История развития турецкой литературы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 02:03, реферат

Описание

Древнейшие произведения турецкого фольклора сохраняют доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека. Из памятников героического эпоса наиболее значителен вобравший такие мифы цикл "Огуз-наме". Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл, связанный с именем деде Коркуда. К более позднему фольклору (с 13 в.) принадлежат легендарные сказания, построенные на исторической основе. Особой славой пользуется цикл дастанов о Кёр-оглы. Значительное место занимают романтические рассказы хикяе, произведения так называемой лубочной литературы, сказки - волшебные, бытовые, шуточные и т.п., басни о животных, анекдоты (в том числе о Ходже Насреддине), пословицы, поговорки, загадки.

Работа состоит из  1 файл

особенности тур.литературы.docx

— 26.42 Кб (Скачать документ)

Выдающимся явлением в  турецкой литературе стало творчество основоположника революционной  турецкой поэзии Назыма Хикмета Рана. Новая метрика стиха и новый  размер, ораторская интонация, необычная  рифмовка, неожиданные образы и метафоры, а главное - темы и сюжеты, считавшиеся  до того "непоэтичными", сделали  его признанным главой нового поэтического направления. Впервые в его стихах прозвучал голос рабочего класса.

Накануне 2-й мировой войны  в Турции всё заметнее становится влияние идеологии фашизма. Официальная  турецкая печать превращается в рупор  гитлеровской пропаганды. В стране активизируются всевозможные пантюркистские общества. Передовые писатели и публицисты призывают к борьбе против фашизма. С антифашистским романом "Дьявол внутри нас" (1940) выступил Сабахаттин Али. Но страх перед надвигающимися событиями приводит в смятение турецкое общество. Пессимизм, темы ухода от жизни пронизывают произведения многих писателей.

И всё же в эти годы делается новая смелая попытка обновить турецкую поэзию, заставить признать прежде всего её общественное назначение. Группа поэтов так называемого "Треножника" - Орхан Вели Канык (1914-1950), Мелих Джевдет  Андай (родился 1915) и Октай Рифат  Хорозджу (родился 1914) выступают с  литературным "Манифестом трёх" (книга "Странное", 1941), где предлагают сделать героем поэзии рабочего, ремесленника; отказаться от рифмы и размера, которые, по их мнению, ограничивают мысль; писать общедоступным языком города и деревни  о повседневных заботах человека. Призыв к "очеловечиванию" поэзии был подхвачен почти всеми  представителями турецкой поэзии 40-50-х  гг. Новшества, принесённые поэтами "Треножника" наряду с революцией, осуществленной в турецкой поэзии Назымом  Хикметом, определили характер и направление всех исканий турецкой литературы послевоенного периода.

Появление "Записок сельского  учителя" (1948) Махмуда Макала (родился 1923) и выход его книги "Наша деревня" дали толчок дальнейшему  развитию так называемой крестьянской темы. Появился новый литературный персонаж - интеллигент, уехавший в  деревню помочь крестьянам в борьбе с помещиками, кулаками, духовенством. Герои терпят поражение в неравной борьбе, но семена, брошенные ими, дают или дадут хорошие всходы. Таковы ситуации в романах "Жестянка" (1955) Яшара Кемаля (родился 1922); "Тёмный мир" (1951) Орхана Ханчерлиоглу (родился 1916); "Месть змей" (1959) Факира Байкурта (родился 1929) и др.

Национально-освободительная  борьба снова начинает занимать внимание турецких писателей. Наиболее яркое  отражение она находит в эпопее Назыма Хикмета "Дестан об освободительной  борьбе", написанной в тюрьме в 1941-46. Этой теме посвящены и романы Кемаля Тахира (1910-73) "Люди пленённого города" (1956), "Узник пленённого города" (1958) и "Уставший боец" (1965), в которых  показан борющийся Стамбул.

