Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:03, реферат
Есть писатели, легко и свободно придумывающие сюжеты своих сочинений. Гоголь к их числу не относился. Он был мучительно неизобретателен на сюжеты. С величайшим трудом давался ему замысел каждого произведения. Ему всегда нужен был внешний толчок, чтобы окрылить свою фантазию.
1. История создания поэмы «Мёртвые души»
2. Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
2.1 Цель жизни Чичикова. Завет отца
2.2 Что такое «мёртвые души»?
2.3 Кто является «мёртвыми душами» в поэме?
2.4 Кто такие «живые души» в поэме?
3. Второй том «Мертвых душ» - кризис в творчестве Гоголя
4. Путешествие к смыслу
5. Список литературы
Самое
знаменательное превращение происходит
при встрече апостола Павла с
апостолом-рыболовом Плюшкиным. “Вон
наш рыболов пошел на охоту”,
- говорят о нем мужики. В этой
метафоре заложен глубокий смысл
“вылавливания душ
Лирическая
стихия после посещения Плюшкина
Чичиковым все больше и больше
захватывает роман. Одним из самых
одухотворенных образов является губернаторская
дочка, ее образ написан совсем в
другом ключе. Если Плюшкину и Чичикову
еще предстоит вспомнить о
своем назначении спасения душ, то губернаторская
дочка, подобно Беатриче, указывает
путь к духовному преображению. Такого
образа нет ни в “Шинели”, ни в “Ревизоре”.
В лирических отступлениях вырисовывается
образ другого мира.
2.1
Цель жизни Чичикова.
Завет отца
Вот
что писал В.Г. Сахновский в своей
книге «О спектакле «Мёртвые души»:
«…Известно, что
Чичиков был, не слишком толст, не
слишком тонок; что, по мнению одних,
он даже смахивал на Наполеона, что
он обладал замечательным
И
всё, что ни отзывалось богатством и
довольством, производило на него впечатление,
непостижимое им самим, – пишет о
нём Гоголь. Отцовское наставление
– «береги и копи копейку» –
пошло ему впрок. Им не владели
скряжничество или скупость. Нет,
ему мерещилась впереди жизнь
со всякими достатками: экипажи, дом, отлично
устроенный, вкусные обеды.
«Всё
сделаешь и всё прошибёшь на свете
копейкой, – завещал Павлу Ивановичу его
отец. Он усвоил это на всю жизнь. «Самоотвержение,
терпение и ограничение нужд показал он
неслыханное». Так написал Гоголь в Биографии
Чичикова (Глава XI).
…Чичиков
приходит, чтобы отравлять. Есть зло,
которое катится по Руси, как Чичиков
на тройке. Какое это зло? Оно вскрывается
в каждом по-своему. На яд Чичикова в
каждом из тех, с кем он ведёт свои
дела, есть своя реакция. Чичиков ведёт
одну линию, но у него новая роль
с каждым действующим лицом.
…Чичиков,
Ноздрёв, Собакевич и другие герои
«Мёртвых душ» – это не характеры,
а типы. В этих типах Гоголь собрал
и обобщил многие схожие характеры,
выявляя во всех них общий жизненно-социальный
уклад…»
2.2
Что такое «мёртвые
души»?
Первичный
смысл выражения «мертвые души»
таков: это умершие крестьяне, еще
числящиеся в ревизских списках.
Без такого вполне конкретного значения
был бы невозможен сюжет поэмы. Ведь
странное предприятие Чичикова в
том и состоит, что он покупает
умерших крестьян, числившихся живыми
в ревизских списках. И что
юридически это осуществимо: достаточно
лишь составить список крестьян и
оформить куплю-продажу соответствующим
образом, как будто предметом сделки являются
живые люди. Гоголь воочию показывает,
что в России властвует закон купли-продажи
живого товара, и что такое положение является
естественным и нормальным.
Следовательно,
сама фактическая основа, сама интрига
поэмы, построенная на продаже ревизских
душ, была социальной и обличительной,
как бы ни казался повествовательный
тон поэмы безобидным и далеким
от обличения.
