Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 18:03, реферат
Есть писатели, легко и свободно придумывающие сюжеты своих сочинений. Гоголь к их числу не относился. Он был мучительно неизобретателен на сюжеты. С величайшим трудом давался ему замысел каждого произведения. Ему всегда нужен был внешний толчок, чтобы окрылить свою фантазию.
1. История создания поэмы «Мёртвые души»
2. Души мёртвые и живые в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
2.1 Цель жизни Чичикова. Завет отца
2.2 Что такое «мёртвые души»?
2.3 Кто является «мёртвыми душами» в поэме?
2.4 Кто такие «живые души» в поэме?
3. Второй том «Мертвых душ» - кризис в творчестве Гоголя
4. Путешествие к смыслу
5. Список литературы
Гоголь,
таким образом, увидел крушение своего
замысла в целом. Ему кажется
в это время, что в первом томе
«Мертвых душ» он изобразил не действительные
типы помещиков и чиновников, а
свои же собственные пороки и недостатки,
и что начать возрождение России
надо с исправления нравственности
всех людей. Это был отказ от прежнего
Гоголя, вызвавший возмущение и близких
друзей писателя, и всей передовой
России.
Чтобы
полнее понять духовную драму Гоголя,
надо еще принимать во внимание и
внешние воздействия на него. Писатель
подолгу жил за границей. Там он
стал свидетелем серьезных социальных
потрясений, увенчавшихся в ряде стран
Европы – во Франции, Италии, Австрии,
Венгрии, Пруссии – революционным
взрывом 1848 года. Гоголь воспринимает
их как всеобщий хаос, торжество
слепой, разрушительной стихии.
Сообщения
из России приводили Гоголя в еще
большее смятение. Крестьянские волнения,
обострение политической борьбы усиливают
растерянность писателя. Опасения за
будущее России внушают Гоголю мысль
о необходимости уберечь Россию
от противоречий Западной Европы. В
поисках выхода он увлекается реакционно-патриархальной
утопией о возможности
О
содержании второго тома можно судить
лишь по дошедшим черновикам и рассказам
мемуаристов. Известен отзыв Н. Г. Чернышевского:
«В уцелевших отрывках есть очень много
таких страниц, которые должны быть причислены
к лучшему, что когда-либо давал нам Гоголь,
которые приводят в восторг своим художественным
достоинством и, что еще важнее, правдивостью
и силой...»
Спор
мог бы быть решен окончательно только
последней рукописью, но она утеряна
для нас, по - видимому, навеки.
4.
Путешествие к
смыслу
Каждая
последующая эпоха по-новому открывает
классические творения и такие грани
в них, которые в той или
иной мере созвучны ее собственным
проблемам. Современники писали о «Мертвых
душах», что они «разбудили Русь»
и «пробудили в нас сознание о
нас самих». И ныне еще не перевелись
в мире Маниловы и Плюшкины, Ноздревы
и Чичиковы. Они, конечно, стали другими,
чем были в те времена, но сущности
своей не утратили. Каждое новое
поколение открывало в
Такова судьба
великих произведений искусства, они
переживают своих творцов и свою
эпоху, преодолевают национальные границы
и становятся вечными спутниками
человечества.
«Мертвые
души» - одно из самых читаемых и
почитаемых произведений русской классики.
Сколько бы времени не отделяло нас
от этого произведения, мы никогда
не перестанем изумляться его глубине,
совершенству и, наверное, не будем
считать наше представление о
нем исчерпанным. Читая «Мертвые
души», впитываешь в себя благородные
нравственные идеи, которые несет
в себе каждое гениальное творение
искусства, и незаметно для себя
сам становишься и чище и прекраснее.
Во
времена Гоголя в литературной критике
и искусствознании часто
Будьте
не мертвые, а живые
души. О названии
поэмы Гоголя
Воропаев В. А.
