История развития турецкой литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 02:03, реферат

Описание

Древнейшие произведения турецкого фольклора сохраняют доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека. Из памятников героического эпоса наиболее значителен вобравший такие мифы цикл "Огуз-наме". Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл, связанный с именем деде Коркуда. К более позднему фольклору (с 13 в.) принадлежат легендарные сказания, построенные на исторической основе. Особой славой пользуется цикл дастанов о Кёр-оглы. Значительное место занимают романтические рассказы хикяе, произведения так называемой лубочной литературы, сказки - волшебные, бытовые, шуточные и т.п., басни о животных, анекдоты (в том числе о Ходже Насреддине), пословицы, поговорки, загадки.

Работа состоит из  1 файл

особенности тур.литературы.docx

— 26.42 Кб (Скачать документ)

История развития турецкой литературы

 

Древнейшие произведения турецкого фольклора сохраняют  доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека. Из памятников героического эпоса наиболее значителен вобравший такие мифы цикл "Огуз-наме". Послеисламской формой огузского эпоса  явился цикл, связанный с именем деде Коркуда. К более позднему фольклору (с 13 в.) принадлежат легендарные  сказания, построенные на исторической основе. Особой славой пользуется цикл дастанов о Кёр-оглы. Значительное место  занимают романтические рассказы хикяе, произведения так называемой лубочной литературы, сказки - волшебные, бытовые, шуточные и т.п., басни о животных, анекдоты (в том числе о Ходже  Насреддине), пословицы, поговорки, загадки. Всегда были особенно популярны четверостишия-частушки мани, лирические песни тюркюи кошма, песни хулы ташлама.

Турки, сравнительно поздно приобщившиеся к исламу, восприняли также и мусульманскую культуру. В государстве Сельджукидов Рума арабский язык был языком религии  и науки, а персидский - языком придворной поэзии. Первые точно датированные произведения письменной литературы, созданной в Малой Азии на турецком языке, относятся к середине 13 в. Первые произведения ранней тюрко-язычной  или так называемой староанатолийской  литературы (середина 13 - середина 15 вв.) носили суфийский характер. Появились  турецкие стихи, и их появление вызвало  борьбу двух систем стихосложения: тюркской народной устной поэзии, имевшей силлабическую  и силлаботоническую метрику, и  арабо-персидской метрической системы  аруз, господствовавшей затем в турецкой поэзии шесть веков. Вместе с арузом тюрки заимствовали арабские и персидские поэтические формы: месневи, касыда, газель.

Древнейшим турецким суфийским  произведением считается "Книга  судьбы" Ахмеда Факиха (умер около 1250); его ученик Шейад Хамза создал поэму "Юсуф и Зелиха". Виднейшим  представителем суфийской поэзии в  Малой Азии явился персо-язычный  поэт, выходец из Средней Азии Джалаледдин  Руми (1207-73), у которого есть несколько  стихов также и на турецком языке; его традиции продолжил и расширил его сын Султан Велед (1226-1312), стихи  которого интересны лишь как первая точно датированная попытка создания и записи стихов на турецком языке. Суфийские стихи создавал и странствующий  дервиш Юнус Эмре (конец 13 в.-1320/21). Первое значительное произведение на турецком языке появилось в 1330. Это поэма-месневи "Книга скитальца" суфия Ашик-паши (1271-1332).

На рубеже 14-15 вв. в турецкой поэзии появляются романтические месневи, своего рода рыцарские романы в стихах, преимущественно на сюжеты из "Пятерицы" Низами Гянджеви: "Искандер-наме" Ахмеди (1334- 1413), "Хосров и Ширин" Юсуфа Синана Шейхи [1371(?)-1431(?)] и др. Позже в турецкой поэзии наметился  перелом в сторону усложнения стиля, нагромождения искусственных  образов, эпитетов и сравнений, арабо-персидской лексики.

В середины 15 в. наступает  так называемый классический период развития турецкой поэзии, продолжавшийся до начала 17 в. Бурно развивалась  придворная поэзия. Поэты, которым не удавалось найти покровителя  при дворе, с трудом добывали средства к существованию. Таким был Хамди  Челеби (1449- 1503), автор первой "Пятерицы" на турецком языке. Позднейшие придворные поэты создавали множество вариантов  своих "Пятериц"; некоторые из них, порывая с суфизмом, насыщали свои произведения эпикурейскими мотивами. Достигла высокого уровня и лирическая поэзия; особенно развивалась версификация. Многие поэты, замыкаясь в кругу  трафаретных тем панегирической, философской и суфийской лирики, не выходили за рамки "стандартизованных" приёмов и образов, бесконечно варьировали  их. Но ряд талантливых поэтов, ставивших  перед собой иные художественные и общественные цели, стремился в рамках поэтических традиции средне-вековой литературы Ближнего Востока отразить современную им жизнь: Ахмет-паша (умер 1497), Неджати (умер 1509), Месихи [1470(?)-1512], поэтесса Михри Хатун (1456-1514), Махмуд Бакы (1526-1600).

