Григорьев О.Е. стихотворения для детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 06:42, курсовая работа

Описание

Цель работы: Раскрыть идейное содержание и художественную особенность стихотворений для детей Григорьева, а также обнаружение в его стихотворениях проблем детей и взрослых (на примере сборника стихотворений «Собаки и зеваки»).
Исходя из цели исследования, поставлены следующие задачи:
- определить место стихотворений в творчестве писателя;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
ГЛАВА 1. Поэзия для детей и стихотворения О. Григорьева
.Жизнь и творчество О.Е. Григорьева.
ГЛАВА 2. Мир детей и взрослых в стихотворениях О. Григорьева
ГЛАВА 3. Лирический герой стихотворений О.Григорьева
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

курсовая (2).docx

— 41.98 Кб (Скачать документ)

На рынке подрались  собаки.

На драку сбежались  зеваки.

Чтобы к собакам  пробиться,

Стали кошелками  биться.

Так разодрались  зеваки,

Что разбежались  собаки.

Для  данного  стихотворения характерны:

-дольники:

На рынке подрались  собаки.

На драку сбежались  зеваки.

U-UU-UU-U

U-UU-UU-U

На рынке подрались  собаки.

На драку сбежались  зеваки.

Чтобы к собакам  пробиться,

Стали кошелками  биться.

-парный способ  рифмовки.

Рифма (собаки, зеваки): женская, точная, бедная грамматическая, простая.

В данном стихотворении  присутствуют три образа: собаки, зеваки и лирический герой. Каждый образ  можно охарактеризовать. Собаки- это обычные животные. Зеваки- это люди, которые пришли на рынок за покупками, но видя дерущихся собак, пробежали на них смотреть. Вследствие чего подрались и сами зеваки.

Лирический герой  сравнивает и оценивает дерущихся  собак и зевак.

Данное стихотворений  можно сравнить со стихотворением Маяковского «Хорошее отношение к лошадям».

В сложное для  России время, в период политического  перелома, в сложных социально-бытовых  условиях, русские поэты такие как Маяковский В.В. и Григорьев О.Е.  обращаются в своих произведениях к подлинным духовным ценностям, пишут о нравственности, морали, милосердии и сострадании. 

В.В. Маяковский в стихотворении «Хорошее отношение  к лошадям» размышляет о пороках  современного общества, недостатках  людей. Как и многие произведения поэта, это стихотворение имеет  сюжет: люди, увидев упавшую лошадь, продолжают заниматься своими делами, и исчезло сострадание, милосердное  отношение к беззащитному существу. И только лирический герой почувствовал «какую-то общую звериную тоску»: 

Лошадь, не надо.

Лошадь, слушайте –

Чего вы думаете, что вы их плоше?..

Знаменитая фраза  из поэтического произведения: «…все  мы немножко лошади», стала фразеологизмом. В жизни каждого человека наступает  такой период, когда он нуждается  в сочувствии, сострадании, поддержке. Стихотворение учит доброте, милосердию, человечности. Атмосферу трагического одиночества создают различные поэтические приемы. Самый распространенный среди них: прием звукописи (описание предмета передано через его звуковое сопровождение). В этом стихотворении подобранное сочетание звуков передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвякал», – стук лошадиных копыт:

Били копыта.

Пели будто:

– Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.

Нетрадиционное  сочетание слов используется поэтом для передачи изображаемого конфликта: «улица опрокинулась», «смеялся Кузнецкий», «улица скользила». Особая рифмовка поэтического стихотворения также способствует нагнетанию тягостной атмосферы одиночества живого существа – лошади в толпе зевак:

Лошадь на круп

Грохнулась,

И сразу

За зевакой  зевака,

Штаны пришедшие  Кузнецким клешить

Сгрудились,

Смех зазвенел и зазвякал:

– Лошадь упала!

Упала лошадь!

В.В. Маяковский использует в стихотворении различные  художественно-выразительные средства, которые создают особую атмосферу, делают изображаемую поэтическую картину  более яркой, выразительной. 

