, а парадоксальность поэтического мышления — в детской.

Разговоры об этой парадоксальности заставляют вспомнить  о Хармсе. Связь между этими  двумя поэтами прослеживается в  присущей им обоим театральности, в  многочисленных сценках и диалогах:  

— Как вы думаете,

 Где лучше  тонуть?

 В пруду  или в болоте?

 — Я думаю,  что если тонуть,

 Так уж  лучше в компоте!

 Хоть это  и грустно,

Но по крайней мере вкусно! 

Однако и тут  речь идет о более глубокой традиции, которая уходит в фольклор, в лубок, в раешник народного театра.

Фольклорность стихов Григорьева способствовала тому, что их тотчас взяли на вооружение подростки: его стихи оказались, по выражению фольклориста Марины Новицкой, в центре «юношеского фольклорного сознания семидесятых годов». Поэт интуитивно уловил и сформулировал накопившийся в обществе идиотизм («игрой в идиотизм» назвала известный филолог Л.Я. Гинзбург художественные поиски «митьков», которым по духу, а во многом и по судьбе близки и искания Григорьева) — тот идиотизм, что на разных уровнях стал результатом и выражением тоталитарной государственной системы.

Однако  под всеми григорьевскими масками угадывается ранимый, бесконечно обманывающийся и в то же время по-детски лукавый и «подначивающий» автор — ребенок и чудак. И здесь мы опять оказываемся внутри традиции: ведь еще с двадцатых годов одним из героев детской поэзии (в противовес «героям дня» и пионерскому оптимизму) становится чудак — человек, прежде всего в своем бытовом поведении противопоставленный обществу, существующий сам по себе, по своим, казалось бы, странным законам. Уже тогда детская поэзия зафиксировала значительное и, увы, перспективное общественное явление — чудачество как форму «внутренней эмиграции».

«Чудаки»  Григорьева выпали из поля зрения литературных чиновников.   Десять лет спустя, вышла его вторая книга «Витамин роста», которая также была раскритикована. Причиной начальственного гнева был вовсе не «черный юмор», в разряд которого были занесены эти стихи. Просто Григорьев, сам того не ведая, показал стереотип мышления апологетов тоталитарной системы и то, как легко и весело он разрушается.

«Персонажи  стихов Григорьева не имеют имен. И  в детстве, и во взрослости они  кличутся по фамилии. Фамилии подчеркнуто  массовые, рядовые, бесцветные: Клыков, Петров, Сизов... В детских стихах эти персонажи олицетворяют нелепый идиотизм школьной жизни.  
 
 

2. Мир детей и  взрослых в стихотворениях  О. Григорьева

Сборник стихотворений «Собаки и зеваки».

«Собаки и зеваки»

Информация о работе Григорьев О.Е. стихотворения для детей