Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:32, курсовая работа
Готический роман, «черный роман», наполненный таинственными приключениями, мистикой возник изначально как реакция на миропонимание и эстетику европейского Просвещения. Такое название жанр получил в связи с особым интересом его авторов к готике Средневековья, то есть к представлению о мире как арене извечного борения Добра и Зла, небесного и земного , Бога и дьявола, а также благодаря условно-готическому обрамлению повествования, которое, как правило, разворачивается в
____________________________
*В. Скотт // О «Замке Отранто».
Начало романа стремительно : гигантский шлем с перьями, похожий на шлем мраморной статуи Альфонсо в его усыпальнице, падает посреди замкового двора и убивает Конрада в день его свадьбы с Изабеллой. Дальше чудеса следуют за чудесами. В одной из комнат замка появляются закованные в железо исполинские рука и нога, принадлежащие неведомому рыцарю; портрет Рикардо сходит со стены чтобы помешать своему внуку Манфреду преследовать юную Изабеллу; из носа каменной статуи падают кровавые капли, когда потомок Альфонсо приходит в часовню для разговора с дочерью Мадфреда; удар грома рушит замок и колоссальная фигура Альфонсо в доспехах поднимается из руин. Повествование завершается свадьбой Изабеллы и Теодора – законным наследником Альфонсо. Манфред, раскаявшись во всех своих грехах ( в том числе убийство по ошибке собственной дочери), отправляется в монастырь, его жена Ипполита ищет утешения в соседнем монастыре.
Главное художественное значение в романе имеет сам средневековый замок. Он «пугает своей древностью, огромный и путаный, с разрушенными крылами, промозглыми коридорами, страшными тайными катакомбами, с плеядой привидений и жуткими легендами, …он представляет собой ядро страха и демонического ужаса». Герои как бы заключены в его стены, которые давят своей массивностью и создают ещё более мрачную и напряжённую атмосферу. Изабелла во время своего бегства из замка, спасаясь от необузданной ярости Манфреда, минует потайной ход и попадает в подземелье, напоминающее лабиринт с низкими сводчатыми потолками и запутанными коридорами. Чтобы придать повествованию ещё большую неопределённость и опасность автор использует игру света и шумы – «пугающее безмолвие царило во всех этих подземных помещениях», «порывы ветра сотрясали .. раскрытые двери», «по мрачному лабиринту прокатывалось многократное эхо», «внезапный порыв ветра .. загасил светильник , и она осталась в полной темноте». Всё это помогает автору обратить всё настроение в характерно готическое.
Особую роль в «Замке Отранто» играет фантастика. Она выполняет многообразные и чрезвычайно ответственные функции: она служит средством испытания характера героя, играет роль своеобразного «закулисного режиссера», направляющего ход событий и, наконец, способствует созданию готического колорита в романе, воспроизведению нравов Средневековья, когда широко была распространена вера во всевозможные чудеса. Уолпол «стремился соединить рассказ о невероятных событиях и величавую манеру повествования, свойственную старинным рыцарским романам, с тем тщательным
изображением персонажей и борьбы чувств и страстей, которые отличает или должно отличать роман нового времени».*
В каком – то смысле можно даже утверждать, что «реальное» в романе ( герои, их поступки, события) служит как бы рамкой для сверхъестественного, что является ядром всего повествования. Уолпол, как говорит Скотт , обладал «немалой учёностью, незаурядным воображением и недюжинным дарованием », чтобы читатель не просто следил за событиями романа, не просто чувствовал страх или волнение, а полностью погружался в атмосферу средневековья, в ту эпоху, когда люди были суеверны и верили во все чудеса и небылицы, волнующие их воображение. По замыслу автора читатель должен был уподобиться человеку этого времени, почувствовать незащищённость от всевышних непонятных ему сил.
Для достижения этой цели автор также наделяет своих персонажей не индивидуальными характерами, а скорее отдельными обобщёнными типами. Это помогает более обширно захватить общественные нравы и обычаи, пропуская какие – то отличительные штрихи в характере каждого конкретного человека; настроить читателя на лад средневековой эпохи во всей её полноте.
Таким образом, в лице Манфреда мы видим типичного феодального тирана – отважного, сильного, властного, чувствующего своё превосходство над другими и зачастую проявляющий коварство и честолюбие. Однако в его персонаже мы видим и другую сторону – особенно это начинает проявляться ближе к концу повести – когда его гордыня постепенно иссякает и теряется надежда на продолжение рода. В противопоставление этому персонажу созданы Ипполита и монах – честные, правильные во всём. Теодор и Матильда – типичные персонажи готического романа – юные, прекрасные и внешне, и внутренне.