В поэзии 60-х гг. произошли  существенные изменения. Если Фазыл  Хюсню Дагларджа (родился 1914), Бехчет Неджатигиль (родился 1916), Бедри Рахми  Эюбоглу (родился 1913), Джахид Сыткы Таранджы (1910-56), Зия Осман Саба (1910-57) и др. продолжают демократические традиции, то поэты течения "Второе новое", которое зародилось ещё в 50-е гг. (в отличие от "Первого нового" - школы Орхана Вели Каныка), встали на путь формалистического экспериментаторства. Это направление возглавил Ильхан Берк (родился 1916), проповедующий идею "бессмысленной" поэзии. Сходные  явления наблюдаются и в прозе, где ряд писателей под влиянием различных модернистских течений  призывает к "искусству без  цели", к позиции "стороннего наблюдателя".

Зарождается так называемого "литература отчаяния" - как следствие  десятилетнего пребывания у власти демократической партии (1950-60), завершившегося государственным переворотом в 1960. События мрачного десятилетия становятся темой многих романов, среди которых  выделяется "Наедине с самим  собой" (1975) Ведата Туркали (родился 1919). Ответственность интеллигента, необходимость найти своё место  в общественной борьбе - идейная  основа ряда романов 70-х гг. Писатели молодого поколения Эрдал Оз, Бекир  Йылдыз, Мехмет Сеида развивают линию  критического реализма, ставят перед  литературой узловые проблемы политической и экономической жизни страны, пишут о нелёгкой доле турецких рабочих. Новое осмысление получает также  тема крестьянина, бывшая центральной  в литературе 40-х гг. Перед лицом  назревшей земельной реформы  писатели сознают необходимость  иного подхода к крестьянской теме, понимая, что земельный вопрос не может разрешиться путём насильственного  захвата помещичьих земель, как это  было в романах Яшара Кемаля, Самима Коджагёза и др. Безработица, религиозный  фанатизм, невежество воспринимаются как социальное бедствие всей нации (романы Музаффера Буйрукчу, Тарыка Дурсуна, Кемаля Биль-башара, Мухтара  Кёрюкчю и др.). Произведения Азиза  Несина (родился 1915), издаваемые большими тиражами и переводимые во многих странах, в остросатирическом плане  изображают общественные условия, уродующие  человека.

Активизация демократического движения в начале 60-х гг. создала  благоприятные условия для развития драматургии. Критика чиновничества  и всей бюрократической системы  Турции содержится в пьесах "Виновные" Четина Алтана (родился 1926), "Государство - это я" (1965) Реджаизаде Бильгинера (родился 1922) и др. О социальных язвах, о деятельности реакционных сил  пишут Решид Эрдуран (родился 1928) - "Килограмм чести" (1958), Халдун Танер (родился 1916) - "Шабан - спаситель  родины" (1967), Азиз Несин - " Карагёз  и парикмахер Нонош" (1969) и др. Заметным явлением стала злободневная "Сказка об Али из Кешана" (1964) Танера - первая турецкая пьеса, написанная в духе театра Б. Брехта и одновременно в традициях народного театра карагёз. Большой популярностью в Турции пользуются пьесы русских и советских драматургов.

Турецкое литературоведение  имеет давние традиции (тазкире). В 19 и особенно 20 вв. турецкая литературно-критическая  мысль развивается, продолжая национальные традиции и испытывая влияние  европейского литературоведения: труды  Мехмета Фуата Кёпрюлю (1890-1966), Агяха  Сырры Левента (родился 1894), Исмаила  Хабиба Севюка (1892-1954), Пертева Наили  Боратава (родился 1907), Нуруллы Атача (1898-1957), Сабихи Сертель (1898-1968), Тахира Алангу (1916-73), Рауфа Мутлуая (родился 1925), Джевдета Кудрета Солока (родился 1907), Бехчета  Неджатигиля и др.


Информация о работе История развития турецкой литературы