Правда,
можно вспомнить, что Чичиков
живых людей не покупает, что предмет
его сделки крестьяне умершие. Однако
и здесь прячется гоголевская
ирония. Чичиков скупает мертвых
совершенно таким же образом, как
если бы он скупал живых крестьян, по
тем же правилам, с соблюдением
тех же формальных и юридических
норм. Только цену при этом Чичиков
рассчитывает дать значительно меньшую
- ну как бы за товар более низкого
качества, залежалый или подпорченный.
«Мертвые
души» - эта емкая гоголевская
формула начинает наполняться своим
глубоким, меняющимся смыслом. То это
условное обозначение умершего, словосочетание,
за которым нет никакого лица. То
эта формула оживает – и
за нею встают реальные крестьяне, которых
помещик властен продать или купить,
конкретные люди.
Многозначность
смысла запрятана уже в самом
гоголевском словосочетании. Если бы
Гоголь захотел подчеркнуть одно-
2.3
Кто является «мёртвыми
душами» в поэме?
«Мертвые
души» - это заглавие носит в себе
что-то, наводящее ужас… Не ревизские
- мертвые души, а все эти Ноздревы, Маниловы
и прочие - вот мертвые души и мы их встречаем
на каждом шагу», - писал Герцен.
В
этом своем значении выражение «мертвые
души» обращено уже не к крестьянам
- живым и умершим, - а к хозяевам
жизни, помещикам и чиновникам. И
смысл его метафорический, переносный.
Ведь физически, материально, «все эти
Ноздревы, Маниловы и прочие» существуют
и в большинстве своем
Другие
персонажи – помещики и чиновники
- далеко не так бесстрастны. Например,
у Ноздрева и у Плюшкина есть свои
страсти. Есть свой «задор» и у
Чичикова - задор «приобретательства».
И у многих других персонажей есть
свой «задирающий предмет», приводящий
в движение самые разнообразные
страсти: алчность, честолюбие любопытство
и так далее.
Значит
в этом отношении «мертвые души»
мертвенны по-разному, в разной степени
и, так сказать, в разных дозах. Но
в другом отношении они мертвенны
одинаково, без различия и исключений.
Мертвая
душа! Это явление кажется противоречивым
в самом себе, составленным из исключающих
друг друга понятий. Разве может быть мертвая
душа, мертвый человек, то есть то, что
по природе своей одушевлено и духовно?
Не может жить, не должно существовать.
Но существует.
От
жизни остается некая форма, от человека
– оболочка, которая, однако, исправно
отправляет жизненные функции. И
тут нам открывается еще одно
значение гоголевского образа «мертвые
души»: ревизские мертвые души, то
есть условное обозначение умерших
крестьян. Ревизские мертвые души
– конкретные, оживающие лица крестьян,
с которыми обходятся так, как
будто это не люди. А мертвые
духом – все эти Маниловы, Ноздревы,
помещики и чиновники, мертвая форма,
обездушенный строй человеческих взаимоотношений…
Все
это грани одного гоголевского понятия
– «мертвые души», художественно
реализованного в его поэме. И
грани не изолированные, но составляющие
единый, бесконечно глубокий образ.
Следуя
за своим героем, Чичиковым, переезжая
из одного места в другое, писатель
не оставляет надежды найти таких
людей, которые бы несли в себе
начало новой жизни и возрождения.
Цели, которые ставит перед собой
Гоголь и его герой, в этом отношении
прямо противоположны. Чичикова интересуют
мертвые души в прямом и переносном
смысле этого слова – ревизские
мертвые души и люди, мертвые духом.
А Гоголь ищет живую душу, в которой
горит искра человечности и справедливости.
2.4
Кто такие «живые
души» в поэме?
«Мёртвым
душам» поэмы противопоставлены
«живые» – народ талантливый,
трудолюбивый, многострадальный. С
глубоким чувством патриота и верой
в великое будущее своего народа
пишет о нём Гоголь. Он видел
бесправие крестьянства, его приниженное
положение и то отупение и одичание,
которые явились результатом
крепостного права. Таковы дядя Митяй
и дядя Миняй, крепостная девочка Пелагея,
не отличавшая, где право, а где лево, плюшкинские
Прошка и Мавра, забитые до крайности.
Но и в этой социальной подавленности
Гоголь видел живую душу «бойкого народа»
и расторопность ярославского мужика.
