История Европейской драматургии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 20:12, лекция

Описание

Как известно, рождение драмы как рода литературы связано с обрядовыми играми, которые посвящались богам-покровителям земледелия. Из обрядовых игр и песен в честь Диониса выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия, названная так по хору, состоявшему из сатиров.
Трагедия отражала серьезную сторону дионисийского культа, комедия — карнавальную.

Работа состоит из  1 файл

Тема 2.1.1.doc

— 66.50 Кб (Скачать документ)

Тема 2.1. История  Европейской драматургии

  1. Античная драматургия

 

Как известно, рождение драмы  как рода литературы связано с  обрядовыми играми, которые посвящались  богам-покровителям земледелия. Из обрядовых  игр и песен в честь Диониса  выросли три жанра древнегреческой драмы: трагедия, комедия и сатировская комедия, названная так по хору, состоявшему из сатиров.

Трагедия отражала серьезную  сторону дионисийского культа, комедия  — карнавальную. Сатировская драма  представлялась средним жанром. Веселый  игровой характер и счастливый конец определили ее место на праздниках в честь Диониса: сатировскую драму ставили как заключение к представлению трагедий. Трагедия, по словам Аристотеля, брала начало от запевал дифирамба, комедия — от запевал фаллических песен, т.е. песен, в которых прославлялись плодоносящие силы природы. К диалогу, который вели эти запевалы с хором, примешивались элементы игры актеров.

Можно сказать, что ранняя греческая трагедия была своеобразным диалогом между актером и хором  и по форме напоминала скорее кантату. При этом, хотя главную роль играл хор, актер с самого своего появления стал носителем действенного, энергичного начала.

В комедии гораздо  шире, чем в трагедии, к мифологическим мотивам примешивались житейские, которые постепенно стали преобладающими или даже единственными, хотя в целом комедия, по-прежнему, считалась посвященной Дионису. Так, во время комедии стали разыгрываться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содержания. Эти импровизированные сценки представляли собой элементарную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в переводе значит «подражание», «воспроизведение», а исполнители этих сценок также назывались мимами). Героями мимов были традиционные маски народного театра: базарный воришка, ученый-шарлатан, простак, дурачащий всех, и т.д. Песни комоса и мимы — это главные истоки древней аттической комедии.

Впервые основные литературно-теоретические  принципы драмы были выражены греческим философом Аристотелем (384–322 гг. до н.э.) в его трактате «Поэтика».

Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искусство

достигло в творчестве трех великих трагиков V в. до н. э. —  Эсхила, Софокла, Еврипида. Одновременно с ними писали и другие драматурги. Однако до нас дошли только небольшие  отрывки их произведений, а в некоторых случаях — лишь имена и скудные сведения.

Творчество ЭСХИЛА связано с эпохой становления Афинского демократического государства. Это государство формировалось в период греко-персидских войн, которые велись с небольшими перерывами с 500 до 449 г. до н.э. и носили для греческих государств-полисов освободительный характер.

Эсхил написал около 90 трагедий и сатировских драм. Становился победителем драматических состязаний 13 раз. До нас дошли полностью  только семь трагедий: Персы» (472), «Семеро против Фив» (467), трилогия «Орестея» (458) «Агамемнон», «Хоэфоры» («Совершающие надгробное возлияние»), «Эвмениды», «Молящие» (дата написания и постановки неизвестна), «Прометей прикованный» (дата написания и постановки неизвестна). Из других произведений сохранились небольшие отрывки.

Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени, те огромные сдвиги в социально-экономической  и культурной жизни, которые

были вызваны крушением  родового строя и становлением афинской рабовладельческой демократии.

Мировоззрение Эсхила в  основе своей было религиозно-мифологическим. Он верил, что существует извечный миропорядок, который подчиняется действию закона мировой справедливости. Человек, нарушивший справедливый порядок, будет наказан  богами, и равновесие восстановится. Идея неотвратимости возмездия и торжества справедливости проходит через все трагедии Эсхила. Герой его трагедий — самостоятельный в своем поведении и ответственный за свои поступки человек. Эсхила, пытавшегося этот первозданный хаос вражды привести к всеобщему знаменателю мира и справедливости. За «Прикованным Прометеем» последовала трагедия «Освобождаемый Прометей», которая не дошла до нас. Но даже скудные свидетельства о ней говорят, что не бунт, пусть осмысленный, но от того не менее губительный, был специальностью воина Эсхила. Напротив, его навязчивой идеей было примирение, взаимное покаяние, взаимное отрезвление, взаимное понимание. Еще одно бесспорное доказательство тому — «Орестея», единственная не в обломках, а в первозданной целостности дошедшая до нас драматическая триера, единственное не через вторые руки запечатленное свидетельство гармоничного развития эллинской мысли. Три ряда персонажей влекут зрителя к единой цели и единой сокровенной мысли: Пелопово проклятье (проклятие всечеловеческое — цепная реакция подлых убийств и пошлой мести за них) должно быть сломлено терпеливой и властной рукой богов. Неужели только дойдя до самого чудовищного преступления — матере-убийства человек будет образумлен богами? Неужели только тогда кровавые древние богини первобытного мщения Эринии сменят слепой гнев на зрячую милость? Так или иначе, но предел этим злодеяниям должен быть положен. «Делить любовь — удел мой, не вражду»,— так, устами Антигоны, позже сказал Софокл, побеждавший Эсхила в поэтических агонах, бывавший побеждаем им и, в конечном счете, примиренный с марафонским героем в веках.

