Истоия и концепция готический романа на примере романа Уолполла "Замок Отранто"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:32, курсовая работа

Описание

Готический роман, «черный роман», наполненный таинственными приключениями, мистикой возник изначально как реакция на миропонимание и эстетику европейского Просвещения. Такое название жанр получил в связи с особым интересом его авторов к готике Средневековья, то есть к представлению о мире как арене извечного борения Добра и Зла, небесного и земного , Бога и дьявола, а также благодаря условно-готическому обрамлению повествования, которое, как правило, разворачивается в

Работа состоит из  1 файл

курсовик.doc

— 86.50 Кб (Скачать документ)

Введение.

«Страх - самое  древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый  сильный страх - страх неведомого.»* - неоспоримый факт , который утверждает склонность человека испытывать интерес  ко всему загадочному, необъяснимому  и таинственному. Именно это свойство  человеческой психики закрепило в  читателях неиссякающую тягу к таинственному повествованию, к загадкам, мистике и даже ужасам.

Основываясь на этом, можно с уверенностью сказать, что литература, насыщенная космическим  страхом, всегда будет существовать, развиваясь и привлекая к себе больше и больше людей (доказательством могут служить работы писателей, далёких от этого направления в литературе - Браунинг с его страшной поэмой "Чайльд Роланд"; Генри Джеймс - "Поворот винта" и др.)

В настоящей истории о сверхъестественном должна быть ощутимая атмосфера беспредельного и необъяснимого ужаса перед внешними и неведомыми силами. Важен не столько сам сюжет, сколько атмосфера, эмоциональность всего действия, создаваемые автором ради единственной цели – пробудить в читателе страх и трепет, а в лучшем случае – очевидный ужас от происходящих в произведении событий.

Очевидно, что  «литература ужаса»,  будучи основана на такой первичном человеческом чувстве как страх, существовала с незапамятных времён. В давние времена её «эффект» усиливался ещё и тем, что вся жизнь людей основывалась на реглигии и всём божественном.

Космический ужас появляется в качестве составного элемента в самом раннем фольклоре всех народов, его легко увидеть в  древних балладах, хрониках и священных писаниях. Он был непременным атрибутом продуманных колдовских ритуалов с вызыванием демонов и привидений. Необходимо помнить, что в давнюю эпоху вера в сверхъестественное не подвергалась сомнению ни среди образованных людей, ни среди необразованных.

«Мистическое  обязательно пробуждает страх. Это  чувство соприродно трепету, вызываемому  прикосновеньем к чему-то грозному, загадочному и величественному, что реально существует в мире. Оно открывается человеку только в миг озарений и 

_________________________

 *Говард Ф.Лавкрафт.// «Сверхъестественный ужас в литературе» 

Потрясений, когда  он осознает, до чего самонадеянными были его верования, основанные на иллюзии  власти над объясненной и укрощенной природой».*

С течением времени  появлялись мрачные мифы и легенды, которые сохраняются в литературе о сверхъестественном по сей день, изменённые каким – либо образом в соответствии с нашим временем. Большинство из них взяты из древних устных источников. В семнадцатом и восемнадцатом столетиях мы видим все больше легенд и баллад подобного  содержания; и все же они существуют изменёнными под вкусы и каноны  благовоспитанной и принятой литературы. В большом количестве выпускаются дешевые книжки об ужасах и сверхъестественном, живой интерес к таким историям.

Однако довольно странно, что существующий так долго  интерес к сверхъествественным  видам повествования не дал толчок к появлению отдельного жанра  в литературе. Возможно, причина кроется в том, что «мир потустороннего ужаса притягателен для сравнительно узкой аудитории, поскольку он требует от читателя вполне определенной способности к фантазиям и отстранению от обычной жизни. Сравнительно немногие в достаточной степени свободны от власти повседневности и способны отвечать на стук извне, поэтому вкус большинства в первую очередь удовлетворяют рассказы о банальных чувствах и событиях или о незамысловатых отклонениях в этих чувствах и событиях; и это правильно, наверное, поскольку банальности составляют большую часть человеческого опыта» **.

«Готическая литература» как признанная литературная форма появилась лишь в 18 веке.

1.Готический  роман.

1.1.Истоки  и развитие.

