Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 02:03, реферат
Древнейшие произведения турецкого фольклора сохраняют доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека. Из памятников героического эпоса наиболее значителен вобравший такие мифы цикл "Огуз-наме". Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл, связанный с именем деде Коркуда. К более позднему фольклору (с 13 в.) принадлежат легендарные сказания, построенные на исторической основе. Особой славой пользуется цикл дастанов о Кёр-оглы. Значительное место занимают романтические рассказы хикяе, произведения так называемой лубочной литературы, сказки - волшебные, бытовые, шуточные и т.п., басни о животных, анекдоты (в том числе о Ходже Насреддине), пословицы, поговорки, загадки.
История развития турецкой литературы
Древнейшие произведения
турецкого фольклора сохраняют
доисламские мифы о сотворении мира
и происхождении человека. Из памятников
героического эпоса наиболее значителен
вобравший такие мифы цикл "Огуз-наме".
Послеисламской формой огузского эпоса
явился цикл, связанный с именем
деде Коркуда. К более позднему фольклору
(с 13 в.) принадлежат легендарные
сказания, построенные на исторической
основе. Особой славой пользуется цикл
дастанов о Кёр-оглы. Значительное место
занимают романтические рассказы хикяе,
произведения так называемой лубочной
литературы, сказки - волшебные, бытовые,
шуточные и т.п., басни о животных,
анекдоты (в том числе о Ходже
Насреддине), пословицы, поговорки, загадки.
Всегда были особенно популярны четверостишия-
Турки, сравнительно поздно
приобщившиеся к исламу, восприняли
также и мусульманскую
Древнейшим турецким суфийским произведением считается "Книга судьбы" Ахмеда Факиха (умер около 1250); его ученик Шейад Хамза создал поэму "Юсуф и Зелиха". Виднейшим представителем суфийской поэзии в Малой Азии явился персо-язычный поэт, выходец из Средней Азии Джалаледдин Руми (1207-73), у которого есть несколько стихов также и на турецком языке; его традиции продолжил и расширил его сын Султан Велед (1226-1312), стихи которого интересны лишь как первая точно датированная попытка создания и записи стихов на турецком языке. Суфийские стихи создавал и странствующий дервиш Юнус Эмре (конец 13 в.-1320/21). Первое значительное произведение на турецком языке появилось в 1330. Это поэма-месневи "Книга скитальца" суфия Ашик-паши (1271-1332).
На рубеже 14-15 вв. в турецкой поэзии появляются романтические месневи, своего рода рыцарские романы в стихах, преимущественно на сюжеты из "Пятерицы" Низами Гянджеви: "Искандер-наме" Ахмеди (1334- 1413), "Хосров и Ширин" Юсуфа Синана Шейхи [1371(?)-1431(?)] и др. Позже в турецкой поэзии наметился перелом в сторону усложнения стиля, нагромождения искусственных образов, эпитетов и сравнений, арабо-персидской лексики.
В середины 15 в. наступает
так называемый классический период
развития турецкой поэзии, продолжавшийся
до начала 17 в. Бурно развивалась
придворная поэзия. Поэты, которым не
удавалось найти покровителя
при дворе, с трудом добывали средства
к существованию. Таким был Хамди
Челеби (1449- 1503), автор первой "Пятерицы"
на турецком языке. Позднейшие придворные
поэты создавали множество
С начала 17 в. большое место
в литературе заняли сатира и дидактика.
Сознавая упадок Османской империи,
поэты пытались увещевать знать,
погрязшую в пороках, правителей
канцелярий, взяточников и казнокрадов.
Сатирические произведения пользовались
популярностью, но поэтов-сатириков
часто ждала крутая расправа власть
имущих: сатирик Омер Нефи (около 1572-1635)
был задушен. В месневи Юсуфа
Наби (1642-1712) "Хайрие" описаны лицемерие
духовенства, злоупотребления судей
и пашей, царившие при дворе пьянство
и разврат. Для читателей из народа
писал поэт Аллаэддин Сабит (1650- 1712);
в поэме "Вознесение" он впервые
в мусульманской литературе рассказывает
в юмористических тонах о полёте
пророка Мухаммеда в семь небесных
сфер. Так пробивало себе дорогу
новое, противостоящее панегирической
поэзии направление в литературе.
Оно оказало влияние даже на творчество
типичного представителя
В 18 в. оживает суфийская поэзия, особенно в творчестве Шейха Галиба (1757-99), автора поэмы "Красота и любовь". В начале 19 в. турецкая поэзия находилась в застойном положении. Художественная проза нового типа в турецкой литературе ещё не сложилась. Прозой писали главным образом трактаты по медицине, богословию, сочинения историографического характера и т.п. Ряд поэтов в то же время стремился приблизить поэзию к жизни, расширяя тематику стихов, насыщая их язык разговорными элементами, упрощая стиль: два мухаммаса Васыфа Эндерунлу (умер 1824), стихи и особенно поэма "Страдания в Кешане" Иззета Моллы (1785-1829).