Гоголь
любил повторять, что не будут
живы его образы, если каждый читатель
не почувствует, что они взяты "из
того же тела, из которого и мы". Это
свойство гоголевских образов - некую
узнаваемость, близость душе каждого
из нас - отмечали уже современники
писателя. "Не все ли мы после юности,
так или иначе, ведем одну из жизней
гоголевских героев? - записал в
своем дневнике Герцен в июле 1842
года. -Один остается при маниловской тупой
мечтательности, другой - буйствует a la
Nosdreff, третий - Плюшкин..." "Каждый
из нас, - говорил Белинский, - какой бы
он ни был хороший человек, если вникнет
в себя с тем беспристрастием, с каким
вникает в других, - то непременно найдет
в себе, в большей или меньшей степени,
многие из элементов многих героев Гоголя".
Как
ни странно, у Герцена и Белинского
духовный подход к проблеме: в православной
аскетике есть понятие присутствия
любого греха в человеке; если он
обратится к своей душе, то увидит
все... и среди всего - нечто преобладающее.
Общепризнано, что определяющей чертой
гоголевских ти-пов является пошлость.
Но что такое пошлость? В старом, первоначальном
значении, ныне уже утраченном, пошлый
- обыкновенный, заурядный, ничем не примечательный.
В начале шестой главы "Мертвых душ"
Гоголь употребляет это слово именно в
таком значении. Автор говорит, что прежде,
в лета его юности, ему случалось подъезжать
к какому-нибудь новому месту и оно представало
перед ним своею "не пошлою наружностью".
По
словам Гоголя, главное свойство его
таланта определил Пушкин: "Он
мне говорил всегда, что еще
ни у одного писателя не было этого
дара выставлять так ярко пошлость
жизни, уметь очертить в такой
силе пошлость пошлого человека, чтобы
вся та мелочь которая ускользает от
глаз, мелькнула бы крупно в глаза всем".
Белинский оспорил пушкинское определение
"дара" Гоголя. Особенность таланта
Гоголя, утверждал критик, "состоит
не в исключительном только даре живописать
ярко пошлость жизни, а проникать в полноту
и реальность явлений жизни... Ему дался
не пошлый человек, а человек вообще, как
он есть, не украшенный и не идеализированный".
Однако
чем же тогда пошлый человек отличается
от не пошлого? Тот же Белинский писал,
что "порядочный человек не тем отличается
от пошлого, чтобы он был вовсе чужд всякой
пошлости, а тем, что видит и знает, что
в нем есть пошлого, тогда как пошлый человек
и не подозревает этого в отношении к себе;
напротив, ему-то и кажется больше всех,
что он истинное совершенство". Пошлость
у Гоголя - это печать духовного убожества,
которое можно найти в каждом человеке.
Герои Гоголя пошлы, так как они мертвы
духовно. Поэтому своеобразным ключом
к смыслу поэмы является ее название.
Прежде
всего, оно имеет буквальное значение,
связанное с сюжетом. Мертвые
души - это "товар", который покупает
Чичиков, а именно души умерших крестьян,
которые по ревизским сказкам
числятся живыми. Недаром Коробочка
жалуется Чичикову: "Народ мертвый,
а плати, как за живого". Гоголь
вкладывает в уста Чичикова и других
героев поэмы по отношению к приобретенным
душам слово "мертвые" вместо принятого
в официальных документах "убылые".
В этой связи Погодин писал ему 6 мая 1847
года: ""Мертвых душ" в русском
языке нет. Есть души ревизские, приписные,
убылые, прибылые". Гоголь хотел придать
этими словами особенный смысл не только
афере Чичикова, но и всему произведению.
Гораздо
важнее буквального - иносказательный,
метафорический смысл названия поэмы.
Мертвые души - это помещики и
чиновники, сам Чичиков. Этот смысл
был очевиден уже для первых читателей
Гоголя. Так, Герцен записал в дневнике
в 1842 году: "...не ревизские - мертвые
души, а все эти Ноздревы, Маниловы
и tutti quanti - вот мертвые души, и мы
их встречаем на каждом шагу".
Но
есть в названии книги и глубокий
духовный смысл. Он раскрыт Гоголем
в предсмертной записи: "Будьте не
мертвые, а живые души. Нет другой
двери, кроме указанной Иисусом Христом,
и всяк, прелазай иначе, есть тать и разбойник".