Готический роман, «черный роман», наполненный таинственными  приключениями, мистикой  возник изначально как реакция на миропонимание и эстетику европейского Просвещения. Такое название жанр получил в связи с особым интересом его авторов к готике Средневековья, то есть к представлению о мире как арене извечного борения Добра и Зла, небесного и земного , Бога и дьявола,  а также благодаря условно-готическому обрамлению повествования, которое, как правило, разворачивается в

_________________________________

* Зверев А.  Храм Гекаты // Запретная книга

** Г.Ф. Лавкрафт. Ужас и сверхъестественное в  литературе. Хребты безумия.  М., 2006; С. 649

средневековых замках, монастырях, подземельях, что придает произведениям мрачный и загадочный, даже зловещий колорит. Жизнь героев готического романа (или «Романа ужасов») таинственна, загадочна и мистична. В их судьбы неизменно вмешиваются потусторонние силы, влияющие на события и их исход.

Принято считать, что родоначальником готического  романа является Хорас Уолпол, написавший готическую повесть «Замок Отранто» (1746). Позже его дело продолжили А. Радклифф, Ш. Смит, М. Льюис, Ч.Р. Мэтьюрин,   М. Шелли и Б. Стокер. В жанре готики отметились и многие знаменитые писатели: Байрон,  Готорн,  Гофман,  Гюго,  Мериме,  Уайльд и др..

К концу 18 столетия готический роман утвердился как  литературный жанр. Произведения в  этом жанре стали появляться с  невероятной быстротой; однако подобное множество отрицательно сказалось на качестве произведений и оригинальности их содержания и повествования.

Жанр готики расцвёл в начале 19 века благодаря  новым писателям, рушившим каноны, созданные «Замком Отранто» Уоллпола. Теперь всё чаще отрицательный герой являлся центральным, события и сопутствующие мистические факты стали более натуральными. Также предпринимаются довольно удачные попытки совмещения сверхъестественного ужаса с детективными нотами (Эдгар Алан По «Убийства на улице Морг»).

В конце века в связи с новыми открытиями в  области науки, а в большей  степени – психологии, жанр  снова  получил мощный толчок к развитию. Писатели стремились описать страхи современности, используя старые штампы. Что происходило и в начале 20 века ( на примере рассказов Лавкрафта, где писатель придумывает собирательные образы общества, вступившего на новую ступень технического прогресса и удручённого событиями Мировой войны.)

Среди литературоведов  существует мнение, что интерес к  литературе данного жанра вырастает в переломные моменты истории. «Достаточно вспомнить, что деятельность Говарда Филлипса Лавкрафта - отца жанра "хоррор" XX-го века - приходилась как раз на время "великой депрессии" в Америке. Потом его творчество было основательно позабыто и лишь ближе к концу века вновь получило известность»*.

Объяснением может  служить тот факт, что в переломные моменты люди особенно отчётливо замечают несовершенство мира. Страх перед непознанным, новым и

________________________

* Малахов О.  // Литература ужасов  2000г.

непривычным не даёт людям покоя. А писатели в  свою очередь превносят в литературу страхи своей современности, искажая принятые и установившиеся каноны. Этим можно объяснить такое стремительное развитие жанра готической литературы в то время.

1.2. Каноны готического  романа.

Основным принципом  такого романа можно считать то, что он «наполнен таинственными мистическими событиями, приключениями, его центральный герой – демоническая личность, наделённая сверхъестественными способностями. В основе сюжета, как правило, загадочное преступление.»*

Готические романисты  обращались к мистификации обыденного, совмещая строгую логику развития сюжетных линий и неопределённость предромантических  веяний. Готику часто называют черной романтикой, что, возможно, связано с ее непосредственной близостью к предромантизму. Обращение к старине, фольклору, мистификации – все это сближает их.

Атмосфера в  произведениях готической литературы мрачная, давящая, «депрессивная». События  таких рассказов часто ложатся  в основу фильмов ужасов.

Готический роман привлекает читателя тем, что он дарит читателю приятное ощущение ужаса. Зачастую сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Завязка конфликта, как правило, происходит в прошлом. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные тайны, тоже раскрываемые в финале.

