Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:32, курсовая работа
Готический роман, «черный роман», наполненный таинственными приключениями, мистикой возник изначально как реакция на миропонимание и эстетику европейского Просвещения. Такое название жанр получил в связи с особым интересом его авторов к готике Средневековья, то есть к представлению о мире как арене извечного борения Добра и Зла, небесного и земного , Бога и дьявола, а также благодаря условно-готическому обрамлению повествования, которое, как правило, разворачивается в
Введение.
«Страх - самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх - страх неведомого.»* - неоспоримый факт , который утверждает склонность человека испытывать интерес ко всему загадочному, необъяснимому и таинственному. Именно это свойство человеческой психики закрепило в читателях неиссякающую тягу к таинственному повествованию, к загадкам, мистике и даже ужасам.
Основываясь на этом, можно с уверенностью сказать, что литература, насыщенная космическим страхом, всегда будет существовать, развиваясь и привлекая к себе больше и больше людей (доказательством могут служить работы писателей, далёких от этого направления в литературе - Браунинг с его страшной поэмой "Чайльд Роланд"; Генри Джеймс - "Поворот винта" и др.)
В настоящей истории о сверхъестественном должна быть ощутимая атмосфера беспредельного и необъяснимого ужаса перед внешними и неведомыми силами. Важен не столько сам сюжет, сколько атмосфера, эмоциональность всего действия, создаваемые автором ради единственной цели – пробудить в читателе страх и трепет, а в лучшем случае – очевидный ужас от происходящих в произведении событий.
Очевидно, что «литература ужаса», будучи основана на такой первичном человеческом чувстве как страх, существовала с незапамятных времён. В давние времена её «эффект» усиливался ещё и тем, что вся жизнь людей основывалась на реглигии и всём божественном.
Космический ужас появляется в качестве составного элемента в самом раннем фольклоре всех народов, его легко увидеть в древних балладах, хрониках и священных писаниях. Он был непременным атрибутом продуманных колдовских ритуалов с вызыванием демонов и привидений. Необходимо помнить, что в давнюю эпоху вера в сверхъестественное не подвергалась сомнению ни среди образованных людей, ни среди необразованных.
«Мистическое
обязательно пробуждает страх. Это
чувство соприродно трепету, вызываемому
прикосновеньем к чему-то грозному,
загадочному и величественному,
что реально существует в мире.
Оно открывается человеку только
в миг озарений и
_________________________
*Говард Ф.Лавкрафт.//
«Сверхъестественный ужас в литературе»
Потрясений, когда он осознает, до чего самонадеянными были его верования, основанные на иллюзии власти над объясненной и укрощенной природой».*
С течением времени появлялись мрачные мифы и легенды, которые сохраняются в литературе о сверхъестественном по сей день, изменённые каким – либо образом в соответствии с нашим временем. Большинство из них взяты из древних устных источников. В семнадцатом и восемнадцатом столетиях мы видим все больше легенд и баллад подобного содержания; и все же они существуют изменёнными под вкусы и каноны благовоспитанной и принятой литературы. В большом количестве выпускаются дешевые книжки об ужасах и сверхъестественном, живой интерес к таким историям.
Однако довольно странно, что существующий так долго интерес к сверхъествественным видам повествования не дал толчок к появлению отдельного жанра в литературе. Возможно, причина кроется в том, что «мир потустороннего ужаса притягателен для сравнительно узкой аудитории, поскольку он требует от читателя вполне определенной способности к фантазиям и отстранению от обычной жизни. Сравнительно немногие в достаточной степени свободны от власти повседневности и способны отвечать на стук извне, поэтому вкус большинства в первую очередь удовлетворяют рассказы о банальных чувствах и событиях или о незамысловатых отклонениях в этих чувствах и событиях; и это правильно, наверное, поскольку банальности составляют большую часть человеческого опыта» **.
«Готическая литература» как признанная литературная форма появилась лишь в 18 веке.
1.Готический роман.
1.1.Истоки и развитие.
Готический роман, «черный роман», наполненный таинственными приключениями, мистикой возник изначально как реакция на миропонимание и эстетику европейского Просвещения. Такое название жанр получил в связи с особым интересом его авторов к готике Средневековья, то есть к представлению о мире как арене извечного борения Добра и Зла, небесного и земного , Бога и дьявола, а также благодаря условно-готическому обрамлению повествования, которое, как правило, разворачивается в
______________________________
* Зверев А. Храм Гекаты // Запретная книга
** Г.Ф. Лавкрафт. Ужас и сверхъестественное в литературе. Хребты безумия. М., 2006; С. 649
средневековых замках, монастырях, подземельях, что придает произведениям мрачный и загадочный, даже зловещий колорит. Жизнь героев готического романа (или «Романа ужасов») таинственна, загадочна и мистична. В их судьбы неизменно вмешиваются потусторонние силы, влияющие на события и их исход.
Принято считать,
что родоначальником
К концу 18 столетия готический роман утвердился как литературный жанр. Произведения в этом жанре стали появляться с невероятной быстротой; однако подобное множество отрицательно сказалось на качестве произведений и оригинальности их содержания и повествования.
Жанр готики расцвёл в начале 19 века благодаря новым писателям, рушившим каноны, созданные «Замком Отранто» Уоллпола. Теперь всё чаще отрицательный герой являлся центральным, события и сопутствующие мистические факты стали более натуральными. Также предпринимаются довольно удачные попытки совмещения сверхъестественного ужаса с детективными нотами (Эдгар Алан По «Убийства на улице Морг»).
