Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 02:03, реферат
Древнейшие произведения турецкого фольклора сохраняют доисламские мифы о сотворении мира и происхождении человека. Из памятников героического эпоса наиболее значителен вобравший такие мифы цикл "Огуз-наме". Послеисламской формой огузского эпоса явился цикл, связанный с именем деде Коркуда. К более позднему фольклору (с 13 в.) принадлежат легендарные сказания, построенные на исторической основе. Особой славой пользуется цикл дастанов о Кёр-оглы. Значительное место занимают романтические рассказы хикяе, произведения так называемой лубочной литературы, сказки - волшебные, бытовые, шуточные и т.п., басни о животных, анекдоты (в том числе о Ходже Насреддине), пословицы, поговорки, загадки.
Выдающимся явлением в турецкой литературе стало творчество основоположника революционной турецкой поэзии Назыма Хикмета Рана. Новая метрика стиха и новый размер, ораторская интонация, необычная рифмовка, неожиданные образы и метафоры, а главное - темы и сюжеты, считавшиеся до того "непоэтичными", сделали его признанным главой нового поэтического направления. Впервые в его стихах прозвучал голос рабочего класса.
Накануне 2-й мировой войны в Турции всё заметнее становится влияние идеологии фашизма. Официальная турецкая печать превращается в рупор гитлеровской пропаганды. В стране активизируются всевозможные пантюркистские общества. Передовые писатели и публицисты призывают к борьбе против фашизма. С антифашистским романом "Дьявол внутри нас" (1940) выступил Сабахаттин Али. Но страх перед надвигающимися событиями приводит в смятение турецкое общество. Пессимизм, темы ухода от жизни пронизывают произведения многих писателей.
И всё же в эти годы делается новая смелая попытка обновить турецкую поэзию, заставить признать прежде всего её общественное назначение. Группа поэтов так называемого "Треножника" - Орхан Вели Канык (1914-1950), Мелих Джевдет Андай (родился 1915) и Октай Рифат Хорозджу (родился 1914) выступают с литературным "Манифестом трёх" (книга "Странное", 1941), где предлагают сделать героем поэзии рабочего, ремесленника; отказаться от рифмы и размера, которые, по их мнению, ограничивают мысль; писать общедоступным языком города и деревни о повседневных заботах человека. Призыв к "очеловечиванию" поэзии был подхвачен почти всеми представителями турецкой поэзии 40-50-х гг. Новшества, принесённые поэтами "Треножника" наряду с революцией, осуществленной в турецкой поэзии Назымом Хикметом, определили характер и направление всех исканий турецкой литературы послевоенного периода.
Появление "Записок сельского учителя" (1948) Махмуда Макала (родился 1923) и выход его книги "Наша деревня" дали толчок дальнейшему развитию так называемой крестьянской темы. Появился новый литературный персонаж - интеллигент, уехавший в деревню помочь крестьянам в борьбе с помещиками, кулаками, духовенством. Герои терпят поражение в неравной борьбе, но семена, брошенные ими, дают или дадут хорошие всходы. Таковы ситуации в романах "Жестянка" (1955) Яшара Кемаля (родился 1922); "Тёмный мир" (1951) Орхана Ханчерлиоглу (родился 1916); "Месть змей" (1959) Факира Байкурта (родился 1929) и др.
Национально-освободительная борьба снова начинает занимать внимание турецких писателей. Наиболее яркое отражение она находит в эпопее Назыма Хикмета "Дестан об освободительной борьбе", написанной в тюрьме в 1941-46. Этой теме посвящены и романы Кемаля Тахира (1910-73) "Люди пленённого города" (1956), "Узник пленённого города" (1958) и "Уставший боец" (1965), в которых показан борющийся Стамбул.
В поэзии 60-х гг. произошли
существенные изменения. Если Фазыл
Хюсню Дагларджа (родился 1914), Бехчет
Неджатигиль (родился 1916), Бедри Рахми
Эюбоглу (родился 1913), Джахид Сыткы Таранджы
(1910-56), Зия Осман Саба (1910-57) и др.
продолжают демократические традиции,
то поэты течения "Второе новое",
которое зародилось ещё в 50-е гг.
(в отличие от "Первого нового"
- школы Орхана Вели Каныка), встали
на путь формалистического
Зарождается так называемого
"литература отчаяния" - как следствие
десятилетнего пребывания у власти
демократической партии (1950-60), завершившегося
государственным переворотом в 1960.
События мрачного десятилетия становятся
темой многих романов, среди которых
выделяется "Наедине с самим
собой" (1975) Ведата Туркали (родился
1919). Ответственность интеллигента,
необходимость найти своё место
в общественной борьбе - идейная
основа ряда романов 70-х гг. Писатели
молодого поколения Эрдал Оз, Бекир
Йылдыз, Мехмет Сеида развивают линию
критического реализма, ставят перед
литературой узловые проблемы политической
и экономической жизни страны,
пишут о нелёгкой доле турецких рабочих.
Новое осмысление получает также
тема крестьянина, бывшая центральной
в литературе 40-х гг. Перед лицом
назревшей земельной реформы
писатели сознают необходимость
иного подхода к крестьянской
теме, понимая, что земельный вопрос
не может разрешиться путём
Активизация демократического
движения в начале 60-х гг. создала
благоприятные условия для
Турецкое литературоведение имеет давние традиции (тазкире). В 19 и особенно 20 вв. турецкая литературно-критическая мысль развивается, продолжая национальные традиции и испытывая влияние европейского литературоведения: труды Мехмета Фуата Кёпрюлю (1890-1966), Агяха Сырры Левента (родился 1894), Исмаила Хабиба Севюка (1892-1954), Пертева Наили Боратава (родился 1907), Нуруллы Атача (1898-1957), Сабихи Сертель (1898-1968), Тахира Алангу (1916-73), Рауфа Мутлуая (родился 1925), Джевдета Кудрета Солока (родился 1907), Бехчета Неджатигиля и др.