Эсхил верил в судьбу (рок). Однако к этому традиционному  мировосприятию примешиваются и  новые взгляды, порожденные развивающейся  афинской демократией. Так, герои Эсхила — не безвольные существа, безоговорочно выполняющие волю божества: человек у него наделен свободным разумом, мыслит и действует вполне самостоятельно. Почти перед каждым героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения (коллизия). Моральная ответственность человека за свои поступки — вот одна из основных тем трагедий драматурга. Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возможность более глубокой разработки трагического конфликта, усилил действенную сторону театрального представления. Это был настоящий переворот в театре: вместо старой трагедии, где партии единственного актера и хора заполняли всю пьесу, родилась новая трагедия, в которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и сами непосредственно мотивируют свои действия.

Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняет следы близости к дифирамбу, где партии запевалы перемежались с партиями хора.

Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога, в котором  содержится завязка действия. Затем  следует парод — песня, которую исполняет хор, вступая на орхестру. Далее идет чередование писодиев (диалогических частей, исполняемых актерами, иногда при участии хора) и стасимов (песен хора). Заключительная часть трагедии называется эксодом — песней, исполняя которую хор покидает сцену. В трагедиях встречаются также гипорхема (радостная песня хора, звучащая, как правило, в кульминационный момент, перед катастрофой), коммосы (совместные песни-плачи героев и хора), монологи героев.

Обычно трагедия состояла из 3–4 эписодиев  и такого же количества

стасимов. Стасимы разделяются  на отдельные части-строфы и антистрофы,

строго соответствующие по структуре  одна другой. При исполнении строф  и

антистроф хор двигался по орхестре то в одну, то в другую сторону. Строфа

и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном и том же размере, а новые строфа и антистрофа — в другом. Таких пар в стасиме бывает несколько; их замыкает общий эпод (заключение). Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флейты. Кроме того, они нередко сопровождались танцами.

Творчество Эсхила оказало  заметное влияние на развитие мировой  поэзии и драматургии. Некоторые  трагедии Эсхила послужили прототипом для произведений Энния, Акция, Сенеки.

СОФОКЛ (496(7)–406 гг. до н.э.) происходил из зажиточной семьи

владельца оружейной мастерской и получил хорошее образование. Его одаренность проявилась уже в раннем возрасте: с шестнадцати лет он руководил хором юношей, прославлявшем саламинскую победу, а позже сам выступал как актер в собственных трагедиях, пользуясь большим успехом. В 486 г. Софокл одержал на конкурсе драматургов свою первую победу над самим Эсхилом. Всего же он 24 раза становился победителем на соревнованиях драматургов — Великих Дионисиях и Ленеях. Он написал 123 произведения, из которых нам известно 114, целиком дошли 7 трагедий: «Аякс», «Антигона», «Трахинянки», «Эдип Царь», «Электра», «Филоклет», «Эдип в Колоне».

Сохранилось множество  фрагментов. В своих драмах использовал  мифологию. Вообще, вся драматургическая деятельность Софокла сопровождалась неизменными успехами: он ни разу не получал третьей награды — занимал чаще всего первые и редко вторые места. Трагедии Софокла несут в себе новые черты. Если у Эсхила главными героями были боги, то у Софокла действуют люди, хотя и несколько оторванные от действительности. Поэтому о Софокле говорят, что он заставил трагедию спуститься с неба на землю. Основное внимание Софокл уделяет человеку, его душевным переживаниям.

Конечно, в судьбах его героев ощущается влияние богов, даже если они и не появляются по ходу действия, и эти боги также могущественны, как и у Эсхила, — они могут сокрушить человека. Но Софокл рисует прежде всего

борьбу человека за осуществление  своих целей, его чувства и  мысли, показывает страдания, выпавшие на его долю. У героев Софокла обычно такие же цельные характеры, как и у героев Эсхила. Сражаясь за свой идеал, они не знают душевных колебаний. Борьба ввергает героев в величайшие страдания, и иногда они гибнут. Но отказаться от борьбы герои не могут, потому что их ведет нравственный долг. Тем не менее, творчество Софокла сложно и противоречиво. Его трагедии отразили не только расцвет, но и назревающий кризис полисной системы, закончившейся гибелью афинской демократии.

Греческая трагедия в  творчестве Софокла достигает своего совершенства.

Софокл ввел третьего актера, увеличил диалогические части  комедии и уменьшил партии хора. Действие стало более живым и достоверным, так как на сцене могли одновременно выступать и давать мотивировку своим поступкам три персонажа. Однако хор у Софокла продолжает играть важную роль в трагедии, и число хоревтов было даже увеличено до 15 человек.