Единственным отступлением от канонов рыцарства и благородства является свадьба Теодора и Изабеллы – ведь юноша любил Матильду, и это противоречит принятым законам в романтическом произведении. Хотя, на мой взгляд, данный поворот событий (как и внезапная смерть главной героини) придают повествованию ещё большую трагичность; которая, в свою очередь, тесно связана с романтикой в современной интерпретации этого понятия.
_________________________
* В. Скотт // «О Замке Отранто».
Также следует уделить внимание языку, которым написан роман. Уолпол пишет правильным чистым английским языком ( хоть по нынешним меркам весьма старомодным) , избегая в то же время нагромождения слов и средств. В повествовании нет длинных, развёрнутых описаний природы ( что часто встречается у Рэдклифф – в её произведениях они довольно часты и, как правило, приукрашены). Определённо, роман выигрывает от этого, ведь читатель не вынужден утруждать себя прочтением длинных абзацев с описанием того, что имеет мало значения для сюжета.
Писатель «компенсирует» отсутствие пышных описательных частей построением диалогов между героями. В частности, большую роль играет манера разговора. Интересен тот факт, что Уолпол опять же не загромождает их речи сложными старинными словечками, которые уже вышли из употребления и могут быть непонятны читателю. Автор очень искусно соединяет современный язык с «рыцарскими» штрихами стиля речи, что опять же помогает создать атмосферу незапамятных времён, рыцарства и средневековья.
Также интересно различие в разговоре персонажей благородных кровей и слуг. Речь Матильды, например, очень красочна и правильна,– сразу можно сделать вывод, что она из богатой семьи. Слуги же говорят простым языком, их речи выдержаны в комическом бытовом тоне.
Однако следует заметить, что многие критики довольно отрицательно отзываются о «Замке Отранто». Так, Биркхед пишет: « Повествование - скучное, манерное, малодраматическое - могло бы быть лучше, если бы не отрывистый и приземленный стиль, чья манерная оживленность мешает созданию настоящей атмосферы ужаса… эта история, ходульная и лишенная настоящего космического ужаса, который составляет главную часть литературы о сверхъестественном.»
Однако критик
признаёт, что основным достоинством
этого произведения является
не красочные события, не
Заключение.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что «Замок Отранто» является романом, проложившим путь новому литературному жанру – готическому роману. За Хорасом Уолполом остаётся заслуга первооткрывателя этого направления. Потому, закрывая глаза на немногие недостатки этого произведения, в целом роман заслуживает высоких похвал. Писателю удалось создать атмосферу феодальных, рыцарских времён, удачно соединить сверхъестественное и обыденное, выдержать строгий и простой стиль всего повествования.
Мне кажется, актуальность созданной Уолполом темы готики в литературе будет всегда. Ведь человеку свойственно стремиться к неизведанному и пытаться объяснить необъяснимое. Все рассказы, повести и романы на тему готики, мистики, волшебства воплощают потребность человека верить во что – то, чего не понять разумом, во что-то высшее, такое чарующее и будоражащее воображение. Готическая литература – противовес будничной жизни, скептицизму человека.
Популярность
данного направления
Как пишет Дрейк
в альманахе «Литературные досуги» : «
Из всевозможных видов суеверия, влияние
которых в любой век испытывает на себе
человеческий ум, ни один, кажется, не воздействует
так сильно на человеческую психику, как
готика… Даже самый просвещенный ум, свободный
от малейшего налета суеверий, невольно
признает над собой ее власть . »
Список литературы.
1. Говард Ф.Лавкрафт. «Сверхъестественный ужас в литературе»
(перевод Л. Володарской)
2. Зверев А. «Храм Гекаты» - предисловие к книгам «Зов Ктулху»
(2000) и «По ту сторону сна» (2001)
3. Малахов О. «Литература ужасов» 2000г
(http://www.horrormaker.narod.
4. Современная иллюстрированная энциклопедия.»
Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2006
5. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике.
6. В. Скотт О Замке Отранто.
(Перевод с английского В. Е. Шора)1967г.
7. Н. Дрейк журнал «Литературный досуг».
8. Биркхед Э. История ужаса: Исследование готического романа.1921
9. Т. Приданникова «Готический роман – что это такое?» 1991
10. Дом с призраками.
Английские готические
11. материал из Википедии – свободной энциклопедии.
Информация о работе Истоия и концепция готический романа на примере романа Уолполла "Замок Отранто"