Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:47, контрольная работа
Эпос (от греч. epos — слово, рассказ, песня) — повествовательный род литературы, один из основных её родов . Этот род литературы ведёт своё происхождение и получил своё название «эпос» от народных поэм-песен, сложенных в древние времена в Греции, повествовавших о больших исторических событиях в жизни народа. Свод таких древних повествовательных народных песен-поэм о легендарных героях и их героических подвигах носит название народный героический эпос. В отличие от драмы, отражающей жизнь в действии, в показе на сцене жизненных картин, поведения, поступков и переживаний человека в определённых жизненных обстоятельствах, в отличие
План.
1.Введение. Характеристика эпического рода литературы…………………..2
2.Виды эпоса:
а) Эпопея…………………………………………………………………..4
б) Роман…………………………………………………………………....7
в) Повесть…………………………………………………………………13
г) Рассказ…………………………………………………………………..15
д) Новелла…………………………………………………………………16
е) Очерк……………………………………………………………………18
3. Заключение……………………………………………………………………21
4. Список литературы…………………
Эпос и его виды.
План
1.Введение. Характеристика эпического рода литературы…………………..2
2.Виды эпоса:
а)
Эпопея………………………………………………………………
б)
Роман…………………………………………………………………
в)
Повесть……………………………………………………………
г)
Рассказ……………………………………………………………
д)
Новелла……………………………………………………………
е)
Очерк…………………………………………………………………
3. Заключение……………………………………………………
4. Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Эпос (от греч. epos — слово, рассказ, песня) — повествовательный род литературы, один из основных её родов . Этот род литературы ведёт своё происхождение и получил своё название «эпос» от народных поэм-песен, сложенных в древние времена в Греции, повествовавших о больших исторических событиях в жизни народа. Свод таких древних повествовательных народных песен-поэм о легендарных героях и их героических подвигах носит название народный героический эпос. В отличие от драмы, отражающей жизнь в действии, в показе на сцене жизненных картин, поведения, поступков и переживаний человека в определённых жизненных обстоятельствах, в отличие от лирики, отражающей жизнь в отдельном человеческом переживании — мыслях и чувствах человека, — в эпосе жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживаниях в различных обстоятельствах, его отношении к разнообразным явлениям жизни, к другим людям и т. д. Типология эпического рода получила глубокую разработку в трудах классиков эстетики — Аристотеля, Лессинга, Шеллинга, Гегеля, Белинского и других. Все они сходятся на мысли о том, что эпический писатель дает объективную картину мира, повествует о том, что как бы развивается само собою, по своим, ему присущим законам. В эпосе исключительно велико значение событийности. В произведениях эпического рода обычно рассказывается о каком-либо «случае», «происшествии», «истории», приключившихся с героями и раскрывающих определенные стороны человеческого общества, позволяющие понять его сущность. Художник-эпик изображает людские радости и горести для того, чтобы раскрыть причины, обусловившие их возникновение. В эпическом произведении внешние обстоятельства определяют поведение действующих лиц, их настоящее и будущее. Герой действует как будто свободно, согласно своей воли, а в действительности все его поступки детерминированы окружающими его условиями. В этой связи важна мысль Гегеля: «...судьба царит в эпосе, а не в драме, как это обычно считается»[ Н.А.Гуляев. Теория литературы. М., 1985, с 119]. «Рок» в эпическом искусстве проявляется не только как вмешательство богов в жизнь персонажей («Илиада», «Одиссея» и др.). Гегель вкладывает в свое положение более широкий смысл. Он говорит о всесилии внешних обстоятельств, определяющих поведение человека, подчиняющих его своей непреоборимой власти. В произведениях эпического рода писатель выступает как аналитик, исследователь действительности, выясняющий обстоятельства, заставившие персонажей совершить те или иные поступки. Причем эти побудительные причины он находит вне человека. В рассказах Чехова в роли судьбы выступает вся система общественных отношений России, обезличивающих человека. Атмосфера чинопочитания, господствующая в обществе, лишила экзекутора