Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:03, реферат
Изучению творчества писателей начала 19 века уделено, на мой взгляд, мало внимания. Но их произведения были тем фоном, на котором появились другие произведения литературы. Проза начала 19 века характеризовалась движением от романтизма к реализму. Творчество писателей – романтиков отличали интенсивность и острота переживания, сознание могущества и свободы человеческого духа, бурная эмоциональность, напряжённость стиля, резкие контрасты. В то же время отразилось начавшееся пробуждение общенационального самосознания.
Введение…………………………………………………...3
Изучение творчества Н.Ф. Павлова……………………...4
Заключение………………………………………………...15
Примечания………………………………………………..16
Список литературы………………………………………..18
30-е годы –
годы расцвета творчества
В эти же годы (1841-44) с “примерным рвением” служил чиновником особых поручений при московском генерал – губернаторе Д. В. Голицыне. В скором времени вынужден был уйти в отставку. “Новые повести” (1839) были встречены достаточно прохладно, хотя и в них писатель оставался верен своим взглядам на современное ему общество, как на больное, в котором господствуют эгоизм, стяжательство, корыстолюбие, презрение к человеку не знатному, не сановному, не титулованному. Исследователи уже отмечали, что в повестях можно обнаружить черты социальной сатиры, предваряющей гоголевскую. Так, его превосходительство в повести “Демон” изображен в духе “значительного лица” гоголевской “Шинели”. В повести “Миллион” писателю удается, по мнению Крупчанова, достоверно рассказать историю взаимоотношений двух людей, искаженных денежными расчетами. Это повесть о загубленных ложными отношениями чувствах, о проникновении буржуазных отношений в высший свет.
Шестью повестями
заканчивается творчество Павлова
- прозаика. В первые годы после женитьбы
у Павлова немало литературных планов.
Но планы не реализуются, и начатое
не заканчивается. Здесь проявлялась
и пресловутая павловская лень, в
которой упрекали его, и над которой
посмеивались, чуть ли не все его
приятели. Не стало и такого стимула
для литературной работы, как материальная
заинтересованность. Литературные занятия
оттесняются на задний план другими
интересами и обязанностями. Новый
образ жизни, увлечение хозяйственной,
предпринимательской
Григорьян К. Н. в
своей статье “Судьбы романтизма
в русской литературе” говорит:
“Творчество Павлова –
К концу 30-х годов
работа по построению повествовательного
языка продвинулась настолько, что
читатели, прошедшие до этого школу
прозы Карамзина и поэзии Жуковского,
стали говорить слогом персонажей романтических
повестей, а создатели этих повестей,
в свою очередь, черпали словесный
материал непосредственно из живого
разговорного русского языка. Отсюда пошла
русская художественная проза, вскоре
давшая Гоголя и Лермонтова, многим
обязанных романтической
Литература русского романтизма с присущим ей демократизмом отразила жизнь общественную на самых разных её уровнях – от дворца и светского салона до купеческих палат и нищих петербургских углов. И главная роль, по мнению Сахарова, здесь принадлежала романтической повести, этому подвижному и многоликому жанру, творчески освоившему обширные пространства тогдашней русской жизни. Поэтому Белинский точно назвал русскую романтическую повесть формой времени, выразившей идеи времени. Поражает быстрота возникновения, и развития романтической повести.
Судьба русской
романтической повести была неразрывно
связана с судьбой
Менялась и роль автора в произведении. Известно, что в романтических произведениях автор стоит, как правило, в центре событий и повествования. Между тем стремление к расширению материала и в этом случае изменило соотношение сил в пользу реализма. В тех произведениях, в которых доминирующее значение автора в повествовании ослабевало и “власть обстоятельств” начинала управлять характером героя, способ изображения действительности заметно преображался. Примером этого является творчество Н. Ф. Павлова. “Три повести” Н. Павлова, тяготея к романтическому повествованию, тем не менее, явно обнаруживают сдвиг к реалистической прозе. В этих повестях художественный мир романтизма разрушался как бы изнутри. В творчестве Павлова романтическая повесть предельно приблизилась к реалистической манере письма и психологизму, однако все её победы одержаны на территории романтизма, что ещё раз выявило гибкость и жизнеспособность этого жанра русской прозы. Антикрепостнический настрой прозы Павлова знаменовал поворот к реализму. В 30-е годы 19 века выдвигались чисто нравственные проблемы жизни “простолюдинов”, крестьян; герои, как правило, были людьми незаурядными, талантливыми музыкантами, артистами, живописцами, особенно остро переживавшими своё крепостное состояние.(22)* Страдания исключительных, одарённых людей описывались в традициях старой, романтической повести. Некоторый байронизм героев не лишал их конкретности. От неизбежности судьбы, определяемой “потусторонними” причинами, был сделан шаг к реалистической мотивировке характера в жизни. Человек – общество. Эти проблемы были социально заострены в повестях Павлова. Многоплановость развития образа стала одной из отличительных черт его прозы. Но главное, считает Шаталов С. Е., что “линии изображения” жизни, намеченные Павловым в каждой из “Трёх повестей”, пересекались в одной точке, сходились к одной мысли о коренных социально-политических обстоятельствах, определяющих судьбы людей. Связь была намечена. Оставалось закрепить её. Но его повести оставались ещё романтическими по способам воссоздания характеров и по ряду черт поэтики. Повести Павлова продолжали традиции русской демократической литературы 18 века. Они более значимы: окружающий мир зримо входил в их содержание, условия общественного бытия становились в центре повествования.
Русская романтическая повесть, вместившая в себя богатейший мир идей и проблем нескольких поколений русских людей, была творческим ответом отечественной литературы на всеобщую потребность в новых мыслях, чувствах, художественных формах. В течение двух десятилетий находилась она в центре читательского внимания. И всё же к началу 40-х годов немалые возможности романтической повести были в основном исчерпаны, и писатели старшего поколения уже не могли отвечать на непривычные требования новых читателей. Русская литература 40-х годов ответила на этот вопрос “Героем нашего времени” Лермонтова, “Мёртвыми душами” Гоголя, прозой писателей “натуральной школы” и “Бедными людьми” молодого Достоевского. Эти произведения обозначили собой новую эпоху в развитии отечественной прозы и подвели черту под недолгой, но чрезвычайно насыщенной русской романтической повести века.