С начала 17 в. большое место  в литературе заняли сатира и дидактика. Сознавая упадок Османской империи, поэты пытались увещевать знать, погрязшую в пороках, правителей канцелярий, взяточников и казнокрадов. Сатирические произведения пользовались популярностью, но поэтов-сатириков  часто ждала крутая расправа власть имущих: сатирик Омер Нефи (около 1572-1635) был задушен. В месневи Юсуфа  Наби (1642-1712) "Хайрие" описаны лицемерие  духовенства, злоупотребления судей  и пашей, царившие при дворе пьянство и разврат. Для читателей из народа писал поэт Аллаэддин Сабит (1650- 1712); в поэме "Вознесение" он впервые  в мусульманской литературе рассказывает в юмористических тонах о полёте пророка Мухаммеда в семь небесных сфер. Так пробивало себе дорогу новое, противостоящее панегирической поэзии направление в литературе. Оно оказало влияние даже на творчество типичного представителя придворной поэзии Ахмета Недима (1681-1730), создавшего новую форму шаркы в подражание турецким народным песням.

В 18 в. оживает суфийская  поэзия, особенно в творчестве Шейха  Галиба (1757-99), автора поэмы "Красота  и любовь". В начале 19 в. турецкая поэзия находилась в застойном положении. Художественная проза нового типа в  турецкой литературе ещё не сложилась. Прозой писали главным образом трактаты по медицине, богословию, сочинения  историографического характера  и т.п. Ряд поэтов в то же время  стремился приблизить поэзию к жизни, расширяя тематику стихов, насыщая  их язык разговорными элементами, упрощая  стиль: два мухаммаса Васыфа Эндерунлу (умер 1824), стихи и особенно поэма "Страдания в Кешане" Иззета Моллы (1785-1829).

В период Танзимата в борьбе со сторонниками феодальной культуры и эпигонами классической поэзии публицисты и писатели пропагандировали идеи буржуазного просвещения, выдвигали  новые задачи: обращение к реальной жизни, к человеку, обществу. Литература этого времени может быть охарактеризована как переходная от старой к новой, современной. Турецких читателей знакомили  с произведениями французских писателей. Возникали новые жанры (эпистолярный, драматический), появлялись первые образцы  художественной прозы - новелла, исторический, социально-бытовой, приключенческий  роман. Литература осуждала деспотические  феодально-мусульманские традиции. Крупнейшие представители литературы Танзимата - Ибрахим Шинаси (1826-71), поэт, пропагандист французской литературы, автор первой антиклерикальной комедии "Женитьба поэта", создатель турецкого  фольклора; Намык Кемаль (1840-88), автор  патриотических пьес и первых социально-бытовых  и исторических романов; Шемсеттин  Сами (1850-1904), прозаик, драматург и  лексикограф; Ахмед Мидхат (1844-1913), основоположник жанра новеллы. Эти писатели упрощали и реформировали турецкий литературный язык, приближая его к народному.

Во 2-й половине 19 в. выступили  новаторы, решившиеся подвергнуть поэзию дальнейшей перестройке. Абдулхак Хамид  Тархан (1852-1937) и Реджаизаде Экрем (1847-1913) искали и находили новые ритмы, новые  решения лирических тем, обращались к внутреннему миру лирического  героя. Значительное влияние на их творчество оказала поэзия В. Гюго. А. Ламартина, А. Мюссе. Всё чаще появлялись публикации фольклора, труды по литературоведению, критические статьи.

В конце 70-х и в 80-е гг. 19 в. в связи с наступившей общественной реакцией начались преследования прогрессивных  деятелей (Намык Кемаль, например, умер в ссылке). Была установлена жестокая цензура. Всё это породило у турецких писателей мистические и упаднические настроения. Разочарование в жизни, салонная замкнутость характерны для  группы писателей, связанной с журналом "Сервети-фюнун", который сыграл большую роль в литературно-общественной жизни страны. Вокруг журнала сложилась  "новая литература"; она охотнее всего обращалась к опыту современных ей французских писателей (Э. Золя, Г. Мопассан, братьев Гонкур), не чужда была и творчеству Стендаля и О. Бальзака. Далёкая от народа, она тем не менее не принимала деспотический уклад султанской Турции. Романтической грустью отмечены ранние стихи главы группы Тевфика Фикрета (1867-1915). В начале 20 в. в его поэзию входят и гражданские мотивы. Поэт был смелым новатором, он обогатил турецкую поэзию, преобразовав аруз; внёс в лирику тему сочувствия страданиям простых людей.

В романах и рассказах, приближающихся к произведениям  европейского типа, Ха-лид Зия Ушаклыгиль (1866-1945), Мехмет Рауф (1875-1931), Хюсейн Джахид Ялчин (1874-1957), Ахмет Хикмет (1870-1927) разрабатывали  новые темы, критикуя отдельные стороны  социального бытия (развращённость нравов компрадорских кругов, власть денег, тяжёлая судьба "маленького человека"). В результате нового наступления  реакции в начале 1900-х гг. литература вступает в полосу застоя.