Червякова («Смерть чиновника») и полицейского надзирателя Очумелова («Хамелеон») человеческого достоинства. В «Войне и мире» Л. Толстого судьба — это сцепление независимых от воли полководцев и царей исторических событий, определивших исход войны. Побеждает русская армия, так как полководец Кутузов сообразует ее действия с историческими законами. Эпическое произведение рисует жизнь в ее самодвижении. Герой не определяет развития событий. Иногда в эпическом произведении рассказывается о происшествии, явившемся как бы выражением волевого акта героя. Очумелов («Хамелеон») сам несколько раз меняет отношение к происходящему. Но в действительности все эти события не результат свободной воли, а плод «судьбы». В рассказах Чехова все определяет подтекст. Рисуя «активность» Очумелова, писатель на самом деле хочет подчеркнуть его безволие, полную пассивность. Для эпического творчества, в связи с особенностями его специфики, обязателен образ повествователя, рассказчика. Иногда автор скрывается за вымышленным лицом («Повести Белкина» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя), иногда ведет повествование от своего имени («Записки охотника» Тургенева). Гегель родовую черту эпического искусства усматривал в том, что в нем не видно личности художника, его симпатий, пристрастий и т. п. Эту точку зрения справедливо оспаривал Белинский. Критик подчеркивал, что не было, нет и не будет такого изображения действительности, где бы не слышался голос самого автора, где бы умирало его мнение. Даже в «Илиаде», считающейся образцом художнической объективности, отчетливо ощущается отношение Гомера к своим героям.
Эпопея.
Жанры эпического рода имеют
большую и малую формы.
Роман.
Роман — большая эпическая форма: произведение, в котором отражается широкий круг жизненных явлений; картина человеческой жизни дана в её сложности, столкновении и борьбе интересов разнообразных классов и слоев общества, в переплетении жизненной судьбы многих действующих лиц в произведении; жизненный путь человека, его характер освещается в романе в различные периоды жизни в разнообразных его проявлениях.
Для романа характерны следующие признаки:
- разветвленность сюжета, множественность сюжетных линий; нередко центральные герои романа имеют "свои" сюжетные линии, автор подробно рассказывает их историю (история Обломова, история Штольца, история Ольги Ильинской, история Агафьи Матвеены в романе Гончарова "Обломов");
- многообразие персонажей (по возрасту, социальным группам, характерам, типам, взглядам и т.д.);
- глобальность тематики и проблематики;
- большой охват художественного времени;
- проработанный
исторический фон,
Повесть.
Повесть — средняя форма повествовательной литературы: произведение, в котором жизнь героя в основном освещена в каком-либо одном её периоде; отражается менее широкий, чем в романе, круг жизненных явлений; картина человеческой жизни представлена с меньшей её сложностью; жизненный путь человека освещается в столкновениях и взаимоотношениях с другими людьми. Обычно принято говорить о переходности повести, промежуточном положении между большими и малыми повествовательными видами, о зыбкости ее жанровых границ. Это во многом справедливо. Действительно, часто трудно отграничить повесть от рассказа или от романа. В родовом, типологическом плане она ничем от них принципиально не отличается. В работах Н. Берковского, В. Кожинова, А. Нинова и некоторых других литературоведов делается попытка определить своеобразие повести, исходя из ее содержания, общей тональности повествования, и тем самым провести демаркационную линию, отграничивающую ее от романа. Отмечается, что повесть нового времени по своим основным признакам — прямой наследник тех житий и повестей древнерусской литературы, в которых рассказывается о действительной жизни исторических деятелей (например, Александра Невского) или обыкновенных людей, ставших на путь благочестия (о Петре и Февронии, об Ульянии Осоргиной и других). В связи с этим подчеркивается, что наиболее полно особенности «повестной» формы раскрываются в произведениях биографического характера, таких, как «Семейная хроника», «Детские годы Багрова-внука» С. Аксакова, трилогия Л. Толстого, биографические циклы Н. Гарина-Михайловского, М. Горького