Сюжет ранних готических романов схож. Как правило, злой властный тиран, совершивший грех в прошлом, проживает жизнь порочную и пустую, в постоянном страхе того, что его  прошлое откроется людям. Молодой  герой появляется во владениях злодея, и тиран всеми силами пытается от него избавиться. Наравне с юным героем, центральным персонажем так же является красивая, милая, скромная девушка. В итоге антигерой отмщён, а истинная любовь побеждает, в финале положительные герои вознаграждаются семейным счастьем, богатством и положением в обществе. Такие  

________________________

* Современная иллюстрированная энциклопедия.» //Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2006.

каноны были продиктованы Уолполом многим его последователям.

В большинстве  готических романов местом действия служит замок или монастырь – древний, заброшенный, со своими загадками и тайнами. «Специфическая сюжетность замка»*  создана за счёт его особой истории, памяти о поколениях, живших там многие века назад, картинных галерей, фамильных архивов. Атмосфера страха и ужаса окутывает повествование; этому способствуют постоянные упоминания о завываниях ветра, дремучих лесах, могилах, безлюдных пустошах. Образ замка создаёт особый хронотоп готического романа.

В своей книге  «Потусторонний омнибус » Монтегю Саммерс выделяет следующие типы потусторонних явлений, встречающихся на страницах готических романов: «потусторонние силы и посещение со злой целью, явление призрака и странная болезнь, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание.» 

Так же в монографии «Готический поиск» Саммерс сравнивает готический роман с классическим и выводит цепь знаковых символов: замок – дом (особняк); пещера –  беседка; стон – вздох; монах – старый слуга; ведьма – старая экономка.

Эдит Биркхед  в своей монографии «История ужаса: Исследования готического романа»  впервые попыталась разделить этот жанр на поджанры. Её классификация  выглядит следующим образом:

    1. Готический роман (Хорэс Уолпол, Клара Рив, Мэри Шелли, Анна Летиция Барбальд)
    2. Роман напряжения и необъяснимой тревоги (Анна Радклиф)
    3. Роман ужаса (Мэтью Грегори Льюис, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Чарлз Мэтьюрин)
    4. . Восточная повесть ужаса (Уильям Бекфорд)
    5. Сатира на роман ужаса (Джейн Остин, Томас Лав Пикок)
    6. Короткая повесть ужаса (лорд Булвер – Литтон, Мэри Шелли).

Также, по мнению многих  исследователей, некое отношение  к готике, как литературному жанру, имеют произведения в жанре «чёрный  юмор» и «святочный рассказ» ( особо  популярен был в 18 – 19 в.)

_______________________

* Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике.

2. Гораций Уолпол.

Гораций (Хорас) Уолпол – основатель жанра готического  романа.

Он родился  в семье премьер – министра 24 сентября 1717 года. Будучи молодым аристократом, Уолпол получил достойное образование сначала в колледже Итоне, затем – в Кембриджском Университете, завершив своё обучение путешествием по Европе – Франции, Швейцарии, Италии.

Вернувшись, Хорас  Уолпол попадает в парламент, где  становится представителем партии вигов.

В 1747 г. Молодой  граф Уолпол приобретает небольшое имение на берегу Темзы. Он перестраивает его в соответствии со своим вкусом, «маленьким готическим замком» и называет имение «Строберри-хилл». Живя в своём имении уединённо, Уолпол собрал одну из самых крупных в Англии художественных галерей.

В 1791 г. , не имея наследников, Уолпол передаёт свой титул  племяннику и в возрасте восьмидесяти лет ( 1797 г.) умирает в собственном доме. 

3. Замок Отранто.

Впервые роман  был выпущен в свет под видом  перевода с итальянского. Возможно, Уолпол испытывал страх или неуверенность  в отношении принятия романа в  обществе. Однако спустя некоторое  время автор отказался от инкогнито  и сообщил о своём авторстве. Роман стал очень популярен, хотя нашлись и отрицательно настроенные критики.

Гораций Уолпол рассматривает свой роман как  попытку соединить два типа романов  – старинного и современного, фантастического  и реального.  «..в "Замке Отранто" он стремился соединить рассказ о невероятных событиях" и величавую манеру повествования, свойственную старинным рыцарским романам, с тем тщательным изображением персонажей и борьбе чувств и страстей, которое отличает или должно отличать роман нового времени... Эта фантастическая повесть по справедливости была оценена не только как первая и удачная попытка создать некий новый литературный жанр, но и как одно из образцов произведений нашей развлекательной прозы».*

Информация о работе Истоия и концепция готический романа на примере романа Уолполла "Замок Отранто"