В период Танзимата в борьбе
со сторонниками феодальной культуры
и эпигонами классической поэзии
публицисты и писатели пропагандировали
идеи буржуазного просвещения, выдвигали
новые задачи: обращение к реальной
жизни, к человеку, обществу. Литература
этого времени может быть охарактеризована
как переходная от старой к новой,
современной. Турецких читателей знакомили
с произведениями французских писателей.
Возникали новые жанры (эпистолярный,
драматический), появлялись первые образцы
художественной прозы - новелла, исторический,
социально-бытовой, приключенческий
роман. Литература осуждала деспотические
феодально-мусульманские
Во 2-й половине 19 в. выступили новаторы, решившиеся подвергнуть поэзию дальнейшей перестройке. Абдулхак Хамид Тархан (1852-1937) и Реджаизаде Экрем (1847-1913) искали и находили новые ритмы, новые решения лирических тем, обращались к внутреннему миру лирического героя. Значительное влияние на их творчество оказала поэзия В. Гюго. А. Ламартина, А. Мюссе. Всё чаще появлялись публикации фольклора, труды по литературоведению, критические статьи.
В конце 70-х и в 80-е гг.
19 в. в связи с наступившей
В романах и рассказах, приближающихся к произведениям европейского типа, Ха-лид Зия Ушаклыгиль (1866-1945), Мехмет Рауф (1875-1931), Хюсейн Джахид Ялчин (1874-1957), Ахмет Хикмет (1870-1927) разрабатывали новые темы, критикуя отдельные стороны социального бытия (развращённость нравов компрадорских кругов, власть денег, тяжёлая судьба "маленького человека"). В результате нового наступления реакции в начале 1900-х гг. литература вступает в полосу застоя.
После Младотурецкой революции 1908 в турецкой литературе происходит процесс формирования национально реалистической литературы, сопровождаемый борьбой различных литературных направлений. Сторонники демократизации, приближения к реальной жизни выступали за новые темы, за упрощение турецкого языка, его очищение от иностранных слов, что вело за собой отказ от старых форм и метра. В разгар споров появились "Турецкие стихи" Мехмета Эмина Юр-дакула (1869-1944), написанные слоговым размером "хедже", свойственным народной поэзии. Это была смелая попытка освободиться от влияния старой поэзии.
Однако ограниченность и реакционность тематики Мехмета Эмина (война и мифическая родина всех тюрок - Туран) отрицательно сказались на художественной форме произведений его последователей - поэтов-пантюркистов, для которых характерны бедность лексики, отсутствие оригинальных образов, повторение одних и тех же мыслей, монотонный пафос.
В дальнейшем в слоговое
стихосложение внесли усовершенствования
поэты Орхан Сейфи Орхон (1890-1972),
Юсуф Зия Ортач (1895-1967), Фарук Нафиз
Чамлыбель (1898-1973), Халид Фахри Озансой
(1891-1971). Заслуга их была тем значительнее,
что в противоположном лагере
находились крупные мастера стиха
Яхья Кемаль Беятлы (1884-1958) и Ахмет
Хашим (1884-1933), произведшие ряд реформ
в системе аруза и
В прозе этих лет писатели-реалисты Рефик Халид Карай (1888-1965), Ака Гюндюз (1885-1958), Хюсейн Рахми Гюрпынар (1864-1944), Омер Сейфеддин (1884-1920), впервые обратившие свои взоры на провинцию и изображающие жизнь Анатолии с позиций передового художника, стремились к конкретности, лаконичности, стилистической выразительности, пластичности характеров. Сатирическая новеллистика Омера Сейфеддина оказала сильное влияние на развитие турецкой прозы последующих десятилетий. Однако даже в его творчестве проскальзывали порой националистические настроения; под влияние националистических идей временно подпадали и др. писатели, например Халиде Эдип Адывар (1883-1964) в романе "Новый Туран" (1912), Якуб Кадри Караосманоглу (1885-1974) в романе "Последний вечер".
После 1-й мировой войны,
когда Турция была оккупирована иностранными
войсками, литературная жизнь почти
замерла. В журналах, выходивших под
двойной цензурой - оккупационных
властей и султанской, печатались
салонные произведения. С началом
национально-освободительного движения
в Анатолии происходит оживление
литературной жизни. В газетах появились
стихи, призывающие народ к
Другая группа писателей исходила из неизбежности классовой дифференциации. Их критика направлена против произвола государственных чиновников, взяточничества, безработицы, нищеты. Они отразили разочарование народа в революции, неудовлетворённость буржуазными реформами. Обличительная струя в литературе 30-х гг. наиболее сильно проявилась у таких писателей, как Садри Эртем (1900-43), автор первого в турецкой литературе реалистического социально-исторического романа "Когда останавливаются прялки" (1931), Решад Энис Айген (родился 1909) и Сабахаттин Али (1907-48) - романист, новеллист и поэт, который в повести "Юсуф из Куюджака" (1937) показал рост самосознания и протеста у человека из народа, а позднее дошёл до прямого призыва к революционной борьбе (сборник "Стеклянный дворец", 1947). Проблема судьбы личности в капиталистическом обществе звучит начиная с 30-х гг. в турецкой драматургии: "Забытый человек" (1935) Назыма Хикмета Рана (1902-63), "Сельма" (1936) Мусаинзаде Джеляля (1870-1959).