и других писателей. В них действительно повествуется о событиях, имевших место в жизни. Однако эпичность, неторопливость повествования не есть обязательный признак всех повестей. Некоторые из них отличаются большим драматизмом, острой конфликтностью и тем самым сближаются с романом. Таковы, например, повести Гоголя («Шинель», «Невский проспект», «Записки сумасшедшего»), раскрывающие страдания, трагическую судьбу маленького человека в условиях крепостнической действительности. В них повествуется уже не о действительных событиях реальной жизни, а о том, что случается или может случиться с людьми в обществе, основанном на беззаконии, на власти «значительных лиц». Повествуя о горестной участи своих героев, Гоголь все внимание сосредоточивает на анализе причин, вызвавших драматические ситуации. В гоголевской манере написаны повести Достоевского «Двойник», «Хозяйка», «Неточка Незванова», отличающиеся глубоким психологизмом и трагическим колоритом. Они вполне заслуживают название «маленькие романы». Таким образом, при жанровой классификации, установлении границ между отдельными видами эпического рода необходимо руководствоваться показателями не только количественного, но и качественного характера, следует учитывать тип мышления писателей. Одни из них, в зависимости от своей общественно-политической, эстетической позиции и отчасти психологического склада, создают произведения спокойного, эпического плана. Так писали, например, Пушкин, Тургенев, Гончаров. «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Дым», «Обломов», «Обрыв» напоминают разросшиеся повести. У Лермонтова, Гоголя, Достоевского, напротив, все дышит романным духом, пронизано острыми коллизиями. В жанре повести выступают такие мастера, как К.Паустовский («Кара-Бугаз», «Колхида»), В. Тендряков («Не ко двору»), Ч. Айтматов («Джамиля», «Прощай, Гульсары!») и другие.
Рассказ.
Рассказ — малая эпическая форма . Он отличается меньшим объемом, чем повесть, сосредоточен на изображении какого-либо одного события часто в жизни одного лица, причем нередко раскрывает какую-нибудь одну его черту. Чехов в «Человеке в футляре» подчеркивает прежде всего консервативность сознания Беликова, его страх перед всякими новшествами («как бы чего не вышло»). Однособытийность, однопроблемность — характерные особенности рассказа как жанра. Рассказчик исследует, как правило, ситуацию, в которой наиболее рельефно проявляет себя герой. В основе рассказа лежит обычно какой-то отдельный жизненный случай, повествование, которое характеризуется «замкнутостью» (имеет начало и конец) и в котором достаточно полно раскрываются черты изображаемого события или человеческого характера. Рассказ требует от писателя величайшего мастерства, умения на малом пространстве уложить многое. В исключительной сжатости изложения, спрессованности, художественной насыщенности — своеобразие малой эпической формы. Рассказчик сосредоточивает внимание только на основном, отбрасывая все уводящее в сторону. Исключительно большую художественную нагрузку несет в рассказе деталь, являясь одним из важнейших средств типизации. Все повествование стянуто в рассказе к одному узлу, что придает повествованию художественную цельность. Писатель-рассказчик пропускает второстепенные звенья или только о них упоминает. Джек Лондон советовал Анне Струнской: «Запомните следующее: нужно ограничить рассказ предельно тесными хронологическими рамками — днем, если можно, часом, а если, как это иногда бывает в лучших рассказах, приходится охватывать большой период времени месяцы, то просто намекните, бегло, между прочим, сообщите о прошедшем времени и ведите рассказ только о решающих моментах» [ Н.А.Гуляев. Теория литературы. М., 1985]. Рассказ рассчитан на целостное восприятие, на чтение без перерыва, «залпом», иначе художественное воздействие утратит свою силу. Непрерывность впечатления требует от рассказчика максимального лаконизма. С наибольшим эффектом он должен использовать то время, которое ему предоставляет жанр. И достигает он этого умелым применением всех находящихся в его распоряжении средств — от выбора материала до его идейно-эстетической обработки. Следовательно, небольшой объем рассказа признак не формальный, это показатель его особой содержательности.
