Эпос и его виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 10:47, контрольная работа

Описание

Эпос (от греч. epos — слово, рассказ, песня) — повествовательный род литературы, один из основных её родов . Этот род литературы ведёт своё происхождение и получил своё название «эпос» от народных поэм-песен, сложенных в древние времена в Греции, повествовавших о больших исторических событиях в жизни народа. Свод таких древних повествовательных народных песен-поэм о легендарных героях и их героических подвигах носит название народный героический эпос. В отличие от драмы, отражающей жизнь в действии, в показе на сцене жизненных картин, поведения, поступков и переживаний человека в определённых жизненных обстоятельствах, в отличие

Содержание

План.
1.Введение. Характеристика эпического рода литературы…………………..2
2.Виды эпоса:
а) Эпопея…………………………………………………………………..4
б) Роман…………………………………………………………………....7
в) Повесть…………………………………………………………………13
г) Рассказ…………………………………………………………………..15
д) Новелла…………………………………………………………………16
е) Очерк……………………………………………………………………18
3. Заключение……………………………………………………………………21
4. Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Эпос и его виды.docx

— 53.56 Кб (Скачать документ)

  Очерк.

    Разновидностью  эпического рода является очерк.. В определении его жанровой специфики нет единства. Одни исследователи  своеобразие очеркового жанра видят в документализме, другие —в публицистической заостренности. Эти признаки действительно часто встречаются в очерковой литературе, но они не обязательны в каждом очерковом произведении и, следовательно, не являются показателями его жанровой определенно. Так, во «Фрегате „Паллада"» Гончарова налицо документальность, но не чувствуется публицистической страстности. Рассказ о путешествии ведется в спокойных описательных тонах. Есть немало очерковых произведений с вымышленными героями, придуманными сюжетными линиями («Власть земли» Г. Успенского, «По Руси» Горького и другие), но жизненность их от этого не снижается.          В чем же специфичность очеркового жанра? В чем его отличие от других эпических жанровых структур? При рассмотрении этого вопроса следует учитывать прежде всего предмет изображения, характерный для очерковой литературы. Очерк отличается от других видов эпического рода универсализмом своих интересов. Ему подвластна вся действительность в ее отношении к человеку. У него нет излюбленных жизненных явлений, преимущественных тем и мотивов. Если автора эпопей интересуют события, важные с национальной точки зрения, если романист и рассказчик сосредоточивают внимание на судьбе человека, то очеркист «всеяден» и универсален. Он художническими средствами даст информацию о жизни во всем се объеме. Он рисует в своем творчестве картину нравов, политической, экономической, социальной жизни на определенном этапе ее исторического развитая. Он не проходит мимо природы, заглядывает в ее кладовые, запечатлевает ее красоту, создает портреты общественных, политических деятелей, людей труда, работников науки, искусства. Все человечески ценное оказывается в орбите его внимания, находит отклик в его душе. Это не означает того, что в каждом очерке получает свое отражение вся полнота жизни. Отдельные очерковые произведения захватывают лишь небольшую частицу действительности, но очерковая литература в целом дает всеобъемлющую картину внешней жизни. С ней в этом смысле не может соперничать ни один из повествовательных жанров.     Однако специфика очерка не только в широте охвата жизненных явлений, но и в самом подходе к их изображению. Очеркист, в отличие от романиста, рассказчика, прослеживает не судьбу человека (в продолжение часа, дня, нескольких лет и т. д.), его интересует общественная жизнь так таковая во всех ее измерениях (политическом, моральном, экономическом и пр.). Он исследует ее течение, ее состояние. Отсюда взволнованность повествования, публицистическая страстность в оценке изображаемого.  Очеркист имеет дело не только с объективным потоком жизни, не только с природой, общественными отношениями, но и с людьми. Но человек в его творчестве опять-таки частица саморазвивающегося общественного, исторического процесса. Герой очерка интересен прежде всего тем, что он представляет какие-то стороны общественного сознания, позволяет понять какие-то тенденции исторического развития. Поэтому аналитичность — характернейшая черта очерковой литературы, логически вытекающая из предмета ее изображения и ее задач. Очерк может быть по форме публицистическим, беллетристическим, лирическим и т. п., но цели его всегда одни и те же — дать объективную картину действительности, заострить внимание на важных явлениях жизни, поддержать новое, подвергнуть критике то, что препятствует прогрессу. Очерк нередко называют синтетическим жанром, отмечая тем самым сочетание в нем элементов беллетристики и научного исследования. Однако далеко не все очерковые произведения обладают этими признаками, поэтому они не могут рассматриваться как всеобщие. Очерк относится к эпическому роду. С эпосом его сближает, во-первых, наличие рассказчика, во-вторых, установка на раскрытие объективного состояния мира. В то же время очерковая форма специфична. В романе или рассказе содержание раскрывается в процессе взаимодействия характеров, их сцепления, притяжения и отталкивания; они определяют движение сюжета, завязку и развязку произведения. Очерк в данном плане более субъективен. В нем авторское начало дает себя знать значительно сильнее. Очеркист сам ведет повествование, которое движется его мыслью. Он отбирает такой материал, который позволяет ему развить необходимую идею. При определении жанровой структуры очерка не принимаются в расчет размеры произведения. Очерк может быть предельно лаконичным, вмещаться в несколько сотен строк, развертываться в большие очерковые полотна. Очерк — это не только «Четверть лошади» Г. Успенского или «Фронт» Л. Рейснер, но и «Письма русского путешественника» Карамзина, «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, многотомные «Картины Парижа» Мерсье, «Мелочи жизни» Салтыкова-Щедрина и другие. Большие по объему очерковые произведения не следует именовать очерковыми романами, так как романного принципа изображения жизни в них нет. Лучше их называть очерковыми книгами или циклами.

  Заключение.

     Всякий  художник изображает действительность в ее взаимодействии с человеком. Существует три разновидности этих связей, они и определяют специфику  каждого литературного рода. В  эпосе сталкиваются человек и  общество, в драме противостоят характеры, в лирике раскрываются переживания  личности, вызванные теми или иными  явлениями жизни.        Своеобразие связей, составляющих предмет изображения , накладывает свою печать на способ воспроизведения жизни. В эпосе повествуется, рассказывается о тех или иных событиях, определивших судьбу человека или характер его поведения. Основное здесь – раскрыть определенное «состояние мира», дать его оценку с человеческой точки зрения.             Эпос распадается на виды и жанры, представляющие общности меньшего объема, но сохраняющие основные типологические черты.  В жанре эпического рода закрепляется тип взаимоотношения человека с окружающем его миром; причем человек также фиксируется в определенном типологическом качестве как лицо частное или представляющее нацию, народ.        Бывает, что один тип имеет место в ряде произведений одного и того же рода. Так, например, в романе, повести , в новелле, рассказе изображается судьба частного человека, преследующего не государственные, а личные цели. В этом случае один жанр отличается от другого объемом , развитием и другими признаками.   Виды того или иного рода делятся на подвиды в зависимости от тематики или какого-либо другого признака. Например, романы делят на исторические, приключенческие и др. 
 

Список  литературы:

  1. Н.А.Гуляев. Теория литературы. М., 1985

  2.Е.М.  Мелетинский. Введение в историческую  поэтику эпоса и романа. М.,1986

  4. Мелетинский  Е.  М.   Происхождение  героического эпоса: Ранние формы и архаические памятники. М, 1963.

  5. М. М. Бахтин. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975

  6. Огнев А.В. О поэтике современного рассказа. Саратов, 1973. 
 
 

Информация о работе Эпос и его виды