После Младотурецкой революции 1908 в турецкой литературе происходит процесс формирования национально  реалистической литературы, сопровождаемый борьбой различных литературных направлений. Сторонники демократизации, приближения к реальной жизни  выступали за новые темы, за упрощение  турецкого языка, его очищение от иностранных слов, что вело за собой  отказ от старых форм и метра. В  разгар споров появились "Турецкие стихи" Мехмета Эмина Юр-дакула (1869-1944), написанные слоговым размером "хедже", свойственным народной поэзии. Это была смелая попытка освободиться от влияния старой поэзии.

Однако ограниченность и  реакционность тематики Мехмета  Эмина (война и мифическая родина всех тюрок - Туран) отрицательно сказались  на художественной форме произведений его последователей - поэтов-пантюркистов, для которых характерны бедность лексики, отсутствие оригинальных образов, повторение одних и тех же мыслей, монотонный пафос.

В дальнейшем в слоговое стихосложение внесли усовершенствования поэты Орхан Сейфи Орхон (1890-1972), Юсуф Зия Ортач (1895-1967), Фарук Нафиз  Чамлыбель (1898-1973), Халид Фахри Озансой (1891-1971). Заслуга их была тем значительнее, что в противоположном лагере находились крупные мастера стиха  Яхья Кемаль Беятлы (1884-1958) и Ахмет  Хашим (1884-1933), произведшие ряд реформ в системе аруза и приспособившие его к требованиям турецкого  языка.

В прозе этих лет писатели-реалисты Рефик Халид Карай (1888-1965), Ака  Гюндюз (1885-1958), Хюсейн Рахми Гюрпынар (1864-1944), Омер Сейфеддин (1884-1920), впервые  обратившие свои взоры на провинцию  и изображающие жизнь Анатолии с  позиций передового художника, стремились к конкретности, лаконичности, стилистической выразительности, пластичности характеров. Сатирическая новеллистика Омера Сейфеддина оказала сильное влияние на развитие турецкой прозы последующих десятилетий. Однако даже в его творчестве проскальзывали порой националистические настроения; под влияние националистических идей временно подпадали и др. писатели, например Халиде Эдип Адывар (1883-1964) в  романе "Новый Туран" (1912), Якуб Кадри Караосманоглу (1885-1974) в романе "Последний вечер".

После 1-й мировой войны, когда Турция была оккупирована иностранными войсками, литературная жизнь почти  замерла. В журналах, выходивших под  двойной цензурой - оккупационных  властей и султанской, печатались салонные произведения. С началом  национально-освободительного движения в Анатолии происходит оживление  литературной жизни. В газетах появились  стихи, призывающие народ к сопротивлению  иностранным оккупантам. Борьба за Анатолию, выросшая вскоре в борьбу за самостоятельность Турция вообще, привлекла к себе живые силы искусства  и литературы. Ряд писателей принимал участие в национально-освободительной  войне. Но эта тема получила широкий  отклик в литературе уже после  установления республики (1923), когда появились романы "Убейте блудницу" (1926) Халиде Эдип, "Зелёная ночь" (1928) Решада Нури Гюнтекина (1892-1956), "Содом и Гоморра" (1928) Якуба Кадри. О событиях национально-освободительной революции идёт речь в пьесах "Трагедия одной ночи" (1925) Решада Нури, "Голубая молния" (1933) Ака Гюндюза. В этих и многих др. произведениях звучало обличение антипатриотических общественных группировок; их авторов серьёзно занимала проблема будущего Турции, однако главная роль в освободительном движении отводилась героям-одиночкам, народ же был показан как безликая, пассивная масса. Но если при разработке темы национально-освободительной борьбы между писателями не было принципиальных расхождений, то в постановке и художественном разрешении проблем дальнейшего развития страны, в трактовке и оценке Кемалистской революции они проявились отчётливо. Якуб Кадри, Халиде Эдип, Мехмет Рауф и др. проповедовали идею "особого пути развития" Турции, где национальное единение людей якобы стирает классовые различия, следует только поднять культурный уровень народа, провести культурную революцию в деревне. Критика шла в основном по линии осуждения реакционных традиций.

Другая группа писателей  исходила из неизбежности классовой  дифференциации. Их критика направлена против произвола государственных  чиновников, взяточничества, безработицы, нищеты. Они отразили разочарование  народа в революции, неудовлетворённость  буржуазными реформами. Обличительная  струя в литературе 30-х гг. наиболее сильно проявилась у таких писателей, как Садри Эртем (1900-43), автор первого  в турецкой литературе реалистического  социально-исторического романа "Когда  останавливаются прялки" (1931), Решад  Энис Айген (родился 1909) и Сабахаттин Али (1907-48) - романист, новеллист и  поэт, который в повести "Юсуф из Куюджака" (1937) показал рост самосознания и протеста у человека из народа, а позднее дошёл до прямого  призыва к революционной борьбе (сборник "Стеклянный дворец", 1947). Проблема судьбы личности в капиталистическом  обществе звучит начиная с 30-х гг. в турецкой драматургии: "Забытый  человек" (1935) Назыма Хикмета Рана (1902-63), "Сельма" (1936) Мусаинзаде Джеляля (1870-1959).

Информация о работе История развития турецкой литературы