Новелла. К малой эпической форме относится также новелла. Четких признаков, отграничивающих ее от рассказа, нет. Однако исследователи находят ряд специфических черт в ее структуре, которые с наибольшей отчетливостью обнаруживались в начальный период становления и развития новеллистического жанра. Новелла возникла в эпоху Возрождения. Она сформировалась в условиях подъема европейского гуманизма, когда еще не обозначились кризисные явления, приведшие к рождению романа и трагедии. Она принесла с собой новое отношение к феодальным формам жизни, к средневековой морали. Ее герой (в творчестве Франко Сакетти, Поджо Браччолини, Матео Банделло и особенно Джованни Боккаччо) был выразителем идей протеста против какого бы то ни было стеснения прав личности, ее естественных стремлений. В связи с особенностями содержания, основанного на том, что герой, обуреваемый пылкими страстями, прибегает ко всевозможным уловкам и достигает желанной цели, новелла обладает весьма динамичной интригой. Она часто строится на комизме положений, ей недостает психологической разработки характеров. В основе новеллы лежит нередко какое-нибудь необычное происшествие из жизни отдельного человека или анекдотический случай с острой неожиданной развязкой. Этими чертами новелла отличается от рассказа, в котором повествуется о самых обычных событиях действительности, ничем внешне не примечательных. Новеллист избегает подробных бытовых, историко-этнографическнх зарисовок. Герой раскрывается им прежде всего не в общественно-политической, а в моральной сущности. Жанр новеллы после эпохи Возрождения получил широкое распространение в творчестве романтиков. И это вполне естественно: как романтически настроенные герои, так и персонажи в новеллистике Ренессанса были протестантами против окружающей их действительности. Но в XIX в. этот протест был несколько иного рода—духа, а не плоти. Носителем его стала духовно богатая личность, томящаяся в мире, где царствуют вещи, где человек подчинен условностям аристократического быта. Герой романтической новеллы страдает. Он — существо рефлектирующее. Его жизнь дает богатый материал для создания острых психологических ситуаций. В эпоху романтизма новелла в связи с борьбой романтиков за национальную самобытность литературы и искусства приобретает помимо психологизма национальный колорит — новеллы В. Ирвинга («Рип Ван Винкль»), Гофмана («Золотой горшок», «Крошка Цахес»), рассказы Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»), тяготеющие по своим особенностям к новеллистическому жанру. Вообще для романтизма с его резкой противопоставленностью идеала и действительности, «духа» и «материи» характерен д р а м а т и з м мировосприятия, «новеллистичность» мышления, обусловливающие появление произведений с «новеллистическими» чертами. В эпоху критического реализма, когда основной чертой литературы становится исследование жизни в целях выяснения трагической судьбы человека и народа, новелла как жанр постепенно утрачивает свою доминирующую роль. Намечается тенденция вытеснения ее рассказом, изображающим явления жизни в их будничном, естественном течении, не отличающиеся особой драматической напряженностью, но имеющие познавательную и эстетическую ценность. Рассказчик часто вводит в повествование большой этнографический материал, чем вторгается в область очеркиста (Г. Успенский и другие). Но в XIX в. новелла не исчезает. В психологическом варианте она продолжает жить в творчестве писателей, близких по своему мышлению к романтикам (Мериме, Шницлер, Гофмансталь и другие). В критическом реализме новелла трансформируется, приобретает синтетический характер, совмещает в себе острый драматизм, психологизм и социально-исследовательскую направленность. Таковы новеллы Мопассана («Пышка», «В порту», «Мадемуазель Фифи»), Т. Манна («Тонио Крегер», «Смерть в Венеции»).