По Гоголю, души его героев не вовсе умерли.
В них, как и в каждом человеке, таится
подлинная жизнь - образ Божий, а вместе
с тем и надежда на возрождение. О том,
что такое жизнь и смерть души, говорит
один из великих учителей Церкви, преподобный
Симеон Новый Богослов: "Христос приходит,
и пришествием Своим воскрешает мертвую
душу, и дает ей жизнь, и дарует благодать
видеть, как Он Сам воскресает в ней и ее
воскрешает. Таков закон новой жизни о
Христе Иисусе, что Христос Господь благодатию
Святаго Духа приходит к нам и воскрешает
умерщвленные души наши, и дает им жизнь,
и дарует очи видеть Его Самого, бессмертного
и нетленного, живущим в нас. Прежде же
чем душа соединится с Богом, прежде чем
узрит, познает и восчувствует, что воистину
соединена с Ним, - она бывает совсем мертва,
слепа, бесчувственна; но при всем том,
что мертва, все же по естеству своему
бессмертна".
В
Толковом словаре Владимира Даля
одно из значений слова "мертвый"
- "человек невозрожденный, недуховный,
плотской или чувственный". Это значение
близко к тому, в котором употребляет данное
слово и Гоголь. Например, Манилов ведет
жизнь исключительно материальную (плотскую,
чувственную), поэтому настоящей жизни
(то есть духовной) в нем нет: он мертв,
как и другие помещики, как и сам Чичиков.
Выражению
"мертвые души" именно Гоголь придал
тот специфический смысл, в котором
мы употребляем его и сегодня.
Однако писатель шел здесь от евангельской
традиции, к которой и восходит
понимание "мертвой" души как духовно
умершей. Гоголевский замысел созвучен
христианскому нравственному
Есть
основания полагать, что намек
на предстоящее нравственное перерождение
Павла Ивановича Чичикова содержится
уже в самом его имени. В
мировоззренческих
Было
бы, однако, неверным думать, что в
последующих томах Гоголь намеревался
сделать Чичикова "добродетельным
человеком". Гоголевские высказывания
на этот счет, как и уцелевшие
главы второго тома, не дают оснований
для такого заключения. Александр
Матвеевич Бухарев (в монашестве
архимандрит Феодор), не раз беседовавший
с Гоголем о его сочинении,
в позднейшем примечании к своей
книге "Три письма к Н.В.Гоголю,
писанные в 1848 году" рассказывает: "Помнится,
когда кое-что прочитал я Гоголю
из моего разбора "Мертвых душ",
желая только познакомить его
с моим способом рассмотрения этой
поэмы, то и его прямо спросил,
чем именно должна кончиться эта
поэма. Он, задумавшись, выразил свое
затруднение высказать это с
обстоятельностию. Я возразил, что мне
только нужно знать, оживет ли, как следует,
Павел Иванович? Гоголь как будто с радостию
подтвердил, что это непременно будет
и оживлению его послужит прямым участием
сам царь, и первым вздохом Чичикова для
истинной прочной жизни должна кончиться
поэма".
По
всей вероятности, Гоголь хотел провести
своего героя через горнило испытаний
и страданий, в результате которых
он должен был бы осознать неправедность
своего пути. Этим внутренним переворотом,
из которого Чичиков вышел бы другим
человеком, по-видимому, и должны были
завершиться "Мертвые души". Знаменательно,
что как в "Ревизоре" настоящий
ревизор появляется по повелению
царя, так и в поэме в воскрешении
героя должен был принять участие
сам Государь.
Возродиться душой должен был не только Чичиков, но и другие герои, - даже Плюшкин, может быть, наиболее "мертвый" из всех. На вопрос архимандрита Феодора, воскреснут ли прочие персонажи первого тома, Гоголь отвечал с улыбкой: "Если захотят".
Духовное
возрождение - одна из высших
способностей, дарованных человеку,
и, по Гоголю, этот путь открыт
всем. И это возрождение должно
было совершиться на основе "коренной
природы нашей, нами позабытой"