В конце века в связи с новыми открытиями в области науки, а в большей степени – психологии, жанр снова получил мощный толчок к развитию. Писатели стремились описать страхи современности, используя старые штампы. Что происходило и в начале 20 века ( на примере рассказов Лавкрафта, где писатель придумывает собирательные образы общества, вступившего на новую ступень технического прогресса и удручённого событиями Мировой войны.)
Среди литературоведов существует мнение, что интерес к литературе данного жанра вырастает в переломные моменты истории. «Достаточно вспомнить, что деятельность Говарда Филлипса Лавкрафта - отца жанра "хоррор" XX-го века - приходилась как раз на время "великой депрессии" в Америке. Потом его творчество было основательно позабыто и лишь ближе к концу века вновь получило известность»*.
Объяснением может служить тот факт, что в переломные моменты люди особенно отчётливо замечают несовершенство мира. Страх перед непознанным, новым и
________________________
* Малахов О. // Литература ужасов 2000г.
непривычным не даёт людям покоя. А писатели в свою очередь превносят в литературу страхи своей современности, искажая принятые и установившиеся каноны. Этим можно объяснить такое стремительное развитие жанра готической литературы в то время.
1.2. Каноны готического романа.
Основным принципом такого романа можно считать то, что он «наполнен таинственными мистическими событиями, приключениями, его центральный герой – демоническая личность, наделённая сверхъестественными способностями. В основе сюжета, как правило, загадочное преступление.»*
Готические романисты обращались к мистификации обыденного, совмещая строгую логику развития сюжетных линий и неопределённость предромантических веяний. Готику часто называют черной романтикой, что, возможно, связано с ее непосредственной близостью к предромантизму. Обращение к старине, фольклору, мистификации – все это сближает их.
Атмосфера в произведениях готической литературы мрачная, давящая, «депрессивная». События таких рассказов часто ложатся в основу фильмов ужасов.
Готический роман привлекает читателя тем, что он дарит читателю приятное ощущение ужаса. Зачастую сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Завязка конфликта, как правило, происходит в прошлом. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные тайны, тоже раскрываемые в финале.
Сюжет ранних готических
романов схож. Как правило, злой властный
тиран, совершивший грех в прошлом,
проживает жизнь порочную и пустую,
в постоянном страхе того, что его
прошлое откроется людям. Молодой
герой появляется во владениях злодея,
и тиран всеми силами пытается от него
избавиться. Наравне с юным героем, центральным
персонажем так же является красивая,
милая, скромная девушка. В итоге антигерой
отмщён, а истинная любовь побеждает, в
финале положительные герои вознаграждаются
семейным счастьем, богатством и положением
в обществе. Такие
________________________
* Современная иллюстрированная энциклопедия.» //Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2006.
каноны были продиктованы Уолполом многим его последователям.
В большинстве готических романов местом действия служит замок или монастырь – древний, заброшенный, со своими загадками и тайнами. «Специфическая сюжетность замка»* создана за счёт его особой истории, памяти о поколениях, живших там многие века назад, картинных галерей, фамильных архивов. Атмосфера страха и ужаса окутывает повествование; этому способствуют постоянные упоминания о завываниях ветра, дремучих лесах, могилах, безлюдных пустошах. Образ замка создаёт особый хронотоп готического романа.
В своей книге «Потусторонний омнибус » Монтегю Саммерс выделяет следующие типы потусторонних явлений, встречающихся на страницах готических романов: «потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание.»
Так же в монографии «Готический поиск» Саммерс сравнивает готический роман с классическим и выводит цепь знаковых символов: замок – дом (особняк); пещера – беседка; стон – вздох; монах – старый слуга; ведьма – старая экономка.
Эдит Биркхед в своей монографии «История ужаса: Исследования готического романа» впервые попыталась разделить этот жанр на поджанры. Её классификация выглядит следующим образом:
Также, по мнению многих исследователей, некое отношение к готике, как литературному жанру, имеют произведения в жанре «чёрный юмор» и «святочный рассказ» ( особо популярен был в 18 – 19 в.)
_______________________
* Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике.
2. Гораций Уолпол.
Гораций (Хорас) Уолпол – основатель жанра готического романа.
Он родился в семье премьер – министра 24 сентября 1717 года. Будучи молодым аристократом, Уолпол получил достойное образование сначала в колледже Итоне, затем – в Кембриджском Университете, завершив своё обучение путешествием по Европе – Франции, Швейцарии, Италии.
Вернувшись, Хорас Уолпол попадает в парламент, где становится представителем партии вигов.
В 1747 г. Молодой граф Уолпол приобретает небольшое имение на берегу Темзы. Он перестраивает его в соответствии со своим вкусом, «маленьким готическим замком» и называет имение «Строберри-хилл». Живя в своём имении уединённо, Уолпол собрал одну из самых крупных в Англии художественных галерей.
В 1791 г. , не имея
наследников, Уолпол передаёт свой титул
племяннику и в возрасте восьмидесяти
лет ( 1797 г.) умирает в собственном
доме.
3. Замок Отранто.
Впервые роман
был выпущен в свет под видом
перевода с итальянского. Возможно,
Уолпол испытывал страх или
Гораций Уолпол рассматривает свой роман как попытку соединить два типа романов – старинного и современного, фантастического и реального. «..в "Замке Отранто" он стремился соединить рассказ о невероятных событиях" и величавую манеру повествования, свойственную старинным рыцарским романам, с тем тщательным изображением персонажей и борьбе чувств и страстей, которое отличает или должно отличать роман нового времени... Эта фантастическая повесть по справедливости была оценена не только как первая и удачная попытка создать некий новый литературный жанр, но и как одно из образцов произведений нашей развлекательной прозы».*
Информация о работе Истоия и концепция готический романа на примере романа Уолполла "Замок Отранто"