Он с восхищением и любовью говорит о способности
народа, смелости и удали, выносливости
и жажде свободы. Крепостной богатырь,
плотник Пробка «в гвардию годился бы».
Он исходил с топором за поясом и сапогами
на плечах все губернии. Каретник Михей
создавал экипажи необыкновенной прочности
и красоты. Печник Милушкин мог поставить
печь в любом доме. Талантливый сапожник
Максим Телятников – «что шилом кольнёт,
то и сапоги, что сапоги, то и спасибо».
А Еремей Сорокоплехин «одного оброку
приносил по пятьсот рублей!». Вот беглый
крепостной Плюшкина Абакум Фыров. Не
выдержала его душа гнёта неволи, потянуло
его на широкий волжский простор, он "гуляет
шумно и весело на хлебной пристани, подрядившись
с купцами". Но нелегко ему ходить с
бурлаками, "таща лямку под одну бесконечную,
как Русь, песню". В песнях бурлаков
Гоголь слышал выражение тоски и стремление
народа к другой жизни, к прекрасному будущему.
За корою бездуховности, черствости, мертвечины
бьются живые силы народной жизни – и
то там, то здесь пробиваются на поверхность
в живом русском слове, в веселье бурлаков,
в движении Руси-тройки – залоге будущего
возрождения родины.
Горячая
вера в скрытые до времени, но необъятные
силы всего народа, любовь к родине,
позволили Гоголю гениально предвидеть
ее великое будущее.
3.
Второй том «Мертвых
душ» - кризис в
творчестве Гоголя
«Мертвые
души», свидетельствует Герцен, «потрясли
всю Россию». Сам он, прочитав их
в 1842 году, записал в дневнике: «...удивительная
книга, горький упрек современной
Руси, но не безнадежный».
«Северная
пчела», газета, издававшаяся на средства
III Отделения личной канцелярии Николая
I, обвинила Гоголя в том, что он изобразил
какой-то особый мир негодяев, который
никогда не существовал и не мог существовать».
Критики порицали писателя за одностороннее
изображение действительности.
Но
помещики выдали себя сами. Современник
Гоголя, поэт Языков, писал родным из
Москвы: «Гоголь получает отовсюду
известия, что его сильно ругают
русские помещики; вот ясное доказательство,
что портреты их списаны им верно
и что подлинники задеты за живое!
Таков талант! Многие прежде Гоголя
описывали житье-бытье российского
дворянства, но никто не рассерживал его
так сильно, как он».
Вокруг
«Мертвых душ» закипели ожесточенные
споры. В них решался, по выражению
Белинского, «вопрос столько же литературный,
сколько и общественный». Знаменитый
критик, однако, очень чутко уловил
те опасности, которые ожидали Гоголя
в дальнейшем, при выполнении обещаний
продолжить «Мертвые души» и показать
Россию уже « с другого боку».
Гоголь не понимал, что его поэма
закончена, что «вся Русь» обрисована
и что получится (если получится)
другое произведение.
Этот
противоречивый замысел сформировался
у Гоголя к концу работы над
первым томом. Тогда писателю казалось,
что новый замысел не противопоставляется
первому тому, а прямо выходит
из него. Гоголь еще не замечал, что
изменяет самому себе, ему хотелось
исправить тот пошлый мир, который
он так правдиво нарисовал, и он не
отказывался от первого тома.
Работа
над вторым томом шла медленно,
и чем дальше, тем труднее. В
июле 1845 года Гоголь сжег написанное. Вот
как сам Гоголь объяснил год спустя, почему
был сожжен второй том: «Вывести несколько
прекрасных характеров, обнаруживающих
высокое благородство нашей породы, ни
к чему не приведет. Оно возбудит только
одну пустую гордость и хвастовство...
Нет, бывает время, когда нельзя иначе
устремить общество или даже все поколенье
к прекрасному, пока не покажешь всю глубину
настоящей мерзости; бывает время, что
даже вовсе не следует говорить о высоком
и прекрасном, не показавши тут же ясно...
путей и дорог к нему. Последнее обстоятельство
было мало и слабо развито во втором томе,
а оно должно быть едва ли не главное; а
потому он и сожжен...»