Например, метафора «льдом обута» передает восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны пришедшие Кузнецким клешить» раскрывает место и время действия стихотворения: торговые ряды Кузнецкого моста, особенно модным в то время было носить брюки-клеш. 

Описываемое потом  происшествие оставляет тягостное  впечатление у читателя, но финал  стихотворения оптимистичен, так  как в образе лирического героя  лошадь нашла сопереживающего человека: 

Может быть

– старая –

и не нуждалась  в няньке,

может быть, и  мысль ей моя казалось пошла,

только

лошадь

рванулась,

встала на ноги,

ржанула

и пошла.

Финал стихотворения  символичен: лошадь вспоминает детство  – самую беззаботную пору жизни, когда каждый мечтает о счастливом будущем, надеется на лучшую жизнь:

И все ей казалось –

Она жеребенок,

И стоило жить,

И работать стоило.

Стихотворения «собаки и зеваки» и «хорошее отношение к лошадям» подобны. В них присутствует некая злоба людей, которая просто уничтожает любое живое существо, будь то человек или животное. Данные стихотворения объединяют «зеваки».

Толковый словарьУшаковадает такое определение «зевакам».

Зевака- человек, праздно, с тупым любопытством на всё глазеющий, разиня, бездельник.

Зеваки в стихотворении  Григорьева злые, эгоистичные, любопытные. Они ради того, чтобы посмотреть на драку собак начали «биться кошелками», т.е сумками. Столько злости и любопытства было у этих зевак, что разодрались.

Зеваки в стихотворении  Маяковского также злы, насмешливы.  Они соревновались злобностью друг с другом. Их не волновали чувства  лошади в тот момент, им было смешно. Люди потеряли всякое сострадание, милосердие, понимание.

Таким образом, стихотворения «собаки и зеваки»  Григорьева и «хорошее отношение  к лошадям» Маяковского очень  похожи. Их объединяют злые, любопытные соглядатаи. В данных стихотворениях показан мир взрослых- мир непонимания, злобности.  
 

«Батон»

С длинным батоном  под мышкой

Из булочной шел мальчишка.

Следом с рыжей  бородкой

Пес семенил  короткий.

Мальчик не оборачивался,

И батон укорачивался.

Данному стихотворению  характерны:

Дольники:

С длинным батоном  под мышкой

Из булочной шел мальчишка.

-UU-UU-U

U-UU-U-U

С длинным батоном  под мышкой

Из булочной шел мальчишка.

Следом с рыжей  бородкой

Пес семенил  короткий.

парный способ рифмовки.

Рифма (мышкой, мальчишка): женская, точная, богатая, грамматическая, простая.

Данное стихотворение  можно сравнить со стихотворением «собаки  и зеваки». В этих стихотворениях противопоставлены два мира. Мир  детей- гармоничный, в котором дети дружат с собаками и мир взрослых,  где люди не могут дружить с собаками.  Рассматривая детский мир, мы видим, что мальчик спокойно шел с батоном, зная о том, что за ним идет собака и ест его . Мальчику было не жалко. Возможно, он испытывал сострадание к этой собаки и таким образом специально ее кормил. И собаке было хорошо и удобно. Таким образом между собакой и мальчиком существует гармония.

Напротив же во взрослом мире. Люди, ненавидя собак, и радуясь их драке, побежали на них смотреть, толкаясь, пробиваясь к ним.  Собаки разбежались, а зеваки разодрались.

«Пятнашки»

Мы с Сережей, Колей, Сашей

Бегали в пятнашки.

Руки выпачкали  сажей,

Пачкали рубашки.

В этом стихотворении  автор обращается к теме зла в мире детей, который противопоставляется миру взрослых. Аллегорией зла здесь выступает «сажа»- черная, злая.

Дети играют, пачкая друг друга сажей, но они это  делают не со зла. У них такая игра. Психологической грязи у детей  нет, в отличие от взрослых. Во взрослом мире в качестве грязи выступают:  ссоры, обиды, сплетни, лицемерие, оскорбление. Люди «пачкают» друг друга этой «грязью» нарочно, испытывая к человеку злость. Дети же играя, не задумываются об этом. Игра «пятнашки» для них добрая, без всякого замысла зла.