Интерес к переживаниям отдельной личности побудил Софокла  отказаться от трилогий, где прослеживалась обычно судьба целого рода. По традиции он представлял на состязания три трагедии, но каждая из них была самостоятельным произведением.

Наиболее известны трагедии Софокла из фиванского цикла мифов. Это «Антигона» (около 442 до н.э.), «Эдип Царь» (около 429 до н.э.) и «Эдип в Колоне» (поставлен в 441 г. до н.э., уже после смерти автора). В основе этих трагедий, написанных и поставленных в разное время, лежит миф о фиванском царе Эдипе и о несчастьях, обрушившихся на его род. Сам того не зная, Эдип убивает своего отца и женится на своей матери. Через много лет, узнав ужасную правду, он выкалывает себе глаза и добровольно отправляется в изгнание. Эта часть мифа легла в основу трагедии «Эдип Царь».

Кто тщится быть зрячим —  да будет слеп!

Кто, переча слепой Судьбе, хочет стать выше Ее — да будет  слеп!

Кто отважится на деяние, направленное не внутрь себя, а вовне,— да будет слеп!

Кто, признав свой грех, даже невольный, сам выхватит оружие из рук Судьбы и направит его на себя — тот победит Ее.

С одной стороны —  кара богов как обоюдоострый сверкающий меч, с другой — дурацкая пряжка, которой грешный Эдип ослепляет себя! Поединок неравен, но какая великая надежда истекает из пустых отныне Эдиповых глазниц! Потому что, в конце концов, за человеком — выбор оружия, за человеком — выбор. И пусть нелепо его оружие против могучей Судьбы, но оно — в руках человека, неумелых, слабых, пока он не полоснет себя по обманчиво зрячим глазам и не обретет как плату за покаянную жертву — тьму.

Ибо тьма есть бесконечность.

Жалкий человек с  идиотской — вне всяких красивых правил — пряжкой в руках... Хватит ли сил? Духа? Благой энергии самопожертвования?

Хватит ли этой смиренной  наглости?

После долгих странствий, очищенный страданиями и прощенный  богами, Эдип божественным образом  умирает: его поглощает земля. Это  происходит в пригороде Афин, Колоне, и могила страдальца становится святыней афинской земли. Об этом рассказывается в трагедии «Эдип в Колоне».

Младший современник  Софокла ЕВРИПИД одержал 5 побед на драматических состязаниях (одну — посмертно). Ему приписывают от 75 до 92 драм (т.е. приблизительно от 19 до 23 тетралогий). Сохранилось полностью 17 трагедий Еврипида: «Алкестида» (438), «Медея» (431), «Гераклиды» (ок. 430), «Ипполит» (428), «Гекуба», «Геракл» (ок. 423), «Андромаха» (ок. 422), «Умоляющие» (ок. 420), «Ион» (ок. 418), «Троянки» (415), «Ифигения в Тавриде» (ок. 414), «Электра» (ок. 413), «Елена» (ок. 412), «Финикиянки» (410), «Орест» (408), «Ифигения в Авлиде» и «Вакханки» (обе поставлены уже после смерти Еврипида). Сохранилось множество фрагментов его произведений и полностью сатирическая драма «Киклоп» (ок. 426–423 или ок. 412). Почти все пьесы написаны Еврипидом во время Пелопонесской войны (431–404).

Творчество Еврипида ярко отразило этот переломный период в истории Древней Греции (Пелопонесская война). Драматург затрагивает в своих трагедиях животрепещущие вопросы современности. В ряде его пьес звучит враждебное отношение к Спарте, изображаются бедствия, порожденные войной. Еврипид создает ряд героико-патриотических пьес, в которых прославляет родной город, изображая его носителем высоких принципов демократии и гуманности и защитником всех от насилия неправды. В своих драмах Еврипид поднимает разнообразные вопросы — религиозные, философские, этические, социальные. Особенно привлекает его мир душевных переживаний человека, человеческие характеры и страсти.

По сравнению с Эсхилом  и Софоклом, Еврипид приблизил  своих героев к действительности, изображал людей такими, какими они  бывают в жизни. Герои его трагедий — это современные драматургу люди с их мыслями, чувствами, стремлениями и страстями, иногда низменными и отталкивающими, с тончайшими, порой противоречивыми, душевными переживаниями.

Драматург свободно относится  к мифам, легко меняя их содержание не только в деталях, но иногда и  в существенных чертах.

Под влиянием софистики Еврипид в ряде трагедий критикует старые религиозные верования. Представление о божестве носит у Еврипида отвлеченный характер. Еврипид при жизни не пользовался успехом, т.к. афинян смущало его свободное отношение к мифам и традиционной религии. Реалистичные тенденции творчества Еврипида, не боявшегося изображать темных, отталкивающих сторон жизни, также были далеки от современных ему зрителей. По своим общественно-политическим взглядам Еврипид был сторонником умеренной демократии и отрицательно относился к радикальной демократии своего времени.

Информация о работе История Европейской драматургии