Данному стихотворению  характерны:

-дольники:

 Мы  с Сережей,  Колей, Сашей

Бегали в пятнашки

UU-U-U-U

-UU-UU

-перекрестный способ рифмовки.

Мы с Сережей, Колей, Сашей

Бегали в пятнашки.

Руки выпачкали  сажей,

Пачкали рубашки.

Рифма (Сашей, сажей): женская, точная, богатая, грамматическая, простая. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Лирический герой   стихотворений  О.Григорьева

«Если»

Если вы на качели сели,

А качели вас  не качали,

Если стали  кружиться качели

И вы с качелей  упали,

Значит вы сели не на качели,

Это ясно.

Значит вы сели на карусели,

Ну и прекрасно.

Для данного  стихотворения характерны: дольники, перекрестный способ рифмовки. Рифма: женская, точная, бедная, грамматическая, простая.

Стихотворение «если»- шуточное, игровое.

Лирический герой  стихотворения рассуждает  теоретически. Союз если ставится при каком- либо условии- если вы сели на карусели, а думали, что на качели, значит вы изначально думали не о качелях, а о каруселях.

Конечная сентенция  наполняется противоположностью. Например, человек, открывший свое дело по производству какай-либо продукции начинает процветать в своем деле, но потребитель отравился и бизнесмена посадили. Тогда вытекает несогласие с автором. Бизнесмен же не хотел изначально сесть в тюрьму.

Возможно Григорьев сопоставляет себя с лирическим героем стихотворения. Исходя из его биографии, можно сделать следующие доводы. Григорьев в ходе своего творческого пути был осужден за тунеядство, так как он не работал, а занимался поэзией. Тогда, исходя из этого, можно привести один пример, не противоречащий стихотворению Григорьева.  Олег Григорьев начиная писать стихотворения, прекрасно понимал, что не занимаясь физическим трудом, его могут арестовать. Тем не менее он продолжал творить свои шедевры. Вследствие этого его арестовали на два года.

Таким образом, это стихотворение имеет двоякий  смысл. 
 

«Велосипед»

Велосипед меня понес.

Понес куда-то под  откос.

Он там остался  без колес,

И дальше я его  понес.

Данному стихотворению  характерны: дольники, кольцевой способ рифмовки. Рифма: мужская, точная, богатая, грамматическая, простая.

Стихотворение «Велосипед» подобно притче, которая  рассказывает нам о жизни. В этой притче главным словом является «понес». Велосипед- это наша жизнь, которая  постоянно мчится и не стоит на месте. Мы надеемся на нее, но приходит время, когда нам нужно что-то менять в ней. Другими словами можно сказать «ремонтировать» ее.  И тогда нам приходится уже волей неволей взваливать ее на себя и нести, изменяя в ней что-либо, «ремонтируя» ее. 
 
 

Заключение.

    

   Свои  высокие задачи лирическая поэзия решает доступными ей одной средствами. Чувство  и мысль проявляются в ней  при помощи магии стихотворного  слова и ритма. Поэтому в лирической поэзии русский язык достигает совершенства, смысловой гибкости и музыкальной  свободы. Лирическое произведение изображает человека в отдельный момент его  жизни, и, чтобы передать многообразие чувств, охвативших его в данный момент, поэт создает  особый лирический характер, особый лирический образ, который  и становиться носителем этих чувств. 

   Внутренний  мир лирического героя раскрывается не через поступки и события, а  через душевное состояние в  этот момент.  При этом лирического  героя не следует отождествлять  с личностью автора, хотя между  ним и его «лирическим героем», конечно, существует  тесная взаимосвязь.

   Стихотворения учит доброте, милосердию, человечности. Атмосферу трагического одиночества создают различные поэтические приемы. Самый распространенный среди них: прием звукописи (описание предмета передано через его звуковое сопровождение).

Информация о работе Григорьев О.Е. стихотворения для детей